Как известно исследователям, награды Белой армии — наградные и памятные Знаки Белого движения и российских эмигрантских организации достаточно полно описаны в работах П.Пашкова, А.Кузнецова, Д.Пemepca, А.Буякрва, некоторые другие публикациях. Отдельным разделом белогвардейские награды представлены также в каталогах Вернона и Берлина.
Сами награды и знаки сохранились в основном в музеях и частных коллекциях за рубежом, хотя надо отметить, что в последние 10—15 лет отдельные экземпляры попадают и в Россию — как из-за исторического интереса к ним, так и в связи с довольно высокими ценами на них и переориентацией рынка. Повышенный спрос на достаточно редкие знаки немедленно вызвал волну подделок и «новоделов», исполненных на весьма высоком профессиональном уровне. Тем не менее все исследователи считают, что есть еще и немало пробелов, которые следует восстановить в истории этих наград. Естественно, лучше всего исследованы наградные знаки белых армий юга, севера и запада России, знаки, учрежденные в военных лагерях уже после эмиграции. А вот награды Белого движения на востоке России хотя и изучены, но повезло им гораздо меньше. Объясняется это в основном особенностями исхода из России дальневосточной ветви эмиграции. В этой связи сравнительно полно исследованы Крест Архангела Михаила Уральского казачества, ордена «Освобождение Сибири» и «За великий Сибирский поход» Директории и Колчака, крест Ачинского конно-партизанского отряда, крест атамана Семенова и знаки Особого маньчжурского отряда.
В сборнике статей «Российский антикоммунизм в Северном Китае. 1937 — 1942» автор почерпнул данные о знаке-ордене «Возрождение Азии», который учредила антисоветская эмиграция, объединившаяся под патронажем оккупационных японских властей вокруг так называемого Центрального антикоммунистического комитета (ЦАК) российской эмиграции в Китае. Сборник статей издан на русском языке в г. Тяньцзине в 1943 году и, судя по всему, давно стал библиографической редкостью.
В одной из его статей сообщалось, что «антикоммунистическая российская эмиграция в Северном Китае имеет свой знак-орден «Возрождение Азии». Согласно Статуту Ордена, он предназначен для награждения российских эмигрантов-антикоммунистов за заслуги и активную работу на антикоммунистическом поприще». Статут предусматривал также награждение «иностранных друзей русской эмиграции». Награждение производилось приказами ЦАК, по ходатайству региональных антикоммунистических комитетов, как правило, дважды в год — к новогоднему празднику и в дни годовых смотров российской эмиграции. К сожалению, в сборнике ЦАК есть только описание ордена и черно-белый его рисунок. «Знак орден «Возрождение Азии» представляет из себя овал, в середине которого, на темно-золотистом фоне эмали, изображен Белый меч, пронзивший красную звезду, символизирующую коммунизм, и окаймленный надписью «Возрождение Азии». Знак-орден имеет три степени, разница в этих степенях определяется цветом окружающей знак каймы: 1-й степени — черной, 2-й степени — синей и 3-й степени — зеленой. Знак-орден носится на ленте цветов русского национального флага...».
«Согласно Статуту Знак-орден носится на левой стороне груди, где военные ордена, и обязателен для ношения во всех торжественных случаях и в общественных местах, при всех официальных посещениях и приемах и торжествах.
К настоящему времени Знак-орден «Возрождение Азии» первой степени имеют восемь человек, второй степени — 40 и третьей — свыше 200...».
Данные в сборнике приведены по состоянию на 1943 год, поэтому с полным основанием можно предположить, что вообще награждений было больше. С неменьшей долей вероятности можно предположить и то, что первую степень получили руководители ЦАК и их японские «попечители». Итак, что же собою представлял этот самый ЦАК?
Его основатель и организатор — бывший белый офицер, есаул Евлампий Николаевич Пастухин, скорее всего выходец из амурского или забайкальского казачьего войска. После поражения белых на Дальнем Востоке перешел в Китай и в составе группы офицеров служил в китайской шандунской армии, боровшейся с китайскими коммунистами и их отрядами. Белоэмигранты громко именовали себя «Русской группой войск армии маршала Чжан Цзу-чана». После роспуска «русской группы» в 1928 году Пастухин прибыл в Тяньцзинь, сотрудничал в газете «Наша Заря», редактировавшейся И.Миллером, создал тяньцзиньский отдел Союза казаков на Дальнем Востоке и Амурскую казачью станицу. Уйдя из газеты в 1932 году, он стал выпускать машинописные «бюллетени», а затем газету «Голос Азии», переименованную позже в «Возрождение Азии».
В 1936 году, 29 ноября, под руководством японцев был создан эмигрантский антикоммунистический союз, призванный помогать японцам и немцам. С этой же целью организовали русский антикоммунистический комитет под председательством все того же Е.Н.Пастухина. С приходом японских войск в Тяньцзинь японцы уже открыто поддержали Пастухина, а при содействии майора Таки к 9—10 октября 1937 года был создан ЦАК — Центральный антикоммунистический комитет. Председателем его стал Пастухин, земестителем — Селим Караевич Караев, секретарем — Николай Михайлович Губанов. Сборы свои ЦАК приурочивал к 11 числу каждого месяца — антикоммунистическому дню у японцев.
В одном из сообщений ЦАК говорилось: «В октябре 1940 года введены антикоммунистические значки бело-черно-оранжевого имперских цветов, символизирующие имперские иеалы эмиграции». 9 декабря 1941 года ЦАК объявил, что российская эмиграция находится в состоянии войны со всеми врагами Японии. Конечно, деятельность ЦАК не является предметом рассмотрения этой публикации, поэтому мы лишь напомним здесь, что истинными «хозяевами» ЦАК в Тяньцзине и его филиалов в некоторых городах Китая были именно японские военные власти, создавшие для этого так называемые «российские отделы». Первым начальником такого отдела в 1937 — 1939 годах был майор, позднее — подполковник Така, вторым (1939— 1942) — подполковник Ватасэ. В Тяньцзине ЦАК опекал Иокаяма, а в Пекине — Накао. «Высоким покровителем» ЦАК в Северном Китае стал генерал-майор Амомия, непосредственную связь с лидерами осуществлял поручик Хатано. Все эти японцы, вероятнее всего имели знаки-ордена «Возрождение Азии» высоких степеней. Помимо уже названных нами «вождей» ЦАК награды могли получить «члены ЦАК» И.М.Пономаренко, Д.М.Михайлов, члены тяньцзиньского комитета ДП.Духовской, В.Ю.Сокольницкий, Г.Д.Почекунин, председатели тяньцзиньского АК Е.Л.Трухин, Д.Семенов, А.А.Соколов, пекинского — В.О.фон Клемм, А.И.Малков, А.Г.Бакакин, Б.Н.Калачев, В.И.Розанов, циндаоского — Б.В.Меленецкий, А.ТМалков, калганского — В.А.Филатов, Ю.В.Галицкий, чифусского — И.Н.Кузнецов.
Известно, что предвидя свою незавидную судьбу после поражения Японии, Е.Н.Пастухин в 1945 году застрелился в Харбине.
В силу ряда причин большинство эмигрантов выехало из Китая в середине и конце 1950-х годов — в СССР, Австралию, США. Знак-орден ЦАКа как бы растворился на огромных просторах. Нелегко определить его пути-дороги сегодня. Тем внимательнее, думается, надо вглядываться в старые эмигрантские фотографии, изучать не очень презентабельные на вид эти знаки. Возможно, кто-то из наших коллекционеров имеет подобный знак-орден, но, увы, не знает истории его создания.
Цель этой публикации — предоставить всем, кто заинтересован, тот минимум сведений, которым мы располагаем, и попытаться дать реконструкцию знака-ордена и его степеней по имеющемуся черно-белому изображению и описанию.
К сожалению, данных о металле, из которого изготовлялся знак-орден, нет. Как нет и сведений о нумерации и о способах крепления его к одежде — то ли это была булавка, то ли винт.
Владимир ЗАВЕРШИНСКИЙ
Фото из собрания М.С. Селиванова
Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования № 6 (58) июнь 2008 стр. 128