До недавнего времени интерес к изделиям фарфорового довода Миклашевского был не столь уж значителен, а ассортимент предметов, появляющиеся на антикварном ринке, весьма ограничен и всем хорошо известен.
Едва ли не самыми популярными были фигура Жанны д'Арк и характерной формы вазы, декорированные «кабошонами», имитирующими драгоценные камни, хотя встречались и другие фигуры, остававшиеся, как правило, невостребованными. Специалистам также хорошо были известны знаменитые чернильницы с фигурами-шаржами на трех известных французов: романиста Шарля Нодье, журналиста Армана Марраста и писателя Шарля-Поля де Кока. Но, увы, они всегда оставались раритетами, и мало кому удалось приобрести их в свои коллекции (см.: Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования, №10(11), 2003, с. 56-57).
Ситуация изменилась в последние годы, когда один из московских бизнесменов начал собирать фарфор завода Миклашевского и преуспел в этом деле, создав за несколько лет вполне серьезную коллекцию. Одновременно произошли существенные изменения на антикварном рынке. На волокитинский фарфор заметно поднялись цены, и появились многочисленные подделки, чему способствовала простота написания и нанесения на готовое изделие самой распространенной фирменной марки завода Миклашевского, а также тот факт, что его продукция во многом подражала популярным европейским тенденциям, а порой и прямо повторяла европейские и российские фарфоровые образцы.
Тем не менее надо отметить, что волокитинский фарфор всегда сохранял свой особенный, можно сказать, малороссийский колорит, привлекая покупателей необычайной жизнерадостностью, декоративностью, неожиданными находками и необычайным разнообразием ассортимента.
До сих пор единственным серьезным источником о деятельности завода Миклашевского служила книга Ф.С. Петряковой «Украинский фарфор», в которой ему была посвящена одна глава. К сожалению, обладая достаточно серьезным аналитическим текстом, книга очень слабо проиллюстрирована и не дает цельного представления о продукции завода. К тому же в ней допущены досадные ошибки и неточности.
Тем важнее становится изучение истории завода и его продукции, а также жизни и деятельности создателя этого уникального производства Андрея Михайловича Миклашевского. Этому, безусловно, будет способствовать выход в свет двухтомного исследования автора с многочисленными иллюстрациями, подробным каталогом и марочником.
* * *
«Самое лучшее время нашего детства провел я в Волокитине Глуховского уезда Черниговской губернии, принадлежавшем деду моему с материнской стороны Андрею Михайловичу Миклашевскому. Имение это было универсалом Мазепы признано за предком моего деда стародуб- ским полковником Михаилом Андреевичем Миклашевским. Я много ездил по Украине, и нахожу, что в смысле расположения это было одно из наикрасивейших имений.
Прекрасный просторный деревянный дом в стиле Александровского Empire, с одной стороны лужайка, у лужайки знаменитая Волокитинская церковь, вся внутренность которой была отделана Волокитинским фарфором, и чудный вид на реку, пластичную реку Клевень, являющуюся границей между Украиной и Великороссией...».
Этот короткий отрывок из воспоминаний внука А.М. Миклашевского Павло Скоропадського может стать своеобразным эпиграфом к дальнейшему повествованию, так как в нем нашли отражение едва ли не основные его направления.
Действительно, усадьба А.М. Миклашевского в Волокитине, по воспоминаниям его современников, была одной из красивейших на Украине и по праву считалась жемчужиной садово-паркового и архитектурного строительства. К сожалению, время не пощадило ее, как и многие другие памятники культуры: она была разрушена, не пережив октябрьских событий. Последней в 1956 году была уничтожена уникальная церковь.
Владелец усадьбы и основатель фарфорового завода, прекрасными изделиями которого была украшена не только церковь, но и главный дом и другие постройки усадьбы, был личностью поистине незаурядной. Андрей Михайлович Миклашевский (4.06.1801—1895) происходил из украинского рода казацких старшин Миклашевских (древний польский род Остоя), ведущего свое начало от Андрея Миклашевского, казака Чигиринской сотни, упоминаемого в «Реестре 1649 года». Богатое село Волокитин А.М. Миклашевский получил в наследство от своего прославленного деда М.А. Миклашевского, а тот, в свою очередь, как мы теперь уже знаем, от самого Мазепы. Окончив в 1819 году Императорский Царскосельский пансион, А.М. Миклашевский служил корнетом в Ахтырском гусарском полку, а завершил свою службу 22 марта 1824 года штаб-ротмистром в отставке. Иными словами, высоких чинов и громких званий по военной линии он не выслужил. Затем, живя попеременно то за границей, то в Волокитине, он занимался исключительно своими делами. Женившись в 1836 году на московской красавице Д.0. Олсуфьевой, А.М. Миклашевский навсегда поселился в родовом поместье и занялся его благоустройством. Сначала был построен дом, затем фарфоровый завод и, наконец, церковь с уникальным фарфоровым иконостасом.
К сказанному хотелось бы добавить еще несколько строк, характеризующих его как человека. Упомянутый выше внук вспоминал, что Андрей Михайлович «будучи изысканно вежливым, одновременно был сух с окружающими, знался только с людьми определенного круга общества, ел только изысканные блюда, всегда безупречно одевался». Кроме того, «он был чрезвычайно осторожен со своим здоровьем, мало ел, мало пил, постоянно посещал за границей выдающихся врачей для исследования состояния своего здоровья. Следил больше за тем, что делается в политической жизни Франции, нежели за тем, что происходило в России. Был западным человеком в полном объеме этого слова». При этом он был умным, образованным человеком и прекрасным хозяином.
Говоря о европейском стиле жизни А.М. Миклашевского, нужно помнить, что совсем рядом с его усадьбой, через маленькую речку Клевень, которую, в отличие от Днепра, могла перелететь любая птаха, простиралась Великороссия, и Украина была лишь небольшой частью гигантской империи. И Россия, как мы увидим, оказывала значительное влияние на образ жизни и практическую деятельность А.М. Миклашевского, связанную, прежде всего, с построенным им фарфоровым заводом.
Официальной датой основания завода считается 1839 год. Безусловно, толчком к реализации проекта послужили два немаловажных фактора: это наличие поблизости месторождения лучшего в России каолина, позволявшего изготовлять фарфор высочайшего качества, а также наличие собственной бесплатной рабочей силы — крепостных селян. Правда, справедливости ради надо заметить, что к работе привлекались люди и по вольному найму, преимущественно из окрестных селений, из «государственных крестьян и казаков», и даже «мастеровые московские».
Предприятие было построено по проекту двух архитекторов — братьев Франсуа и Августа Дартов. Причем Франсуа Дарт выступил главным организатором производства и был первым директором завода; к тому же он прославился как знаток декорирования фарфора. Скорее всего, именно этим обстоятельством объясняется влияние французского фарфора на продукцию Миклашевского. Его брат Август в большей степени специализировался в области технологии и имел тесные производственные связи не только во Франции, но и на заводе братьев Корниловых и Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге. После Ф. Дарта «старшим на фабрике» был крепостной Миклашевского Федор Кириллович Петруня. По архивным документам известно, что ранее он учился «фарфоровому делу» на фабрике под Москвой, что тоже не могло не сказаться на художественном облике продукции завода Миклашевского. Особо следует подчеркнуть, что оба директора, Ф. Дарт и Ф. Петруня, работали под постоянным контролем А. Миклашевского, и, следовательно, он принимал непосредственное участие в формировании общей художественной направленности производства.
Изначально мануфактура создавалась как коммерческое, конкурентоспособное предприятие. Не случайно, приняв участие в промышленной выставке в первый же год своего существования, завод А.М. Миклашевского получил большую серебряную медаль. С самого начала функционирования предприятия ее владелец ориентировался на продажу изделий не столько «на месте», сколько в крупных городах и на ярмарках. В частности, он имел собственные магазины в Петербурге (на «Невской улице»), в Киеве и Москве. Точные сведения о поставке волокитинского фарфора к императорскому двору отсутствуют, как не сохранилось и конкретных свидетельств о продаже фарфора Миклашевского за границу, за исключением, может быть, Персии.
1840-е — первую половину 1850-х годов следует считать периодом расцвета завода Миклашевского. За высокое техническое качество, разнообразие, художественные достоинства и самобытность на Промышленной выставке 1849 года волокитинский фарфор был награжден золотой медалью.
Причины угасания волокитинского производства, наметившегося уже к середине 1850-х годов, неоднозначны. И все-таки главным фактором стала отмена крепостного права в России, которая напрямую коснулась и Малороссии. По дошедшим до наших дней воспоминаниям (пересказам) местных жителей, все работники в 1861 году в «день воли» разом оставили на гончарных кругах незаконченную посуду и ушли с производства, чтобы никогда больше на него не возвращаться. Будучи типичным крепостническим предприятием, Волокитинский завод не мог развиваться без возможности использовать бесплатный труд. Перестроить производство на новой капиталистической основе Миклашевский так и не сумел, и в 1862 году Волокитинский фарфоровый завод официально прекратил свое существование.
* * *
Интерес к фарфору завода Миклашевского в среде коллекционеров возник практически сразу после появления первых изделий на художественно-промышленных выставках, где они были оценены должным образом и заслужили высокие награды и похвальные отзывы в прессе. Не надо забывать и о том, что у Миклашевского существовали свои магазины в Петербурге, Киеве и Москве. Волокитинский фарфор постоянно продавался в купеческих лавках в Чернигове, Харькове и других крупных городах. Особое место в сбыте весьма обширного ассортимента занимали ярмарки — в Киеве, Харькове, Чернигове, Полтаве, Ромнах, Кро- левце, Нижнем Новгороде и других местах.
Столь активная деятельность по «внедрению» продукции своего завода, ориентированная прежде всего на обширный отечественный рынок, сыграла свою роль. Завод Миклашевского вошел в число самых известных российских предприятий, добился заслуженного коммерческого успеха, а наиболее интересные в художественном отношении, эксклюзивные изделия стали приобретать немногочисленные тогда собиратели русского фарфора. Наиболее полной и со вкусом подобранной в то время была, бесспорно, коллекция А. Скоропадской, для которой лучшие изделия завода подбирались систематически.
Как известно, в полной мере увлечение российским фарфором сложилось в конце XIX — первом десятилетии XX столетия и достигло своего расцвета к началу Первой мировой войны. К этому времени относится большинство известных коллекций, послуживших впоследствии основой многих современных музейных собраний. Сказанное в полной мере относится и к заводу Миклашевского. Яркие, декоративные, запоминающиеся волокитинские изделия входили в состав многих дореволюционных частных собраний. На Украине своими коллекциями прославились нежинский антиквар Золотницкий и путивльский кондитер Салодуб.
Эльвира САМЕЦКАЯ
Иллюстрации предоставлены автором.
№80 стр. 46