Венецианское стекло эпохи Ренессанса — это великая веха в истории мирового стеклоделия. Непревзойденное искусство мастеров острова Мурано открыло новую великолепную страницу в развитии стекла, значение которой переоценить невозможно. Роскошное венецианское стекло неразрывно связано с Адриатикой, оно впитывает и отражает необыкновенный осязаемый серебристо-розово-голубой вибрирующий венецианский воздух. Оно рождено яркостью и пестротой венецианских праздников, красотой венецианских палаццо, колоритом венецианской живописи, праздничной роскошью венецианских одежд из золотистых парчовых тканей, тончайших кружев, серебряных и золотых украшений с драгоценными камнями. Оно рождено Венецией.
Становление культуры венецианского стеклоделия происходило на основе давних традиций поздней античности и творчества византийских мастеров. Немалое влияние оказало искусство Востока, а также древние знания, сохранившиеся в монастырских хрониках. Освоение великого опыта прошлого позволило достичь в искусстве стекла замечательных результатов и завоевать мировую славу.
История венецианского стеклоделия неотделима от истории Венецианской республики. По преданию, будущее могущественное государство на Адриатике стало развиваться с V века (ок. 451 г., ранее эта территория была частью римской провинции Аквилея — «дачное место римских патрициев»). Острова заселялись римскими гражданами из прибрежных районов Венето и Фриули, которые не пожелали находиться под властью короля лангобардов, а хотели получить покровительство императора Византии. Одновременно, спасаясь от гуннов, там селились и жители северной части Италийского полуострова и побережья (среди них — племя венедов). От континента острова отделял 4-километровый пролив, от моря защищала узкая песчаная коса Лидо, которая также превратилась в пристанище беглецов. Острова были низкими, возвышались всего на несколько десятков метров над уровнем моря, поэтому их постоянно отвоевывали у водной стихии трудолюбивые жители. Постепенно на островах лагуны выросло большое поселение.
В VI—IX веках эта часть Адриатики находится под властью Византии, будучи почти независимой в политическом отношении. С 697 года островом управляет Совет во главе с дожем — пожизненно выбранным главой государства (первым был Паолуччио Анафеста по имени Догадо). В IX веке обитатели Лидо перебираются на более крупные центральные острова лагуны, среди которых самый большой назывался Рива Альто (буквально — «высокий берег»). Здесь вырос город, называемый Риальто, в 810 году сюда из Маламокко была перенесена резиденция дожа, превратив Риальто в столицу островов — Венецию, которая «стремительно возвышается как могучий торговый город»1. Обитатели островов чувствовали себя в безопасности, защищенные водой лучше самых мощных крепостных стен.
В X веке Венеция — «прекрасная, богатая, могущественная, самовластительная» становится самостоятельной республикой, а в следующем столетии получает привилегии свободной торговли с Византией. Дальнейшие взаимоотношения с великой империей были сложными, тем не менее Венеция укрепляла свое могущество на Адриатике и неустанно богатела. Постепенно «половина Европы сделалась данницей города, рожденного из лона лагун»2.
В 1201 году дожем Венеции был избран Энрико Дан- доло — личность с характером воина и «пламенным темпераментом вождя». Девяностолетний Дандоло, «весьма мудрый и весьма доблестный», несмотря на возраст и недуги «...держался бодро, был красив собой и... неукротим», заслужив сравнение с Улиссом (римское имя греческого героя Одиссея). Его правление знаменуется укреплением государства. Успехи экономического развития республики во многом были обеспечены ее географическим положением и монопольным владением морскими торговыми путями.
Вскоре Венецианская республика предоставляет рыцарям-крестоносцам свои корабли и принимает участие в четвертом крестовом походе. Венецианское войско возглавляет слепой девяностопятилетний Энрико Дандоло. После разгрома Константинополя венецианцы в полной мере пользуются плодами победы — в 1204 году с ипподрома Константинополя в Венецию была привезена квадрига и установлена на соборе св. Марка. Созданная в Греции квадрига Аполлона находилась в Риме на форуме Траяна. Константин Великий перенес ее в Константинополь, новую столицу своей империи, на ипподром. Оттуда в качестве трофея квадрига попала в Венецию. Наполеон отправил квадригу в Париж вместе с крылатым львом с колонны св. Марка — символа Венецианской республики. В 1815 году квадрига и лев, без двух больших карбункулов-глаз, вернулись в Венецию.
Республика расширяет свои территории на Востоке и утверждается как морская держава. Из Византии в Венецию вывозят драгоценности и произведения искусства, а также искусных ремесленников — ткачей, златокузнецов, плетельщиков кружев, стеклоделов. Они создают основу будущего процветания всех отраслей венецианской промышленности, которые очень скоро принесли Венеции, «достойнейшей среди равных», славу крупнейшего художественного центра эпохи Ренессанса. С конца XIV века Венеция занимает ведущее место в промышленности и торговле Средиземноморья и долго сохраняет совершенно особый статус среди итальянских городов-государств.
С XIV века интересы Венецианской республики устремляются на Запад. В 1380 году она сокрушает могущество Генуи и подчиняет себе города Ломбардии — Брешию, Падую, Равенну, Римини, Верону и др. Через столетие, после захвата турками Константинополя в 1450 году, положение Венеции усложняется, так как она теряет восточные морские порты. В XVI веке, с открытием торговых путей в Индию и Новый Свет, перенесение их из Средиземноморья в Атлантику лишило Венецию монопольного положения на море. С появлением новых рынков в Испании, Португалии, Англии, Голландии Венеция утрачивает свои торговые преимущества и былое положение среди европейских государств. В 1571 году битва при Лепато и разгром Венецией под предводительством дожа Себастьяно Вениера турецкого флота на некоторое время приостановили падение могущества Венецианской республики. На протяжении последующих десятилетий она всеми силами старается сохранить политическое значение в Европе и накопленные за несколько столетий богатства.
С начала XVIII века начинается угасание царицы Адриатики. В конце столетия, в 1797 году, Венецию захватывают французские войска Наполеона. Несколько позже завоеванные территории становятся предметом обмена, и в Венецию вступают австрийцы, господство которых длится до 1848 года, когда после революционных событий Венеция вновь становится свободной. В 1866 году Венецианская республика входит в состав Итальянского королевства.
Венецию издавна называли «светлейшей» или республикой св. Марка — по имени патрона города (в 829 г. два венецианских купца, переодетых в монашеское одеяние, тайно перевезли мощи св. Марка из Александрии в Риальто. Св. Марк сменил св. Теодора в качестве покровителя города). С тех пор, как в соборе св. Марка упокоились мощи евангелиста, Венеция превращается в религиозный и политический центр. Современники считали ее управление образцовым. Она представляла собой не чисто республиканскую форму, а соединение монархии, олигархии и республики. Во главе стоял избираемый пожизненно дож, власть была представлена Большим Советом, впервые появившимся около 1000 года. В реальности правление сосредоточивалось в руках Сената и Верховного трибунала — Совета Десяти. В начале XVI века появляются еще три инквизитора для расследования государственных преступлений. Де-факто Венецией управляла аристократическая верхушка, состоявшая из представителей родовитых семей, занесенных в так называемую «Золотую книгу». Только они могли входить в Большой Совет. Сенат руководил делами церкви, избирая епископов. Лица духовного звания имели право на государственные должности.
Среди итальянских городов-государств Венеция занимает совершенно особое положение. Она становится центром гуманистической культуры эпохи Высокого Ренессанса. Молодые венецианцы из знатных патрицианских семей получали блестящее образование в знаменитом падуанском университете. В самой Венеции юноши обучались в школах (скуолах) на Риальто и в Сан-Марко, где преподавали гуманитарные науки — логику и философию, а также изучали искусство эпохи античности. Стены школ были расписаны знаменитыми художниками, изображавшими сюжеты из библейских сказаний и античной мифологии. В Венеции — богатой торговой республике, государстве купцов и мореходов — искусство и культура развивались без настойчивого влияния церкви. Не случайно у ее жителей появилась пословица: «Прежде всего мы венецианцы, а потом уже христиане». Культура и духовная жизнь Венеции носила откровенно светский
На протяжении столетий город застраивался великолепными дворцами — «один другого величественнее». Они образовали фантастически красивый архитектурный ряд вдоль центрального канала (Grande Canal) — главного парадного водного проспекта Венеции. Канал лишен набережных, поэтому создается иллюзия, что «великолепные чертоги венецианских вельможей» — «мраморные балконы, гранитные лестницы, крыльца»3 вырастают прямо из воды. Венеция слыла городом неземной красоты, не случайно великий Гете назвал ее «мечтой, сотканной из воздуха, воды, земли и неба».
Процветающая и богатая, она в своей культуре соединила наследие цивилизаций Востока и Запада и, по словам современников, была в XV — XVI веках «самым великолепным городом Европы». В Венеции царит атмосфера гуманизма, в ней развиваются искусство и науки, живут и творят великие архитекторы и художники — Андреа Мантенья, Джентиле и Джованни Беллини, Карпаччо, Джорджоне, Тициан, Веронезе, Тинторетто. Постепенное ослабление экономического и политического значения не помешало венецианской республике использовать накопленные богатства и возводить дворцы, общественные здания, устраивать великолепные публичные празднества. Тем самым Венеция пыталась утвердить в чужих и собственных глазах былую мощь. По-прежнему важнейшим источником доходов республики остаются венецианские ремесла, среди них особую роль играют кружевоплетение, ткачество и стеклоделие. Значение Венеции эпохи Ренессанса в области развития стеклоделия можно сравнить лишь со значением Александрии эпохи эллинизма.
До XII века центром стекольного производства на территории Италии считался небольшой городок Алтаре, расположенный на западном побережье, недалеко от Генуи. После крестовых походов и появления на венецианской земле мастеров из Византии, знания и талант которых был чрезвычайно востребован, стеклоделие в Венеции активно развивается. На протяжении XII—XIV веков складывается собственный тип венецианского стекла, расцвет и слава которого приходятся на последующие столетия.
Уже в XII веке появились первые мастерские по изготовлению смальты для мозаик собора св. Марка, в них работали приглашенные мастера из Византии и обучались местные ремесленники, которые издавна выдували простые формы бытового стекла. В 1224 году в Венеции создается гильдия стеклоделов, которая объединила изготовителей мозаики, а также выдувальщиков (fiolari) традиционной посуды. Постепенно складывается система изготовления стекла по отраслям: выделяются производители плоского стекла (cristalleri), посуды, зеркал (speechiai), а также бисера, стекляруса, стеклянной галантереи и украшений (conterie). В 1271 году в Венеции появляется первый Статут, или Капитулярий, касающийся производства стекла.
В 1291 году Большой Совет из различных практических соображений, в том числе и опасения пожаров, приказывает перенести все стекольные мастерские на остров Мурано (римский Амуранум), расположенный в двух километрах от города (до XIII в. был самостоятельным поселением, на нем возводили виллы богатые венецианцы). Маленький остров, окруженный лагуной, был разделен надвое широким, извивающимся в виде петли каналом. «Это почти река, которая течет ниоткуда и никуда». Он обладал особыми условиями, способствующими изготовлению чистого стекла — отсутствием пыли и влажным морским соленым воздухом. В тесной венецианской застройке сохранились только маленькие горны на расстоянии 15 шагов от домов.
Изоляция производства стекла не только избавляла Венецию от пожаров, но и выполняла охранительную функцию — Совет Десяти принимал все меры к тому, чтобы производство стекла осталось привилегией только Венеции. С конца XIII века Большим Советом издаются указы, которые впоследствии неоднократно подтверждаются, запрещающие вывозить из Венеции всяческие материалы для приготовления стеклянной массы, а также делиться секретами мастерства и основывать стеклодельные мануфактуры за пределами республики. С XIV века стекольные мастера не имеют права покидать Мурано без разрешения Совета Десяти, передвижение их всячески ограничивается.
Большой интерес представляют выписки из закона 1454 года о перебежчиках:
1) «Если какой-нибудь рабочий или мастер перенесет свое искусство из Венеции в другое место к ущербу республики, ему будет послан приказ вернуться».
3) «Если он повинуется, прошлое ему будет прощено и ему будет устроена мастерская в Венеции... Если, несмотря на заключение в тюрьму его родственников, он будет упорствовать в желании остаться на чужбине, за ним вслед будет отправлен агент, которому будет поручено убить его».
4) «После его смерти, его родные будут выпущены из тюрьмы» 4.
Этот закон соблюдался на протяжении нескольких веков, а его нарушение беспощадно каралось. Правители Венеции оберегали секреты стеклоделия как государственную тайну. Очевидное стремление к подобной изоляции было продиктовано сугубо экономическими причинами, так как охрана технологии вела к увеличению доходов от торговли стеклом.
В XIV веке на «острове стеклодувов» закрепляется строгая цеховая организация с жесткой системой обучения во всех видах производства (arti) и выполнением по окончании учебы образцового изделия (prove). Во главе каждого цеха стоял избираемый гастальд (guastaldo). Владельцев печей называли патроном (patroni), он платил налог, имел право принимать учеников (apprendisti discipuli) на восемь лет, должен был кормить работников и заключать договоры с мастерами (magistrati) и подмастерьями (lavorantes operati). Сыновья патрона наследовали производство. Работа цехов подчинялась жестким установкам: распределение излишков сырья, применение в качестве топлива только ольхи или ивы, запрещение принимать мастерами иностранцев и др. Работы производились с января по август, остальное время было отведено торговле, которой занималось республиканское правление.
В XV веке жители Мурано, несмотря на существенные ограничения в передвижении, получают ряд привилегий: собственный суд на острове, собственную администрацию, право чеканить собственную монету. Венецианской полицией запрещалось появляться на острове. Каждый житель Мурано имел право носить два кинжала (правда, в одних ножнах). С 1445 года стеклоделы Мурано имеют своего представителя — нунция — в Большом Совете. К привилегиям относилась и возможность заключать браки между стекольными мастерами и знатными венецианками. Такой брак признавался равным. Владельцы стеклоделательных печей и лучшие мастера были состоятельными людьми. Когда в Венеции праздновали «Вступление дожа в должность» (с XIII в.) с церемонией на воде и суше, «особенно выделялись люди из Мурано — на их барках были живые петухи, на мачтах развивались флаги», «одежда была алая, отделанная мехом, на голове — венки из жемчуга с золотым обручем, в руках — фляги, бокалы и иные их чудесные произведения»5.
Венецианское стекло относится к типу мягкого содового (натриевого) стекла, характерного для всего Средиземноморья. Оно было тонкостенным, прозрачным и бесцветным, отличалось легкостью, хрупкостью и пластичностью. Ранние стеклянные изделия не были разнообразными, представляя собой простую посуду в виде конусовидных стаканчиков, кувшинчиков с узким носиком, бутылочек с шаровидным туловом и высоким горлом, иногда витым. Донышко бутылочек конусом было вдавлено внутрь. Технически это получалось в процессе соприкосновения двух стеклянных пузырей, один из которых наполовину вдувался в другой, обрезался и оформлялся по краю в виде основания с зубчатым краем. Незамысловатая по форме стеклянная продукция была типична для всей Италии и бытовала на протяжении нескольких веков, о чем свидетельствует живопись эпохи Ренессанса.
В XIII веке в Венецию прибывали торговцы со всей Европы, а в Европе и Азии торговали венецианские купцы, часто в специально отведенных местах. Стекло с острова Мурано везли в швейцарский Базель, Англию и Францию, в страны Востока, где были популярны венецианские лампы для мечетей. Дорогие выдувные венецианские зеркала входили в приданое каждой богатой итальянской и европейской невесты, а с XIV века получили распространение линзы для очков. Большим спросом пользовалось химическое стекло (приборы для дистилляции) и парфюмерные флаконы. На азиатский рынок поставлялись стеклянные украшения — бисер, бусы, поддельные камни и жемчуг (arti del margaritatio). Постепенно Венеция становится очевидным монополистом в изготовлении стекла и торговле им, равного которому не было в Италии и Европе.
Больших успехов стеклоделы достигли в XV столетии — они научились разнообразно окрашивать стекло и создали совершенно прозрачное бесцветное стекло наподобие горного хрусталя. Решение двух основных задач, стоящих на протяжении веков перед мастерами Мурано, превратило дело их рук в предмет роскоши — стекло «di pompa di parte».
Особенная природа Лагуны наградила венецианцев обостренным чувством цвета, которое нашло выражение во всех видах искусства, поэтому такими настойчивыми оказались поиски технологий обогащения красочной гаммы стекла. Уже к концу XIV века была разработана рецептура окрашивания стеклянной массы во время варки в лазурно-синий (azzurro), фиолетовый или аметистовый (vetro viola или pavonazzo) и зеленый цвета. Врожденная колористическая чувствительность способствовала смелому сочетанию прозрачного цветного стекла и полихромной эмалевой росписи, которой его украшали. Она выполнялась эмалью в холодном состоянии (decorazione a smalto) с последующим отжигом. (Технология живописи на стекле была известна и в Древнем Риме. Наряду с применением отжига использовали также метод росписи без последующей горячей обработки — «Pittura a freddo».) Развитие живописи на стекле связывают с именем Анжело Баровие- ра (ок. 1424—1461), который стал основателем известной династии мастеров, много сил и умения вложивших в искусство стекла. А. Баровиер — типично ренессансная личность, для которого творчество было неотделимо от новых познаний. Он дружил с венецианскими гуманистами, посещал философские собрания на Rialto, был просвещен и образован. Большой мастер своего дела, Баровиер обладал не только опытом, но и профессиональными знаниями, так как обучался у знаменитого химика Паоло Годи ди Перигола.
До конца XV века в росписи преобладали сюжетные сцены, источником которых служили литературные произведения и гравюры. В начале XVI века распространяется орнамент в виде гротеска и арабески. Обычаем стало создание свадебных кубков (сорра nuziale или сорра amatorie), на которых изображались портреты жениха и невесты, аллегорические сюжеты, связанные со свадебными торжествами, а также растительные композиции, символизирующие благополучие семейной жизни (птицы, кролики, гроздья винограда, плоды апельсина, лимона, граната — нередко его половинки со спелыми гроздьями). Полагают, что А. Баровиер украсил роскошную синюю чашу с портретами дамы и молодого человека в медальонах, между которыми изображены свадебные сюжеты: сцена соблазна Адама и Евы, «фонтан невинности», кавалькада всадников. Живопись на цветном прозрачном стекле сохраняла популярность до середины XVI века.
Одновременно с прозрачным в конце XIV века появилось также непрозрачное стекло, уподобленное красной яшме. К началу XVI века особенно высоко ценили стекло, напоминающее полудрагоценный камень, — халцедоновое (calcedoni) или агатовое. Изготовление цветного глушеного стекла имеет богатую традицию, связанную с искусством мозаики, которым Венеция славилась с XI века. Через столетия древний опыт пригодился для создания роскошной посуды и украшений. Халцедоновое стекло считалось высочайшим достижением стекольной продукции Венеции. Оно получалось методом многократного нагревания и смешивания стеклянной массы, в которую добавлялись оксиды различных металлов в качестве красителей, а также повторного ее вальцевания (прокатывания). Почти через столетие (1615 г.) Джиролама Магаматти расширил красочную палитру изобретением топазового и гиацинтового стекла, подобного природному камню. В 1617 году его рецептуру повторил Винченцо Миотти.
С конца XV века распространяется молочное стекло «латтимо» (от latte — молоко), рецепт которого был известен еще древнеегипетским мастерам. В эпоху античности его применяли для изготовления мозаик, камей, а также для производства дублированных стеклянных сосудов с последующей камейной резьбой. Импульсом к производству стекла цвета молока в эпоху Ренессанса послужил фарфор, который был завезен в Венецию из Китая купцом-путешественником Марко Поло еще в XIII веке. В XV столетии драгоценные китайские вазы украша- ли дома многих зажиточных венецианцев, но для других итальянских и европейских ценителей роскоши они долго оставались малодоступными.
Воспроизвести баснословно дорогой восточный фарфор нередко пытались итальянские керамисты, но плот- [ ный черепок майолики не позволял добиться близкого сходства с тонкостенной китайской керамикой. Успехов в подражании китайскому фарфору достигли в XVI веке мастера фабрики Медичи. Они изобрели массу, представляющую по составу нечто среднее между керамикой и стеклом, которая получила название «фарфор Медичи» или «порцеланна контрафакта» (поддельный фарфор). Его расписывали синим кобальтом в духе китайских образцов, но не копировали темы и сюжеты. Стекло оказалось более приемлемым материалом для подражания фарфору. Окрашенное в процессе варки, оно имитировало вожделенный фарфор своей белизной и тонкостью. Но в живописи на молочном стекле не повторялись восточные сюжеты и сине-голубая красочная гамма. «Латтимо» украшали в традициях росписи либо прозрачного стекла, либо итальянской майолики. В декоре встречаются мифологические сюжеты, персонажи с гравюр, портреты, пунктирный («точечный») орнамент, свадебные гербы.
Самые ранние документальные сведения о производстве молочного стекла в Венеции (Мурано) относятся к середине XIV века. Их применяли в мозаичном деле и называли «атимум» (латинская форма «латтимо»), В трактате XV века по архитектуре (Антоний Аверлине, 1460 г., книга двадцать пятая) есть фраза: «Свинец и олово делают стекло белым». Известно также о добавке окиси цинка, благодаря которому также возникала белая окраска стекла. Более частые свидетельства о производстве «латтимо» встречаются во многих документах конца XV — начала XVI века, в них вновь упоминаются представители семьи Баро- виер — Джованни и Мария.
Формы молочного стекла были разнообразными, встречаются фляги, свадебные кубки и чаши, солонки, маленькие кубки с крышечками, салатницы, графинчики. Нередко они предназначались для хранения благовоний — духов, румян и др., являясь, в основном, принадлежностью женского туалетного сундучка (cassada conciare il capo). Украшенное эмалевой росписью стекло цвета молока стоило очень дорого и пользовалось в XVI веке большим спросом как в Италии, так и в Европе, где его называли поддельным фарфором. В начале XVII века распространяется полупрозрачное, так называемое опаловое или опалесцирующее (сияющее) стекло. Для его глушения применяли жженую кость или олений рог, иногда добавляли мышьяк. Опаловые стекла, которые ценили за восхитительный нежноголубой оттенок, сохраняли популярность до конца столетия.
Высшим достижением мастеров с острова Мурано является получение чистой бесцветной прозрачной стеклянной массы. Опыты с ее изготовлением велись на протяжении столетий и завершились к 1490-м годам созданием так называемого «кристалло» (vetro cristallo) — венецианского хрусталя. Подобное стекло, известное еще римлянам, венецианцы довели до совершенства. Успехи венецианского стеклоделия по созданию кристалле традиция прежде всего связывает с семьей Баровиер — Анжело и его сыном Марио. «Благородное» кристалле, совершенно прозрачное за счет добавок окиси марганца, которые уничтожили прежний легкий зеленовато-желтый оттенок, высоко ценили за чистоту и прозрачность, поэтому декорировали легким орнаментом в виде золотых «чешуек», волны, спирали, треугольников, ромбов, белого эмалевого «жемчужинка» и цветного пунктира. Этот орнамент в науке о стекле получил определение «точечный». Впервые его описала фрейлина испанской принцессы Изабеллы в 1503 году: «Точечки, черточки, маленькие пуговки, зернышки как жемчужинки, эмалевые капли как слезы, маленькие эмалевые камешки как бирюза... Золоченые дуги выглядят как чешуя рыбы». Золотом стекло покрывали по способу, описанному монахом Теофилом в XII веке в книге «De diversis Artibus» или «Schedula Diversarum atrium».
Формы и цветного, и бесцветного стекла в XV веке достаточно крупны, среди них предпочтение имеют чаши на высокой полой ножке. Они близки ранним средневековым металлическим кубкам, прообразом которых являются греческие керамические канфары и килики. Наряду с подобной формой под влиянием европейской готики, которая играла значительную роль в венецианском искусстве эпохи Ренессанса, распространяется кубок в виде высокого стакана или чаши на полой ножке с вертикальными ребрами. Ножку нередко расчленяли на две части выдувным рельефным шариком. Иногда шарик покрывали колючими стеклянными налепами, подражая готическому кубку из металла. Позднероманские и готические приемы пластического декорирования в виде лепных деталей были характерны также и для венецианских стаканчиков.
В XV веке непревзойденное стекло с острова Мурано завоевало мировую славу. Современники восхищались искусством стеклодувов, работы которых стоили чрезвычайно дорого. Нередко правители республики одаривали красивейшим стеклом царственных гостей Венеции. Один из путешественников, посетивший этот город в 1484 году, свидетельствует, что «поистине нигде нельзя найти столь изумительных стеклянных изделий, как те, которые в Мурано выделываются каждый день, и нигде вы не найдете мастеров, умеющих из столь хрупкого материала изготовить вазы такой поразительной красоты, которые их ставят значительно выше золотых и серебряных сосудов, и даже тех, которые украшены драгоценными камнями»6. Автор отметил подлинное предназначение венецианского стекла — быть предметом роскоши и удовольствия, потому что оно появилось в великолепной Венеции, где «вода, море, их блеск и мерцание обязывают к особой пышности»7.
В XVI веке стеклянная продукция «острова стеклодувов» приобретает невероятное разнообразие форм: распространяются большие чаши с ребристой поверхностью, конусовидные стаканы, фляги, кувшины овоидной или шаровидной формы на низкой ножке, чаши с ручками на коротких ножках, тарели, вазы и бокалы. Наряду с традиционной конусовидной формой полой ножки развивается и более сложная, состоящая из плоских дисков, шаров и балясин. Популярным становится выдувной элемент ножки в виде маскарона или головы льва. Цветное стекло постепенно уходит со сцены, и безусловное лидерство принадлежит кристалле. Широко распространяются бесцветные бокалы в виде колокольчика, а также высокие конусовидные «флейты». Особой утонченностью отличались бокалы конусовидной формы или в виде неглубокой плоской чаши-шале, которая покоилась на высокой ножке-балясине (a balaustro), а также великолепные тац- ци. Лаконичностью своей благородной формы балюстр восходил к элементам архитектуры. Бокалы кристалло не нуждались в украшении росписью, своей идеальной прозрачностью они восхищали венецианских художников, которые мастерски изображали изысканное стекло на своих полотнах.
XVI век славится также изобретением новых изощренных методов декорирования, которые неотделимы от процесса выдувания. Возрождается античный прием миллефиори (millefiori), или «стекла тысячи цветов», которое называлось муринной (murrine). Его появление история связывает с именем дочери Анжело Баровиера — Мариеттой. Технология этого мозаичного декора состояла в следующем: множество разноцветных стеклянных тончайших дротиков разогревали и соединяли в пучок, в поперечном сечении которого образовывались звездочки, цветки, розетки. Затем пучок резали на диски, и их вводили в массу стекла. Упрощенный вариант этого приема состоял в прокатывании заготовкой-баночкой по рассыпанным на железном столе цветным крошкам. Из стекла миллефиори изготавливали предметы роскоши, часто оправленные в благородный металл, либо небольшие чаши, названные «vasi fioriti». Во второй трети XVI века из этого разноцветного стекла производят украшения. Миллефиори сохраняло популярность до начала XVII века.
К 1549 году трудами Винченцо да Анджелло даль Галл возрождается неглубокая гравировка алмазным или кремниевым штихелем (graffito»), создающая поверхностный матовый рисунок на стекле, напоминающий паутину кружев. Этот прием был также известен со времен поздней римской античности. Новшеством становится техника кракле, или кракелаж (vetro ghiaccio — ледяное стекло), когда на поверхности бесцветного стекла образуются частые неглубокие трещинки, уподобляющие стекло льду. Они получались быстрым погружением раскаленного стеклянного шара («Ьо1о» — порция стекла) в холодную воду с сохранением высокой температуры внутри. Эффект кракле получали прокатыванием стеклянного шара-заготовки по мелкой стеклянной крошке с последующим выдуванием. Кракле сохраняло популярность до XVIII века.
Около 1520-х годов появляется филигрань (filigrana) — декор, полученный сложным переплетением тончайших полосок молочного или опалового стекла (красные и синие стеклянные нити, как правило, используются за пределами Мурано), внедренных в массу кристалло. Филигранное стекло является исключительно венецианским изобретением и связано с братьями Серена. Эффект, полученный изощренным сплетением стеклянных нитей, напоминает венецианские кружева, которые создавали мастера с соседнего острова Бурано. Стеклянная филигрань имела несколько декоративных вариантов, в равной степени распространенных. Изысканный узор в виде белой сеточки — «рети- челло» (vetro a reticello bianko) создавался с помощью двух стеклянных сосудов, которые имели филигранный рисунок из тонких молочных нитей, наложенных по диагонали в обратном порядке. Их в горячем состоянии погружали
друг в друга, образуя эффект цельного сетчатого плетения с капелькой воздуха в каждой клеточке. Более сложное плетение молочных нитей называлось «риторти» (disegni di ritorti). Вертикальные нити или винтовые дротики образовывали узор «фили» (vetro a fill). Крученую филигранную нить иногда называли «занфирико» по имени заказчика узора — Антонио Санкурико.
В конце XVI века распространился близкий к филиграни, но менее изысканный метод декорирования прозрачного бесцветного стекла вкраплениями белых «перышек». Оно имеет несколько названий: vetro a piume, vetro a penne, vetro a festoni, vetro a fenicio. Технологически перистое стекло изготавливали методом прокатывания заготовки по рассыпанным на металлическом столе согласно заданному узору элементов стекла цвета молока. Сосуды с «перышками» украшали налепами из прозрачного ярко-голубого стекла.
Во второй половине XVI века интерес к эмалевой росписи утрачивается, но сохраняется декор в виде золотой «россыпи» — фрагментарное покрытие золотом стеклянной поверхности. В самом начале XVII века был изобретен метод с эффектом золотых искр в массе стекла. Его авторство связывают с именем потомственного стеклодела Миотти, который хранил тайну своего изобретения. Суть метода состоит в способности кристаллизации медных добавок при остывании стеклянной массы. Полученное стекло бесчисленным мерцанием блестящих «золотых» точек на гладко отшлифованной поверхности напоминало полудрагоценный камень авантюрин, поэтому и было названо авантюриновым (awenturia). Его широко применяли в изготовлении стеклянной галантереи.
Совершенно особое место в искусстве выдувания занимают фигурные сосуды самых причудливых форм: музыкальные инструменты, животные, обитатели морских глубин, кораблики. В век географических открытий последние были невероятно популярны, их называли «маленькое чудо». Кораблики стоили очень дорого и служили драгоценным подарком, предназначенным царственным особам. Их могла заказывать в Венеции европейская знать, которая собирала коллекции прекрасного стекла в так называемых кабинетах (комнатах редкостей). Фигурные сосуды до середины XVII века оставались привилегией только венецианских мастеров.
Таким образом, в XVI веке на основе новых приемов формообразования и декорирования складывается художественный тип венецианского стекла Высокого Ренессанса, который служил образцом для подражания во всех стекольных центрах Европы.
В XVII столетии развитие искусства венецианских | стеклоделов происходит в контексте стилевого направления, названного «новой манерой». Формы стекла, утрачи- : вая строгую ренессансную архитектонику, заметно услож- j няются, на смену живописному декору приходит пластика i в виде разнообразных лепных элементов. Новый тип стекла с острова Мурано, оформленный под влиянием маньеризма, превращается в источник разнообразных художественных интерпретаций в культуре европейского стеклоделия эпохи барокко, получив стилевое определение «фасон де венис» (facon de venise).
Елена ДОЛГИХ
Харт Г. Венецианец Марко Поло. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 1999.
Уваров С.М./Кара-Мурза А. Знаменитые русские о Венеции. М.: Независимая газета, 2001. С. 51-52.
Поголин М.П. Знаменитые русские о Венеции. М.: Независимая
Кубе А.Н. Венецианское стекло. Петербург: Аквилон, 1923. С. 14-15.
Харт Г. Венецианец Марко Поло. М.: Терра-Книжный клуб, 1999.
Кубе А.Н. Венецианское стекло. Петербург: Аквилон, 1923. С. 21.
Герцен А. Размышление о Венеци и /Кара-Мурза А. Знаменитые русские о Венеции. М: Независимая газета, 2001. С. 273.