Несмотря на то что древние китайские мастера достигли вершин искусства в работе с бронзой, а/ /С- в изготовлении керамики и лаковых изделий, равно как и в резьбе по камню (особенно по жадеиту), делать стекло они научились довольно поздно в сравнении с Передней Азией и Египтом, а искусство выдувания стекла появилось в Китае лишь спустя пять веков после его открытия на Ближнем Востоке. В Китае стекло ценилось не так высоко, как в Римской империи, в исламских странах и в Европе. Это привело к тому, что китайские мастера использовали стекло преимущественно для имитации других материалов, например, камня, или как основу для росписи. Вплоть до XVII века, когда стеклянное производство наконец достигло значительных масштабов, сосуды и другие предметы из стекла оставались довольно невзрачными, и мастера-стеклоделы почти не пытались развивать специфическую декоративную технику для стеклянных изделий. Похоже, китайцы скорее полагались на импорт высококлассного стекла из Римской империи, Сасанид ской Персии и исламского мира.
Стеклоделие дошло до Китая в конце периода Чжоу j (около 1122—249 гг. до н. э.). В гробницах IV и III веков до н. э. найдены бусинки-«глазки» западного происхождения. Другие бусинки, явно сделанные в подражание бусам западной работы, были найдены в тех же гробницах, и на основании анализа их составных частей, в частности бария, ученые предполагают, что они были сделаны в Китае. Таким образом, это самые древние стеклянные предметы китайского происхождения. Искусство литья стекла возникло в эпоху династии Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.), когда такие ритуальные предметы, как «би» (плоское кольцо) и фигурки цикады, а также предметы личного украшения, в том числе серьги, отливались из матового стекла, имитирующего нефрит. Стекло также использовалось для изготовления вставок в бронзовые поясные крючки для : подвешивания мелких предметов и вставок в бронзовые зеркала. Два небольших сосуда, отлитые из стекла, были найдены в могиле II века до н. э. Один из них — простая j чаша, а другой — чашка с ушком, типично китайская фор- ма, обычная для лаковых изделий этого периода.
Основная часть стеклянных сосудов привозилась в Китай с Запада, где начиная с I века до н. э. стало возможным массовое производство стеклянных изделий благода- ря открытию стеклодувной техники. В III веке н. э. до Китая стало доходить римское стекло из Сирии, с конца III ; или с IV века н. э. — сасанидское стекло, а исламское стекло из Персии и Сирии поступало в Китай до XV века. Сосуды перевозили и по морю, и по суше по Великому шелковому пути, где до сих пор находят фрагменты римского, сасанидского и исламского стекла.
В китайской литературе упоминается, что стекло начали делать в Китае в V веке н. э., когда, согласно одному свидетельству, его ввозили из Индии в столицу династии Вей в провинции Шаньси по Великому шелковому пути. ; Согласно другому утверждению, стеклянное производство основал сирийский стеклодел, приехавший по морю в Нан- j кин, столицу соперничавшей династии Лю Сон. Но поскольку стеклоделие уже было известно в Китае в период позднего Чжоу, большинство ученых придерживаются мнения, что эти упоминания относятся к технике выдува- ния стекла. Это предположение подтверждается и самыми ; ранними находками местного выдувного стекла в археологических раскопках, относящихся к 481 году н. э. Это семь маленьких и очень простых по форме сосудов невысокого ! качества, по чему можно предположить, что они были пер- выми попытками сделать выдувное стекло. Их форма явно китайская, и в отличие от западного стекла с высоким содержанием соды и известняка стекло этих сосудов содержит много свинца. В настоящее время точно неизвестно, кто научил китайцев делать стекло — легендарный иммигрант-стеклодел из Сирии или пришлые мастера из j Центральной Азии.
После образования Китайской Народной Республики в 1949 году китайские археологи обнаружили целый ряд образцов древнего выдувного стекла, созданных в период правления династии Сун (960—1279 гг.) и до него. Большинство из них сделаны из свинцового стекла, реже встречаются сосуды из соды и известняка — характерного материала для изделий с Запада. Судя по этим находкам, выдувание стекла, по-видимому, утвердилось в эпоху династии Суй (581-618гг.) Сосуды, изготовлявшиеся вплоть до периода династии Сун, по форме воспроизводят типичные изделия китайской керамики того времени.
Примером выдувного стекласледующего по времени периода династии Тан (618-906гг.) явяется небольшая чаша, хранящаяся в Британском музее. Ее форма хорошо известна в современной ей керамике Тан, и стекло имеет высокое содержание свинца. В период Тан стекло по-прежнему продолжали отливать — такие объемные предметы, как фигурки людей и животных, отливали из матового стекла. Эти фигурки, а также стоящий Будда, хранящийся в том же Британском музее, по химическому составу напоминают маленькую чашу, описанную выше.
Сосуды, производившиеся в Китае вплоть до периода Сун, обычно имели небольшие размеры и использовались для сугубо декоративных целей, а также в качестве хранилища для праха умерших, похороненных в буддистских храмах. Следует учесть, что произведенное в Китае свинцовое стекло было очень хрупким, поэтому для использования в быту китайцы, судя по всему, предпочитали сосуды, привезенные из других стран.
Очень мало известно о производстве стекла в Китае при династиях Юань (1280—1368 гг.) и Мин (1368—1644 гг.). Спорна и атрибуция известных предметов этого периода. Возможно, как и в более ранние периоды, конкуренция со стороны привозного иностранного стекла препятствовала развитию местной промышленности, так как известно, что в XIV и XV веках в Китае были очень популярны сосуды из Сирии, расписанные золотом и эмалями. По заказам местных мусульманских общин импортировались лампы для мечетей, а сосуды других форм, чаще всего декорированные в стиле шинуазри, вероятно, предназначались для более широкого круга покупателей.
И только в период династии Цин (1644—1912 гг.) китайская стекольная промышленность возродилась под покровительством императоров, так как среди мастерских, основанных в 1680 году в пекинском дворце по указанию императора Канси (1662— 1722 гг.), была мастерская, занимавшаяся производством стекла и работавшая исключительно для удовлетворения потребностей дворца.
В XVIII и XIX столетиях главным центром стеклоделия стал Бо Шан в провинции Шаньдун. Тамошние мастера овладели техникой формования, рельефной и камейной резьбы, приготовлением одноцветного и многоцветного стекла, а также росписью эмалями. Некоторые стеклянные сосуды, сделанные во время правления Канси, покрывались пятнами от выступавшей щелочи, но во время правления Юнчюэн (1723—1735 гг.) этот дефект был устранен. Прозрачное бесцветное стекло использовалось редко, стеклянные сосуды были, как правило, матовыми в подражание фарфоровым и каменным. Формы были такими же, как в керамике. Одна из наиболее ценившихся разновидностей стекла была очень похожа на фарфор, что достигалось благодаря исключительному владению техникой стеклоделия.
Типично китайским изобретением была бутылочка для нюхательного табака. Табак появился в Китае в конце XVI века, и с XVII века его начали нюхать. Бутылочка с нюхательным табаком имела такие размер и форму, чтобы удобно помещаться в ладони, и она стала обязательным аксессуаром светского человека. Бутылочка была снабжена пробкой, к которой крепилась ложечка. Флаконы для нюхательного табака делались из таких камней, как жадеит и реальгар, из фарфора и всевозможных разновидностей стекла, включая имитации каменных и лаковых изделий, с камейной резьбой и росписью. Бутылочки для нюхательного табака из прозрачного стекла раскрашивались снаружи или изнутри. Внутренняя роспись требовала особого терпения и искусства: сначала надо было матировать поверхность стекла травлением, и лишь потом наносить краски тонким деревянным пером. Такие бутылочки были особенно популярны в правление императора, правившего под девизом Даогуан (1821—1850 гг.), и сомнительно, что они могли появиться раньше XIX века.
№80 стр 64