Пo преданию древних греков, познакомил людей с пчеловодством Аристей, царь Аркадии, сын Апполона. Сведения о пчеловодстве встречаются у многих древних авторов. Особо знаменит был мед Гиметта — горной цепи в Аттике на юго-востоке от Афин, из-за обилия там ароматических трав. Пчела имела особое значение у древних, а мед как напиток уже хорошо был знаком грекам. Воск тогда тоже широко применяли — нава- щивали им дощечки, заменявшие бумагу для письма, древние египтяне с помощью воска бальзамировали трупы, но прежде всего из воска делали свечи.
Символическое значение, которое придавалось пчеле, для них было многообразным — она занимала в символике очень большое место. В средние века в Европе она была символом души, пчелу часто называли «птичкой Марии» или «Божьей птичкой». Считалось, что тот, кто увидит во сне пчелу — символизирующую душу, улетающую прочь, — должен вскоре умереть. И напротив, если пчела залетит мертвому в рот, он снова оживет. Так как зимняя спячка пчел приравнивалась к смерти, их считали и символом воскресения. «Пчелиным путем» представляется в описаниях германцев воздух, заполненный душами мертвых. Христианская символика не смогла уйти от этих сравнений. Образцовой считалась неутомимость пчелы в работе для своего сообщества. Св. Амвросий сравнивал церковь с ульем, благочестивых прихожан с пчелами, собиравшими со всех цветов самое лучшее и пугавшимися дыма высокомерия. Представление о том, что пчелы живут лишь ароматом цветов, сделало их символом чистоты и воздержанности, для Бернара Клервоского — символом Святого Духа. Мед стал символом «сладкого как мед» красноречия Св. Амвросия и Св. Иоанна Златоуста, пчела служила также символом кротости Христа, однако в сочетании с острым жалом на всемирном Страшном суде.
Заимствованное из античности представление о том, что пчелы не сами производят потомство, а собирают его с облетаемых ими цветов, сделало пчелу и символом Девы Марии. В средневековых книгах о животных описывается также «искусность и грация сотовой конструкции, равномерные шестиугольники ячеек, которые пчелы ограничивают твердым воском и занимают медом, вытекающим из росы... Мед идет на пользу абсолютно в равной степени как королям, так и обычным людям. Он служит не только для наслаждения, но и для здоровья, сладок для нёба и целебен для ран. Поэтому хотя пчела и слабосильна, зато она сильна мощью мудрости и любовью добродетели».
В светском представлении пчела была символом королевской власти, так как пчелиная матка давно считалась королем либо королевой. Французский королевский герб с «лилиями Валуа» происходит, предположительно, от стилизованного изображения пчел. Когда человеку приписывались свойства пчел, он представал храбрым, целомудренным, старательным, чистым, живущим в согласии с государственным устройством и одаренным чувством прекрасного («птицы муз»).
Как декоративная фигура пчела встречается еще на древнегреческих монетах. В геральдике она выступает в большинстве случаев многолико, например, на гербе корсиканской семьи Буонапарте как символ любви к порядку и прилежанию. Геральдическая пчела — эмблема труда и трудолюбия рано появилась на гербах и марках печатников. Пример тому — марка венецианского печатника Никколо Глики, выпустившего в 1680 году на греческом языке книгу «Мелисса. Теологические сентенции». По-гречески Melissa — пчела, она здесь не только на марке печатника, но и в заглавии книги. Использовалась в геральдике и золотая пчела на голубом фоне.
Первые изображения пчел, сделанные с натуры, появились в книге «Большой сад здоровья» («Hortus Sanitatis»), вышедшей в Майнце у печатника Якоба Мейденбаха в 1491 году. В этом издании очень много гравюр на дереве с видом пчел, рассказами об их пользе. В Средиземноморье преобладали курьезные представления о жизни пчел — их считали бесполыми, это значило, что они якобы возникают из разложившихся туш животных, более того, предполагалось, что в них нет крови и они не дышат. Это представление нашло свое отражение и в «Саду здоровья», где есть гравюры, изображающие вылет пчел из трупа лошади.
Любопытная гравюра на дереве неизвестного мастера с изображениями пчел есть в книге Пьетро Андреа Маттиоли «Комментарии к шести книгам Диоскорида», изданной в Венеции печатником Винченцо Вальгризи в 1565 году. Этот сюжет представляет бортничество — тогда пчел разводили в специально вырубленных в дереве дуплах (бортах), хотя ульи впервые появились в Европе уже в XIV веке, тогда же возникла и пасечная система. Книга эта напечатана на голубой бумаге, а гравюры рас крашены золотой и серебряной красками, таким образом, сценка, изображающая бортничество, выглядит скорее «жемчужной шуткой», чем практическим руководством. Специальные книги по пчеловодству стали публиковать в Европе в XVI—XVII веках. Множество их было издано в XVIII веке во Франции, в том числе «Естественная история пчел» Г.А. Базена, вышедшая в Париже в 1744 I году. Написанная в соответствии с духом времени в форме диалога, она имела еще одно ее название — «Диалог. Эжен и Кларис», ибо была построена на вопросах и ответах, где женщина Кларис задает вопросы мужчине Эжену. При этом вопросы задаются очень серьезные и основательные, о чем свидетельствуют 11 иллюстраций-офортов в разворот листа гравера А. Вейса, в которых подробно, четко и натуралистично показаны анатомия пчел и их строение. В книге даны все виды пчел и их личинок, строение соломенного улья, сот и построение цепочек из пчел, часто использовали изображения пчел и в назидательном смысле в изданиях эмблем — «Эмблематах», в дидактических произведениях, а также в хвалебных одах и сатирах как на Западе, так и в России. Одно из них — сатирическая книга на английском языке Вильяма Годдарда «Пчелы, вылетающие вон и приносящие в Нидерланды сладкий мед, который должен быть в нашей Англии», увидевшая свет в 1615 году в Голландии.
В России тоже использовали образ этого насекомого, например, в «Трудолюбивой пчеле» — одном из первых русских частных журналов, издаваемом А.П. Сумароковым в Санкт-Петербурге в типографии Академии наук в 1759 году. Другой журнал назывался «Трутень» — пер-вый и лучший сатирический еженедельник Н.И. Новикова, издававшийся в 1769—1770 годах в Петербурге в той же типографии.
Книги о пчелах в Россию пришли сначала как переводы западноевропейских изданий и статей. С 1741 по 1890 год в России издавался «Указатель статей по пчеловодству», учрежденный Шавровым. В XVIII веке Императорское вольное экономическое общество стало издавать «Русский пчеловодческий листок». Статьи по пчеловодству печатались в «Трудах Вольного экономического общества к поощрению в России земледелия и домостоительства» — это 52 тома, выпускавшиеся в Санкт- Петербурге Императорской Академией наук с 1765 по 1798 год. Изображения пчел есть в русском издании Даниэля Уайлдмэна «Руководство к содержанию пчел во ; все времена года, как в садах с пользою, так и с удовольствием в комнате, без всякого от оных беспокойства: выписано из английского подлинника: с приобщением применения, каким образом и в северных странах употреблять средство сие». Этот перевод с английского, сделанный Н.А. Львовым, вышел в свет в Санкт-Петербурге в типографии Горного училища в 1788 году. В книге помещены три иллюстрации — гравюры на меди. На одной — изображение трех видов пчел — матки, трутня и рабочей пчелы, а также устройство улья. На другой гравюре — ульи и плоские крышки соломенных ульев, в которых держали пчел в большей части Европы, со склянками для подкормки пчел, а также соты, заполненные медом. На третьей гравюре — план пчельника со схемой расположения ульев. Львов в начале книги говорит о причинах, которые подвигли его на создание перевода: «Три причины книжку сию на отечественном языке нашем выдать меня заставили: первая, что она нова, вторая, что мала, а третья, что полезна».
Переводом с немецкого анонимного текста, сделанным Матвеем Терновским, была книга «Календарь для любителей пчеловодства, или Опытное наставление, служащее к содержанию пчел: расположенное на каждый месяц в году». Это издание вышло в 1793 году в Москве в Сенатской типографии у В. Окорокова. Хотя оно и без иллюстраций, зато примечательно необычайной патетикой авторского изложения, свидетельствующей о явном пристрастии к разведению пчел. В конце книги говорится: «Всеобщее старание о приумножении пчеловодства величайшую принесет пользу и распространит оное в величайшей степени, а особливо тогда, когда один другому по- дружески будет открывать свое мнение, сообщая другому свои мысли в избрании безопаснейшего пути к усовершенствованию пчеловодства служащего... В заключение сего я в последний раз прошу любителей содержания пчел, чтобы они вспомоществовали в приумножении пчеловодства своими опытами, которые они имели в сей науке. Чрез сие вы великое сделаете удовольствие теперяшним пчелякам, отечеству особенную пользу, а себе снищите безсмертную славу».
О полезных свойствах пчел говорится и в энциклопедии для детей «Детская тека, или Собрание изображений с описаниями птиц, насекомых и прочего», вышедшей в Москве в 1802 году в типографии А. Решетникова. Это была перепечатка в переводе на русский язык французского издания 1783 года, появившегося в Версале. Автор пишет: «Пчелы обогащают нас двумя дорогими веществами, которые извлекают из недр цветов: по сей причине пчелы всегда привлекали на себя взоры любителей Естества и Стихотворцев». Книга эта имеет гравюру на меди с изображением пчел и рассказом об их целебных свойствах.
Еще одной формой публикаций о пчелах было свободное переложение текста, как например, в иллюстрированной книге Л. Трещаковского «Наука о пчеловодстве, изложенная по методу Держона Янши и иных славнейших пасечников, с особенным уважением на Галицко-русское господарство и собственными замечаниями изъясненное», изданной во Львове в 1855 году. Уже к середине XVIII и особенно в начале XIX века в России вышло огромное количество книг по пчеловодству, написанных отечественными авторами. Так, знаменитый русский пчеловод П.И. Прокопович в 1814 году изобрел рамочный улей, на который были заменены прежние деревянные колодки и сапетки (плетеные корзины, обмазанные глиной), и опубликовал свое изобретение. Много работ о пчелах издал и «отец русского рационального пчеловодства » А.М. Бутлеров. Например, его сочинение «Пчела, ее жизнь и главные правила толкового пчеловодства» вышло в 1896 году, оно было снабжено рисунками, поясняющими текст.
Одна из лучших книг этой тематики, в которой отразился весь накопленный опыт как теоретических, так и практических исследований, — книга Лоренца Лорена Лангстрота «Пчела и улей», вышедшая в Санкт-Петербурге в издательстве А.Ф. Девриене в 1892 году. Автор этого фундаментального труда, прозванный своими соотечественниками «отцом американского пчеловодства», был признан всем образованным миром. В книге «Пчела и улей», где собрано все старое и новое по пчеловодству на конец XIX века, помещено 123 репродукции с рисунков, воспроизведены все сюжеты, связанные с пчелами.
Книги по пчеловодству выходили не только в Петербурге и Москве, их во множестве издавали и в других российских городах — Киеве, Нижнем Новгороде, Казани, Харькове, Львове, Костроме и т.д. Так, например, «Пчеловодство и символическое значение пчелы у древних народов» И.И.Церен увидела свет в Костроме в 1912 году. Среди книг по истории пчеловодства нужно отметить «Исторический очерк развития пчеловодства в России» А.Ф. Селиванова, выпущенный в Санкт-Петербурге в 1896 году. Не обошел своим внимание пчеловодство и Лев Толстой, его сочинение «Две различные версии истории улья с лубочной крышкой» вышло в московском издательстве «Посредник» 1912 году (посмертное издание).
«Пчелиная» тема интересовала людей всегда, продолжает интересовать очень многих и сегодня — ведь она «стара как мир».
Татьяна ДОЛГОДРОВА
Иллюстрации предоставлены автором.
Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования № 10 (60) сентябрь 2008 стр. 70