Лот музейного уровня! Ваза со стилизованным растительным декором 1860е г ИФЗ. Имеется заключение эксперта Хмельницкой Е.С..
Ваза со стилизованным растительным декором принадлежат к безусловным произведениям Императорского фарфорового завода. В ходепроведенного искусствоведческого анализа и при сравнении с другимиконтрольными образцами- вазами русского императорского фарфора 1860- нач.
1870-х гг. из собрания Государственного Эрмитажа как то:
- художественно-стилистические особенности;
- колористическая гамма исторических красок, тона монохромного крытья;
-манера нанесения живописных мазков;
-композиционное построение орнаментального сюжета;
- варианты линейных размеров;
- характерная толщина и отмятость массы;
очевидно, что художественное оформление ваз было исполнено на фарфоровой
мануфактуре в Санкт-Петербурге в 1860-е гг.
Известно по меньшей мере еще одна ваза, созданная на аналогичной
форме и украшенная орнаментальной росписью в стилистике историзма.очевидно, что художественное оформление ваз было исполнено на фарфоровой
мануфактуре в Санкт-Петербурге в 1860-е гг.
Известно по меньшей мере еще одна ваза, созданная на аналогичной
форме и украшенная орнаментальной росписью в стилистике историзма.
Ваза со стилизованным орнаментом. Императорский фарфоровый завод.
1860-е гг. Частное собрание.
Художественно-орнаментальное оформление интересующей нас вазы
исполненной в стиле историзм, диктует ее предназначение - украшать
дворцовые помещения. Стиль историзм, так ярко заявивший о себе в
оформлении парадных интерьеров, способствовал его стремительному расцвету
на Императорском фарфоровом заводе, поскольку необходимость наполнения
залов “стильными” произведениями эпохи историзма, особенно в 1860-1870-е
гг., была крайне высока.
В художественном оформлении вазы главенствующее значение отведено
великолепно скомпонованному в «пространстве» единого произведения
орнаментальному декору, восходящему к восточным (персидским) мотивам. По
стилистике и виртуозности исполнения узора, с большой долей вероятности
можно утверждать, что разработка эскиза для центрального фриза тулова вазы
принадлежит одному из лучших мастеров главы орнаментального отделения
Императорского фарфорового завода под руководством В. Босе.
С середины XIX столетия особую популярность приобретают изделия в
«стилях». Они имеют довольно камерные размеры, сама их стилистика диктует
предназначение - украшать личные покои, оформленные в стиле неоренессанса,
рококо, восточном и пр., “поддерживая” своим присутствием “виртуальные
путешествия” по разным эпохам и странам. Все эксперименты
формотворчества в фарфоре отвечали художественным поискам разностильного
историзма. Администрация Императорского фарфорового завода, стараясь
соответствовать вкусам времени, выполняла все пожелания «августейших»
заказчиков, расширяя ассортимент изделий. Обобщая уже достигнутое,
фарфористы создавали стилистически узнаваемые по своему декоративному
решению произведения.
В период правления Александра II на заводе продолжалась эра блестящих
исполнителей любого монаршего заказа. Фарфористы могли безудержно смело
использовать в качестве источников вдохновения памятники разных эпох и
народов и комбинировать их со своим художественным видением, ваза со
стилизованным растительным декором служит блестящим тому
подтверждением.
Мастера Императорского фарфорового завода оказались чрезвычайно
восприимчивыми к открытиям, настроениям, художественным тенденциям
времени, и в конечном итоге, сумев «переплавить» разнородные влияния,
выработали свой собственный индивидуальный метод. Далекие от бездумного
подражательства или копирования известных памятников, художники создали
запоминающиеся «стильные» произведения, обогащенные историческими
реминисценциями, к показательным образцам которых относится ваза со
стилизованным растительным декором.
Ваза со стилизованным растительным декором, созданная на
Императорском фарфоровом заводе в 1860-е гг., является эффектным образцом
убранства парадных и камерных дворцовых интерьеров. Она представляет
большую историческую и художественную ценность и, несомненно, имеет
музейное значение.
Импера́торский фарфо́ровый заво́д - одно из старейших в Европе, первое и одно из крупнейших в России предприятий по производству художественных фарфоровых изделий. Расположен в Санкт-Петербурге, основан в 1744 году. Первоначально именовался «Невской порцелиновой мануфактурой». Известно, что 1851 году продукция мануфактуры была представлена на Лондонской международной выставке. Художественное оформление изделий этого периода было богатым и разнообразным. В росписи были отражены стили различных эпох, но акцент всё же делался на сюжеты из повседневной жизни.