Крытье мнохромное, надглазурная полихромная живопись цветы, позолота
Ваза с цветочной росписью относится к безусловным про изведениям Императорского фарфорового завода. Она исполнена в 1860-е - 1870-е гг. В ходе проведенного искусствоведческого анализа и при сравнении с другими про изведениями русского императорского фарфора с цветочной росписью рассматриваемого периода, очевидно, что роспись вазы выполнена в традициях «цветошной» живописи знаменитых художников Ф. Красовского и К. Красовского в живописной мастерской «казенного» производства в СанктПетербурге. С большой долей вероятности можно предположить, что данная ваза входила в список вещей «Высочайших подношений» Императорской семье к традиционным праздникам Рождества и Пасхи. в художественном оформлении вазы главное значение отведено великолепно найденной композиции из цветов и растений. По мастерству исполнения, очевидно, что и ваза с цветочной росписью принадлежит кисти одного из лучших художников по росписи фарфора в период правления Александра 1I, которые раскрылись как талантливые художники, сумевшие цветами своей красочной палитры создать «живой сад» на фарфоре. На Императорском фарфоровом заводе, начиная с самых ранних предметов, выполненных еще для императрицы Елизаветы Петровны, излюбленным элементом декорировки изделий становятся флоральные мотивы. Значительный толчок в развитии живописи, в том числе и цветочной, на русском императорском фарфоре приходится на время правления Николая 1. В этот период живописное отделение Императорского фарфорового завода входило в состав «искусственной» (ремесленной) части завода и делилось на четыре подраздела «по роду живописи: пейзажной и перспективной (7 мастеров), фигурной (3 мастера, 14 подмастерьев, 1 живописец и 3 ученика), цветочной (4 мастера, 4 подмастерья, 4 живописца и 4 ученика), и орнаментной (11 мастеров, 9 подмастерьев, 15 живописцев, 6 учеников, 2 турнетчика, 6 полировщиков)>>1 • При этом сохранившиеся изделия, литературные и документальные источники позволяют более подробно классифицировать основные жанры росписей 1830-х - 1870-х ГГ., среди которых цветочная занимала особое место, как в николаевское царствование, так и при Александре II - времени, когда была исполнена роспись на вазах с цветами. Как видно на росписи вазы с цветами, флоральные композиции мастеров середины - третей четверти XIX столетия отличаются прекрасно найденными ракурсами, живостью красочной палитры и объемной прорисовкой отдельных элементов - бутонов и лепестков. Живопись цветов и плодов была особой специализацией художников Императорского завода в рассматриваемый период. Они рисовали с натуры, с эстампов или по картинам «малых голландцев», в том числе Яна ван Хейсума (J. van Huiysum; 1682 - 1749) и др. художников Золотого века голландского искусства. Художники цветочной живописи проявляли себя не только как виртуозные копиисты; от их умения и таланта отобрать растения, наиболее интересные по конфигурации и окраске, скомпоновать их на заданной поверхности с учетом формы изделия и его цветовой гаммы зависел успех художественного произведения". Форму ваз с цветочной росписью можно отнести к редким формам изделий фарфорового завода времени александровского царствования. Дополнительный декоративный эффект создается сочетанием глазурованного тона монохромного (синего) крытья с полихромной цветочной росписью. Произведения Императорского фарфорового завода 1860-1870-х ГГ., в том числе вазы с флоральными композициями, находятся в крупнейших музейных собраниях, в частности, - в Государственном Эрмитаже. В настоящее время произведения, исполненные на Императорском фарфоровом заводе в период правления Александра П, к числу которых принадлежит и ваза с цветочной росписью, представляют огромный интерес как для музейных собраний, так и на антикварном рынке.