В Московских частных собраниях хранится немало прекрасных памятников западноевропейского Златокузнечного искусства, которые еще ждут своего открытия и широкой публикации. Одним из таких памятников является представленный ниже позднеготический нюрнбергский кубок.
Колокольчатый кубок с чашей, похожей на цветок колокольчика (нем. Aglei-Akelei-becher), ордонансами 1531 и 1535 годов был предписан в Нюрнберге в качестве шедевра — главной экзаменационной работы на звание мастера». <...> «Чаши таких кубков чеканились целиком и не допускали монтажа частей» [1].
Высота данного кубка составляет 23,8 см; вес — 445,6 г. Расчеканенные шестью лопастями венец и основание, в плане круглые. Чаша и подножие кубка расчленены по вертикали двумя рядами крупных сферических выпуклостей с клиновидными завершениями. Каждая из лопастей украшена наплывающими завитками. Границы выпуклостей, клиновидных завершений подчеркнуты тонкими прочеканенными бороздками, что придает дополнительное ощущение изящества в построении произведения. Ножка представляет собой составленную из гладких и декорированных частей вазу: в средней части ее помещена буклированная балясина, горло составлено из двух гладких втулок, гладкое профилированное основание завершено незолоченым жемчужником с тремя литыми фигурными дужками. Между стояном и корпусом съемная розетка в виде резных незолоченых гравированных «травок».
Клеймо мастера [2] (ил. 2) свидетельствует, что кубок выполнен знаменитым нюрнбергским мастером своего времени Францем Дотте (Franz Dotte). Франц Дотте родился в семье школьного учителя в древнем ганзейском городе Люнебурге (Нижняя Саксония), который был известен не только своей соляной торговлей, но и как важный немецкий златокузнечный центр, стоявший в одном ряду с такими прославленными центрами, как Ульм, Страсбург, Кёльн, Любек и ряд других. Произведения златокузнецов Люнебурга первой половины XV—XIX веков хранятся в музеях Берлина, Ганновера, Вены и других крупных культурных центров. Франц Дотте прошел хорошую школу, работая восемь лет подмастерьем у замечательного мастера златокузнечного искусства Николауса Шмидта (Nicolaus Schmidt) в Нюрнберге. Сам Николаус Шмидт (мастер 1582—1609 гг.) постигал высокое искусство златоделия, работая подмастерьем у таких прославленных мастеров, как Элиас Ленкер (Elias Lenker, мастер с 1562 г.) и Венцель Ямнитцер (Wenzel Jamnitzer, мастер с 1534 г.), и был известен своими кубками. Неудивительно, что, усовершенствовав свое профессиональное мастерство в лучших традициях немецкого златокузнечного искусства, Франц Дотте прославился кубками различных форм, а в создании вставных кубочков (Satzbechern), пожалуй, ему не было равных. В 1592 году он получил права гражданина Нюрнберга, сертификат мастера и звание златокузнеца (Goldschmiede). В 1609—1617 годы он как названный член входил в состав Большого Совета Нюрнберга, но в 1617-м обанкротился и, по некоторым данным, умер 20 ноября 1619 года. На его гербе можно видеть такие изображения, как три звезды, руку и полумесяц.
В дополнение к буклированным и двойным кубкам Франца Дотте, которые восходят к образцам для подражания поздней готики, известно о его изысканном рукомойном гарнитуре, находящемся в настоящее время в Институте искусств Чикаго. Работы мастера часто украшают фигуративные сцены с литыми декоративными элементами. Известен также гравированный стакан на шариках, изготовленный Дотте в 1614 году для сына владельца крупной торговой компании Нюрнберга Мартина Пеллера (Martin Peller).
Смотровое клеймо Нюрнберга на описываемом кубке датируется 1609—1629 годами — BZ 13 [2] (ил. 3), однако, с учетом знания биографии мастера, можно определить время изготовления им кубка — 1609—1617 годы.
Описанный выше кубок Франца Дотте публикуется впервые.
В Клеймовнике [2], кроме биографических данных о мастере и расшифровки клейм, приводятся сведения о десяти музеях, в которых находятся произведения Ф. Дотте, в том числе в России: в Оружейной палате Московского Кремля одно произведение и в Эрмитаже — четыре [3].
Олег ЛОГИНОВ
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 124 (март 2015), стр.24