Народы России и Украины объединяет не только общая культура. Как выясняется, у коллекционеров и антикваров наших стран одни радости и заботы...
Сегодня с ведущим редактором журнала Вячеславом СУХНЕВЫМ беседует советник посольства Украины в Российской Федерации, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств Украины Владимир Иванович РОЖОК.
— В ноябре прошлого года президенты России и Украины торжественно объявили 2002 — годом Украины в России, а 2003 — годом России в Украине. С тех нор, в рамках объявленной программы, прошло немало самых разных мероприятий — от встреч школьных делегаций до концертных гастролей.
Однако сразу замечу, что и до этих официальных программ связь братских народов России и Украины, связь великих культур никогда не прерывалась. В последние годы в Украине было немало сделано для развития национальной культуры. В частности, был принят закон о статусе творческих работников и национальных творческих союзах. Активнее заработали в Москве украинский культурный Центр и украинские землячества. Сейчас восстанавливается некогда знаменитый магазин «Украинская книга», где предполагается организовать продажу редких изданий, графических листов для коллекционеров.
— Существуют ли сейчас, Владимир Иванович, предпосылки для пополнения старых и создания новых коллекций в Украине?
— Да, в самой Украине за последние годы предприняты определенные энергичные меры для укрепления экономики, повышения жизненного уровня народа. В связи с этим активизировалась торговля антиквариатом, появилась целая сеть антикварных магазинов в Киеве и почти во всех областных центрах. Поэтому у коллекционеров появилось больше возможностей для пополнения своих собраний.
Что собирают в Украине? Прежде всего, книги, живопись, керамику, монеты древних государств Причерноморья, народные музыкальные инструменты. В цене произведения художников Нарбута, Кричевского, Яблонской, Шишко, Дерегуса. Многие собирают народную вышивку и изделия из бисера.
— К вам в посольство обращаются за помощью в организации международной антикварной торговли?
— Обращаются, и чем можем, помогаем. Но иногда бывают анекдотические ситуации. Пришла, например, московская барышня и принесла чуть ли не прижизненное издание «Гайдамаков». Это, мол, национальное достояние Украины и я прошу за него всего 50 тысяч долларов. Эксперты порекомендовали убрать из этой суммы три последних нуля. Приносили бюст не то Тараса Шевченко, не то Тараса Бульбы. Тоже просили немереных денег... Но таких «антикваров», к счастью, очень мало.
— Можно ли у вас пополнять коллекции, не будучи покупателем антикварных магазинов?
— Как и в России, в Украине предметы собирательства, что называется, выплеснулись за пределы антикварных магазинов — на рыночную площадь. В Москве, на старом Арбате, в лавочках и у лотошников, если как следует поискать, можно обнаружить немало предметов, которые смогут пополнить ту или иную коллекцию. Такая же ситуация и на Андреевском спуске в Киеве — множество торговцев предлагают разные изделия народных мастеров, картины, металлическую и фарфоровую пластику.
— Но все эти, мягко выражаясь, поделки почти всегда — низкого качества и редко отражают истинный национальный колорит!
— Верно, но иногда на таких «развалах» попадаются предметы очень высокого художественного уровня — не будем забывать, что в Украине до сих пор хранят традиции народных промыслов. Керамика, вышивка, бисер, деревянная пластика малых форм — все это несет печать мастерства, национальный колорит и вполне заслуживает стать частью коллекции.
Однако и на Арбате, и на Андреевском спуске хватает того, что можно назвать низкопробными поделками, рассчитанными на людей хоть и денежных, но малообразованных. Однако все эти так называемые предметы собирательства тоже находят своих покупателей!
То есть уже сейчас закладываются основы коллекций, непонятных по тематике и пестрых стилистически. И нет гарантии, что лет через пятьдесят искусствоведы не будут глубокомысленно рассуждать, отталкиваясь от таких «коллекций», о падении нравов и вкусов, о резком снижении уровня национальных художественных школ и т.д.
— Вся история культуры свидетельствует о ее непрерывности, о мощном потенциале самовозрождения и адаптивности к любым, даже крайне неблагоприятным, историческим обстоятельствам. Можно ли сказать, Владимир Иванович, что эти положения отвечают нынешнему состоянию украинской культуры? Ну, предположим, хотя бы в области изобразительного искусства?
— Вполне. Любая национальная художественная школа вырастает, как ветвь, на дереве национальной культуры. Эти школы всегда подпитываются молодыми талантами. В нашем посольстве сейчас развернута персональная выставка Даниила Дирова, художника, которому еще нет и двадцати лет. Его пейзажи продолжают традиции, заложенные лучшими мастерами русского и украинского изобразительного искусства. Уверен, что работы Д.Дирова в будущем попадут в коллекции — уже сейчас их начали собирать в Украине, в Германии. Одну работу молодого художника приобрел музей А.С.Пушкина в Болдине.
— А если такую картину коллекционер из России захочет приобрести в Украине и вывезти ее? Я понимаю, что в Украине существуют определенные законы, регулирующие перемещение художественных ценностей. Не могли бы вы, Владимир Иванович, чуть подробнее рассказать о том, что считается в Украине национальным достоянием, не подлежащим вывозу, что можно вывозить с разрешения соответствующих инстанций, а что можно провезти через таможню с одним чеком магазина? Один мой знакомый коллекционер рассказывал, что его не хотели выпускать из Симферополя только потому, что он вез в Москву обычный поддужный колокольчик начала XX века...
— В Украине разработана действенная система законодательных актов, которые регулируют вопросы ввоза, вывоза и возвращения культурных ценностей. С целью реализации стратегических задач сохранения и приумножения культурных ценностей, создана национальная комиссия при Кабинете министров Украины, а также межведомственный совет по проблемам ввоза, вывоза и возращения культурных ценностей. Они-то и решают практические вопросы по формированию государственной политики в деле возвращения в Украину утраченного историко-культурного наследия и его сбережения. В законе Украины «О ввозе, вывозе и возвращении культурных ценностей» от 21 сентября 1999 года четко определены ценности, которые являются народным достоянием и не подлежат вывозу. Это иконы, старинные книги — манускрипты и инкунабулы, архивные документы, редкие музыкальные инструменты, особо ценные коллекции картин, изделия из драгоценных металлов и так далее. Конечно же, в каждом конкретном случае необходимо решать вопрос с экспертами, которые и определят ценность предмета, что послужит основанием для разрешения или запрещения вывоза предмета искусства и коллекционирования из Украины.
— Будем считать, Владимир Иванович, что ваши ответы на вопросы журнала помогут коллецкционерам России лучше понять ситуацию в собирательстве в Украине. Думаю, в какой-то степени мы сообща открыли еще одну страницу культурной жизни Украины.
— Да, наша общая задача — деятелей культуры и журналистов — воспитывать вкус в обществе, больше пропагандировать достижения национальных культур, показывать во всей полноте их традиции и современные достижения. Конечно же, такая работа не может ограничиваться рамками годовых программ, о которых мы говорили вначале, — это работа общая и надолго.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования» № 2 (2) июль-август 2002 стр.90