Наша нынешняя нестабильная жизнь обусловила появление на художественном рынке большого количества неизвестных специалистам произведений изобразительного искусства.
Объясняется это, с одной стороны, тем, что людям приходится расставаться с фамильными реликвиями, которые не предназначались для продажи и обмена, а должны были перейти детям и внукам. С другой стороны, появился большой соблазн выдать копию за оригинал, сделать повтор и попытаться представить его как откуда-то всплывший подлинник.
«Ветер с Кавказа» в последнее время все чаще приносит «неизвестные шедевры» известных мастеров. И среди них, к сожалению, Пиросмани, который многим кажется вполне подходящим объектом подобных мистификаций. В самом деле, в обыденном сознании Нико Пиросманашвили — наивный художник, не получивший специального образования, а значит, вроде бы, и не умевший рисовать. «Мазнет — выпьет, мазнет — выпьет, и картина готова», — так свидетельствовали очевидцы творческого процесса, посетители духанов и винных погребов.
Его живопись чрезвычайно экономна в средствах. Основные цвета его палитры — черный и белый, а кроме того — охра, синий, красный... Плохие репродукции ограничиваются этим набором красок и не передают те потрясающие колористические эффекты, которые мастер извлекал из «английской красной», иногда принимавшей коричневатый оттенок, а в смеси с белилами дававшей удивительный розоватый тон. Он писал на клеенке и картоне, иногда на жести, стекле, холсте. Биография его полулегендарна, изобилует апокрифами, работы при жизни ценились невысоко и, более того, ими не дорожили, выбрасывали, заменяли другими.
Точного списка работ, пожалуй, теперь не составить. Существующие грешат неточностями и противоречиями. По преданию, им могло быть выполнено около 2000 произведений, а сохранилось немногим более 200. Логика «наивных» владельцев проста: если я мало что знаю о художнике, то и другие вряд ли знают больше. Ведь одних авторов читаем: К. Зданевича, Э. Кузнецова. Одни и те же репродукции смотрим. Ну, а в Москве работ Пиросмани меньше и, значит, сравнить труднее. Там и по-грузински мало кто читает... А какие трогательные и красноречивые истории рассказывают от «обретении» картины: то она валялась где-то на чердаке (в подвале), то всегда висела у дяди (друга). Потемневшая доска с композицией «Сошествие святого духа» и армянскими надписями в распаленном воображении владельца непременно становится работой Пиросмани на том основании, что она старая, грязная, найдена в сарае.
Многоцветную аляповатую сцену охоты предлагается считать пиросланиевской на том основании, что написана она на клеенке и сохранилась плохо. Дьявольским искусом выглядит старая наклейка на оборотной стороне старого же холста. На ней, как это было принято в «старорежимной» выставочной практике, фиолетовыми чернилами и канцелярским почерком написано, что автор — Пиросмани, что называется работа «Натюрморт», и даже дата есть. С лицевой стороны, действительно, натюрморт: но зелено-желтый, с тыквами и огромной корзиной винограда на фоне голубого неба с облачками. Встречаются работы, выполненные на оргалите, — фактура его поверхности мистификатору кажется заменой клеенки, но ему невдомек, что материал этот появился спустя десятилетия после смерти мастера. Но есть и более головоломные вещи — на черной клеенке или картоне. Тут визуальной экспертизы, конечно, недостаточно.
Кто и когда копировал Пиросмани? Историю этого вопроса, вероятно, следует начать со времени «открытия» Пиросмани в 1912 г. Нельзя исключить появления копий, выполненных еще при жизни мастера, — так сильно его мастерство очаровало некоторых собратьев по искусству. Разночтения в списках работ, публикуемых в разных изданиях, не добавляют ясности. Многие работы Пиросмани были утрачены уже после занесения в списки. Некоторые записаны со слов духанщиков, и такие свидетельства зачастую неточны.
Когда в эпоху оттепели национальная идея получила дополнительный импульс, культ Пиросмани вспыхнул с новой силой. Реконструировалась историческая часть Тбилиси, делались попытки возродить его дух и знаковые приметы. В 1967 г. интерьер ресторана «Дарьял», что на проспекте Руставели, был украшен копиями картин Пиросмани, выполненными Г.Тотибадзе. О великом грузинском художнике, ставшем символом национальной культуры, снимаются фильмы. В одном из них, поставленном Г.Шенгелая, замечательный живописец Автандил Варази, игравший роль Пиросмани, писал картины прямо перед камерой, находясь в окружении других «пиросмани- евских» работ. Музейные подлинники снимали в особых случаях. И хотя судьба этого кинореквизита сейчас вряд ли известна, и Варази, и Тотибадзе менее всего можно заподозрить в сознательных мистификациях.
В начале перестройки один за другим возникали частные винные подвальчики и ресторанчики, возрождавшие колорит Старого Тбилиси. Тогда потребность в «Пиросманиях» для украшения интерьеров возросла многократно, но имена авторов копий не всегда известны. Кроме того, художники делали повторы Пиросмани и «для себя».
В последний раз на художественном рынке безупречная работа — «Пасхальный барашек» — Пиросмани появлялась на аукционе Альфа Арт. Это подписанная и датированная работа, что для Пиросмани редкость, она выполнена на жести, по нижнему краю надпись: «Нико Пиросман. 1914 г. апре(ля)». Наряду с двумя другими работами Пиросмани, она хранилась в семье двух московских художников и коллекционеров Татьяны Александровой и Игоря Попова. Работа неоднократно экспонировалась на выставках, вошла в наиболее полный каталог произведений художника (Э.Кузнецов. Нико Пиросманашвили. Аврора, 1984).
И теперь, беря в руки «новое» произведение наивного мастера, следует помнить, что исследователи в поисках работ Пиросмани давным-давно обшарили все закоулки, все чердаки Старого Тбилиси. Нельзя забывать, что на клеенке писал не только Пиросмани (это был удобный материал для наивных художников, продававших свои творения с лебедями и русалками на базарах в российской провинции 1950-х). Следует иметь в виду, что черная клеенка продавалась в Тбилиси, и ею мог воспользоваться не только Пиросмани. Но только кисть Пиросмани обладала такой властной силой и, вместе с тем, нежностью в передаче форм, в умении соотнести их друг с другом. Авторские варианты его произведений никогда не повторяются буквально, а мастерство написания деталей всякий раз восхищает.
Живопись Пиросманашвили — стройная и внутренне согласованная, доведенная до совершенства система. Именно потому он — гениальный живописец. Смотрите настоящего Пиросмани...
Светлана ХРОМЧЕНКО
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования» № 2 (2) июль-август 2002 стр.87