Эмиль Галле родился в 1846 году в Нанси. Его отец Шарль Галле имел собственное дело: изготовлял и продавал декоративное стекло и фаянс. Ведущим видом производства фирмы Шарля Галле были предметы роскоши: декоративный фаянс, мебель, зеркала и столовое стекло.
Эмиль получил как академическое, так и практическое ремесленное образование, что помогло потом проявиться его таланту во всей многогранности. Систематическое художественное образование в Веймаре дополнило художественные знания, полученные им в родном городе Нанси. Практическая подготовка в области химии и технологии производства стекла протекала в одной из мастерских стекольного завода Вургуна и Шверера в Мейсентале. Технологии производства фаянса Галле обучался в гончарных мастерских св. Климента в Нанси. Такая всесторонняя теоретическая и практическая подготовка позволила Эмилю уверенно повести фамильное дело, которое перешлок нему в 1874 году. Главой концерна он оставался в течение 30 лет, вплоть до смерти от лейкемии в 1904 году. На протяжении этих трех десятилетий Э. Галле сумел превратить небольшое производство местного значения в крупнейшую в Европе фабрику по производству художественного стекла. Здесь наряду с тиражируемыми образцами выпускалось относительно небольшое число высокохудожественных произведений, являвшихся плодом его собственных экспериментов, не имевших себе равных но уровню мастерства и изобретательности.
Формирование Эмиля Галле как художника по времени совпало с эпохой умирания господствовавшего всю вторую половину XIX столетия стиля историзма. Галле активно искал новый, собственный стиль. Он не случайно называл свои творения «говорящим стеклом» и сравнивал себя с художниками средних веков, которые гравировали на вазах тексты и наставления для покупателей. И по сей день выгравированные поэтические тексты на вазах или лампах Галле — свидетельство неповторимости произведения, его подлинности (личное авторство Галле здесь неоспоримо), а подчас — и просто уникальности.
В работах Галле симметрия, метр, равновесие — эти гармонические составляющие классики, уступают место новым законам гармонии — асимметрии, контрасту и ритму. Именно в ритме находит свое оправдание знаменитая «арабеска Ар Нуво», выпукло-вогнутая линия модерна. Ритм нанизал на свою смысловую ось все этапы развития и роста растения, расположившегося по телу вазы. Чтобы увидеть орнаментальный рисунок целиком, предмет необходимо повернуть. Это — свидетельство изменившегося характера восприятия пластического пространства, которое уже в начале XX столетия было немыслимо без своего четвертого измерения — времени.
Франция обладала устойчивыми традициями в области прикладных искусств, но после революции вектор этих традиций оказался прерванным. Знаменитые художественные школы, опиравшиеся па финансовую поддержку некоторых знатных фамилий, исчезли. Традиции аристократического общества были похоронены.
Заметную роль в развитии ремесел XIX столетия начинают играть представители среднего класса, такие, как Шарль и Эмиль Галле. Франция становится ведущим центром Ар Нуво, особенно благодаря произведениям прикладного характера.
Новое направление в искусстве оказалось тесно связанным с искусством Японии и Китая. В июле 1888 года знаменитый меценат и коллекционер Л. Бинг организовал выставку репродукций японских гравюр и познакомил молодых художников авангарда с доктриной прикладного стиля в живописи. Близкое знакомство Галле с Бингом облегчило художнику доступ к коллекциям японского искусства, собранным меценатом. Поэтому, когда в 1888 году Бинг выставил в своем киоске в Копенгагене рядом с японской керамикой работы французов стекольщиков Эжена Руссо и Эмиля Галле, подобное соседство объяснило сильное японское влияние на французское прикладное искусство. Технология обработки стекла, избранная Галле для своих произведений, уходила своими корнями в стеклоделие древнего Китая. Хотя при производстве ваз он начал применять двуслойное «накладное» и знаменитое многослойное стекло, а не только двуслойное, как это было принято в Китае.
Законодателем моды нового художественного стекла в Париже в стиле Ар Нуво был американский стекольщик Л.К.Тиффани, владелец огромной мастерской-студии с целым штатом ремесленников — стекольщиков, вышивальщиков, ткачей, ювелиров, позолотчиков, мебельщиков. Секретная технология Тиффани позволяла добиваться необыкновенной яркости специального сорта окрашенного стекла, получать цвета всех видов, не исключая тональные переходы внутри одного цвета, и сохранять при этом прозрачность.
Галле испытал влияние и своих прославленных современников и соотечественников: Филиппа-Жозефа Брокара и Эжена Руссо. Ранний этап творчества, длящийся с конца 70-х годов до середины 80-х годов XIX столетия получил название «прозрачный» период, находившийся полностью в рамках историзма. Его первоначальные эксперименты проводились в основном в эмалировке но стеклу в технике высокого рельефа, нередко в сочетании с позолотой и налепами из цветного стекла — кабошонами. Руссо подал Галле идею разнообразных техник обработки декоративного стекла методами травления, гравировки, росписи эмалями, с применением фигурных пластических налепов. Именно Руссо ввел цвет в толстостенные изделия. Бонтан на мануфактуре Руссо открыл забытую технику филигранного и полихромного, а с 1884 года — кракелированного стекла. Имитация Ж. Брокаром арабских ламп возродила эмалевые росписи но стеклу. В самом начале XX века Анри Кро разрабатывает новые виды стеклянной массы из сплавленной стеклянной ныли с окисями металлов, придающих материалу непрозрачность и сходство с зернистым шероховатым воском.
Первый важный показ Галле на Всемирной промышленной выставке в Париже в 1878 году и на совместной с Эженом Руссо парижской выставке «Союза декоративных искусств» в том же году продемонстрировал резкое отличие их произведений от всего того, что было создано прежде в стекле. Они стали пионерами художественного стекла в духе Ар Нуво, а приведенную дату можно условно считать временем рождения нового стекла.
На переломе 80-90-х годов XIX столетия Галле полностью переходит на позиции нового стиля. Порой при изготовлении одной вещи применялось несколько технических приемов декорирования. Позднее свое творческое кредо он облечет во фразу, достойную статуса образной формулы: «Отделить символ от декора — это то же самое, что удалить с неба нашего спутника Луну».
Диапазон творчества Галле в сфере технических приемов уникально широк: это и разнообразная палитра слабоокрашенных стекол, выдувное стекло, лепные работы, эмалевые росписи, резьба, гравировка, глубокое травление. Великолепное знание техники и технологии суммировалось с высоким мастерством их применения.
Термин «техника Галле» вошел в историю стекла уже в конце XIX столетия. Он прежде всего подразумевает химическую обработку многослойного цветного стекла плавиковой кислотой. В своих выступлениях в печати в 1889 году Галле утверждал, что химическое травление не годится для художественной обработки стекла. Тем не менее, когда спрос на его изделия резко увеличился и шлифовальный цех уже не успевал выполнять отделочные работы, Галле-коммерсант победил Галле-художника. Руководствуясь коммерческими соображениями, он ввел травление кислотой, и этот опыт впоследствии оказался плодотворным.
В более ранних работах со стеклом Галле отдает предпочтение технике «камей» с глубоко обработанным рельефом поверхности методом механического удаления резцом ненужного слоя или его части, дополняя обработкой плавиковой кислотой. Это усиливало эффект хрупкости стекла. На выставке в Париже в 1889 году он представил прославленное камеевое стекло с выпуклым пластическим рельефом. Это стекло в варианте более низкого качества, получаемое травлением кислотой, впоследствии обеспечило коммерческий успех его фирме в Нанси.
Совершенствуя и развивая методы обработки стекла, Галле создает свою знаменитую технику «marquetrie de verre», основанную на известном приеме маркетри по дереву. Технику маркетри по стеклу без сомнения подсказали Галле его опыт работы с мебелью. В 1883 году он открывает мебельную фабрику и снова вводит в моду технику набора. Инкрустация не случайно пришла в стекло из мебели. Именно дерево с его природной органической силой подпитало формальные поиски стеклоделия. Сам Галле называет эту технику «инкрустацией».
29 апреля 1898 года Галле пишет из Нанси Виктору Шампье: «Да, материал, форма, колорит, декор — это лишь производные от созерцания жизни природы, лучшей первооткрывательницы вещей, которые для нас невидимы. Я стал применять новые техники и приемы обработки стекла, новые средства выражения. Кроме травления, офорта и эмали, это инкрустация по стеклу (1е crystal intarsie), гравировка золотом по хрусталю».
Декорация создается включением в горячую массу стекла полурасплавленных кусочков стекла, подобранных по цвету и размеру. Остывшее изделие полировалось и обрабатывалось дополнительно на абразивном колесе. Другим вариантом этой сложной техники было наложение рельефных деталей из полурас!давленного стекла на горячую поверхность изделия с последующим их сплавлением. Возникало ощущение, что декоративные налепы выполнены из кусочков тающего воска. Оба способа требовали высочайшего мастерства, ибо процесс создания декоративной композиции необходимо было завершить в считанные мгновения, пока стекло не остыло. Технологически сложный и трудоемкий процесс сопровождался огромным количеством брака. Эта техника не была рассчитана па массовое производство и, как правило, вазы, выполненные этим способом, выпускались с личной подписью Галле, изящно выгравированной тонкой линией.
В химическом методе травления для подобной обработки он избрал накладное стекло, которое могло быть и прозрачным, и полупрозрачным, но обязательно пропускало лучи света. Накладное стекло он получал путем насыпания цветной стеклянной крошки плотным слоем на плиту, где проходила раскатка горячего стеклянного набора. После повторного разогрева цветная стеклянная крошка вплавлялась в стекломассу, причем на разную глубину. Тональная палитра обогащалась позже и за счет протравленного рельефа. Кислотная гравировка была применена Галле в 1897 году. Первоначально эта декорировка стекла в холодном состоянии применялась для обработки непрозрачного цветного стекла, позднее стекло было заменено на прозрачное.
Галле часто упрекали в том, что его стекло «нестеклянное», имея в виду опалово-белую основу (фон) цветных рельефов на серийных изделиях. При развившемся крупном механизированном производстве был необходим нейтральный материал для поточного производства фонов под разноцветные украшения на вазах гравированного стекла. Но все же заглушенное опаловое стекло Галле тяжелее и суше по сравнению с молочно-белым материалом китайского гравированного прототипа.
Химическая обработка поверхности при многоплановом травлении приводила к мягким живописным переходам. Для этого Галле покрывал поверхность рисунка асфальтовым лаком, а свободную от лака поверхность мягкой кистью обрабатывал плавиковой кислотой, протравливая вначале самые глубокие места. После повторного покрытия лаком протравливались участки фона на меньшую глубину, пока результат не удовлетворял художника. При этой технике кисть должна двигаться очень плавно, поскольку кислота быстро разъедает верхний накладной слой стекла и тональная мягкость может нарушиться. Даже с одним нацветом Галле мог получать композицию с целой гаммой полутонов, от темно-фиолетового до бледно-сиреневого.
После 1880 года Галле увлекается технологическими экспериментами. В результате многочисленных опытов с окислами металлов он разрабатывает широчайший спектр самых изысканных тонов, достигая сложнейших цветовых сочетаний за счет «наложения» разноокра- шенных просвечивающих тонов. Колорит — это еще одна составляющая стекла Галле, которая лежит в основе его неповторимости и узнаваемости.
Цветовая гамма достаточно широка, особенно в его авторских экспериментальных работах, не рассчитанных на тираж. В своей интерпретации природы он использует не только декоративные возможности многослойного стекла, эмалей и люстровых красок, но и вводит инкрустацию золотой и серебряной фольгой между слоями, использует блестки слюды и асбестовые волокна, стремясь придать стеклу вид натурального камня. В тиражированных сериях у Галле есть устойчивые колористические схемы, излюбленные мотивы сочетаний: контрастные напряженные желто-фиолетовые и оранжево-фиолетовые цвета либо, наоборот, построенные по принципу нюанса: розово-сиреневые, болотные, желтокирпичные.
Стекло — бесконечно меняющаяся, мистическая, мерцающая среда, аналог бесконечно меняющейся природы — культа эстетики символизма. Поэтому техника Галле, как и сам материал, избранный им для своих творческих экспериментов, не случайны. Цвет не имеет природных аналогов в силу того, что является одним из воплощений символа. Галле следует правилу — изображать, исходя из требований цвета, тогда цвет «оживает» в форме стекла.
На парижской Выставке 1900 года Галле получил за свои работы Гран При и золотую медаль. Эти награды как бы подводили итог очередного этапа творчества Галле: он показал работы с большой скульптурной свободой и ярко выраженной пластикой декора. Его рисунок Галле выполнял рельефным, контррельефным и линейным способами. И еще при этом оставался волшебный цвет — одна из основных составляющих рельефного декора в технике травленого стекла. Активные цвета — желтый, красный — психологически при восприятии «выступают» вперед, синефиолетовая и коричневая гамма, напротив, «уходит» вглубь. Галле использует для рельефно выступающего декора фиолетовые тона на желтоватых и красноватых матовых углубленных фонах, заставляя пребывать орнамент в неустойчивом живом органическом равновесии. Цвет становится олицетворением идеи рождения, цветения и роста растения.
Галле был, без сомнения, художником, творившим па рубеже двух веков и двух эпох в производстве: с одной стороны, укреплялся промышленный, ремесленный способ, с другой, выходил вперед творческий, резко индивидуализированный подход, который потом назовут эксклюзивным дизайном. Галле одинаково успешно работал в обоих направлениях. 'Гам, где его изделия, пусть и в небольшой массе, носили уникальный авторский характер, где автор экспериментировал с новыми техниками и технологиями, Галле раскрывался как Художник с незаурядным образным мышлением. Выпуская серийное изделие, Галле выступал как дизайнер-проектировщик. Например, когда он создавал тонкостенные столовые сервизы или декоративные колпачки для электрических ламп.
Изделия Галле возникали как плод художественно-конструкторской мысли, учитывающей возможности материала, машинные способы обработки, механические способы тиражирования. Все эскизы выполнялись в мастерской Галле и доводились до высокой степени искусства его усилиями и талантом. Акцент в деятельности художника переносится с создания образца в материале на проект изделия, которое затем передавалось в массовое производство. Но даже серийные изделия его мануфактуры, где преобладало ручное производство, несут печать высокого художественного ремесла. И этим Галле открыл путь Дизайну...
Всплеск искусства Ар Нуво был удивительно краток. В 1901 году Всемирная выставка в Париже сделала этот стиль модным во Франции. К 1906 году культ кривой линии умер так же внезапно, как и возник.
К началу XX века фабрика в Нанси превратилась в одно из крупнейших предприятий Франции по производству художественного стекла. Здесь было занято около трех тысяч высококвалифицированных рабочих. Производственный процесс на фабрике был четко разделен на:
- создание простых серийных промышленных изделий двуслойного, реже трехслойного стекла;
- создание более сложных серийных изделий, но ограниченным выпуском;
- создание подлинно уникальных изделий.
Всю выпускаемую на мануфактуре продукцию можно разделить на четыре группы:
изделия из прозрачного стекла с эмалевой росписью, отмеченные ярким и индивидуальным почерком художника;
изделия накладного стекла с растительным декором, сложные по рисунку и технике, полихромные, с личной подписью Галле;
вазы серийной продукции, формы и орнаментика которых часто повторялись, но в столь разнообразных вариантах, что трудно найти две идентичные вещи;
— авторские экспериментальные работы с часто встречающимися поэтическими цитатами.
Коммерческий успех предприятию принесла третья группа изделий, включающая в себя серийное производство популярных настольных ламп и ваз из травленого кислотой каме- евого стекла. Эта же группа изделий оказалась наиболее распространенной и за пределами Франции, в частности, в России. К этой группе изделий относится и представленная коллекция. Она выполнена в многослойном цветном непрозрачном стекле, отделана травлением с элементами гравировки вручную с редкими украшениями вставок — кабошонов.
В Россию стекло Галле попало уже в первые годы XX века. В 1900 году знаменитый коллекционер Бинг принимал активное участие в организации международной выставки в Санкт-Петербурге, надеясь приобрести в России богатых клиентов, а также как можно полнее представить прикладное искусство Франции. В том же году для Музея прикладного искусства в Хельсинки были приобретены предметы современного французского искусства, среди которых было и стекло Галле. Прекрасные коллекции этого стекла сохранены в Музее художественного стекла в усадьбе Кусково, в Эрмитаже в Петербурге, во многих провинциальных музеях России. Большое количество его работ осело в частных коллекциях.
Влияние творчества Галле на современников было столь огромно, что находит множество последователей. До 1900 года, когда Галле получил Гран При на Всемирной выставке в Париже, только незначительные технологические изменения разнили продукцию Галле и фирмы Даум. Они изготавливали стеклянные вазы в гутной технике, технике накладного стекла с растительным декором. Но к 1914 году качество изделий фирмы Даум снизилось, хотя именно эти поздние вещи и получили распространение па рынке, потеснив изделия Галле.
Бесспорно влияние Галле на деятельность бельгийской фирмы «Ван-Сен-Ламбер», основанной еще в 1826 году. Большое влияние художественная школа Нанси оказала на стекольные фирмы Богемии. Достаточно вспомнить популярное в мире вплоть до 50-х годов XX столетия чешское многослойное стекло.
Подражание популярному «стилю Галле» имело свои примеры и в России уже с начала XX века. Работы, выполненные на Гусевском хрустальном заводе, во многом повторяют форму и декор ваз Галле. Чаще всего это вазы, по форме близкие к цилиндру, расширяющиеся к верхнему краю и основанию. Выполненные в технике травления много
слоимого стекла с последующей гравировкой, они, как правило, декорированы замкнутой панорамой романтического пейзажа. Копирование Галле распространяется даже на рельефные изящно гравированные фамилии авторов произведений.
Мануфактурой в Нанси Галле руководил вплоть до 1904 года, года его смерти. С 1904 по 1914 год фабрикой управляла его жена,. До наступившего в 1933 году финансового кризиса, мануфактура управлялась дочерьми Галле. В этом же году фабрика была закрыта.
Популярность произведений Галле была велика еще при жизни мастера. Со временем Галле превратился в классика Ар Нуво. Поэтому его работы давно стали желанными образцами частных и музейных коллекций. Они перешагнули границу, отделяющую обычные декоративно-прикладные изделия от музейных экспонатов.
Став предметом коллекционирования на родине автора во Франции с первых же лет 20 столетия, его стекло постепенно завоевывает мировой рынок. Авторские работы, этапные в творчестве, отмеченные поисками в области техники, технологий, экспериментальные в разработке новой необычной цветовой гаммы, а также работы, выполненные специально к определенным событиям в общественной жизни страны, работы-посвящения близким друзьям и коллегам, становились сразу же частью коллеции Музея декоративно-прикладного искусства в Париже. Стекло, представленное Галле на Всемирных промышленных выставках в Париже, отмеченное призами, пополняло коллекции отечественных и зарубежных, в основном европейских, музейных коллекций. Поэтому уникальные авторские подписные работы в основном рассредоточены по ведущим музеям мира и редким первоклассным частным коллекциям.
Основную часть многочисленных частных коллекций стекла Галле составляют предметы из разряда массового производства его мануфактуры. — Именно этот массив произведений может сегодня встретиться в антикварных магазинах. Многослойное травленое стекло Галле, бытующее сейчас на рынке художественного стекла, в основном выпущено после 1900 года, когда фирма наладила серийный выпуск по образцам.
Стекло этого типа может иметь гравированную подпись «Galle», а может быть и без подписи. В нашей коллекция — предметы, в подавляющей своей части выполненные после смерти художника, в промежутке между 1904 и 1907 годами, когда на изделиях мануфактуры рядом с подписью «Galle» ставилась маленькая звездочка.
После 1907 года эта звездочка с изделий исчезла. Поэтому, покупая изделие со звездочкой, можно быть уверенным, что это не подделка, хотя непосредственно сам Галле уже не мог принять участия в создании этого предмета. Оно выполнено по образцам его эскизов, запущенным в серию еще при жизни мастера.
Современный рынок антиквариата проявляет активный интерес к искусству модерна в целом, и к художественному стеклу модерна, в частности. Работы братьев Даум, братьев Мюллер и т.д. находятся но востребованности в одном ряду с изделиями Галле. Повышенный спрос, естественно, рождает orpoiMiioe количество подделок, которыми рынок просто наводнен. И здесь необходимо быть предельно внимательным. Часто подделку может отличить и выявить только специалист очень высокого уровня, профессионал в области художественного стекла. Причем необходимо помнить, что по предложенной фотографии ни один, даже самый первоклассный, специалист подделку от оригинала не отличит.
50-е годы XX века — это период нового всплеска собирательства произведений эпохи модерна, чрезвычайно популярного в России. В то время, когда основная масса населения по инерции покупала хрусталь, хлынувший из «освобожденной Европы» и ставший очень модным в России, немногие положили начало своим коллекциям антиквариата. Рынок требовал все новых поступлений.
Спрос на изделия мануфактуры Галле не падал, но его потомки оказались плохими коммерсантами, и при востребованном рынке мануфактурное производство в 1933 году закрывается. Начинает эпоха подделок. Первая большая партия фальшгалле хлынула на русский рынок сразу же после Второй мировой войны, в 50-е годы. В этот период на территории Румынии открылось сразу несколько мануфактур, занимавшихся подделками позднего, серийного Галле. В основном, предметный спектр фальшивок-репликатов был невелик. Это вазы, особенно в форме ладьи, и настольные лампы, сделавшие Галле популярным еще при жизни. Уровень качества этого стекла может быть совершенно различным: от очень хорошего, практически неотличимого от прообраза, до изделий весьма низкосортных, чаще всего двуслойного стекла.
Фальшгалле румынского производства входило на мировой рынок достаточно тактично. Румыны сначала ставили на изделиях сигнатуру «tip Galle». В качестве сигнатуры была взята обычная авторская подпись. Впоследствии надпись «tip» стали прятать среди растительного декора. Ее, подчас, с трудом можно найти в листве, среди запутанных стеблей. Для этого необходимо исследовать каждый сантиметр поверхности изделия. Позже румыны отказались от этой сигнатуры и репликаты шли уже с поддельной подписью Галле. Но материал оказался на удивление востребованным и по сей день рынок Москвы наводнен «румынским Галле».
Есть несколько черт, по которым можно отличить подделку румынского происхождения без сигнатуры «tip». Иногда продавцы стирают образивным камнем эту сигнатуру, оставляя только подпись «Galle», и тогда на месте бывшей сигнатуры остается ямка-углубление, едва заметная глазу, но не вписывающаяся в логику декора или окружающего фона. Чаще всего подделкой бывают вазы-ладьи или традиционные вазы с упрощенным рельефным орнаментом в один на цвет. При этом светло-желтый или розово-фиолетовый фон, как правило, практически не имеет гаммы тональных переходов. Стекло без глубины, достаточно сухое и скупое по выразительности. Сегодня на рынке подделок широко представлены настольные лампы румынского происхождения. Здесь, как правило, необходимо смотреть еще и на соотношение размера изделия и его цены. Лампа высотой в 80 сантиметров и стоимостью в 2 тысячи долларов должна наводить покупателя на дальнейшие размышления. Очень часто в румынских подделках встречаются вазы, по форме близкие к цилиндру, с романтико-идиллическими пейзажами. Здесь необходимо внимательно смотреть на оттенок самого верхнего темного слоя полированного нацвета. Если темно-коричневый оттенок стекла имеет холодный голубоватый отлив, то возможно перед вами — подделка.
Интерес к стеклу модерна возрастает, и его популярность среди коллекционеров толкает мастеров многих стран на подделки. «Галле» поступает сейчас в столицу не только из Румынии, самой Франции, но и из Америки и Польши.
Елена ЗАЕВА
Мнение Эксперта
Сделано в Румынии
Современный рынок стекла Галле представлен предметами, которые можно условно разделить на несколько групп. Антикварные магазины сегодня предлагают к продаже в подавляющем большинстве поддельное Галле. Это первая группа, встречающаяся практически в каждом без исключения антикварном салоне. В лучшем случае это поддающееся атрибуции «румынское Галле». На образцах можно увидеть сигнатуру «tip» Calle.
Наиболее интересны в румынском Галле настольные лампы, состоящие из высокой ножки многослойного травленого стекла, по форме приближающейся к цилиндру, оплывающему книзу и аналогичного по декору абажура каплевидной или овальной формы. Спросом на рынке пользуются и высокие вазы (от 35 см), и вазы «на один цветок» сложной формы, иногда включающие отделку верхнего края ободом из бронзы. Это послевоенное стекло, попавшее в Россию в 50-е годы. Декор чаще всего сформирован тремя и более слоями разного нацвета: матовый желтоватый травленый фон с болотно-коричневым декором трав, дополнительными оттенками розовых, фиолетовых, голубых, бордовых вкраплений лепестков, сдержанные по гамме желто-коричневые пейзажи.
Следующая группа предметов — самая распространенная. Это румынское Галле более позднего периода. На стекле уже нет сигнатуры «tip», но, как правило, предметы этой группы имеют гравированную подпись «Galle». Сам новодел отличает крайне низкий рельеф декора, не более двух слоев нацвета. Из произведений уходит свойственная самому Галле изящная изысканность линий декора, рисунок становится сухим и неинтересным, травленый фон приобретает глухой матовый опенок, в отличие от мерцающего полихромного фона прототипа.
К этой группе предметов относятся вазочки на один или несколько цветков, высотой до 20 см, достаточно несложной формы, близкой к традиционной, а также вазы от 35 см и более и люстры на 3-5 светильников в бронзовой арматуре. Часто можно видеть идентичные по форме люстры, отличающиеся только декором.
Немного особняком стоят вазы румынского Галле, выполненные в синей цветовой гамме. Весь многослойный на- цвет выполнен в едином колорите синих и сине-фиолетовых тонов. Самые скромные предметы имеют всего один слой синего нацвета на белом матовом фоне.
Ценообразование на румынское Галле колеблется в достаточно широких пределах. На первую группу изделий:
от 70 до 50 у.е. за 1 см в настольных лампах (цена зависит от высоты предмета и степени проработанности декора);
от 50 до 40 у.е. за 1 см в вазах (цена зависит от высоты предмета и степени проработанности декора).
Во второй группе изделий ценообразование весьма стихийно, все диктуют вкус и воля владельцев салонов:
от 7 до 30 у.е. за 1 см в полихромных вазах;
от 12 до 15 у.е. за I см в монохромных вазах;
около 5 000 у.е. за люстру на 3-5 светильников.
Наименее разнообразен рынок подлинного Галле. За последние пять лет практически редкостью стали интересные образцы многослойного травленого стекла даже в тиражированных сериях. Авторское подписное стекло представлено, прежде всего, предметами глянцевого стекла с белым полупрозрачным фоном и рельефным растительным декором в олин коричневый, реже в два нацвета. Авторская подпись выполнена изящной линеарной гравировкой по темной плоскости декора.
Наряду с этой серией подлинников на рынке встречается знаменитое многослойное стекло с комбинацией техник травления и гравировки. В основном это интересные вазочки на один цветок либо крупные вазы, но уже с более блеклым по цвету декором, менее выразительным невысоким рельефом. 13 подлинниках в доброй половине предметов гравированная авторская подпись сопровождается звездочкой, свидетельствуя о периоде происхождения предмета с 1904 по 1908 г.
Ценообразование в последней группе предметов осталось за последние 7 лет практически неизмененным. В среднем цена за 1 см подлинника колеблется от 85 до 115 у.е.
Наиболее близкие к Галле предметы стекла мануфактуры Даум на антикварном отечественном рынке представлены редкими и достаточно небольшими по размеру вазами (в технике, близкой к глянцевым, с одним-двумя нацветами коричневатых оттенков, близким предметам самого Галле). Цена колеблется в пределах 100 у.е. за 1 см.
Изредка можно встретить авторские вазы мастеров Гусь-Хрустального, подражавших технике многослойного травленого стекла Галле начала XX века. Цена за подобные предметы может колебаться от 100 до 260 у.е. за 1 см.
Елена ТВЕРСКАЯ
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования» № 2 (2) июль-август 2002 стр.6