Константин Александрович Шапиро родился в 1840 году в городе Гродно в бедной еврейской семье. Его детство и юность прошли в тяжелых материальных условиях. С малых лет мальчик тянулся к образованию, любил сочинять стихи и рисовать. Достигнув юношеского возраста, он покинул дом и отправился странствовать по свету пешком. В 1868 году судьба привела его в Вену, которая была в то время «родиной» многих новшеств в фотографии. Здесь Константин Шanupo овладел самыми передовыми навыками фотографического дела. В конце 1868 — начале 1869 года он появился в Петербурге с надеждой открыть собственное заведение.
Законы и порядки в России того времени были таковы, что юноше еврейской национальности было невозможно открыть свое дело. Для этого ему сначала пришлось принять православие и стать компаньоном старейшего фотографа Петербурга — Вильгельма Шенфельда (1810—1887). Заведение называлось «Шенфельд и Шапиро». Однако уже 16 ноября 1869 года в № 316 газеты «Санкт-Петербургские ведомости», на странице 6, Константин Александрович поместил такое объявление: «Фотограф Шапиро, желая расстаться со своим компаньоном, предлагает гг. фотографам свои услуги. Адрес: Невский, № 64». Но на Мануфактурной выставке 1870 года, которая проходила в Петербурге, фотографы выступили вместе, фирма «Шенфельд и Шапиро» на тот момент еще продолжала существовать. Венские уроки Константина не пропали даром: их фотографические работы были отмечены почетным дипломом. И в конце июля 1870 года каждый фотограф получал награду самостоятельно, о чем и сказано в «Отчете Всероссийской Мануфактурной выставки 1870 г. в С.-Петербурге» (СПб: типография товарищества «Общественная польза» на Мойке, № 6. 1871 г., стр. 98). Это была первая выставка Шапиро.
Заведение молодого фотографа «Светопись и Живопись» с конца 1873 и до 1875 года находилось по адресу (дословно с бланка): «Невский проспект № 30 у Казанского моста в доме Учетного Банка, бывшем Ольхиной. Где помещается Купеческое Собрание». И, конечно, упоминание о почетном отзыве Мануфактурной выставки крупным шрифтом, почти в центре бланка на обороте.
В 1876 году оборот бланка изменился — Шапиро для оформления использовал рисунок, предложенный журналом «Эскизы архитектуры и художественной промышленности», для работы в котором были привлечены выпускники Академии художеств. Это новое оформление оказалось не очень удобным для размещения текста — оно «съедало» почти все пространство, поэтому Шапиро очень скоро от него отказался. Так что фотографические бланки с оформлением 1876 года можно легко определить.
14 февраля 1876 года Владимир Александрович (1847—1909), Великий князь, третий сын Александра II, главнокомандующий войсками гвардии и Петербургского военного округа (1884—1905), член Государственного Совета был назначен Президентом Императорской Академии художеств. Во многих газетах в марте 1876 года было опубликовано обращение, основная мысль которого заключалась в том, что президент «надеется, что он сплотит русскую художественную семью, следовательно, принесет и русским художникам, и русскому искусствубольшую пользу» («Московские ведомости», № 54,2 марта 1876 г.). С этого времени многие фотографы, выполнявшие заказы академии, имели право именовать себя «фотографами Императорской Академии художеств». Таковыми были, например, Андрей Осипович Карелин из Нижнего Новгорода, Вильям Каррик и Константин Александрович Шапиро — из Петербурга. На некоторые работы Императорская Академия художеств объявляла за фотографами исключительное авторское право, о чем обязательно сообщали в газетах.
К 1879 году у Константина Шапиро снялась почти вся интеллигенция Петербурга и Москвы, и ему пришла идея (по подобию А.Э. Мюнстера, который в 1860-х годах издал литографированную галерею деятелей России) выпустить фотографическую галерею. А уже 13 января и 2 февраля 1880 года в газете «Московские ведомости» появилось сообщение: «Портретная галерея Русских литераторов, ученых и артистов, изданная фотографом Шапиро (Спб., Невский проспект, № 30). Первый выпуск заключает в себе снятые с натуры, in folio, портреты И.А. Гончарова, ФМ. Достоевского. Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова (Щедрина) и И.С. Тургенева. Каждый портрет окружен художественно исполненной рамкой, оригиналом для которой послужил бордюр с хранящейся в Императорской Публичной библиотеке челобитной царю Алексею Михайловичу. К каждому портрету приложен лист — с краткой биографией на русском и французском языках. Продается в фотографии Шапиро и в Москве у Мамонтова, Готье, Пушкарева (книжный магазин «Свет и Тени»), Глазунова, Аванцо и др. известных книгопродавцев...». Фотографии эти были гораздо больше так называемого кабинетного формата.
Газета «Московские ведомости», № 49 от 18 февраля 1881 года, писала: «ИАХ (Императорская Академия художеств. — Т.Ш.) на основании 322 ст. XIV т. Св. зак. (изд. 1857 г.) Уст. Ценз, объявляет, что за фотографом, с петербургским мещанином Константином Александровичем Шапиро (проживающим Спасской части, по Невскому проспекту, № 30) утверждено: 1) исключительное право художественной собственности на сл. фотографические его издания: а) портрет Ф.М. Достоевского, снятый с натуры покойного, лежащего на столе, и б) таковой же портрет покойного, лежащего в гробу, снятый с натуры и окруженный виньеткою, составленною из всех венков, присланных разными депутатами, и 2) право размножать вышеозначенные издания разными способами».
На протяжении многих лет фотоателье Шапиро находилось на Невском проспекте в доме № 30. В конце 1882 года оно переместилось в дом № 32 (дом римско- католической церкви). Тогда же на обороте его бланка вместе с новым адресом появилась строчка — «Фотограф Императорской Академии художеств».
На Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 года в Москве К.А. Шапиро выступил с развернутой экспозицией «Портретной галереи». Вот что написал о нем обозреватель Лев Владимиров в газете «Московские ведомости» 1 июля 1882 года: «Петербургский фотограф К.А. Шапиро, предпринявший издание «Портретной галереи» русских литераторов, ученых и артистов, в настоящее время поместил на Выставке во второй группе образцы портретов, входящих в состав указанной «П.г.». Мысль г. Шапиро, несомненно, прекрасная, и нельзя не пожелать дальнейшего успеха его предприятию. Каждый выпуск галереи содержит пять портретов... г. Шапиро приступает в настоящее время к другому, более дешевому, Народному изданию портретов литераторов и ученых под названием «Русского Пантеона», в котором будут помещаться фотографические портреты как современных, так и умерших уже известных деятелей наших на поприще литературы и искусства. Для Пантеона уже заготовлено 138 портретов». За свои работы на художественно-промышленной выставке 1882 года в Москве Шапиро получил бронзовую медаль «За богатое собрание фотографических портретов русских общественных деятелей». А уже в 1883 году за издание дешевого «Русского Пантеона» он был удостоен большой серебряной медали (Высочайшей почетной награды за полезный труд) от императора Александра III, о чем сразу же было засвидетельствовано на оборотах бланков Шапиро. «Послужной список» его наград увеличивался с каждым годом, и это сегодня помогает в определении портретов по годам.
В том же 1883 году в Петербурге К.А. Шапиро издал альбом «Иллюстрации к «Запискам сумасшедшего», основой которого стала серия снимков актера В.Н. Андреева-Бурлака в образах его персонажей. Актер читал монолог Поприщина из «Записок сумасшедшего» прямо в фотографическом павильоне. По поводу этого альбома В.В. Стасов писал 11 апреля 1883 года: «У нас в Петербурге важная художественная новость. Нечто такое, что, по моему мнению, найдет себе непременно подражателей не только здесь, в России, но и в остальной Европе». В 1884 году альбом вышел вторым изданием, в него было включено тридцать фотографий.
В 1884 году на обороте бланков фотографа появилась запись, что он был участником фотографической выставки в Вене, где получил золотую медаль.
Современники по достоинству оценили творчество фотографа-художника. Уже в 1884 году в альбоме «Наши знакомые. Фельетонный словарь современников. 1000 характеристик» Вл. Михневича одна из страниц (248) была посвящена ему: «Шапиро, известный петербургский фотограф, сколько искусный, столько и предприимчивый, совершил нечто более сверхъестественное, чем библейский Ной. Ной собрал с помощью Божьей в своем ковчеге всех чистых и нечистых тварей. То удивительно, но г. Шапиро, собрав воедино в своей портретной «галерее» всех российских писателей, столь разрозненных всяческою враждою, дал пример несравненно удивительнейший. Вообще, г. Шапиро по праву может титуловаться лейб-фотографом русской литературы и русского искусства. Увековечивает он не только самих деятелей этих профессий, но и их творения, как это показал его замечательный опыт изображения гоголевского Поприщина в исполнении Андреева-Бурлака».
Предприимчивый фотограф украшал свою витрину портретами известных и популярных людей. В его ателье неоднократно снимался А.П. Чехов со своими друзьями — писателями и актерами. Брат писателя — Александр Павлович Чехов, живший в Петербурге, увидев выставленный в витрине фотографа портрет Антона Павловича, раздраженно писал ему: «Шапиро выставил твой портрет. Публика любуется и находит гениальные черты и в глазах, и в носу, и в складках губ и проч. Прислушался раз к восторгам барынь, взвизгивавших у витрины, возмутился, плюнул и ушел. Всякая медаль имеет оборотную сторону: не всегда приятно быть и популярным человеком» (26 апреля 1889 года).
На фотографической выставке 1891 года в Петербурге, которая проводилась с 17 марта до середины мая, К.А. Шапиро получил серебряную медаль «За искусное исполнение портретов и типов». С 1891 года на оборотах бланков фотографа к прежним медалям и заслугам добавились другие: «Фотограф Его Императорск. Высоч. В. К. Владимира Александровича. Фотограф Ее Императорск. Высоч. В. К. Марии Павловны и фотограф Императорской Академии художеств. Невский, д. 32, С.-Петербург». Так выглядел оборот бланка до апреля 1895 года.
21 апреля (3 мая) 1895 года К.А. Шапиро, в связи с изменением адреса ателье, в «Правительственном вестнике» (№ 87, 8 страница), поместил обращение:
«От фотографа Их Императорских Высочеств Великого Князя Владимира Александровича, Великой Княгини Марии Павловны и фотографа Императорской Академии художника Константина Шапиро
Извещение
Последние годы многие экономические общества стали требовать с фотографий уступки для своих членов; большинство фотографов, соглашаясь на эти требования, уступают чуть не половину с их цен и в то же самое время с остальной публики, которая не имеет чести принадлежать к экономическим обществам, берут ровно вдвое. Считая подобный поступок моих коллег (да простят мне мои сотоварищи по ремеслу) по меньшей мере несправедливым, я решил, в виде опыта, понизить цену для всех без исключения, и с этою целью я переехал из дома римско-католической церкви (администрация которой набавила на мою фотографию до 4 000 р.) в новое помещение, на угол Невского проспекта и Большой Морской ул., дом № 18—12, и снимаю теперь по нижеследующим ценам:
12 кабинетных: вместо 10 руб. теперь 6; эмалированные 8 руб.
12 американок.: вместо 15руб. теперь 10; эмалированные 12руб.
12 будуарных: вместо 25 руб. теперь15 руб.
12 будуарных темн. ф.: вместо 30 руб. теперь 18.
Точно так же убавлены цены с групп и больших портретов.
Новый адрес: фотография Шапиро, Невский проспект, угол Большой Морской, дом N° 18-12, где помещается магазин братьев Елисеевых (вход с Большой Морской)».
Приблизительно с января 1896 года на обороте бланка к тексту нового адреса добавляется, что Шапиро — «фотограф Их Императорских Высочеств В. К. Владимира Александровича, В. К. Марии Павловны, Императорской Академии художеств и почетный член-корреспондент Парижской Академии изобретателей».
В 1892 году фотографическое заведение открыл двоюродный брат фотографа — Константин Павлович Шапиро, который именовал себя «Шапиро 2-й». Он писал: «Проработав 9 лет у брата моего, ныне я открыл собственную фотографию под фирмою «Шапиро 2-й». Цены дешевые. Гороховая, угол Садовой, № 36».
Однажды в ателье К.А. Шапиро случился пожар, в котором погибло много работ и огромное количество негативов. Это страшное событие нашло отражение в письмах современников. Так, известный юрист
Анатолий Федорович Кони сообщал А.П. Чехову 24 ноября 1900 года из Петербурга: «Как нарочно — у меня осталась лишь одна карточка (А.П. Коломнина, зятя А.С. Суворина. — Т.Шнегатив которой погиб при пожаре фотографии Шапиро».
Умер Константин Александрович Шапиро в Петербурге в 1900 году. О его поэтическом наследии подробно изложено в еврейской энциклопедии, фотографическое же наследие художника — очень богатое и исторически ценное. После его смерти заведение не закрылось, а дальнейшая его «биография» складывалась так. У фотографа остались два наследника: Владимир и Илья Константиновичи. В их владении находилось депо фотографических принадлежностей. С 1901 по 1905 год делами в фотографии занимался Владимир Константинович, а фирма называлась «Шапиро, Конст.». С 1906 года управлять фирмой стал племянник умершего фотографа — Павел Семенович Жуков (1870—1942), у которого до этого времени было свое фотоателье (1904—1906) на улице Стремянной, в доме № 1-6. В 1906 году в ателье «Шапиро Конст.» появился телефон с номером 23713, который в 1911 году изменился на 43713 (у всех телефонных номеров с пятизначными цифрами в Петербурге цифру 2 поменяли тогда на цифру 4). Эти подробности не лишние, так как на фотографических бланках указывались номера телефонов!
В 1912 году Жуков на Садовой улице в доме № 49 открывает второе заведение, которое называет «Ампир». В1913и1914 годах у него было два ателье — «Шапиро Конст.» и «Ампир», с 1915 до 1918 года П.С. Жуков владел только заведением «Шапиро Конст.». Номер телефона оставался прежним.
Татьяна ШИПОВА
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 42 (ноябрь 2006), стр.102