Прошедшие 2 июня этого года торги по русской книге остались несколько в тени «Больших» русских торгов, хотя для профессионалов достаточно интересен уже сам факт вынесения в отдельные торги русской книги, фотографии и документов. Непривычно высоко для отечественного понимания ценности фотографии ушли фото-лоты времен отечественной войны. Причем отдельные фотографии Д. Бальтерманца (авторские повторы позднего времени с «колотушками» и подписями фотохудожника) ушли в интервале от одной до 7 тысяч GBP, большой лот из фотоархива Е. Халдея установил абсолютный рекорд русских книжных торгов на Сотбис — 117 600 GBP.
Впечатляет 91 тысяча фунтов, заплаченных за первое издание «Манифеста коммунистической партии» (почему немецкое издание оказалось на русских торгах — на совести устроителей торгов). На этом фоне грустно выглядит результат торгов по 119 лоту (полная рукопись рассказа И. Тургенева «После смерти») — «всего» 55 200 GBP. На первый взгляд — несопоставимые по ценности (по крайней мере, культурной) вещи, хотя не исключается и некая, невидимая постороннему глазу игра, ходят упорные слухи, что первоиздание Манифеста давно ищет некий коллекционер-создатель музея коммунизма. Не этим ли объясняется и весьма высокий уровень ухода лотов с ленинским «прижизняком»?
Особняком стоит стринг автографов. Как всегда, в цене Императорская семья. Особенно причисленные к лику святых невинномученицы. Автографы Великих княжен Ольги, Марии, Анастасии и Татьяны на открытке (лот 130) ушли за 5800 GBP.
Естественно, большую часть чисто книжных лотов представляли произведения русского авангарда и старая «россика». Цены приятно удивляют тех, кто умудрился купить подобные книги лет пять тому назад. В общем-то рядовая еще в прошлом веке «Для голоса» (отдать эту книгу за тысячу долларов считалось небольшой, но победой) на последнем аукционе была продана за 3600 GBP. Торги по лучшей, на наш взгляд, книге авангарда, представленной на минувших торгах, «Сказ про два квадрата» удар молотка прервал на отметке 19 200GBP. Вообще имя Малевича притягивает: «От Сезанна до супрематизма» за 6600 GBP — едва ли не рекорд продаж.
Вот уже несколько лет русская классическая наука раскручивается и у нас и за рубежом. Из научной классики отметим первоиздания «Основ химии» (лот 172, уход — 9600 GBP), ломоносовского «Слова о происхождении света» (лот 169, уход — 4650 GBP). Легендарная же «Арифметика...» Леонтия Магницкого (первое издание) ушла за 38 400 GBP.
Одно из самых больших удивлений — отсутствие на аукционе прижизненных изданий русских классиков — Пушкина, Гоголя, etc. Неужели, все уже осело у коллекционеров?
В целом итог русских книжных торгов впечатлил и коллекционеров, и специалистов — без малого 800 тысяч фунтов. И это при том, что сонцовские «Древности» были выставлены на основных русских торгах (уход — 40000GBP).
Итоги русских торгов на Сотбис 31 мая 2006 года
Живопись.
Уход — 200 000 GBP и выше
Лот 10. Н. Чернецов. «Вид Ореанды».
X., м. 67,5x97,5 — 848 000 GBP.
Лот 18. И. Айвазовский. «Аю-Даг при свете луны».
X., м. 61x94 — 321 600 GBP.
Лот 19. И. Айвазовский. «Кораблекрушение на Черном море». X., м. 140x250 — 814 400 GBP.
Лот 22. И. Айвазовский. «Варяги на Днепре».
X., м. 134,5x235 — 1 744 000 GBP.
Лот 27. Г. Семирадский. «Жанна Д’Арк».
X., м. 136x90 — 388 800 GBP.
Лот 28. К. Маковский. «Боярин с кубком».
X., м. 127,5x94 — 288 000 GBP.
Лот 31. И. Левитан. «Мельница. Закат».
X., м. 33x52 — 545 600 GBP.
Лот 37. Е. Волков. «Иерусалим. Осень».
X., м. 66,5x115,5 — 232 000 GBP.
Лот 79. Б. Анисфельд. «В зарослях ольхи. Тверь».
X., м. 136x122 — 579 200 GBP.
Лот 80. В. Борисов-Мусатов. «Конец дня».
X., м. 43x56,5 — 702 400 GBP.
Лот 81. К. Коровин. «Рыбалка в солнечный день».
X., м. 92,5x73 — 848 000 GBP.
Лот 82. К. Юон. «Танцующие свахи».
X., м. 134x200 — 568 000 GBP.
Лот 83. Б. Анисфельд. «В Эдемском саду».
X., м. 175x196 — 344 000 GBP.
Лот 84. М. Ларионов. «Закат на Черном море».
X., м. 41,5x84 — 792 000 GBP.
Лот 101. В. Васнецов. «Вещий Олег».
X., м. 74,5x51 — 344 000 GBP.
i Лот 127. А. Яковлев. «Арлекин».
Сангина, угольный карандаш на бумаге. 178,5x93,5— 265 600 GBP.
. Лот 155. В. Баранов-Россине. «Обнаженная».
X., м. 130x96 — 321 600 GBP.
Лот 250. Д. Краснопевцев. «Натюрморт с тремя кувшинами». X., м. 110x68 — 512 000 GBP.
Лот 251. И. Кабаков. «Где они?». Бумага, карандаш, акварель, чернила. 31 лист формата 40,5x27,5 — 254 400 GBP.
Культурная жизнь Москвы
Галерея современного шедевра в сотрудничестве с ГУК г. Москвы «Государственный музей А.С. Пушкина», Музеем-квартирой Андрея Белого открыла выставку «Наследники русского модернизма. Марина Тиме-Блок и Игорь Майоров». На ней представлены графические работы ленинградских художников Марины Георгиевны Тиме-Блок (племянницы поэта Александра Блока, 1913—1999),чье творчество впитало традиции «Серебряного века», и ее ученика Игоря Евгеньевича Майорова (1946—1991), который отличался ярким индивидуальным почерком, но из-за превратностей судьбы оказался «за бортом» официального искусства. Произведения Игоря Майорова известны в Европе и Америке. На выставке представлено более 30 графических работ (акварель, гуашь) из серии «Балет», «Ночные бабочки», «Городской пейзаж».
В художественной галерее «На Ленивке» открылась выставка «Где эта барышня, что я влюблен?» — продолжение выставки «Где эта улица, где этот дом?», прошедшей 31 марта — 21 мая 2006 года.
В основе экспозиции — коллекция самой галереи, представленная такими художниками, как А.А. Арапов, К.А. Коровин, Е.Е. Лансере, В. В. Фаворская, П.В.Митурич, А.И. Кравченко, В.С. Чернецов, А.С. Ведерников и другие. В создании экспозиции участвовали также галереи «Арт-Диваж», «Ковчег», Центр графических искусств, Частный музей И. и Н. Ефимовых, частные коллекционеры, предоставившие работы А.Г. Тышлера, К.П. Брюллова, Б.М. Кустодиева, В.Ф. Рындина, Н.А.Тырсы, Н.Г. Карахана, А.В. Шевченко и др.
Кроме живописных работ на выставке представлены скульптуры В.А. Серова, К.А. Сомова, Н.Я. Данько, О. Глебовой-Судейкиной.
29 мая этого года в антикварнобукинистическом салоне «Вишневый сад на Трубной» состоялось первое заседание его членов — любителей русской книги, библиофилов и профессионалов, приуроченное к 207-й годовщине со дня рождения А.С. Пушкина. На салоне были продемонстрированы почти все отдельные прижизненные издания великого русского поэта из собраний московских коллекционеров, вышедшие в свет в 1814—1837 годах.
Это заседание салона прошло под председательством Алексея Венгерова — известного московского собирателя, устроителя многочисленных выставок, автора трудов по истории книги («Житье-бытье московское», «Старая русская книга», «Мы — обложке», «В некотором царстве»), В работе салона участвовали: писатель Василий Аксенов, главный редактор журнала «Наше наследие» Владимир Енишерлов, главный редактор газеты «Московский комсомолец» Павел Гусев, президент ГК «Инженер» Александр Левченко, руководитель Федерального агентства РФ по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский, заместитель директора Департамента массовых коммуникаций, культуры и образования Правительства Российской Федерации Павел Хорошилов.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 39 (июль-август 2006), стр.10