(из собрания Роберта Форрера)
В привычном представлении западноевропейские средневековые и более поздние ткани с религиозными сюжетами, использовавшиеся в церкви, — это тканая парча с драгоценными золотыми или серебряными нитями, дорогие шелковые ткани, которые привозили из Индии и Китая. Меньше известны набивные льняные и ситцевые изделия. Их набивали с помощью красок, в отлитие от производившегося тоже набойкой «рытого» бархата, в котором печать часто делали с деревянной доски или металлической пластины без краски, создавая рисунок, только приминая ворс. В связи с этим большой интерес представляет уникальное собрание тканей с набойками немецкого коллекционера и ученого Роберта Форрера (1866—1947).
Эта коллекция тканей была действующей экспозицией отдела Немецкого музея книги и шрифта (Лейпциг), а сегодня она как часть «перемещенных культурных ценностей» хранится в РГБ. Коллекция насчитывает 238 образцов древних тканей XIII—XVII веков, а также тканей XVIII и XIX веков с ручной печатью или набойкой. Эта экспозиция, включавшая образцы тканей разных стран, со всей очевидностью свидетельствовала о их широком распространении в Западной Европе в средние века.
История набивных тканей очень древняя — они были хорошо известны в Древнем Риме и в Византии, но точные сведения о начале их изготовления в Западной Европе до наших дней не дошли. Мы знаем только, что первые набивные ткани стали изготовлять в Италии на рубеже XIII—XIV веков, хотя Роберт Форрер приводит примеры и более ранних набоек — XII века. Сам процесс печати на ткани сводился к изготовлению так называемой модели — деревянной формы с гравированным рельефным зеркальным изображением узора, который наносили на ткань. Поверхность формы покрывали краской и плотно притирали к ткани. Формы для набивки по ткани, так же, как и ксилографические доски для гравюр, делали из цельного куска твердых пород деревьев — груши, клена, ореха. Гравированный узор имел как выпуклую, так и углубленную форму, в первом случае окрашенный узор оставался на ткани, в последнем — окрашивался только фон, узор же оставался неггрокрашенным.
Средневековая часть коллекции Р. Форрера — это ткани романского и готического стилей XIII—XIV веков. Все они представляют печать по льну темной краской, использована также печать серебром и золотом. В немецком городе Нюрнберге, в монастыре св. Екатерины, сохранился рукописный трактат XV — начала XVI века, составленный по более старым источникам, о том, как делать набойки на ткани золотой и серебряной красками, использовавшимися в средневековых набивных тканях, что было особенно характерно для Германии. Начиная с XIII века в этом монастыре процветало производство набивных тканей, а затем, под влиянием традиций и технических навыков, полученных при печати на ткани, в Нюрнберге в XV веке начался расцвет искусства гравюры на дереве.
Романским тканям присущ строго симметричный плоскостный орнамент с изображением имеющих символическое значение птиц, оленей, растений, геральдических элементов, розеток. Они заключены в круги, заостренные овалы, зачастую расположены по обеим сторонам стилизованных деревьев. В итальянских и немецких набойках еще XIII века, в эпоху ранней готики, появились надписи — это были монограммы Христа «JHS», имя Девы Марии или даже целые фразы из текста Святого Писания.
Ткани — бархат, шелк и с набивным рисунком издревле использовали при изготовлении книжных переплетов, в том числе и книг для богослужений. Особенно часто они встречаются на средневековых переплетах наряду с драгоценными окладами. Объясняется это тем, что тканевые переплеты давали большое разнообразие цветов, в то время как кожаные по преимуществу были окрашены в коричневые цвета. Дело в том, что телячья кожа, которую в основном использовали для в переплетов, при окраске плохо воспринимала другие цвета, кроме коричневого, а марокен, хорошо окрашиваемый во все цвета, появился в Европе только к середине XVI века. Поэтому ткани, имевшие разнообразие цветов, были столь популярны.
В коллекции Р. Форрера есть фрагменты церковных тканей, использовавшихся для облачений священников, покровцы на чашу с причастием. Ткань для церковного применения — черная печать по грубому льну бежевого оттенка. Эта романская набойка XIII века сделана в Германии в округе Кельн. На ней изображен олень в тройном круге, правильное начертание которого слегка нарушено отверстием вверху. Этот тройной круг состоит из внешнего, среднего и внутреннего кругов. Символ, прочитываемый в изображении оленя, известен — это символ Христа. Тройная оболочка круга тоже неслучайна, возможно, кроме своего орнаментального предназначения, она содержала намек на тройственную сущность Христа — внешний мощный овал, почти полностью состоящий из черной краски, олицетворял муки Распятия. Средний — более изящный, благодаря стилизованным языкам пламени, от него отходящим, напоминающий терновый венец, легкий и почти дематериализованный, олицетворял человеческую сущность Христа Внутренний овал, похожий на змею, символизирующую мудрость, — божественную сущность Христа По сторонам этого круга — стилизованные скрещенные ветви, своим перекрестьем напоминающие крест Святого Андрея, что еще больше усиливало религиозную символику декора этого образца ткани.
Другая ткань, имеющая черно-коричневую печать по белому льну, произведена в Германии около 1400 года. Эта набойка — готическая печать с изображением сцены «Распятие с предстоящими» — Девой Марией и Иосифом Аримафейским. Вверху на кресте — табличка с инициалами «INRI». Это начальные буквы латинских слов «Jesus Nazarenus Rex Judacorum» — «Иисус Назарей, Царь Иудейский». Согласно Евангелию от Иоанна 19:19, после того, как Христос был распят, Пилат поместил эту надпись на кресте. Ткань могла предназначаться для облачения католических священнослужителей. Возможно, это фрагмент ткани для так называемой «чумной казулы» — облачения священников во время эпидемий. Поскольку чумная казула должна была часто стираться, ее шили из более дешевых набивных тканей.
Фрагментом ткани от подкладки облачения католического священника является набойка с черной печатью по светло-розовому льну, изготовленная в Германии в округе Дюссельдорф в XV веке. Эта готическая печать имеет стилизованное изображение ананаса с диагональным членением, столь излюбленным в XV веке, заключенного внутрь плода, напоминающего плод граната, который был символом воскресения. Близка этому образцу другая ткань, служившая подкладкой облачения католического священника, с черной печатью по льну (Германия, область Рейна, середина XV века). Набойка с рисунком, включающим три вида растений: плод граната в розетке, вверху и внизу — стилизованные плоды ананаса, в стороне — изображение другого плода. Раскрытый гранат с зернами, как в этом случае, символизировал церковь, объединяющую свою паству. Более поздний образец представлен тканью подкладки для облачения католического священнослужителя (фрагмент кроя дает основания полагать, что это подкладка). Это четырехцветная — светло-коричневая, темно-коричневая, розоватая, желтая — печать по белому грубому льну, произведенная в Германии или Швейцарии в XVII веке. Набойка — в виде бордюров с изображением стилизованных цветов. Желтая краска на нижнем бордюре была нанесена не набойкой, а вручную, о чем свидетельствует некая небрежность в работе — желтая краска выходит за края рисунка.
В собрании Форрера представлены два образца фрагментов покровцов для чаши с причастием. Это набойка с черной печатью по льну, сделанная в Германии в районе Дюссельдорфа в XVI веке, с использованием маленьких штемпелей с рисунком. На ней изображены стилизованные ветви с цветами и бутонами, вписанные в ромб, но лишенные контурных линий, они лишь составляют фон. Кайма из изображений стилизованных плодов и ягод — своего рода плодово-растительный орнамент. Их трудно идентифицировать, вероятно, изображен виноград с усиками, который был символом Христа, поэтому его часто использовали в религиозных предметах. Еще один образец покровца, с блинтовой печатью по белому бархату, изготовленный в Германии, предположительно в XVII—XVIII веках, — так называемый «рытый» бархат с рисунком тиснения в виде цветов и веточек с усиками, напоминающих виноградную лозу. Среди цветов есть и розы — символ Девы Марии.
В коллекции встречаются примеры и восковой печати на ткани, полученной следующим способом выпуклый рисунок гравировальной деревянной доски покрывали горячим воском и отпечатывали на ткани, оставляя этот рисунок непрокрашенным при окраске ткани. Именно в такой технике выполнена фигурная композиция «Иерусалим», сделанная в немецком городе Хеесене и датируемая около 1700 года, — синяя печать, покрывающая белый лен. Такое сочетание цветов напоминает декор фарфора. А эта композиция — имитация узора бело-голубого саксонского льняного платка из Великого герцогства Баденского, изготовленного около 1700 года Композиционным прообразом здесь послужила знаменитая картина А.Альтдорфера «Воскресение Христово». Над сценой, изображающей воскресшего Христа дана выдержка из Евангелия от Иоанна, глава XI, стих 25: «Ich bin die Auferstehung und das Leben. Johan am XI» — («Я есмь Воскресение и Жизнь. Иоганн XI»). В сцену помещены солнце и луна включенные в сцену Распятия, они символизировали рождение и воскресение Иисуса Христа Под этой композицией изображен Иерусалим, о чем свидетельствует надпись — «JERUSALEM», но представленный как немецкий средневековый город. Эту ткань использовали как декоративную.
Для облачения католического священника предназначена и парчевая ткань с набойкой, сделанная в Германии, предположительно, около 1760 года. Это набойка по желтой ткани с парчовой ниткой в полоску 4 цветов: черного, белого, красного, зеленого — с изображением красных роз, которые символизировали искупительную жертву Иисуса Христа Ткань — белая печать по льну тонкой выделки, окрашенному в светло-коричневый цвет, с бордюрной вышивкой коричневым шелком, изготовлена в Германии в XVIII веке. Набойка белой масляной краской — грубое пастозное нанесение краски — позволяет считать, что это, возможно, не ксилография, а рисунок, сделанный с помощью шаблона, декор в виде крупных веток с цветами, гроздей винограда и кружевных фестонов, грубого рисунка. Бордюр с вышивкой шелком — стежком, крестиком и гладью. В орнаменте вышивки — изображение креста.
Вероятнее всего, эта ткань служила для церковных целей, иначе непонятно изображение крестов в бордюре. По нашему предположению, это фрагмент крестильной пелены, окрашенной затем в светло-коричневый цвет, на нее был нанесен трафаретный рисунок. Изображенные гроздья винограда тоже напоминают об Иисусе Христе. К облачению относится и фрагмент стола — шарфа католического священника. Это многоцветная печать или же живопись, сделанная от руки, по белому бархату, относится к XVII веку, место ее изготовления неизвестно. Набойка или живопись выполнена в виде цветочного бордюра. Нет сомнения в том, что тычинки у лилий и сердцевинки у незабудок написаны от руки. В целом цветы знаменуют райское просветление земли. На бордюре шарфа — цветы, имеющие понятные символические значения: ирис символизировал «сынов божьих», белая лилия — чистоту Девы Марии, анютины глазки и незабудки служили намеком на Мадонну. В нижней, расширяющейся, части шарфа — связка из соломы, являющейся атрибутом Рождества Христова, скрепленной в виде Андреевского креста, на фоне цветов, тоже образующих крест.
Определенной роскошью отличается церковная ткань — покрывало для жертвенника в алтаре с рельефной золотой печатью по красному ситцу, произведенное в Германии в 1830—1840 годы. Набойка в виде рисунка псевдоготического характера — это имитация камчатной (штофной) ткани. Раппорт имеет изображение Агнца Закланного, символизирующего искупительную жертву Христа. У фигуры Агнца есть дополнительная прорись от руки черной краской. Агнец чередуется с другим раппортом — в виде вензеля из листьев, в середине образующих подобие сердца, что, вероятно, должно символизировать «sacre Соеиг» — «сердце Иисусово». Подобная набойка встречается в золотом тиснении на набивных тканях с изображениями святых, изготовленных и поставленных на рынок в Нюрнберге семьей Реннер (Renner) в 1780—1800 годах.
Использовали для церковных нужд как декоративную ткань набойку — коричневую печать по неотбеленному льну с вышивкой тамбурным швом по контурам рисунка рамки. Ее производили в Германии в середине XIX века. На набойке — изображение Св. Симона с подписью «S. SIMON» — апостола и великомученика, в правой руке которого свиток, в левой — его атрибут, пила как напоминание о мученичестве: согласно «Золотой легенде», он был умерщвлен — распилен пополам. Изображения Св. Симона чаще всего встречаются в искусстве Северной Европы. Фигуру обрамляет печать в виде своеобразной рамки из веток растений. По сторонам рамки эти ветви увиты виноградной лозой. Низ ее образуют завитки из веток с крупными листьями, внутри них — вышивка красными нитками, а контуры рамки вышиты коричневыми. Эта вышивка делает силуэт рисунка более пластичным и выразительным.
Ткани, особенно набивные, очень подвержены влиянию времени — они истлевают, выцветают, изнашиваются. В то время как рисунки, наносившиеся на ткань с помощью набойки, заслуживают пристального изучения, так как они отражали основные стилистические веяния своего времени. Не зря же в Западной Европе мастера набоек приравнивались к художникам и входили в гильдии живописцев.
Татьяна ДОЛГОДРОВА
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 54 (январь-февраль 2008), стр.108