Старые, клейма на изделиях из драгоуенных металлов, как древние письмена, рассказывают массу интересного. Нет более увлекательного занятия для коллекционеров, чем расшифровывать и читать эти знаки былого.
Своды документов по пробирному делу в России, охватывающие период с 1700 по 2000 год, были опубликованы в книгах: А.Н.Иванов. «Пробирное дело в России (1700—1945)», издание «Русского национального музея» (2002 г.), и Н.Г.Троепольская. «Справочник. Клейма на изделиях из драгоценных металлов. 1917—2000 гг. (СССР—Россия)», издание Collector's Book (2007 г.). Появление этих двух фундаментальных трудов в значительной степени способствует не только расшифровке клейм, пересмотру некоторых датировок, но и лучшему пониманию их значения и места в системе клеймения изделий из драгоценных металлов в России в течение 300 лет.
Эта публикация посвящена частным вопросам клеймения изделий из драгоценных металлов для обращения их на публичных торгах, а также тех изделий, что прошли реставрацию. Нормативная база по этим вопросам иллюстрируется воспроизведением изделий с указанными клеймами, любезно предоставленных автору частными коллекционерами.
Собственно клейма — это информационные знаки для покупателей и владельцев изделий из драгоценных металлов. По способу наложения на поверхность металла все эти знаки в обиходе называют клеймами. Вместе с тем, в соответствии с нормативными документами по пробирному делу, одни знаки называются клеймами, а другие — знаками, поскольку они имеют различный юридический статус и различное информационное содержание, назначение, а также различных обладателей права на их постановку на изделия. Знаки, информирующие о доле драгоценного металла в сплаве, из которого выполнено изделие, называются пробой, пробирными клеймами. Пробирное клеймо на изделии и клеймо пробирного мастера — это государственная гарантия качества металла. Правом постановки пробирного клейма в России всегда обладали только государственные пробирные органы. Форма клейма менялась с усилением централизации управления государством (переход от городских (губернских) гербовых клейм к единообразным, отличающимся только шифром пробирной инспекции), а также со сменой государственного строя в России. Постановка фальшивых пробирных клейм, то есть не в пробирных органах, преследовалась в уголовном порядке. Все остальные клейма были знаками, в том числе знаками удостоверения, которые налагались на изделия тоже органами пробирного надзора
Исключением из этого правила является знак-именник, обозначающий зарегистрированного в пробирном органе изготовителя или зарегистрированную фирму, торгующую ювелирными изделиями и (или) утварью из драгоценных металлов. Знаки-именники ставили сами изготовители (торговые фирмы). Изделия без знака-именника даже при наличии пробирного клейма надлежало считать фальшивыми, так как органы пробирного надзора не имели права ставить клеймо пробы, если на изделии не было знака-именника, кроме тех случаев, когда они были предназначены для публичной (аукционной) продажи. Капитальный справочник- указатель по знакам-именникам и пробирным клеймам, применявшимся на всей территории бывшего СССР, «Золотое и серебряное дело XV—XX вв.» М.М.Постниковой-Ло- севой, Н.Г.Платоновой и Б.Л.Ульяновой, выдержавший несколько изданий, известен каждому коллекционеру изделий из драгоценных металлов. Однако в нем не отражены вопросы клеймения при обращении изделий из драгоценных металлов, которые были в залоге в ломбардах или прошли реставрацию. Этот пробел восполняют уже упомянутые публикации нормативных документов А.Н.Иванова и Н.Г.Троепольской, которые позволяют понять правовые аспекты обращения и в некоторых случаях уточнить атрибуцию изделий с такими клеймами. Периоды применения этих видов клейм занимают около пятидесяти лет, но в разные эпохи существования государства.
Использование изделий из драгоценных металлов в качестве заклада, залога имеет в России сравнительно короткую историю, неразрывно связанную с историей кредитных учреждений. В отличие от Западной Европы, где ломбарды, в современном понимании, появились в 1462 году в Италии, в Ломбардии, и занимались выдачей ссуд под залог, в России этот институт кредитных отношений стал развиваться на три столетия позже и окончательно оформился лишь к концу XIX века.
В России первые меры по обеспечению населения кредитом были предприняты в царствование Анны Иоанновны, когда указом в 1729 году поведено было монетной конторе выдавать ссуды под заклад золотых и серебряных вещей под проценты. Это было сделано, чтобы противостоять ростовщикам, которые устанавливали огромные проценты (монетной конторе было приказано предоставлять ссуды). В качестве заклада монетная контора принимала золотые, серебряные изделия в размере Чих стоимости и было установлено 8% годовых. При Елизавете Петровне, в 1754 году, был учрежден Заемный банк, в обязанности которому вменяли в том числе выдачу ссуд под драгоценные заклады. Во время правления Екатерины Великой, в 1772 году, были открыты Санкт-Петербургская и Московская ссудные казны. Начиная с 1838 года, в Санкт-Петербурге функционировала организация, предоставлявшая под залог движимых вещей ссуды на год в размере половины проведенной оценки (1% ежемесячно).
В 1868 году было учреждено новое товарищество, где можно было заложить движимые вещи. В 1869 году в Москве сформировалось товарищество, предоставлявшее ссуду под заклад движимых вещей на срок не более 4 месяцев. В 1870 году был принят устав акционерного общества, чтобы организовать частный ссудный банк в Москве, который предоставлял бы ссуды на 6 месяцев.
Первый городской ломбард был образован в Вологде в 1886 году с целью «доставлять вещный кредит недостаточному населению на необременительных, по сравнению с частными залогами, условиях». Инициатор его создания —г городской голова, купец X. С. Леденцов, выступивший 14 марта 1885 года на заседании Городской думы с предложением организовать ломбард и пожертвовавший в его капитал все свое годовое жалованье (6126 рублей). Кроме того, он выделил думе беспроцентную ссуду в 5 тысяч рублей. 12 декабря 1886 года был утвержден устав ломбарда, а 15 октября 1888 года состоялось его открытие Было Высочайше утверждено положение Комитета Министров об издании устава Вологодского Городского Ломбарда. В дальнейшем этот документ служил образцом при оформлении уставов других ломбардов. С 1887 по 1894 год в разных городах России появилось 30 городских ломбардов. К 1909 году действовало уже порядка 90 ломбардов, которые располагались преимущественно в столицах и больших городах. Наибольшее развитие ломбардной деятельности в России пришлось на канун и годы Первой мировой войны.
Развитие в России в конце XIX — начале XX века кредитования под залог изделий из драгоценных металлов и неразрывно связанные с этим публичные торги ими в случае невозвращения кредитов нашли свое отражение в изменившихся правилах пробирного клеймения. Продажа на торгах могла быть как принудительной (судебной), так и добровольной. Продаваемые вещи могли быть как движимыми, так и недвижимыми, причем термин «аукцион» применялся преимущественно к первым. Аукцион был принудительным в том случае, когда его проводили ломбарды и частные закладчики, если должник в определенный срок не выкупил заложенного имущества. Действительная (абсолютная) цена проданной с аукциона вещи не могла служить законным основанием к вчинению иска об убытках, понесенных от продажи, так как продавец не принимал на себя ручательства относительно особых свойств продаваемых вещей и их истинного достоинства. Точно так же и покупатель не обязывался выдать продавцу особое вознаграждение в том случае, если достоинство и действительная стоимость данной вещи значительно превышали аукционную продажную цену. Все права, связанные с залогом, тяготеющие на проданной с аукциона вещи, прекращались аукционной продажей, если продолжение их существования прямо не было установлено.
Поскольку изделия из драгоценных металлов обладают скрытыми свойствами (внутренним достоинством сплава, из которого они изготовлены), определяющими их материальную ценность, пробирный орган должен был перед продажей ставить на них специальное клеймо-знак удостоверения. Он указывал на то, откуда изделия поступили на аукцион, — из ломбардов, банков или кассовых учреждений, кроме того, они должны были иметь установленные законодательством российские клейма пробы. Фактически эти клейма гарантировали покупателям не только соответствие изделий заявленным пробам, поскольку они фактически проходили повторный контроль, но и их легальное приобретение и владение, лишение всех прав требования предыдущих владельцев. При этом к продаже допускались изделия и не выходящие в пробу, но при особых условиях, отраженных в особом клейме, как будет показано ниже. Россия в этом деле опиралась на опыт аукционной торговли Франции. Здесь специальным декретом президента от 29 июня 1893 года клеймо «ЕТ» в прямоугольном щитке, введенное еще декретом от 21 октября 1864 года для клеймения заграничных изделий из золота и серебра, происходивших из стран, с которыми у Франции не было соответствующего торгового соглашения, стало использоваться (и используется до сих пор) для маркирования:
1) предметов с низкой пробой, продаваемых с торгов (на аукционах) после смерти их владельца, когда протоколом продажи констатируется, что изделие было во владении наследников;
2) изделий старинного характера, являющихся предметами искусства или редкими для признания низкой пробы.
В Париже изделие с низкой пробой, ввезенное из-за границы и имеющее характер произведения искусства, не получает в доказательство клеймо «ЕТ», пока не будет на то специального разрешения.
В России требование клеймения перед публичными торгами впервые появилось в Пробирном уставе 1879 года. Пункт ПО Устава гласил: «При продаже, по распоряжению правительства (выделено мной. — О.Л.), с аукциона золота и серебра в слитках и разных вещах, соблюдается, чтобы они были с установленными клеймами; в противном же случае слитки сии или вещи отсылаются в пробирные учреждения для испытания и наложения клейма, и ежели они окажутся узаконенных проб, то из суммы, вырученной за продажу их, взыскиваются установленные за клеймение пошлины. Если же таковые вещи и слитки будут по испытании ниже установленных проб, то отсылаются на С.-Петербургский Монетный Двор, для сплавки и обмена на монету». Эта норма была дословно повторена и в Новом Пробирном Уставе 1882 года. В нем же была повторена норма, разрешающая пробирным учреждениям принимать к испытанию вновь изготовленные золотые и серебряные изделия только от мастеров и фабрикантов.
Пробирный Устав от 11 марта 1896 года уже отражал реалии капиталистической экономики и не менялся в своей основе в течение 30 лет. Он расширял круг клиентов пробирных учреждений, в отличие от уставов 1879 и 1882 годов, допускал в продажу с аукционов драгоценные изделия, принадлежавшие не только правительственным, но и общественным, и частным учреждениям, а также расширял основания для проведения публичных торгов. Этим целям в Уставе отвечали статьи 32 и 33:
«Ст. 32. Изделия, обращаемые в продажу с публичного торга правительственными, общественными и частными установлениями предъявляются к заклеймению сими установлениями.
Ст. 33. Правило, в предшедшей (32) статье изложенное, не распространяется на случаи продажи изделий во исполнение определений и решений судебных установлений и на случаи продажи изделий при казенных взысканиях. Но в обоих этих случаях, по заявлению лиц, коим принадлежат продаваемые драгоценные изделия или в пользу коих продажа сия производится, изделия препровождаются в пробирное установление для испытания и клеймения. Издержки по пересылке, а равно уплата пробирной пошлины относятся на счет заявителей».
«Инструкция по пробирной части», утвержденная 2 июля 1897 года Министерством финансов и тоже действовавшая вместе с Уставом, обязывала пробирные учреждения обеспечивать надзор за кредитными учреждениями, принимавшими в залог изделия из драгоценных металлов, и определяла следующий порядок их взаимодействия в вопросах публичных торгов:
«Глава I. «О предметах ведения, порядке действий, делопроизводстве, счетоводстве и отчетности пробирных учреждений».
§ 2. Пробирные учреждения обязаны иметь точные сведения о положении в их округе, губернии или области серебряных и золотых дел мастерства, а также о торговле слитками, часами и другими изделиями из драгоценных металлов и из металлов, похожих по наружному виду на драго ценные. В частности, надзору сих учреждений подлежат:
Пункт 6. Правительственные и частные ломбарды, кассы ссуд и т.п. учреждения, производящие продажу золотых и серебряных изделий с публичного торга.
Глава V. «О порядке приема золотых и серебряных изделий, предъявляемых к заклеймению общественными и частными установлениями, обращающими сии изделия впродажу с публичного торга».
§ 80. Общественные и частные установления как-то:ломбарды, кассы ссуд и т.п., обращающие золотые и серебряные изделия в продажу с публичного торга, по истечении указанного в уставах сих учреждений льготного для залогов срока, обязаны заблаговременно, до назначения публичных торгов, представить упомянутые изделия местному пробирному надзору для поверки и заклеймения установленным порядком (ст. 32, 33, 37—41 Пробирного устава)».
Следующий § 81 определял, в частности, что указанные в § 80 изделия клеймятся особым, установленным для них клеймом. В главе IV «О клеймении изделий», § 68, пункте «в» говорится: «Окружные Пробирные Управления и Губернские пробиреры снабжаются следующими клеймами:
двойников, прямоугольной формы, состоящих из цифр пробы и знака удостоверения, и употребляемых для клеймения изделий, представляемых по ст. 31, 32, 33, 43 Пробирного Устава».
В соответствии с Инструкцией были утверждены и с 1 января 1899 года введены в действие новые правила клеймения и новые клейма взамен прежних. Конкретный вид новых клейм на изделиях, соответствующих определению §68, п. «в» Инструкции, именуемых с тех пор в обиходе «ломбардными», мне найти не удалось, возможно, по причине их редкости. Как видно из «Ведомости сбитых клейм, подлежащих отсылке в 1904 г. из Московского окружного пробирного управления на С.-Петербургский Монетный Двор», из 723 сбитых клейм ломбардных знаков удостоверения было только два (опубликовано В.В.Скурловым и ДН.Ивановым: «Клеймение русских золотых и серебряных изделий на рубеже XIX—XX веков». СПБ, 2001. Стр. 172).
Виды клейм, подлежавших наложению на изделия из драгоценных металлов, которые выставлялись на публичные торги, приводит ДН.Иванов в упомянутом своде документов «Пробирное дело в России»: «знак удостоверения, размещенный в квадратном пуансоне, без шифра пробирного округа, применявшийся для изделий, обращаемых в продажу с публичного торга, размером 1,25x1,25 мм», а также «Условный знак в вила де молотка, для изделий, обращаемых в продажус публичного торга, но не удовлетворяющих ни одной из узаконенных проб, размером 2x1,25 мм», применявшийся для изделий, имевших особую художественную, историческую или археологическую ценность и не подлежащих сломке.
Министерством Торговли и Промышленности 21 января 1908 года были утверждены и с 26 марта 1908 года введены в действие новые «Правила клеймения золотых и серебряных изделий», содержавшие и новые клейма взамен прежних. При этом Пробирный Устав 1896 года и Инструкция по пробирной части 1897 года оставались действующими документами.
Новые Правила ввели в оборот новое клеймо — ломбардный знак удостоверения, совершенно не похожее на пробирное, а также видоизменили клеймо для изделий низкопробных, но не подлежавших сломке, а именно:
«§ 2. Раздел II Правил. Общие клейма для всех пробирных учреждений.
Пункт к) Знак в виде печатной буквы «л» на J к штрихованном фоне, квадратной формы (1x1 мм), для изделий, представляемых по ст. 32 и 33 Пробирного Устава, клейменых или не клейменых, но удовлетворяющих наименьшей из установленных проб. См. § 30. ПК
Пункт л) Условный знак в виде молотка с С знаком удостоверения малого размера, для изде- лий, представляемых по ст. 32 и 33 Пробирного Устава, не выходящие в пробу и не подлежащие сломке, но допускаемые в аукционную продажу. См. § 30, п. 3.
§ 30. Изделия, представляемые согласно ст. 32 и 33 Пробирного Устава, клеймятся различно, а именно:
1)Изделия, удовлетворяющие наименьшей из установленных проб, но оказавшиеся не клеймеными, клеймятся общим порядком, установленным для изделий внутреннего производства, причем рядом с главным клеймом ставится квадратный знак к) § 2 (с буквою «л»),
2)На изделия клейменые и удовлетворяющие наименьшей из установленных проб, независимо от имеющихся на них клейм, налагается в каком-либо месте (по возможности, на главной, существенной части изделия) квадратный знак
§2.
3)На изделия низкопробные, но не подлежащие, согласно ст. 3 Пробирного Устава и § 81 главы V Инструкции, сломке, налагается условный знак удостоверения в виде молотка (л § 2).
Примечание. Упомянутый в пунктах 1 и 2 настоящего § знак «к» § 2 ставится в удостоверение происхождения изделий (из ломбардов, банков, касс ссуд и вообще изделий, обращаемых в аукционную продажу) и независимо от того, имеется ли на изделии какой-либо именник или нет».
«Пробирное дело...» А.Н.Иванова позволило мне уточнить расшифровку клейм на аугсбургской четвертине (чайнице) 1700 года, опубликованной в журнале «Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования», № 1 — 2 (44) за 2007 год. Имеющееся в наборе клейм на четверти не ломбардное клеймо свидетельствует не о том, что четвертина удовлетворяет наименьшей из установленных проб, но оказалась неклейменой, как сказано в пояснении к образцу клейма № 54 в справочнике-указателе «Золотое и серебряное дело» и повторено в расшифровке клейм при публикации четвертины. Оно свидетельствует о том, что четвертина была заложена в ломбард и по истечении льготного для залога срока продана на аукционе в период 1908 — 1917 годов, а скорее всего — перед Первой мировой войной или во время нее. В связи с тем, что клеймо с шифром Московского пробирного округа применяли Московское пробирное управление, Нижегородский и Тульский губернские пробиреры, точно указать, где была продана четвертина, невозможно. Достоверно только то, что последний раз она была приобретена в антикварной торговле в Москве спустя почти столетие.
14 декабря 1917 года были изданы сначала декрет о национализации всего банковского дела в России, а потом целый ряд специальных распоряжений по отдельным видам кредитных учреждений. Но кроме распоряжения Народного Комиссара Финансов от 29 апреля 1919 года о ликвидации Московской и Петроградской ссудных казен, другихраспоряжений не было. Предположительно, городские лом барды закрыли по решению местных властей, а все частныеломбарды разделили судьбу частных коммерческих банков — тоже были упразднены. Так, в Москве в 1919 — 1920 годах при финансовом отделе Московского Совета работала Комиссия, позже — Отдел по ликвидации ломбардов.
Сама экономика советской республики в тот период, вусловиях дефицита всего и вся, критически зависела отвоз можностей внешней торговли, поэтому правительство все пристальнее рассматривало перспективы залоговой функции золота.
Главным предназначением золота было обеспечение выживания нового государства. При этом значимость проблемы мобилизации всех источников валютного металла напротяжении 1921—1922 годов возрастала. По этой причинев слитки было переплавлено колоссальное количество изделий из золота и серебра всего предшествовавшего периода.
Накоплению золотых ресурсов способствовала и кампания «экономии» обращаемого валютного металла. Согласнофевральскому 1918 года постановлению СНК, у частныхлиц должны были изыматься массивные изделия весом свы ше 16 золотников (один золотник равнялся 4,2667 г). 14 фе враля СНК ввел регламентацию изготовления изделий из золота. Декретировались их максимальная проба (назначена 36-я) и вес наиболее массовых изделий: обручальных ко-лец — не более 1 золотника, «крестильных крестов» — не I более 0,5 золотника. Владельцы магазинов по продаже изде-лий из драгоценных металлов, ювелирных и часовых мас-терских Петрограда, обязанные в трехмесячный срок переделать все имевшиеся изделия высокой пробы, продать или сдать их по фиксированной цене в Государственный банк,обратились в городской совет с ходатайством о продленииназначенных сроков. Но, несмотря на вполне оправданную мотивацию, в ответ ходатаи получили «классовую» резолюцию, подтверждавшую прежние жесткие сроки.
В марте 1918 года московские мастерские, переплавлявшие золото и серебро в слитки, работали в две смены. Совет народного хозяйства Северного района докладывал вмарте 1918 года, что в ходе переплавки «тяжеловесных из делий» в одном только Петроградском районе было «сэко номлено» 130 пудов золота.
3 января 1921 года вышло постановление СНК «О реквизиции и конфискации ценностей, хранящихся у частных лиц и обществ, медицинского и фармацевтического имущества, об осуществлении права реквизиции и конфискации Народным комиссариатом просвещения, таможенными учреждениями, военным, морским, почтово-телеграфным ведомствами». Согласно ему, конфискации подлежали: платиновые, золотые и серебряные монеты, независимо от количества таковых; золото, серебро, платина и металлы пла-типовой группы в слитках и сыром виде, независимо от количества таковых; бриллианты, алмазы и другие драгоценные камни; жемчуг; изделия весом более 18 золотников из золота, из серебра — более 3 фунтов (один фунт равнялся453,6 г). Все перечисленное надлежало в трехдневный срок сдать в ближайшую кассу Комиссариата финансов, а в Москве — непосредственно в Гохран. Все изъятое направлялось на переплавку.
Серьезным материальным ресурсом для власти в тот период стали продажи художественных ценностей. Правительство еще на рубеже 1921—1922 годов обсуждало вопрос о продаже драгметалльных ценностей уровня «нацио-нального достояния».
На экспортное значение антиквариата впервые офици-ально было обращено внимание постановлением СНК «О сборе и продаже за границу антикварных вещей» (26 октября 1920 года). Эта мера имела прогрессивный характер, поскольку предшествовавшая практика «утилизации» антиквариата была варварской — ценнейшие в художествен ном отношении вещи переплавлялись, а драгоценные камни из них «вылущивались». Важное значение имело появление в законодательных актах самого термина «антиквариат», обозначавшего его как особую категорию ценностей. Сбыт накопленного фонда антиквариата требовал, во-первых, предварительной экспертизы, во-вторых, специального аппарата,учитывающего тонкую специфику реализации. Этот аппарат был создан лишь в 1925 году в виде главной конторы Гостор-га СССР по скупке и реализации антикварных вещей («Ан-тиквариат»), но до этого было организовано Московскоеювелирное товарищество «МЮТ» (1923—1927). Оно занималось как производством и реставрацией ювелирных изделий (известно по клейму МЮТ), скупкой и продажей насе лению, так и организацией вывоза в Лондон драгоценностейи участия в аукционах на Лионской ярмарке во Франции,Миланской международной ярмарке, Нижегородской ярмарке. Оно взаимодействовало с голландской фирмой по продаже коронных драгоценностей (1926), с английскойфирмой — по продаже антикварного серебра, с аукционным домом Лепке — по продаже художественных ценностей. Решения о продаже за границу драгоценностей принимало Особое валютное совещание. МЮТ сотрудничало с советскими торгпредствами в Германии, Китае, Финляндии, Фран ции по вопросам продажи драгоценностей, жемчуга, парчи, серебряных изделий, огранки бриллиантов и закупке часов в СССР, собирало сведения о состоянии цен на металлы и конъюнктуре скупочного рынка Созданное 15 февраля 1923года как межведомственный орган при Наркомате финансов СССР, Особое валютное совещание до 1931 года регулировало валютные операции, давало разрешение на бирже вую покупку валюты, толковало законы.
Советское валютное законодательство началось с декрета СНК от 4 апреля 1922 года «Об обращении золота, сере бра, платины, драгоценных камней и иностранной валюты»,допустившего право частной собственности в отношениивсех перечисленных валютных ценностей в неограничен ном количестве и на любую сумму. До того времени иностранная валюта и благородные металлы в слитках и монете считались изъятыми из гражданского оборота; иностраннаявалюта подлежала реквизиции с оплатою советскими де нежными знаками по официально установленному курсу, изделия же из благородных металлов и драгоценные камни могли находиться в частной собственности лишь в количествах, не превышавших определенной нормы на одно лицо.Отмена всех этих ограничительных норм, установленных вэпоху так называемого «военного коммунизма», создала возможность для легального обращения валютных ценное тей, но вместе с тем вызвала к жизни специальное законодательство по регулированию этого обращения.
Составляющей частью этого регулирования стал пробирный надзор. Общее руководство пробирным делом на территории Союза ССР и наблюдение за ним было сосредоточено в Народном Комиссариате Финансов Союза ССР (по Валютному Управлению).
Центральный Исполнительный Комитет СССР и Совет Народных Комиссаров Постановлением от 10 апреля 1925 года приняли «Положение о пробирном надзоре», действовавшее по 1940 год, когда вступило в силу Постановление СНК СССР от 31 декабря того же года «О реорганизации пробирного надзора». Положение 1925 года содержало как старые нормы, так и новые. Нововведения, влиявшие на обращение изделий из драгоценных металлов в торговле, которые сегодня необходимо учитывать при атрибуции этих изделий, заключались в следующем.
Изделия, надлежащим образом заклейменные до принятия нового Положения, переклеймению не подлежали (ст. 1).
Внутреннее достоинство сплава, из которого изготовлены платиновые, золотые и серебряные изделия, обращаемые в продажу, должно было выражаться в пробе, определявшей количество благородного металла в тысяче весовых единиц сплава (ст. 11).
Пробы устанавливались следующие: а) для платиновых изделий — девятьсот пятидесятая, девятьсот семидесятая и девятьсот девяностая; б) для золотых изделий — пятьсот восемьдесят третья, семьсот пятидесятая и девятьсот пятьдесят восьмая; в) для изделий золотобойного производства — от девятьсот десятой до тысячной; г) для зеленого золота — семьсот пятидесятая; д) для серебряных изделий — восьмисотая, восемьсот семьдесят пятая и девятьсот шестнадцатая.
В специальном примечании допускалось, что временно, впредь до перехода на метрическую систему обозначения проб, сохранялись в силе пробы, определяющие для золота и серебра число золотников чистого металла в лигатурном фунте, то есть в 96 золотниках сплава, а именно: а) для золотых изделий — 56, 72 и 92; б) для изделий золотобойного производства — от 87 до 96; в) для зеленого золота — 72; г) для серебряных изделий — 76,84 и 88. (ст.12)
В обязанности пробирных учреждений, в частности, входили:
в) надзор за заведениями, производящими сплав и аффинаж благородных металлов, а также выделку, починку или продажу изделий и полуфабрикатов из благородных металлов, ревизия этих заведений и изъятие из них предметов, не отвечавших требованиям настоящего Положения;
г) возбуждение и ведение судебных дел о нарушении пробирных правил.
Наркоматом финансов была также утверждена «Инструкция по применению Положения о пробирном надзоре». В соответствии с этим Положением, 23 июня 1927 года были утверждены «Правила клеймения изделий из благородных металлов», которые были построены по образу и подобию Правил 1908 года, но с учетом социально-политических изменений в государстве после революции 1917 года. К числу наиболее существенных изменений в правилах клеймения относятся: изменения вида клейм, состава и географии пробирных учреждений и введение метрической системы определения внутреннего достоинства металла.
Вопросы клеймения изделий из драгоценных металлов для вторичной торговли отражены в § 3, пи. «л» и «м», раздел «Общие клейма», а также в § 30:
л) Знак в виде печатной буквы «п» на штрихованном поле, квадратной формы, для изделий предоставляемых ломбардами, комиссионными магазинами и т.п., удовлетворяющих наименьшей узаконенной пробе.
м) Условный знак в виде молотка со знаком удостоверения малого размера для изделий, предъявляемых ломбардами, комиссионными магазинами и проч., не выходящих в пробу, но не подлежащих сломке и допускаемых в продажу.
§ 30. Изделия, обращаемые в аукционную продажу, клеймятся различно:
1)Изделия, удовлетворяющие наименьшей из установленных проб, но оказавшиеся неклеймеными, клеймятся общим порядком, установленным для изделий внутреннего производства, причем рядом с главным клеймом ставится квадратный знак с буквой «п» (§ 3 л).
2)На изделия низкопробные, но не подлежащие, согласно Инструкции по применению Положения о пробирном надзоре, сломке, налагается условный знак удостоверения в виде молотка (§ 3 м).
Дошедшим до наших дней образцом такого клеймения и продажи может служить сахарница 1899 — 1908 годов производства московской мастерской Н.Н.Зверева (литье, чеканка, внутреннее золочение. Крышка на шарнире. Высота — 13,5 см; вес — 508,9 г).
На сахарнице имеются все клейма, поставленные в соответствии с Таблицей клеймения 1899—1908 годов, в том числе: на дне — клейма Московского окружного управления 1927—1946 годов (переклеймение); Московского окружного управления 1899—1908 годов с инициалами И.С.Лебедкина (зачеркнуто); знак удостоверения 1899—1908 годов большого размера ..........и знак-именник мастерской Н.Н.Зверева; на внутренней поверхности крышки (1) — знак удостоверения 1899—1908 годов и именник Н.Н.Зверева, а также на ручках и на каждой ножке попарно (2) — знак удостоверения 1899— 1908 годов с инициалами И.СЛебедкина и именник Н.Н.Зверева.
Однако помимо указанных клейм на основной части сахарницы, возле мест пайки ручки и борта под крышку (место для такого клеймения выбиралось специально, чтобы нельзя было рядом впаять клеймо из другого изделия) есть еще два клейма, а именно: квадратный знак с буквой «п» и клеймо-тройник с пробой, поставленные в соответствии с Правилами (§ 30, п. 1). Клейма приводятся с увеличением. Они свидетельствуют о вовлечении сахарницы во вторичный торговый оборот через ломбард или комиссионный магазин в период 1927— 1946 годов. Последний раз для частной коллекции сахарница была приобретена в антикварной торговле в Москве в 1999 году. По свидетельству Н.Г.Троепольской, предметов с советским ломбардным клеймом сохранилось очень мало, и на антикварном рынке они появляются крайне редко. Вероятно, это объясняется экономической ситуацией в стране в 1920—1930-е годы и условиями торговли в 1930-е годы изделиями из драгоценных металлов, многие из которых безвозвратно ушли за рубеж.
Обращает на себя внимание введение в оборот в качестве торгующих организаций, кроме ломбардов, еще комиссионных магазинов. В 1922 — 1923 годы вновь создавались ломбарды как хозрасчетные предприятия, которые подчинялись местным советам и относились к системе учреждений бытового обслуживания. Такие ломбарды предоставляли населению возможность хранения предметов личного пользования и домашнего потребления, а также получения займов под залог этих предметов. Как сказано в Малой Советской Энциклопедии (МСЭ, т 4,1929), «В СССР деятельность ломбардов началась с 1923 г. По действующему законодательству, могут учреждаться ломбарды коммунальные и смешанные с участием частного капитала».
Комиссионные магазины скупали и продавали изделия из благородных металлов, но они участвовали во внутреннем торговом обороте. Безвозвратному же оттоку из страны огромного числа изделий из драгоценных металлов и с драгоценными камнями, обладавших порой большой исторической и художественной ценностью, «поспособствовали», с одной стороны, идеологическая пропаганда, а с другой — Торгсин.
В статье «Ювелирное искусство» в Малой Советской Энциклопедии говорилось: «В Союзе ССР изготовление ювелирных изделий значительно сократилось в связи с исчезновением буржуазии, являвшейся главным потребителем их, и в связи с революцией быта, в котором все прочнее укрепляется отрицательное отношение к драгоценным украшениям».
Для индустриализации страны требовалось высокотехнологическое оборудование — на его закупку за рубежом нужна была валюта. На экспорт шло все, что можно было продать. В июле 1930 года автономная контора Мосгосторга по торговле с иностранцами — Торгсин — начала свою работу. Торгсин имел сеть магазинов закрытого типа, продававших антиквариат, меха, продовольствие и другие товары. Иностранцев интересовали меха и антиквариат, свое продовольственное обеспечение они решали другим способом. Важным для них также было легальное происхождение их покупок, что подтверждало в немалой степени специальное «ломбардное» клеймение. В январе 1931 года Торгсин стал всесоюзным объединением и начал обслуживать советских граждан, которые могли покупать в его магазинах товары за валюту и драгметаллы. Осенью 1931 года торговля с собственными гражданами на иностранную валюту развернулась во всю ширь. Большие торгсиновские магазины изумленные люди называли «маленькой Америкой». Подобного изобилия они не видели с дореволюционных времен. Михаил Булгаков в «Мастере и Маргарите» описал универмаг Торгсина на Смоленской площади в Москве, 5 июля 1931 года на Арбате, в здании, где сейчас ресторан «Прага», тоже был открыт магазин Торгсина. Взамен золота и инвалюты Торгсин выдавал специальные талоны — ТОТы, на которые можно было приобретать товары в его магазинах по более низким ценам, чем в общей торговой сети, и тем более — в коммерческой торговле. Через Торгсин продавались и товары, конфискованные таможней. По всей стране, включая Якутию и среднеазиатские республики, Торгсин открыл скупочные пункты, в которых принимали изделия из драгоценных металлов, золотые и серебряные монеты, ювелирные изделия.
В 1933 году, когда поток золотых изделий и монет заметно уменьшился, скуппункты Торгсина стали принимать золотой песок и самородки, а также серебро любой пробы, в том числе и столовое. Только в Московской области работали 68 скуппунктов Торгсина, а всего по стране их насчитывалось более полутора тысяч. В торговой сети Торгсина на 1 января 1933 года было 402 торговые точки, на 1 января 1934 года — уже 1526. Популярность этих магазинов с конца 1934 года начала медленно, но неуклонно снижаться, но отнюдь не это стало причиной принятого в 1935 году решения о закрытии магазинов Торгсина. Просто у населения практически не осталось ни золота, ни серебра. Голодные годы прошли, была отменена карточная система (1935). Формально ТОТы должны были прекратить хождение с 1 февраля 1936 года, но их продолжали отоваривать еще и летом того года За пятилетие своего существования объединение принесло казне валюты и ценностей на общую сумму 287,2 млн рублей. Этих денег хватило на покупку импортного оборудования для десяти гигантов советской индустрии — автозаводов ГАЗ и ЗИС, Сталинградского, Харьковского и Челябинского тракторных заводов, Днепростроя, Магнитостроя, Кузнецкстроя, «Господшипника» и «Уралмаша». После ликвидации Торгсина в Москве (с 1938 по 1962 год) была развернута сеть скупочных пунктов и магазинов Мосскуппромторга.
В конце Великой Отечественной войны и в послевоенные годы через Госфонд, скупочные пункты и магазины Мосскуппромторга в продажу для населения поступило значительное количество изделий иностранного производства из драгоценных металлов, преимущественно из серебра 800-й пробы. Чтобы восстановить их товарный вид, а также подтвердить для населения легальное происхождение этих изделий, их реставрировали на различных ювелирных предприятиях, которые по окончании работы обязаны были ставить на изделия свой знак-именник, зарегистрированный в пробирных органах, и знак реставрации в виде буквы «Р» или знак, совмещающий в одном клейме оба эти знака. В основном это были утварь и предметы декоративно-прикладного искусства разного исторического и художественного достоинства. В те годы действовало правило, согласно которому «право первой руки» предоставлялось музеям, то есть музейные работники имели право еще до поступления в открытую продажу предметов, имеющих антикварный характер, отобрать экземпляры, достойные с их точки зрения, для пополнения музейных фондов. Возможно, благодаря такому фильтру, долгие годы, вплоть до наших дней, коллекционеры называли иностранные предметы из серебра 800-й пробы несколько пренебрежительно — «восьмисотками». Тем не менее, среди них попадались экземпляры весьма неплохой ручной работы западноевропейских серебряников.
Более обстоятельное рассмотрение вопросов реставрационного клеймения изделий иностранного производства, поступивших в продажу после реставрации, позволяет выявить ряд интересных моментов. Воспроизводимые ниже реставрационные клейма на них относятся к периоду середины 1940-х — середины 1950-х годов. За этот небольшой отрезок времени правила клеймения изменились дважды: правила клеймения 1927 года, во многом унаследовавшие правила 1908 года, сменились правилами 1947 года, которые, в свою очередь, сменились правилами 1954 года, просуществовавшими до 1959 года.
На табакерке середины — второй половины XIX века (литье, черная эмаль, гравировка, внутреннее золочение, легкое пунцирование для изображения неба с облаками над парком и строениями; размеры: 9,2x3,7x2,8 см; вес — 94 г) не сохранилось клейм, свидетельствующих о ее изготовителе. На ее крышке изображен венский дворец Шёнбрунн, в котором последний из Габсбургов — Карл I подписал в 1918 году отречение от престола, и Глориэтта на холме за ним. Она была сооружена в 1775 году в честь победы австрийских войск Марии Терезии под предводительством генерала Дауна над прусскими войсками Фридриха Великого в битве при городе Колин в Чехии в 1757 году. Эти изображения дают основания для предположения об австрийском происхождении табакерки. На внутренней поверхности дна стоит ввозное клеймо с шифром Московского пробирного учреждения, применявшееся с 1927 по 1953 год (1). Пробирный орган ставил его исключительно на заграничных изделиях по предъявлению таможней. На бортике крышки оттиснуты знак-именник предприятия, производившего реставрацию, и знак реставрации в виде буквы «Р» в круге (2), а также знак удостоверения с шифром московской инспекции и неопознанный знак, возможно, это номер модели, проставленный производителем (3). Именник принадлежал Ювелирной фабрике в Москве (МЮФ), которая рядом со своим именником поставила знак реставрации. Фабрика с таким названием существовала в Москве в 1927 — 1946 годах. Знак реставрации в виде буквы «Р» с точкой внизу в круглом щитке официально установлен Правилами клеймения изделий из драгоценных металлов 1959 года в разделе требований, предъявляемых к изделиям. Кажущаяся нестыковка датировок клейм объясняется просто, если принять во внимание, что знак-именник и знак реставрации имели право ставить на изделия сами предприятия-изготовители или те, кто производил реставрацию. Правила 1959 года лишь нормативно закрепили существовавшую практику. Таким образом, можно утверждать, что реставрация табакерки была произведена не позже 1946 года.
Из истории Московского монетного двора можно почерпнуть любопытные сведения об организации реставрационных работ и косвенно — о том, что количество изделий было достаточно велико, чтобы создать специальный цех и разработать технологию реставрации: «В 1951 году на заводе организовали цех реставрации различных серебряных изделий из Госфонда СССР. Была разработана и успешно внедрена в производство технология восстановления этих изделий, придания им товарного вида вплоть до золочения. Эта продукция поступала в ювелирные магазины для продажи населению.
Работа с драгоценными металлами осложнялась тем, что литературы, особенно по золотым сплавам, практически не было. Всю техническую документацию: технологические инструкции, технологические карты, систему нормативов и др., приходилось создавать заново. Техническим отделом проводилось много опытных и исследовательских работ непосредственно на производственных участках, начиная с плавки. Приходилось исключительно на основании опытов создавать нормативы расходования и потерь драгоценных металлов».
Другой пример: изделие, тоже реставрированное МЮФ, — вазочка (Германия, после 1900 года. Литье, чеканка, частичное оксидирование. Размеры: 10,3x12,5 см; вес — 53,4 г). Вазочка вмонтирована владельцем в деревянную рамку (на снимке показана фрагментарно), как панно. Клейма расположены на дне вазочки: ввозное клеймо с шифром Московского пробирного учреждения, применявшееся с 1927 по 1953 год, и знак реставрации (именно такой вид будет утвержден в Правилах клеймения 1959 года); именник МЮФ; фрагмент имперского клейма-гарантии, введенный в Германии с 01.01.1888 (полумесяц и корона) и проба 800. В отличие от табакерки здесь клейма оттиснуты на гладком месте и видны отчетливо.
В 1954 году были утверждены новые «Правила клеймения изделий из драгоценных металлов». В пункте 1-м «Основных требований, предъявляемых к изделиям из драгоценных металлов, предъявляемых к клеймению, и основных принципов клеймения» Правил впервые появляется термин «реставрация»: «1. Предъявляемые предприятиями в инспекции пробирного надзора для клеймения изделия из драгоценных металлов как новые, так и реставрированные должны иметь на основной части ясный оттиск знака-именника предприятия с цифрой года изготовления или реставрации изделия в виде последней цифры года: например, 1953 год условно обозначается цифрой «3», поставленной в конце знака-именника предприятия. Цифра года должна быть включена в рамку знака-именника. Оттиск пробирного клейма, как правило, должен ставиться с правой стороны от знака-именника предприятия». Форма знака реставрации этими Правилами еще никак не регламентируется. В соответствии с этими Правилами больше не делается различия между изделиями отечественного и иностранного производства. Правила частично транслируют статью 6 «Положения о пробирном надзоре», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 22 декабря 1950 года №5016, подписанного И.В.Сталиным: «Бытовые изделия из драгоценных металлов заграничного производства, ввезенные в СССР и предназначенные для продажи, также подлежат клеймению в одной из инспекций пробирного надзора», а пункт 5 Основных требований в Правилах уточняет: «5. Платиновые, золотые и серебряные изделия, новые и реставрирован- ные, клеймятся клеймом лит. Б». Пробирное клеймо литеры Б: «клеймо в виде лопатки, состоящее из знака удостоверения, шифра инспекции пробирного надзора и цифры одной из установленных проб».
Применение Правил клеймения 1954 года можно продемонстрировать на разнообразных сохранившихся «бытовых изделиях заграничного производства».
Ложка для сервировки стола изготовлена известной фирмой M.H.Wilkens & Sohne (Bremen-Hemelingen), основанной в 1810 году M.H.Wilkens (1782—1869), бывшей до этого Бременским монетным двором (г. Бремен, Германия, 1888 — 1900-е годы. Штамп, резьба, золочение, оксидирование. Размеры: длина — 22,8 см; вес — 104 г).
Клейма — на тыльной стороне черенка ложки. По порядку следования фирмы, фирменный клейма обозначают: наименование знак-балансирпресс (в память о монетном дворе), проба 800, имперский знак гарантии — полумесяц и корона, знак реставрации, знак-именник Артели в Москве с последней цифрой года реставрации 1954, пробирное клеймо пробы 800 с шифром Московской пробирной инспекции 1954—1958 годов. Информацию об Артели найти не удалось. Видимо, она существовала, по крайней мере, в 1954 — 1956 годах, так как в упомянутых выше справочниках приводится ее клеймо «ММ6», то есть 1956 года. Расположенный рядом с именником знак реставрации в квадратной рамке, по свидетельству Н.Г.Троепольской, встречается крайне редко. Обращает на себя внимание деликатный способ золочения, сохранивший блеск в резьбе на матовом фоне.
К 1954 году относится и реставрация ножа для разрезания бумаг, изготовленного в Эстонии в 1924 — 1940 годах (г. Тарту, ювелирная фирма Tiido V. Штамп, золочение, матирование. Размеры: длина — 22,7 см; вес — 36 г). Клейма:
По порядку следования это: клеймо для всех городов Эстонии 1920—1940 годов, клеймо пробы 875 Эстонии, знак реставрации, именник фирмы Tiido V., Ювелирно-часовая фабрика в Москве с последней цифрой года реставрации 1954, пробирное клеймо пробы 875 с шифром Московской пробирной инспекции 1954—1958 годов.
Памятниками реставрационной деятельности этой же фабрики служат еще два предмета, в том числе с отсутствующим в упомянутых нами справочных изданиях клеймом, в котором именник фабрики соединен со знаком реставрации.
Вилка (штамп, гравировка, частичное золочение, оксидирование. Размеры: длина — 17 см; вес — 45 г) выполнена в Германии в стиле югендстиль в 1901 году по проекту Hans Christiansen на фирме Bruckmann & Sohne (Heilbronn, Baden-Wurttenberg), основанной в 1805 году Peter Bruckmann (1778—1850). Фирма приобрела широкую известность в мире при Peter Bruckmann (13.01.1865 — 02.03.1937) и просуществовала до 1973 года.
Немецкие клейма на черенке вилки и советские — на плоскости вилки.
Советские клейма
принадлежат: Ювелирно-часовой фабрике в Москве с последней цифрой года реставрации 1955, а также Московской пробирной инспекции 1954—1958 годов с пробой 800.
Немецкие клейма на вилке показывают еще одну особенность системы пробирного клеймения в Германии: на черенке, рядом с клеймом фирмы-изготовителя Bruckmann & Sohne (полумесяц, корона, проба 800 и орел в одном клейме), имеется еще одно клеймо — «SCHAPFR». Это клеймо сбытовой фирмы (Vertriebsfirma). Такие клейма ставили торговые фирмы, занимавшиеся розничнойпродажей серебряной утвари, которую выпускали крупные фирмы-производители. Из-за дешевизны серебра вГермании было множество больших и маленьких производств, изготавливавших серебряные изделия. Судя по на званию «SCHAPFR», соответствующему швабскому диа-лекту, можно предположить, что это региональная торго-вая фирма-сбытовик. Город Хайльбронн, в котором распо-лагалась фирма Bruckmann & Sohne, тоже находится в обширной швабской области, захватывающей частично тер-риторию Германии и приграничные регионы Франции и Швейцарии. Сведений о фирме «SCHAPFR» найти не уда лось, но примером подобного сотрудничества производи-телей и розничных торговцев-ретейлеров может служить > клеймо фирмы «L.Posen» рядом с клеймом фирмыBruckmann & Sohne или, как в данном случае, просто«POSEN». Фирма «L.Posen» была ос нована во Франкфурте-на-Майне в . 1869 году Brendina Wetzlar, вдовой Lazarus Jacob Posen — серебряника и ретейлера польского происхождения. Под ее руководством фирма в конце XIX века стала крупнейшим поставщи-ком иудаики. Ликвидирована она была где-то в 1930-х годах с приходом к власти нацистов, поскольку во главе фирмы стояла еврейская семья.
Изящный черпачок для пунша производства неизвестной немецкой фирмы был реставрирован на той же Ювелирно-часовой фабрике тоже в 1955 году (Германия, 1888— 1900-е годы. Штамп, частичное золочение, оксидирование. Размеры: длина — 18,3 см; вес — 66 г).
Клейма на черенке черпачка:
По порядку следования клейма обозначают: номер мо-дели, величину пробы 800, имперский знак гарантии, именник неизвестной немецкой фирмы, реставрационноеклеймо фабрики 1955 года и пробирное клеймо Московской пробирной инспекции с пробой 800.
Подведем некоторые итоги. Ломбардное клеймо образца 1908 года в сочетании со знаком удостоверения с шифром Московского пробирного округа образца 1908года на четвертине свидетельствует о том, что, во-первых,клейма мастера И.Иебенца и города Аугсбург 1700 года — подлинные, а во-вторых, что четвертина через ломбард и аукцион перешла от одного российского владельца к другому, тоже российскому, кроме того, что она уцелела в России в частных руках в периоды реквизиций и массовых продаж за границу.
Ломбардное и пробирное клейма образца 1927 года на сахарнице мастерской Н.Н.Зверева говорят не только о подлинности именника мастерской, но и о том, что сахарница перешла от одного бывшего состоятельного владельца к новому владельцу, тоже состоятельному, в экономически трудный для государства период — в 1927—1946-х годы. Кроме того, отличная сохранность внутренней позолоты свидетельствует о том, что ее приобретали не для бытового использования, а для хранения, возможно, для коллекции, что в те годы, мягко говоря, не приветствовалось.
Тот факт, что изделия иностранного производства из драгоценных металлов реставрировали в специально организованном для этого отдельном цехе на Московском монетном дворе и на других ювелирных предприятиях в течение нескольких лет, применяли специальное реставрационное клеймение, свидетельствует о том, что на внутренний рынок страны в 40 — 50-е годы прошлого века их поступало очень много. Поскольку все ювелирные предприятия СССР были государственными, реставрационные клейма на иностранных изделиях служили для граждан гарантией не только соответствия достоинства металла заявленной пробе, но и того, что эти изделия они приобретают из государственных источников.
Несмотря на значительное количество иностранных изделий из драгоценных металлов в частном владении в России, существует большая проблема у коллекционеров с расшифровкой имеющихся на них иностранных клейм, в связи с чем можно было бы только приветствовать издания справочников по пробирным клеймам различных стран. На Западе их опубликовано много, так что не надо создавать клей- мовники заново. Надо только перевести на русский язык то, что уже наработано. Это тем более актуально, потому что современные российские антиквары все чаще закупают за границей предметы антиквариата не только российского производства, осуществляя своеобразный реэкспорт, но и иностранного. Вторичный рынок антиквариата в этой сфере значительно оскудел. Если раньше наблюдался большой диспаритет в ценах на серебряные художественные изделия отечественного и иностранного производства, то теперь цены выравниваются. Поскольку достойные отечественные вещи все больше оседают в частных, а в последнее время и в музейных коллекциях, антикварный рынок все чаще стал предлагать иностранный антиквариат.
Олег ЛОГИНОВ
Иллюстрации предоставлены автором.
Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования № 6 (58) июнь 2008 стр. 78