В настоящее время антикварный рынок испытывает подъем. Основная причина этого — высокие цены на нефть. Тост цен на предметы антиквариата в годовом исчислении составляет десятки процентов. Аналогичных источников вложении со столь высокой доходностью в стране крайне Мало и, как. правило, вложения в них сопровождаются повышенным риском.
Тем не менее антикварный 9 рынок развивается нестабильно. Его постоянно лихорадит. То резко меняются предпочтения покупателей, что связано с раскрытием какой либо аферы на этом рынке, то начинают отстранять от рынка музейных экспертов, запрещая им писать экспертные заключения. Время от времени антикварные магазины закрываются. Можно сказать: на антикварном рынке что-то не так. Вот только что? Возможно, что-то не так в самой его структуре, во многом сформировавшейся стихийно в бурные перестроечные годы.
Приведу такой пример. По мнению президента Международной кон
Структуре антикварного рынка, вопросам функционирования его отдельных составляющих и их удельному весу в общем объеме товарооборота отрасли посвящено немало исследований, но они, как правило, носят несистемный характер. А ведь именно здесь кроются ответы на многие вопросы его неспокойного состояния. Попытаемся рассмотреть проблему в целом, основываясь на мнениях известных аналитиков отечественного антикварного рынка (В.В. Бычкова, А.И. Вилкова, Н.О. Назаревской, АА.. Тихонова, Л.Л. Шпаковской, Т.Ю. Юреневой и др.).
Можно считать, что за последние десять — пятнадцать лет рынок антиквариата сложился. В соответствии с классической интерпретацией понятия рынка его игроки выстраиваются в цепочку: поставщик — продавец — покупатель, с промежуточными звеньями в виде посредников. В итоге мы имеем многоуровневую структуру антикварного рынка и многофункциональность слагающих его звеньев. Коллекционеры, как и владельцы родовых ценностей, по каким-либо причинам реализующие на рынке свои коллекции и старинные семейные предметы, а также самые разные торговцы, привозящие антиквариат из-за рубежа, являются основными поставщиками товара К группе «продавцов» относятся: «блошиные» рынки, магазины и антикварные салоны, аукционные дома, предприятия торговли, использующие относительно новые схемы реализации товаров, в частности — через Интернет. В качестве «покупателей» фигурируют опять-таки коллекционеры, стремящиеся приобрести редкие (раритетные) предметы старины, и разовые потребители антиквариата Понятно, что основная цель разовых покупок — подарки, обустройство интерьеров и тд. Как метко подметил один из антикваров, «антикварный рынок живет эксклюзивом и прирастает подарками». Разного рода дилеры, выступая посредниками, перемещают товар по всей рассматриваемой цепочке. Основные участники антикварного рынка и движение товара (антиквариата) между ними показаны на схеме.
Рассмотрим каждое из перечисленных звеньев, выявим их роль в общем кругообороте товара на рынке, а также подробно остановимся на ключевых проблемах в их работе. Для полноты анализа состояния отечественного антикварного рынка перечислим его основные разделы. Это живопись, графика, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства — каминные часы, осветительные приборы, ювелирные изделия, мебель, художественное литье из бронзы и чугуна, художественные изделия из фарфора, фаянса, стекла, серебра Нумизматика, фалеристика, бонистика, холодное и огнестрельное оружие тоже являются значимой частью отечественного антикварного рынка
Поставщики антиквариата
1.Поставщики отечественного антиквариата.
В основном это владельцы родовых ценностей и коллекционеры, среди которых и те, что появились еще при советской власти, в послевоенные годы, и те, кто стал ими относительно недавно. Владельцы родовых ценностей нередко расстаются со своими семейными раритетами по причинам экономического характера Коллекционеры же продают принадлежащие им предметы по несколько иным обстоятельствам. Зачастую они освобождаются от некачественных работ — это происходит тогда, когда им удается заменить их произведениями более высокого художественного достоинства. На решение продать какой-либо коллекционный предмет, имеющийся в их коллекции в нескольких дублях одинакового достоинства, их может подтолкнуть и резкий всплеск цен на аналогичные вещи, и желание обменять коллекционные вещи, когда при этом необходима доплата, и т.д. У тех и других поставщиков антикварного рынка есть и много иных причин для продажи принадлежащих им предметов старины. Однако рассмотрение всех обстоятельств такого рода поступков выходит за рамки нашей публикации, сошлемся только на известное библейское изречение: «Всему свое время, и время всякой вещи под небом... время разбрасывать камни и время собирать камни» (Екклезиаст 3, 1-5).
На Руси коллекционирование предметов старины, в частности древних рукописей, имеет давние традиции. Считается, что Софья Палеолог (1443/1449—1503), племянница последнего византийского императора Константина XI, в 1472 году привезла с собой в качестве приданого великому князю Московскому Ивану III (1440—1505) семьдесят подвод, груженных рукописями. Правда, Н.М. Карамзин (1766—1826) сомневается в этом. Софья с отцом (Фомой Палеологом) и матерью бежала из Константинополя в 1453 году в Рим, она была бедна, так что ее подводы скорее всего были нагружены скарбом, который был ей выделен перед свадьбой как приданое. До сих пор не утихают споры о возможности обнаружения библиотеки Ивана Грозного (1530—1584), состоявшей из библиотеки Софьи, архивов самого царя и купленных им позже рукописей.
В более поздние времена — в XVIII—XIX веках — собирательство на Руси, по существу, связано с именем Петра Великого (1672—1725). Он, собственно, и положил начало научному коллекционированию. Петр собирал все: чучела, фарфор, литературу, приборы и инструменты, редкости из мира природы, живопись. Практически все «птенцы гнезда петрова», подражая ему, увлекались собирательством древностей.
В более поздние времена коллекционерами были: Н.Б.Юсупов (1750—1831), собиравший картины, скульптуры, гобелены, камеи, фарфор, часы, мебель; А.М.Голицын (1723—1807), любитель картин, скульптур и изделий из i бронзы; В.В.Верещагин (1842—1904), большое внимание уделявший предметам декоративно-прикладного искусства; А.В.Морозов (1857—1934), коллекционировавший русский фарфор; И.А.Морозов (1871—1921), отдававший предпочтение западноевропейской и русской живописи. Семейство Рябушинских в основном коллекционировало живопись. Братья Третьяковы — Павел Михайлович (1832—1898) и Сергей Михайлович (1834—1892) — собирали западноевропейскую живопись. Иван Евгеньевич Цветков (1845—1917) коллекционировал живопись и графику русской школы. Клан Шереметевых собирал живопись и скульптуру. Имя Д.И.ГЦукина (1855—1932) связано с коллекционированием западноевропейской живописи, скульптуры и эмали. А вот несколько фамилий коллекционеров более позднего времени: А.А.Бахрушин (1865— 1929), собрание которого — афиши, программы, костюмы, фотографии актеров в разных ролях, эскизы костюмов, личные вещи актеров, их скульптурные изображения — послужило основой для создания литературно-театрального музея. Граф Л.Н. Толстой (1828—1910) тоже не избежал этой «болезни». В его усадьбе на Пречистенке хранятся прекрасные золоченые канделябры с фигурами богини победы Ники работы французского бронзолитейщика П. Томира.
Коллекционированием увлекалась не только аристократическая знать, но и купцы, и представители различных служивых сословий. Так, псковский купец Ф.М. Плюшкин (1837—1911) все свое состояние тратил на собирание древностей. Его коллекция насчитывала около миллиона единиц и включала в себя живописные полотна и нумизматические редкости, огромный этнографический раздел и многое другое. Причем, в отличие от помещика Плюшкина, образ которого вывел в поэме «Мертвые души» Николай Гоголь, Федор Михайлович в свой музей, размещенный им в собственном доме, пускал всех желающих. Его нумизматическая коллекция была больше нумизматической коллекции Эрмитажа; за нее англичане после его смерти предлагали наследникам 175 тысяч рублей. Однако, согласно воле псковского купца, вся коллекция осталась в России и была выкуплена казной у наследников за 100 тысяч рублей «из личных средств императора Николая II».
Не будем забывать, что предметы быта, такие, например, как утюги, самовары и ТД,., были практически в каждом доме, так же, как и живописные иконы, имевшиеся в каждой христианской семье. Сегодня эти артефакты составляют существенную долю отечественного антикварного рынка.
После октябрьской революции большинство коллекций было национализировано, а огромное количество предметов искусства за бесценок продано за рубеж. Среди них, к примеру, были шедевры ювелирного искусства — пасхальные яйца работы фирмы К. Фаберже, бриллиантовые диадемы «Русская красавица» и «Русское поле» и др. Трудно даже представить, во что обошлась России деятельность лишь одного друга Ильича, «коллекционера» Арманда Хаммера, вывезшего из нашей страны вагоны антиквариата. Многие крупные, да и мелкие коллекции были просто разграблены. Княгиня Мещерская писала: «В первые дни после революции наше богатейшее собрание картин реквизировали, и свои картины я так и не видела больше нигде». Н.Врангель, встречаясь с К. Фаберже в послереволюционные дни в Петрограде, ужасался: «Матросы, краса и гордость русской революции, имели пристрастие к ювелирным вещам. На своих голых шеях они носили ожерелья и медальоны, пальцы были покрыты тысячными кольцами, на руках красовались браслеты... на даме матроса, зашедшего в ювелирный магазин на Б. Морской, красовался бесценный аграф, выполненный К. Фаберже для княгини Юсуповой». Кстати, коллекции самого князя Юсупова повезло. Она была национализирована и в дальнейшем рассредоточена по главным музеям страны.
В годы советской власти наличие рынка можно назвать условным. Советское государство стремилось монополизировать владение произведениями искусства, в том числе и антикварными вещами. Все ценное принадлежало народу и, следовательно, не могло обращаться в качестве товара. Продавцов и покупателей антиквариата преследовали, а коллекции, как уже говорилось, экспроприировали. Особенно это касалось собраний нумизматики, оружия, живописи. В годы НЭПа все изменилось — наряду с торговлей через многочисленные лавки и магазины в Москве и Петрограде регулярно проводились аукционы. «Рынок отличался тогда редкостным изобилием и качеством коллекционного материала, а ко всему — и разнообразием форм реализации его. Более же всего почиталась в ту пору торговля аукционная» (В. Толмацкий). После войны в Москве работало два или три комиссионных магазина с антикварным уклоном. Правда, купить там можно было практически все: на их небольшой площади плотность художественных произведений на 1 кв. м превышала плотность населения на 1 кв. км в некоторых странах Юго-Восточной Азии. Коллекционеров почти не было, а если и были, то они не афишировали свою деятельность.
Оживление в среде антикваров, дилеров и прочих собирателей старины, «положивших свою жизнь на алтарь коллекционирования», началось при появлении первых ростков новой (перестроечной) социально-экономической политики государства Думается, переломным моментом стало принятое правительством постановление, согласно которому предприятиям разрешали перевод безналичных денежных средств в наличные, и появление в связи с этим огромного количества свободных денег, обращавшихся на рынке.
В первые перестроечные годы государство тщательно контролировало продажу предметов антиквариата Антиквариат музейного значения из торговли изымался. В Москве был закрыт антикварный комиссионный магазин на Арбате, но взамен был переоборудован аналогичный, больших размеров, на Октябрьской площади. Первоначально он функционировал как обычный антикварный магазин, а затем, изменив приемы стандартной торговли, начал проводить еженедельные аукционные торги предметами антиквариата. Правда, на первых порах его работу проверяли представители государственной закупочной комиссии, которые обладали приоритетным правом приобретения антикварных предметов. В течение нескольких лет деятельность этого магазина и определяла лицо антикварного рынка Москвы. (Общеизвестно, что антикварный рынок России практически весь сосредоточен в двух столицах — Москве и Санкт-Петербурге.) Если за рубежом удачным считается аукцион, реализовавший 60—70% лотов, то в московском магазине скупалось практически все — успех небывалый. Все объясняется просто. У населения появились свободные деньги, а сфер их рентабельного вложения фактически не было. Вложение средств в антиквариат всегда считалось надежным и достаточно прибыльным, так как после многих денежных реформ в рубль никто особенно не верил.
Сегодня известный российский бизнесмен, не коллекционирующий произведения искусства, скорее — исключение, чем правило. Как современные произведения искусства, так и антикварные коллекционируют известные российские предприниматели — Виктор Вексельберг, Петр Авен, Михаил Фридман, Рубен Вартанян, Умар Джабраилов, Владимир Некрасов, Валерий Узжин, Владимир Логвиненко и многие другие.
Несмотря на громадное количество всевозможных коллекций, находившихся у российских любителей старины, непростые коллизии нашей истории подорвали антикварный рынок страны. Именно поэтому стартовые условия для развития современного отечественного антикварного рынка, по сравнению с условиями, существующими на зарубежных рынках, оказались весьма скромными. Тем не менее не будем забывать, что наш рынок процентов на 70— 80% состоит из антиквариата, полученного из отечественных источников. Сегодня главная его проблема — дефицит высококачественного товара. Художественные ценности высокого уровня коллекционеры скупили еще в первые перестроечные годы, а уровень художественных ценностей, продающихся сегодня, как правило, явно оставляет желать лучшего.
2.Поставщики зарубежного антиквариата.
Другой источник поступления товара на российский антикварный рынок — зарубежные поставки. В мире есть несколько типов рынков. Рынки в странах с экономикой, интегрированной в мировую экономическую систему, где границы для перемещения культурных ценностей можно, с небольшими оговорками, считать открытыми. Рынки с закрытой экономикой, где перемещение культурных ценностей осуществляется только в рамках государственных программ. И, наконец, рынки в странах, экономика которых занимает промежуточное положение между перечисленными выше. К таковым относится и антикварный рынок России.
Импорт культурных ценностей в нашу страну набирает силу, и тому несколько причин. Либерализация таможенных правил. Общее оскудение антикварного рынка, вследствие чего возник острый дефицит высококачественного антиквариата Большая часть работ по-настоящему крупных и знаменитых мастеров уже осела в частных коллекциях. Живописные полотна некоторых мастеров перестали появляться даже на аукционах, особенно это касается полотен отечественных и зарубежных художников первого ряда. Огроллное количество продающегося на российском рынке антиквариата имеет новодельное происхождение, из-за чего возросло недоверие к отечественному антиквариату в целом, и тд. Появление в Москве международных салонов изящных искусств ситуацию в стране не изменило. Поставками антиквариата из-за рубежа занимаются сами коллекционеры, вписавшиеся в реалии современной рыночной экономики, антикварные магазины и салоны, дилеры и просто состоятельные бизнесмены, обустраивающие свои жилища или рассматривающие покупку антиквариата как доходное вложение капитала и т.д.
С какими же проблемами сталкиваются импортеры культурных ценностей? Главная из них — таможня. Самое парадоксальное то, что до сих пор нет инструкции об условиях ввоза в страну и вывоза из нее предметов антиквариата. Но тем не менее таможенные правила для частных импортеров и юридических лиц, занимающихся импортом, различаются.
Когда принимается решение о возможности вывоза культурных ценностей, экспортеру соответствующим государственным органом выдается свидетельство на право их вывоза, которое является основанием для пропуска указанных ценностей через таможенную и государственную границы РФ. Кроме того, физическим лицам при вывозе культурных ценностей за пределы РФ необходимо уплатить экспортную пошлину, дифференцированную от времени их создания, равную 5—10% стоимости вывозимого предмета
Культурные ценности, ввозимые физическими лицами, освобождаются от таможенных пошлин. «При ввозе антиквариата его обязательно необходимо декларировать, получить запись таможенника и искусствоведа-контролера, предъявить две фотографии (если они есть) ввозимых предметов и проставить на них необходимые подписи и печати. Как сказал заместитель руководителя Россвязь-охранкультуры А.Вилков, ввоз можно также оформить позже в Министерстве культуры и массовых коллмуникаций на основании таможенных документов.
Культурные ценности, находящиеся в международном розыске, на таможне изымаются, ввоз их на территорию РФ запрещен. Все перечисленное не касается доставки культурных ценностей почтой. Здесь правила таковы. Разрешается беспошлинно получать товар не дороже 10 тысяч рублей. Все, что дороже, облагается 30%-ной пошлиной. Разумеется, в этих условиях пользоваться услугами ; международной почты крайне невыгодно.
Из чего же складываются таможенные платежи для юридических лиц, ввозящих культурные ценности в страну? Собственно, таможенные пошлины сегодня отменены. Остается оплата услуг именно таможни —это примерно 2% от стоимости ввозимых предметов плюс налог на добавленную стоимость (НДС).
Согласно статье 164 «Налогового кодекса РФ», НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и реализации товаров (работ, услуг), и имеет три градации. Налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы. НДС равен 10% при реализации продовольственных товаров, за исключением деликатесных море- и рыбопродуктов, деликатесного мяса и мясопродуктов. Налогообложение всех других товаров (работ, услуг), в том числе и антиквариата, производится по налоговой ставке в 18 %, аналогично ставке НДС, применяемой к рыбным, мясным деликатесам и прочим товарам.
Известно, что профицит государственного бюджета уже третий год превышает 8%, следовательно, действующие сегодня в промышленности и сельском хозяйстве ставки различных налогов завышены, значит, государству для сбалансированной экономической политики необходимо их сокращать. Даже Алексей Кудрин (главный страж отечественных капиталов) согласен с тем, что в нынешних условиях экономики необходимо сократить НДС на 2— 3%. Однако и сегодня культурные ценности (которыми, как уже отмечалось, отечественный антикварный рынок крайне обделен) по НДС приравнены к упомянутым выше деликатесам. Соответственно начисляемый при их ввозе налог на добавленную стоимость равен 18%, а с учетом стоимости собственно таможенных услуг, равных примерно 2%, общие начисления при ввозе культурных ценностей для юридических лиц составляют 20%.
Но много это или мало — платить за ввоз антикварната 20% от его таможенной стоимости? Известно, что чем жестче правила ввоза и вывоза антиквариата, тем меньше его значение в экономике страны.
Обратимся к опыту функционирования антикварного рынка Великобритании, где торговля антиквариатом является одним из важнейших источников государственных доходов. Тем более что английский рынок антиквариата зарекомендовал себя во всем мире как высокоорганизованная развивающаяся структура, которая существует с 1744 года. Отметим сразу четыре главных составляющих британского антикварного рынка: 1) умеренные налоговые начисления, 2) ориентация (более чем на 90%) на товары импорта, 3) высокий качественный уровень обращаемого на рынке товара, 4) дифференцированный подход к предметам, представляющим ценность для культуры Великобритании. Вывоз из страны антиквариата стоимостью до 30 тысяч фунтов стерлингов осуществляется свободно. На вывоз антиквариата, стоимость которого превышает эту сумму, необходимо получить специальное разрешение. Артефакты, которым присвоен статус национального достояния, вывозить из Великобритании запрещено. Например, чтобы вывезти предметы археологии или британский портрет, необходимо получить специальное разрешение уполномоченного органа. Таможенная пошлина на предметы, ввозимые в страну в коммерческих целях, составляет 5%. Из всего сказанного совершенно очевидно, что с позиций импорта и экспорта культурных ценностей британский антикварный рынок находится в явно более благоприятных условиях, чем российский.
Отрадно отметить, что в портфеле Государственной Думы есть «законопроект Глазьева», в котором предусматривается, что ввоз культурных ценностей освобождается от любых налогов и таможенных пошлин. Однако ГД пока даже не приступала к рассмотрению этого законопроекта. А ведь трудно найти хоть одного участника антикварного рынка, который бы не согласился с мнением экономиста Сергея Глазьева.
Несмотря на трудности, интенсивность зарубежных поставок антиквариата на отечественный рынок с каждым годом возрастает. На сегодня, по мнению автора, доля зарубежного антиквариата составляет не менее четверти от всего оборота рынка, и, судя по всему, эта доля в дальнейшем будет увеличиваться. Еще раз отметим, что в такой важной отрасли современного хозяйства страны, как антикварный рынок, назрела настоя- тельная необходимость пересмотра всего комплекса государственных мер, касающихся перемещения культурных ценностей через границу РФ.
Продавцы антиквариата
1.Блошиные рынки.
Здесь отовариваются дилеры, представители некоторых мелких магазинов, коллекционеры, иностранцы и т.д. Правда, товар, обращаемый на блошиных рынках, в основном носит бытовой характер. Возможно, покупатель и не приобретет здесь необходимый ему предмет, но любителям старины посещать блошиные рынки надо. Ибо, перефразируя Мишеля Монтеня, можно уверенно сказать, что тем, кто никуда не плывет, удачи не бывает. А удачи на блошиных рынках бывают. То необычной формы самовар попадется, то хорошей сохранности портсигар или костюм прошлого века. Может быть, вам повезет, и вы найдете хорошо сохранившуюся трость со стилетом и т.д. Каждый посетитель блошиных рынков мечтает найти и купить по сходной цене уникальный предмет прошлого, чтобы пополнить свою коллекцию или украсить свой быт. Здесь можно найти все, но заметим, что блошиный рынок — это прежде всего лотерея. Естественно, если вы обладаете определенными знаниями, в частности, разбираетесь в антиквариате, то вероятность того, что вы довольно дешево приобретете нужный вам артефакт, довольно высока. Если же у вас нет таких знаний, то вас, скорее всего, обманут. Рынок есть рынок, и законы блошиного рынка тоже далеко не добродетельны. Самых разных случаев можно привести довольно много. Если фортуна улыбнется вам, то вещи, купленные за пару монет, позже могут быть проданы за тысячи рублей. Вот пример удачный: Александр Васильев, известный историк костюма, живущий в Париже, собрал на блошиных рынках весьма приличную коллекцию костюмов и аксессуаров к ним, портретов, украшений и других предметов XVII—XX веков. Кстати, состязание в торге — непременное условие покупки на блошином рынке, иначе покупателя сочтут просто за «crazy».
В нашем исследовании интересно сопоставить отечественные и зарубежные блошиные рынки (при этом сошлемся на впечатления А. Лауринчукаса).
В Америке блошиный рынок начинается с «гараж сейл» (garage sale), когда все ненужное в доме выносится в гараж и продается. Иногда, если повезет, можно попасть на масштабный «гараж сейл» — когда весь город одновременно выставляет вещи на продажу. Естественно, это делается с разрешения местных властей. Если продается все содержимое дома, то это распродажа уже более высокого уровня, называется она — «эстейт сейл» (estate sale) и о ней заранее извещается в печати. Цены здесь выше, чем на «гараж сейлах», но предлагаемые товары более качественны. Такие распродажи обусловлены иными, чем «гараж сейлы», причинами. Это может быть банкротство владельца, в этом случае банк изымает у него дом и распродает все его содержимое; или срочный переезд, или кончина владельца и др. Но есть в Америке блошиные рынки и такого типа, как наш измайловский.
Мой небольшой американский опыт подсказывает, что наиболее интересные артефакты можно приобрести именно на «эстейт сейлах». Показательно, что в Америке есть перекупщики, которых американские обыватели называют «ранними пташками». Так вот, они ни свет ни заря приезжают на распродажи и скупают самые ценные вещи. Именно поэтому в объявлениях об «эстейт сейлах» часто говорится, что появление «ранних пташек» не приветствуется.
Аналогично американским «гараж сейлам» существуют «кар бут сейлы» (car boot sale) в Англии, где вещи продают не в гаражах, а с автомобилей. Иное название, правда, не сказывается на существе вопроса. Один из самых известных рынков в Лондоне — Портобелло Роуд. Раньше здесь цыгане торговали лошадьми, упряжью и прочим, но затем этот рынок освоили местные жители и стали продавать всякую хозяйственную мелочь. Сегодня — это культовое место для собирателей антиквариата со всего мира, правда, цены здесь довольно высоки. Рынок работает по субботам. По воскресеньям в Лондоне работает другой рынок — Петикоут Лейн, но здесь продается преимущественно разная хозяйственная утварь, одежда и т.д.
Самый известный рынок в Амстердаме — Вотерлуп- лин. Он работает все дни недели кроме воскресенья. Здесь огромное количество вещей и самые низкие в Европе цены. Раз в году, 30 апреля (день рождения королевы-матери), в блошиный рынок превращается весь город. Никаких пошлин. В этот день в .Амстердам съезжается весь антикварный мир.
История парижских блошиных рынков начинается с 1841 года, когда на севере города собрались старьевщики, зеленщики и молочники. Причина — началась реконструкция Парижа, а для нужд беднейшего населения необходимо было выделить место, где люди могли бы обменивать или продавать предметы быта, одежду и т.д. Вот они- то и создали одно из чудес света — до сих пор процветающий блошиный рынок Клиньянкур, внутри которого существует как минимум еще семь рынков. Один из них — Бирон насчитывает более 220 антикварных павильонов, здесь можно купить все. Рынок Марше Поль Бер специализируется на фарфоре. Марше Серпет предлагает любые изделия первой трети XX века Марше Малик — это прежде всего одежда в стиле твиста, рок-н-рол- ла и диско. Восточная окраина Парижа известна своим блошиным рынком Монтрей. Здесь продаются техника, одежда, шляпки, игрушки, часы, образцы творчества народов мира. Мелкие торговцы, собирающие старинные безделушки по всему Парижу, несут их на рынок Порте де Ванесс, иногда у них можно купить весьма приличный антиквариат. Большинство парижских блошиных рынков работает по пятницам, субботам и воскресениям с 7 утра до 7 вечера.
Любимое место венских жителей — площадь возле станции метро Кеттенбрюккенгассе, раньше здесь был мост на цепях, перекрывавший реку Вена, которую позже упрятали под землю, как московскую Неглинку. Ассортимент продаваемого здесь товара — часы, карты, гравюры XIX века, оружие и доспехи и др. Весьма важная деталь: Вена — город дорогой, и соответственно рынок не дешевый.
Германия не может похвастаться своими блошиными рынками, но все же городок Лимбург раз в году превращается в огромный рынок с широчайшим выбором антиквариата — от витринных манекенов, изображающих красавиц эпохи модерн, до чугунных утюгов, от потертых кимоно до дверных ручек. В большинстве немецких городов рынки устраивают каждые выходные. Но на блошиных рынках нельзя торговать новыми товарами. Запрещены к продаже и товары с идеологической фашистской подоплекой, порнография, огнестрельное оружие, правда, холодным торговать можно. Среди знатоков антиквариата ценится рынок Мюльхейма. Здесь продается все, изготовленное не позднее 1930 года. На рынке острова Зюльт торгуют антикварными книгами, графикой, географическими картами и старыми рекламными плакатами. Блошиный рынок Тамбурга известен своей букинистической направленностью. Рынок у Бранденбургских ворот — почти копия московского вернисажа в Измайлово. Здесь продаются модели самолетов и автомобилей, дешевые ювелирные изделия, флаги, медали, знаки отличия, военная форма, русские ушанки. Самый большой блошиный рынок в Берлине — на Тиргартен, где продают антиквариат, различные статуэтки, эстампы, книги, бижутерию, посуду, столовые приборы, кухонную утварь, разнообразные полочки, старинные наряды — фраки, шляпки, туфельки. Как и в Москве на Арбате, на Тиргартен много художников, которые за весьма умеренную плату нарисуют все что угодно. Рынок работает только в выходные. Более дешевый рынок расположен на Фербелинер Плац, он небольшой и тоже работает только в выходные. Здесь много всяких развалов, в изобилии монеты, марки, значки, старинные бумажные деньги и др.
Растре, мадридский блошиный рынок, растянулся на полгорода. Здесь действует, как и на всех других рынках, универсальный закон — доверяй, но проверяй. На рынке есть все, но, разумеется, надо разбираться в предмете своих желаний, иначе обманут. Рынок работает по субботам.
В Москве два блошиных рынка, один из них — измайловский. В левом его углу располагаются павильоны торговцев стариной. Здесь своя специализация: «антиквары», «иконщики» и «милитаристы». Среди покупателей измайловского рынка больше туристов. Иностранцы охотно приобретают «советский антиквариат» — медные самовары или портсигары, военные фуражки, ремни, погоны, значки и сувениры, матрешки с изображением лидеров разных государств, былинных русских богатырей и пр. Забавно, но здесь можно приобрести и археологический антиквариат, иногда попадаются старинные каминные часы и детали от них. Немалую долю рынка занимают торговцы букинистической литературы. В последнее время в продаже появилось и холодное оружие, в 99% случаев это копии, но, естественно, продают их как настоящий антиквариат.
С недавних пор на Тишинской площади открылась небольшая выставка, специализированная под блошиные развалы, где представлены предметы старинной мебели, утвари, винтажная одежда и аксессуары, живопись, графика, книги и т.д.
Даже беглое сравнение отечественных и зарубежных блошиных рынков показывает, что как серьезный источник поступления антиквариата в отраслевой торговый оборот блошиные рынки Москвы, да и Санкт-Петербурга рассматривать никак нельзя. Не будем забывать, что производство предметов искусства, представляющих сегодня антикварный интерес, в России началось со второй — третьей четверти XIX века, в то время как во Франции массовое производство культурных ценностей началось еще при Людовике XIV (1638—1715). Именно поэтому блошиные рынки большинства европейских стран представляют определенный интерес для коллекционеров антиквариата, чего нельзя сказать о рынках отечественных. Думаю, что в общем обороте культурных ценностей доля товаров, которые приобретают на блошиных рынках собиратели старины, не превышает 2—3%.
2. Магазины.
В России сегодня несколько сотен антикварных магазинов, в основном — в Москве и Санкт- Петербурге. Они торгуют самым разнообразным антиквариатом, практически не отдавая предпочтения, какому- либо специальному ассортименту. Но вот как характеризует главную проблему российского антикварного рынка известный исследователь А. Гилодо: «Проблемой антикварного рынка остается его неструктурированность». Видимо, он имел в виду необходимость совершенствования работы антикварного рынка через специализацию слагающих его магазинов, салонов и т.д.
Действительно, за рубежом можно встретить довольно много специализированных магазинов, торгующих, к примеру, только антикварными часами или только люстрами, или только мебелью. Конечно, и нам хорошо бы иметь такую специализацию, но надо учитывать, что российскому рынку культурных ценностей (в полноценном смысле этого понятия) всего-то 15—20 лет от роду. Это не Англия или Франция, где устои антикварной торговли закладывались еще в XVIII веке. Владельцы отечественных предприятий антикварной торговли (за исключением магазинов или салонов, торгующих исключительно ювелирными изделиями) о такой специализации и не помышляют. В условиях возросшей конкуренции магазины, наоборот, стараются разнообразить свой ассортимент. Зачастую в них можно видеть предметы разных эпох и стилей — каминные часы, самовары, живопись, графику, ювелирные изделия и т.д. Впрочем, некоторая дифференциация магазинов все же есть, по крайней мере в Москве. Появились магазины, торгующие только очень дорогим и элитным товаром, которые потенциальные покупатели посещают по записи. Таких заведений пока немного, но сам факт их появления свидетельствует о формировании в стране определенной группы покупателей, любителей старины, с устойчивым высоким доходом, для которых собственно и выстраивается упомянутая схема антикварной торговли.
Антикварные магазины Москвы и Петербурга по большей части продают товар невысокого качества, по довольно умеренным ценам. Сегодня в обеих столицах примерно 300—350 магазинов, на которые прихо дится практически 80—90% годового торгового обо рота антиквариата.
3. Антикварные салоны.
На российском антикварном рынке действуют примерно 10—20 различных салонов. В Москве, в ЦДХ, дважды в год, весной и осенью, регулярно проводятся Российские антикварные салоны — самые престижные и крупные в стране выставки-ярмарки предметов старины. В работе ХХШ салона (проходившего с 29 октября по 18 ноября 2007 года) были задействованы более 200 участников из Москвы, Петербурга, Казани, Перми, Ростова-на-Дону и Риги. По мнению известного искусствоведа В.С. Погодина, «организаторы салона «Экспо-парк»... вводят произведения искусства и предметы старины в научный, коммерческий и антикварный оборот и делают больше, чем некоторые музейные работники». Антиквариат, выставленный на салоне, самый разнообразный — от кукол и старинной одежды до живописи и предметов декоративно-прикладного искусства. Необычным для ставшего уже традиционным салона было появление в продаже великолепной французской живописи и интерьера каминного зала середины XIX века, выполненного в неоготическом стиле.
Кстати сказать, то, что у нас называется салоном и проводится два раза в год в Москве и иногда один раз в год в Санкт-Петербурге, в Америке проходит практически ежемесячно, в разных городах и штатах. Продавцы предметов старины просто грузят весь свой товар в трейлеры и кочуют с ним из штата в штат, из города в город, организуя в них очередные антикварные салоны. Своего собственного антиквариата, в европейском понимании значения этого слова, в Америке нет. Основная масса продаваемого здесь ; антиквариата — привозная. Показательно, что предметы старины местного происхождения, такие, как бытовые вещи времен гражданской войны Севера и Юга или средства передвижения первых колонизаторов, осваивавших американские прерии, — повозки и их части (например, колеса), детали упряжи и тд., расходятся среди американских коллекционеров на ура.
В последние годы в Москве стали проводиться и международные салоны изящных искусств. В них участвуют примерно 30 галерей из Франции, Италии, Великобритании и других стран. Цель салонов — представить публике избранных галеристов, работающих с разным искусством. Естественно, на эти салоны выставляются произведения высочайшего качества. К примеру, работы Питера Брейгеля Младшего, Хусепе Рибера, Френсиса Бэкона. Первый такой салон прошел в галерее Зураба Церетели, следующие — в Манеже. Российские галеристы к участию в первых международных салонах не были допущены, но в дальнейшем устроители от этого принципа отказались. Швейцарец Ив Бувье, владелец Art Culture Studio, и французский эксперт по культурным ценностям Патрик Уркад выполнили основную часть работ по организации и проведению этого необыкновенного для России антикварного шоу. Между прочим, к российским салонам Патрик Уркад отнесся негативно: «Очень экзотично и не очень серьезно, качество экспонируемого материала не всегда высокое. В частности, картины развешаны в несколько рядов, и рассмотреть их в деталях не представляется возможным. Нагромождение артефактов — самое точное слово, которым можно описать увиденные нами салоны».
Антикварные салоны заметно оживляют наш рынок культурных ценностей, но, по-моему, в общем торговом обороте рынка художественных ценностей доля антикварных салонов весьма незначительна — примерно 3—5%.
4. Аукционные дома.
Значение публичных торгов, проводимых аукционными домами, для антикварного рынка в целом весьма существенно. Во-первых, аукционы четко выявляют наметившиеся предпочтения потребителей рыночного товара. Во-вторых, ими определяется оптимальный уровень цен на те или иные товары антикварного рынка. В третьих, антиквариат, купленный на известных аукционах, приобретает своеобразный денежный провенанс. В-четвертых, товар, приобретенный на аукционе при наличии соответствующих документов, зарабатывает своего рода знак качества и в дальнейшем, как правило, не нуждается в подтверждении своей подлинности, выявлении исторической или музейной значимости и тд.
По системе ведения аукционы бывают гласные и негласные, что же касается их целевого назначения, то аукционы могут быть как обычными, так и благотворительными. Гласный аукцион отличается от негласного тем, что на гласном аукционе каждый покупатель имеет табличку со своим номером и, торгуясь за конкретный артефакт, показывает ее аукционисту, как бы соглашаясь с очередным повышением цены. На негласном аукционе торг идет без табличек. В этом случае, чтобы скрыть свое участие в торге, покупатель дает согласие на покупку артефакта по установленной аукционистом цене, используя мимику, жесты, либо особые знаки, например, прикасается к карману или галстуку, и тд. Суть благотворительного аукциона понятна из самого названия — идет сбор средств на какие-либо благотворительные цели.
Первоначально в России на аукционах продавали крепостных крестьян, позже стали продавать и всевозможное имущество. С. Корепанова пишет, что сведения о самых ранних аукционах относятся к 1724 году. Тогда на продажу в Екатеринбургской губернии были выставлены пожитки умершего кузнеца-иноземца Берна Куперса. На этом аукционе жители Екатеринбурга приобрели: подбитую овчинами суконную шубу, суконные камзол, штаны и кафтан, золотой перстень с вставкой и золотое колечко с чернью, лосиные сапоги и другие вещи. Там же, на Урале, в 1735 году, чтобы унифицировать процедуру проведения аукционов, по приказу горного начальника В.Н.Татищева был разработан «Устав о продаже опальных и выморочных пожитков». Похоже, с тех пор правила проведения аукционов почти не изменились. Тогда, как и сейчас, о сроках проведения торгов и предлагаемых к продаже вещах заблаговременно сообщали в близлежащие населенные пункты. Вещи выставляли для осмотра в специально отведенном здании. Организатор торгов составлял список продаваемых вещей таким образом, чтобы «худейшие и не весьма нужные вначале, а лучшие и нужнейшие, на которые более охотников быть может, напоследок писаны были». В сохранившемся документе упоминается и молоток — непременный атрибут аукциона, после третьего удара которого вещь считается проданной.
Приемы проведения публичных торгов не очень изменились с того времени. Получше с ними можно познакомиться на аукционах, проводимых аукционным домом «Гелос», который на современном отечественном антикварном рынке среди других выделяется масштабно. Аукционный дом сочетает салонную торговлю с проведением открытых аукционных торгов. Традиционно в продажу выставляются произведения старинной русской и западноевропейской живописи, полотна современных художников, изделия декоративно-прикладного назначения: серебро и бронза, фарфор и стекло; редкие монеты, книги и фотографии, раритетные знаки отличия, а также многочисленные образцы творчества мастеров-ювелиров различных эпох и антикварное оружие.
«Гелос» проводит более 100 аукционов в год. Свыше 50% продаж на аукционах в «Гелосе» происходит по заочным бидам, тем самым происходит его интеграция во всемирную паутину Интернета. Его самые значимые продажи — «Черный квадрат» К.Малевича, «Серебро из императорского подарочного фонда» (наградные ковши, кубки, кувшины из подарочного фонда Дома Романовых), «Библиотека Максима Горького» (подарочные издания по истории и искусству российских, французских, немецких типографий XVII—XX веков, письмо Наполеона Бонапарта супруге Жозефине, написанное во время итальянского похода 1796 года).
Среди других аукционов в России, также регулярно устраивающих торги русского искусства XVIII— XX веков и антиквариата, — аукцион Леонида Шишкина, галерея «Совком», галерея «Альбион», «Магнум Арс» и аукционный дом «Кабинетъ».
В годовом обороте товаров на российском антикварном рынке доля аукционов составляет примерно 7—10%. За рубежом эта доля неизмеримо выше — 80—85%. Именно поэтому наше исследование будет неполным, если не попытаться сравнить отечественные и зарубежные аукционные дома (по литературным источникам).
Аукционный дом «Кристи» — сегодня крупнейший в мире по торговому обороту. Его основатель Джеймс Кристи (James Christie) провел свои первые аукционные торги в Лондоне в 1766 году. Общая сумма продаж этого дома в 2006 году составила $4,67 миллиарда. «Кристи» проводит более 600 аукционов в год по 80 категориям антиквариата, включая такие, как изобразительное и декоративное искусство, ювелирные изделия, фотографии, мебель, часы, вино, машины и т.д.
Во многих странах мира, в таких городах, как Лондон, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Париж, Женева, Милан, Амстердам, Тель-Авив, Дубай, Гонконг, «Кристи» имеет свои офисы и торговые площадки. Русский отдел «Кристи» ежегодно проводит продажи в апреле (в Нью-Йорке) и в ноябре (в Лондоне). Иконы регулярно продаются на отдельном аукционе в Лондоне. В 2006 году обороты только на русских торгах достигли $54,9 миллиона. «Ностальгия и интерес к отечественной культуре, привитый русской интеллигенции с юности, заставляли ее выкупать национальное достояние России — процесс, который сейчас продолжается в более масштабной форме», — сказал один из сотрудников этого дома.
Перечень продаж, проведенных аукционным домом впечатляет. 8 ноября 2006 года он провел в Нью-Йорке самые дорогие торги в истории аукционных торгов: за 2,5 часа 78 картин были проданы на общую сумму $491,4 миллиона. Предыдущий рекорд, установленный тем же «Кристи», держался с 1990 года: тогда торги принесли $269 миллионов. В этом стринге самым дорогим лотом оказался «Портрет Адель Блох-Бауэр II» кисти Густава Климта. Картина была продана за $88 миллионов.
Центральный офис «Сотби» находится в Лондоне на фешенебельной торговой магистрали Оксфорд-стрит. Возникновение аукционного дома датируется 1744 годом, когда торговец Самуэль Бейкер, решил продавать на публичных торгах библиотеки умерших владельцев. В этом деле он заметно преуспел. Со временем определился и основной профиль деятельности аукционного дома — он стал крупнейшим в мире аукционом по реализации книжных раритетов.
С 1917 года аукционный дом расширил свою деятельность и стал торговать картинами и другими произведения искусства. «Сотби» открыл отделения в Гонконге, Монте-Карло, Женеве. Сегодня он продает по всему миру около 250 тысяч произведений искусства, кроме того, занимается продажей земли и недвижимости. Оборот аукционного дома составляет 135 миллионов фунтов стерлингов ежегодно. «Сотби» одним из первых мировых лидеров стал проводить русские торги как авангардного, так и современного изобразительного искусства. В связи с этим он организовал постоянные русские отделы в Лондоне и Нью-Йорке, где на торгах продается русское искусство, начиная с середины XVIII века и до наших дней, включая передвижников, художников «Мира искусства», и «Бубнового валета», русского футуризма, русского авангарда, современного искусства. Кроме этого аукционный дом торгует изделиями Фаберже, Императорского фарфорового завода, ювелирными украшениями, серебром и иконами. Вот некоторые результаты его торгов. За рекордную сумму — $104 миллиона была продана в Нью-Йорке картина Пабло Пикассо «Мальчик с трубкой», картина Питера Паудя Рубенса «Избиение младенцев» — за 49,5 миллиона фунтов стерлингов, пейзаж Ренуара — за $78,1 миллиона.
«Bonhams» — третий крупнейший аукционный дом в мире. Он был основан в 1793 году известным дилером гравюр Томасом Доддом (Thomas Dodd) и книжным антикваром Вальтером Бонамом (Walter Bonham). Сегодня аукционный дом торгует по 70 категориям, включая живопись, машины, музыкальные инструменты, вина, ковры и объекты дизайна. Он проводит более 700 продаж по всему миру, имеет отделения в США и в Австралии.
«Доротеум» (Dorotheum) — крупнейший аукционный дом в немецкоговорящих странах, основан в 1707 году императором Иосифом I. «Доротеум» в среднем проводит около 600 аукционов в год. Помимо Вены, где находится штаб-квартира, имеет представительства в ряде австрийских городов (Зальцбурге), в Милане и Праге.
Относительно молодой «Макдугал» (MacDougall's) специализируется исключительно на русском изобразительном искусстве. Аукционный дом торгует живописью и другими произведениями искусства с XVIII века и до наших дней. Головной офис находится в Лондоне, есть офисы в Париже, Москве и Киеве. Аукционы проходят в среднем два раза в год.
Стокгольмский аукционный дом (Stockholm's Auktionsverk) основан в 1674 году, в среднем проводит 75 аукционов в год. Работает только в Швеции, имеет офисы в Гётеборге и Мальмё. Минимум раз в год проводит специализированные русские торги.
Аукцион «Упсала» (Uppsala) образован в 1731 году, это третий крупный аукцион в Швеции и самый большой за пределами Стокгольма. Среди традиционных продаж произведений искусства XVIII—XIX веков часто встречаются русские имена. В числе картин, проданных осенью 2006 года, полотна Ивана Шишкина, Ильи Репина, Алексея Харламова и др.
Аукционный дом «Буковский» (Bukowskis) был образован в 1870 в Швеции. Проводит четыре основных аукциона в год. Два из них, весенний и осенний, посвящены модернистскому и современному искусству, включая объекты дизайна, мебель, серебро, стекло. Два других аукциона, весенний и осенний, торгуют живописью (старых мастеров XIX века), мебелью, коврами, драгоценностями и т.д. В 1979 году аукционный дом открыл офис в Финляндии, который быстро стал лидирующим аукционным домом в этой стране, проводящим более 100 аукционов в год. В стрингах этого дома встречается много произведений русского искусства.
Сравним результаты деятельности зарубежных и российских аукционных домов. Как уже было сказано, доля зарубежных аукционных домов в торговом обороте антиквариата своих стран достигает 80—85%, в то время как аналогичная доля отечественных аукционных домов составляет примерно 7—10%. Основная масса антиквариата продается в России через антикварные магазины и салоны — относительно мелкие торговые предприятия. Очевидно, что условия для решения вопросов, возникающих при торговле таким специфическим товаром, как антиквариат, более благоприятны на крупных современных предприятиях, какими и являются ведущие аукционные дома зарубежных стран. Вопросы экспертизы предметов антиквариата или защиты прав покупателей, правила ведения торговли антиквариатом и тд. не являются камнем преткновения в работе крупных аукционных домов. Перераспределение торговых потоков антиквариата в направлении крупных торговых предприятий делает рынок даже менее криминализированным. Как тут не вспомнить А. Починка: «Вы будете смеяться, но у нас в стране антиквариата продается в год примерно на два миллиона долларов. Это та цифра, которую указывают магазины, торгующие стариной и предметами искусства, обороты у них маленькие. Хотя мы прекрасно понимаем, что у нас в стране традиционно продажи были на пятьсот — семьсот миллионов долларов в год». С моей точки зрения, цифры продаж, приведенные А.Починком, занижены.
В концепции «Присоединение России к ВТО», разработанной Торгово-Промышленной палатой РФ, прямо указывается, что ВТО создает российским предприятиям равные и благоприятные условия для коммерческой деятельности в иностранных государствах в обмен на открытие отечественного рынка для иностранных предприятий. Но что это значит для российского антикварного рынка? На перспективный отечественный антикварный рынок устремятся крупные зарубежные аукционные дома, галереи и магазины с высококачественным товаром. Не случайно уже сегодня ведущие зарубежные аукционные дома имеют в России свои представительства и время от времени устраивают демонстрационные экспозиции своего товара. Я глубоко сомневаюсь, что в ответ отечественные антикварные предприятия ринутся на Запад. Не будем забывать, что вступление России в ВТО — вопрос ближайшего времени. Единственно возможный путь выживания для большинства мелких российских антикварных предприятий — хорошо известный из политэкономии путь максимальной интеграция и кооперации.
5. Антикварные магазины в Интернете.
Описание предприятий, торгующих антиквариатом и составляющих основу антикварного рынка страны, будет не полным, если не вспомнить предприятия, в той или иной мере использующие современные виртуальные методы торговли — Интернет. Причем методы такого рода работы очень различаются — от простейших, когда возможности Интернета представлены в самом элементарном варианте (к примеру, на специализированных страницах даются рекламные объявления о продаже антиквариата), до более сложных, когда Интернет используется в качестве площадки для проведения онлайновых публичных торгов (аукционов).
Примером простейшего использования возможностей Интернета может служить работа ряда магазинов или дилеров, испытывающих острый дефицит торговых площадей и помещающих практически всю имеющуюся у них информацию о товаре, включая фотоматериалы, экспертизы и ориентировочные цены, на открытых в Интернете рекламных сайтах. Покупатель просматривает материалы сайта, по фотографии выбирает заинтересовавший его артефакт, созванивается и встречается с представителем продавца, осматривает уже сам предмет и в благоприятном случае покупает его. Соблюдаются ли при этом положения закона РФ «О защите прав потребителя» или «Правила продажи отдельных видов товаров», сказать трудно. И хотя начальник Управления по сохранению культурных ценностей Россвязьохранкультуры В. Петраков сетует, что «сейчас торговать предметами искусства можно где угодно — в любом антикварно-овощном отделе», вряд ли такую торговлю надо ограничивать.
Попытки использовать Интернет в более сложном варианте предпринял аукционный дом «Гелос». Процедура торга проста: на сайте «Гелоса», в разделе Интернет-аукциона, помещены описания предметов с фотографиями и стартовыми ценами. На страницах раздела широко представлены старинная западноевропейская живопись, полотна русских мастеров, предметы антикварной мебели и изысканные столовые приборы из серебра. Антиквариат на торги предоставляют частные лица под гарантию аукционного дома «Гелос». От желающих приобрести тот или иной лот принимаются ставки в режиме заочных бидов. Выигрывает наибольшая по цене заявка покупателей.
«eBay» — наиболее известный во всем мире Интернет- аукцион. По существу, это оптовый сайт, на котором американские дилеры закупают товар для дальнейшей перепродажи. Общий объем продаж разных предметов, в том числе и антиквариата, исчисляется на «eBay» миллиардами долларов. Сегодня воспользоваться услугами «eBay» российский покупатель практически не может. Но после вступления нашей страны в ВТО отечественному коллекционеру будет доступна и эта своеобразная мировая «барахолка». Масштабы этого Интернет-аукциона впечатляют. «eBay» имеет более 200 миллионов зарегистрированных пользователей и собственную платежную систему. Виртуальная система торгов и общедоступность позволяют продать на Интернет-страницах любой предмет по реальной цене (за исключением запрещенных к продаже американским законодательством наркотиков, оружия и контрафактных товаров). Если несколько лет назад хозяева американских антикварных лавок колесили по стране в поисках гаражных распродаж, то теперь они для этого используют электронный аукцион, продавая и покупая антиквариат иногда на одном и том же аукционе.
Способов ввести в заблуждение покупателя в виртуальном мире «eBay» не меньше и не больше, чем в реальном. Согласно исследованиям eMarketer.com, мошенничество на Интернет-аукционах составляет 87% от всех случаев правонарушений в Сети, а 34% пользователей Интернета когда-либо были жертвами нарушения в сфере конфиденциальности частной информации. Такая ситуация в правовом поле Интернета приводит к существенным потерям на рынке электронной торговли. В Америке я исследовал купленные на онлайновском аукционе две небольшие бронзовые скульптуры «Мальчика, вынимающего занозу». По документам — копии XVIII и XIX веков работы древнегреческого скульптора периода ранней классики Пифагора Регийского (480 — 450 до н. э.). Все документы и экспертизы были отменными, а вот скульптурки оказались современными поделками. Но не надо думать, что все 200 миллионов пользователей «eBay» остаются в проигрыше. Иначе система была бы не жизнеспособна. Как считает известный журналист А.Иванов, «eBay» — это счастье для коллекционеров всех мастей, клуб по интересам и неисчерпаемый источник новых фенечек, прибамбасов и приколов».
Сетевой аукцион — гораздо более сложный процесс, чем сравнительно простая прямая торговля через дилера. Главная трудность сетевого аукциона — недостаточная ясность законодательства, в результате чего участники не знают точно своих прав в случае непредвиденных осложнений. Правового решения по вопросу перехода прав собственности во время ведения онлайновых публичных торгов до сих пор нет. В силу специфики художественных предметов старины большинство игроков антикварного рынка предпочитают увидеть вожделенный предмет перед покупкой, даже общаясь с продавцами в режиме онлайн. За всю историю торгов в Интернете самая большая сумма в режиме онлайн была выплачена за бронзовую скульптуру сидящей женщины с младенцем (предположительно XIX века), высотой 66 см, — $13 000. За рубежом только одна компания — The Silver Fund успешно продает таким образом изделия из серебра марки Georg Jensen. Дело в том, что это серебро все пронумеровано и каталогизировано.
На российском рынке объем продаж антиквариата с использованием Интернета достаточно скромен и исчисляется 1—2 процентами от общего объема продаваемого товара на антикварном рынке, хотя потенциал, заложенный в самой идеи такого рода продаж, достаточно высок.
Какие же проблемы тормозят поступательное движение вперед торгового сектора антикварного рынка страны? Об одной из них — относительной бедности российского антикварного рынка — я говорил уже не раз. Еще одну довольно ясно обозначил А.Починок: высокий уровень налогообложения предприятий торговли. Эта проблема многократно обсуждалась на страницах отечественной печати и выходит за рамки этой публикации. Частично я затронул эту проблему в материале, посвященном вопросам перемещения культурных ценностей. А. Вилков считает, что первостепенная проблема антикварного рынка — это отсутствие в России правил антикварной торговли. Те правила, которые существовали до 2000 года, были отменены вместе с отменой лицензирования торговли культурными ценностями. С ним солидарен и В. Петраков: «Рынок стал
Поможет ли введение лицензирования торговли художественными ценностями развитию отечественного рынка (крайне необходимая мера по А. Вилкову) — вопрос, с моей точки зрения, человека, испытавшего на себе все «прелести» бюрократического аппарата, несомненно, спорный. Но вот проблема отсутствия правил торговли художественными ценностями в рассматриваемой отрасли — бесспорно важна. С этим трудно не согласиться. Однако внимание на себя обращает тот факт, что в представлении А. Вилкова антикварный рынок существует как будто в изолированном информационно-правовом поле. Но это, к счастью, далеко не так.
Существуют, по крайней мере, два государственных нормативных документа, которые четко устанавливают правила взаимоотношений продавца и покупателя в любых отраслях хозяйства страны а, следовательно, и в отрасли, занимающейся торговым оборотом культурных ценностей. По непонятным мне причинам об этом в рамках рынка художественных ценностей мало кто вспоминает. Речь идет о законе РФ «О защите прав потребителей» (с изменениями от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г., 27 июля, 16 октября, 25 ноября 2006 г.) и Постановлении Правительства РФ от 19 января 1998 года №55 «Правила продажи отдельных видов товаров» (с изменениями от 20 октября 1998 г. — № 1222, от 2 октября 1999 г. — № 1104, от 6 февраля 2002 г. — №81, от 12 июля 2003 г. — № 421, от 1 февраля 2005 г. — № 49, от 8 февраля 2006 г. — № 80, от 15 декабря 2006 г. — № 770).
Если первый из них обязателен для применения во всех торговых организациях, независимо от форм собственности, в том числе и торгующих художественными ценностями, то во втором, о художественных ценностях (за исключением правил продажи изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней и оружия) ничего не говорится. Однако оба этих законодательных акта теснейшим образом связаны друг с другом. Приведу несколько наиболее важных, с I моей точки зрения, извлечений из закона «О защите прав i потребителей», регулирующих отношения между потребителями и продавцами при продаже любых видов товаров.
Информация о товарах обязательно должна содержать: сведения об основных потребительских свойствах, цену в рублях и условия приобретения товаров, гарантийный срок, если он установлен; юридический адрес, место фактического нахождения, фирменное наименование продавца, правила продажи товара. Если приобретаемый товар уже был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом в технической документации, прилагаемой к товару, на этикетках, маркировке или иным способом.
Применительно к антикварному рынку из этого однозначно следует: если продаваемый артефакт является современной копией антикварного предмета либо был реставрирован, то покупателю обязательно должна быть представлена об этом соответствующая информация — на этикетках, в экспертизе или иным способом. К сожалению, зачастую это не делается, a иногда недобросовестные продавцы эти обстоятельства просто скрывают.
Еще одно извлечение, весьма важное, с моей точки зрения, для исследуемой проблемы. Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если это не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; соразмерного уменьшения покупной цены; замены на товар аналогичный или другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены. Или вместо предъявления этих требований он может отказаться от исполнения договора купли-продажи и получить назад уплаченные за товар деньги. Кроме того, потребитель имеет право на полное возмещение всех убытков и компенсацию морального урона, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.
Применительно к антикварному рынку это означает, что артефакт ненадлежащего качества может быть возвращен продавцу (даже если на товар нет кассового чека; игрокам антикварного рынка хорошо известно, что в 80 — 90% случаев такие чеки покупателям просто не выдаются), при этом покупателю обязаны компенсировать не только издержки, связанные с покупкой этого предмета, но и моральный урон, понесенный им в связи с приобретением ненадлежащего качества товара, например новодела или фальсификата.
Поскольку срок службы антикварного предмета не устанавливается, то из положений этого закона (ст. 29) еле дует, что претензии в связи с ненадлежащим качеством артефакта могут быть предъявлены продавцу в течение десяти лет со дня его приобретения. О чем, по-моему, подавляющее большинство игроков антикварного рынка не знает.
«Правила продажи отдельных видов товаров», утвержденные Постановлением Правительства РФ, в общих чертах повторяют основные положения закона «О защите прав потребителя» и разъясняют их применительно к отдельным группам товаров. Для участников антикварного рынка особый интерес представляют общий раздел этих правил и раздел, посвященный особенностям продажи изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней и оружия.
По-существу, количество негативных моментов функционирования отечественного антикварного рынка, беспокоящих А. Вилкова, А. Починка, В. Бычкова и других, существенно поубавится, если добросовестно следовать положениям упомянутых документов. Нет смысла перечислять те государственные организации, в функции которых как раз и входит контроль за должным исполнением законодательства РФ.
Продолжение следует.
Леонид БУРДО
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 55 (март 2008), стр.42