Сначала пару слов без протокола. Не хочу злорадствовать, но Антикварный Салон в ЦДХ, кажется, перестал быть культурным событием. Уныние продавцов, индифферентность потенциальных покупателей (а были ли они вообще?), одни и те же вещи, одни и те же лица. Правда, живописного фуфла на этот раз практически не было (спасибо Владимиру Рощину, Росохранкультуре и их каталогам). Но, право, нельзя при нашей антикварной бедности несколько раз в год проводить подобные мероприятия. У них, на гнилом Западе, при их антикварном благополучии почему-то — бьеналле, а у нас — чуть ли не ежеквартальный смотр одних и тех же достижений. Дежа вю, извините, что я все по-французски.
По мне милее то, что честно называется «блошиным рынком», — там есть движение, драйв, pаинтересованность и экспонентов, и посетителей. В мае в рамках «блохи» две выставки — «Винтаж. История моды» и организованная Арсеном Мелитоняном «бумажная» «блоха». Хочу похвастаться, что на выставке «Винтаж» представлена моя личная коллекция русских свадебных приглашений рубежа XIX—XX веков.
Увы, когда этот номер попадет к читателям, большинство событий, которые нам показались интересными, уже останутся только в истории культуры. Зачастую выставка живет одну-две недели, как это случилось с прерафаэлитами в Третьяковке. Хорошо хоть та же Третьяковская галерея долго держала графику Тулуз-Лотрека, попасть на которую можно было только отстояв приличную очередь. Так что, «ще не вмерла» тяга людей к культуре, что не может не радовать. Параллельно с Ла Гулю и ей подобными в том же корпусе в рамках «Золотой карты России» проходила выставка работ из Иркутского художественного музея имени Сукачева. Впечатлений — море! Масса прекрасных картин из собрания самого Сукачева, Величко и других дарителей. Какой Саврасов, какой Жуковский, какой Виноградов... Впервые увидел и удивился сибирским иконам. Наконец, открыл для себя-неофита новое имя — А. Жибинов, ученик Филонова, долгое время работал в Иркутске. Говорят, о нем уже писали, но если получится, готов поместить статью о нем в нашем журнале. Его совершенно филоновское полотно «Красная Армия» — пожалуй, самое сильное впечатление от выставки. Из частных выставок не могу не отметить яркую экспозицию работ кубинских художников из собрания посольства Республики Куба в РФ, которая пройдет в июне (хоть здесь время опередил).
В галерее «Ревера», располагающейся в помещении бывшей мастерской скульптора Льва Кербеля, проходит выставка «Цветы». На выставке — 41 полотно Аркадия Пластова, Клавдии Тутеволь, Владимира Гремитских, Камиля Шарипова, Игоря Рубинского и Юрия Сочнева. Проект, на мой взгляд, весьма стильный. Пожелаем новой галерее дальнейших удач.
Из издательских проектов не могу не отметить подарок, который сделал сам себе и всем нам мэтр старой книги Алексей Анатольевич Венгеров. В рамках его проекта «Библиохроника» вышли два приложения, посвященные «таре и упаковке», — «Да здравствует мыло душистое!..» и «За Ваше (и наше) здоровье!» Во втором приложении читатель сможет познакомиться не только с роскошной коллекцией винных этикеток, но и с одной из самых легендарных русских книг — «Криптоглоссарий (представление глагола выпить)» и его современным дополнением, подготовленным основателем музея русской водки Александром Никишиным.
Григорий ПЯТОВ
Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования № 6 (58) июнь 2008 стр. 31