Продолжая разговор об ориентализме, начатый еще в сентябрьском номере журнала за 2006 год, хотелось бы особое внимание обратить на художников российской школы, работавших в этом направлении в искусстве. Несомненно, их вклад в развитие ориентализма был очень весомым, в известной степени, даже решающим.
В XVIII—XIX веках в некоторых изданиях неоднократно воспроизводились рисунки знаменитого «путепроходца», русского монаха и путешественника Василия Григоровича-Барского (1701—1747), по которым русские читатели впервые знакомились с христианскими святынями Синая, Кипра и Иерусалима. В августе 1724 года он пешком отправился в Рим, оттуда — на Корфу, Афон, в Палестину, Сирию, Аравию, Египет и Константинополь. За время странствий Василий выполнил около ста пятидесяти рисунков. Художник Гавриил Сергеевич Сергеев (1770/1779?—1816), автор акварелей с видами Иерусалима и восточных земель, прибыл в Стамбул предположительно в свите посланника графа Кутузова в 1793 году. Считается, что именно он исполнил ряд акварелей для издания 1804 года Reise der russich Kaiser lichen ausserordentlichen Gesandtschaft an die Ottomanische Pforte in Jahr 1793. Он же предположительно сопровождал миссию графа Валериана Александровича Зубова (1771—1804) во время его Кавказской экспедиции 1796 года.
Из художников XIX века следует упомянуть братьев Чернецовых, Григория Григорьевича (1802—1865) и Никанора Григорьевича (1805—1879). Отправившись в 1838 году в Италию, они продолжили свое путешествие в Египет, Палестину и Турцию, в 1844 году возвратились в Россию, а в 1846—1849 годах повторили путешествие. Этюды и эскизы, привезенные из поездок, в дальнейшем послужили материалом для их картин, а также для издания серии литографий с видами Палестины. Рисунки академика архитектуры Дмитрия Егорьевича Ефимова (1811 — 1864), запечатлевшие египетские древности, в свое время соперничали с гравюрами Вивана Денона. В 1833 году, получив большую золотую медаль Академии художеств, он отправился в путешествие, сначала в Италию, затем в Грецию, Египет, Палестину и Сирию, где изучал памятники древнего зодчества. Результаты своих впечатлений Ефимов воплотил в серии графических работ, позднее вышедших в Италии отдельным изданием. В 1835 году Карл Павлович Брюллов (1799—1852) совершил путешествие в Грецию и Турцию в составе художественно-археологической экспедиции графа Орлова-Давыдова. Мастером была создана серия сепий бытового жанра с изображениями шумного пестрого города и его жителей.
Выдающийся русский художник-ориенталист Василий Васильевич Верещагин (1842—1904) в 1873—1874 годах сначала в Лондоне, а затем в Петербурге и Москве предъявил публике свою туркестанскую серию картин, этюдов и рисунков. Его произведения поразили современников новизной неведомого мира, представленного в довольно необычном ракурсе. Непосредственный участник туркестанских боев во время завоевания Россией Средней Азии, художник видел иной, чем Делакруа, Фромантен или Шассерио, Восток — мир, полный насилия и жестокости, но существующий и живущий на фоне красоты и благородства средневековых архитектурных сооружений времен Тамерлана. Другой русский художник-ориенталист — Константин Егорович Маковский (1839—1915) представил на суд зрителя Восток скорее праздничный, разноцветный, шумный и веселый, насыщенный яркостью типов и звучностью колорита. Иван Яковлевич Билибин (1876—1942), участник движения мирискусников, после эвакуации в 1920 году прожил в Каире и Александрии более пяти лет и создал серии работ в своем неповторимом стиле. Василий Дмитриевич Поленов (1844—1927) известен работами в жанре ориенталистского пейзажа, написанными во время его поездки на Восток. Признанный мастер морского пейзажа, Иван Константинович Айвазовский (1817—1900) прославился многочисленными изображениями пролива Босфор и Черного моря.
Для творчества художников, представляющих галерею ориенталистских работ XX — XXI веков, характерны абсолютно другие тенденции. Ориентализмом уже не увлекаются в таких масштабах, как в XIX веке, современных мастеров, создавших произведения в этом стиле, не так много, но каждый из них исполнил серии картин в своей неповторимой манере, представив Восток через новую призму, акцентировав внимание на сути, выраженной в новом содержании и новой форме. Это работы таких мастеров, как Александр Волков, Кузьма Петров-Водкин, Михаил Врубель, Виктор Уфимцев, а также современных авторов — Сергея Шутова и Александра Якута.
В XIX веке путешествия на Восток приобрели массовый характер. Причин для этого было много, но основная — экспансия европейских стран и захват колониальных территорий, отсюда и возможность странствовать. Нетрудно заметить, что географическое распределение и интерес к той или иной стране определяла политика государства. Например, интерес англичанина к Индии или Египту в конце XIX века так или иначе был обусловлен их статусом британских колоний. Таким образом, английские художники чаще всего путешествовали в Индию, Египет, на Святую Землю. Французские художники — в Марокко и Алжир. Американские и немецкие — в Египет и Палестину, российские — в Среднюю Азию. Тема древней земли Узбекистана в творчестве художников-ориенталистов тоже относится прежде всего к XIX веку. Неудивительно, что многих, в первую очередь российских художников, манила такая колоритная, яркая и такая загадочная земля. Полученные ими впечатления оказали значительное влияние на их творчество, привнеся в картины теплоту красок, эмоциональность, пестроту и экзотику, так же, как и новые мотивы — мечети и караваны, чайханы и базары, прохладные оазисы и пустыня. Узбекистан и его история нашли отражение
в работах различных жанров — историческом, портрете, пейзаже, ориентализме бытовом, литературном и экзотическом, который все чаще определяется как жанр гарема.
Грузинский живописец Георгий (Гиго) Иванович Габашвили (1862—1936) посвятил несколько работ Узбекистану — «Базар в Самарканде» (варианты 1894, 1895, 1896, 1897 годов), «Бассейн Диван-беги в Бухаре» (1897). Две его редчайшие панорамы — «Рынок в Самарканде» и «Лаби-хауз в Бухаре», из коллекции американского дипломата и мецената Чарльза Крейна — были выставлены на торгах Кристи в 2006 году. Эти картины посол заказал в 1891 году при посещении им мастерской художника в Тифлисе. Обе, предположительно, были выставлены на Мюнхенском осеннем салоне 1895 года.
Картины «Каравансарай в Самарканде» и «Базарный день» Франца Алексеевича Рубо (1856—1928), мастера в первую очередь панорамной живописи, демонстрируют его интерес и к бытовым сценам — детализированному изображению жителей Средней Азии. К этой же тематике относится и работа немецкого художника Иоганна Леонгарда (1858—1913) «Раннее утро на самаркандском рынке».
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878—1939) написал «Чайхану в Самарканде» в 1921 году. Именно тогда художника пригласили в научную экспедицию, направленную в Самарканд для обследования архитектурных и исторических памятников этого древнего города. Планировавшееся коротким, путешествие художника продлилось несколько месяцев. В опубликованном в 1923 году очерке «Самаркандия», а точнее в иллюстрациях, он представил на суд зрителя свои впечатления о быте, местных традициях и нравах самаркандцев.
Рихард Карлович Зоммер (1886—1939), один из основателей Тифлисского общества изящных искусств, работал в Средней Азии в конце 1890-х — начале 1900-х годов. Это отразилось в довольно большой галерее, правда, не всегда равноценных жанрово-этнографических произведений художника с изображениями памятников архитектуры Туркестана и видов старых кварталов Ташкента, Бухары и Самарканда.
Русский художник Александр Николаевич Волков (1886—1957) был одним из основоположников современного искусства Средней Азии. Он воспитал целое поколение мастеров. Для его творчества характерны монументальность, порой вызывающий колорит, полуабстрактная и в то же время строгая композиция, как, например, в картине 1927 года «Мальчики с перепелами».
В творчестве Роберта Рафаиловича Фалька (1886— 1958) соединились два творческих стиля — русский модерн и авангард. Годы эвакуации — с 1941 по 1943 — он провел в Башкирии и Средней Азии. Его произведения отличают необычно яркая цветовая гамма, богатая внутренней энергией, что заметно и в его среднеазиатских работах.
Алексей Владимирович Исупов (1889—1957), член Товарищества передвижных художественных выставок, прожил в Средней Азии довольно долго — с1915по1921 год. С 1918 года он преподавал в краевой народной художественной школе в Ташкенте. Именно тогда и была им написана картина «Самаркандские купцы».
Александр Всеволодович Якут (род. в 1955 г.), художник, куратор, галерист, архитектор, представил свои ориенталистские работы на выставке 2007 года «Мертвый сезон», частью которой был проект «Луна и звезды», исследующий актуальную современную тему взаимодействия основных символов евразийского культурного пространства. Его произведения демонстрируют совершенно новый подход к осмыслению сосуществования двух различных миров, европейского и мира «других». Это уже не просто интерес к экзотике, имеющий порой этнографический, политический или иной оттенок. Это скорее более глубинное, подсознательное восприятие такого близкого соседства земель и народов, сто лет назад казавшихся такими далекими и «другими».
Ольга НЕФЕДОВА
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 57 (май 2008), стр.32