Благодаря замечательному художественному чутью А.Л.Боголюбова и его дружеским отношениям с императором Александром III, «стол из черного дерева, выложенный гравированными фигурами из слоновой Кости и перламутра», уже более 120 лет украшает залы ‘Радищевского Музея. А в 2004 году он вместе с другими произведениями бывшего голицынского собрания, рассеянными сейчас по Музеям Мира, демонстрировался в ЛМЛИ имени А.С. Пушкина на выставке «Голицынский Музей на Волхонке».
В 1886 году Императорский Эрмитаж купил всю коллекцию Московского Голицынского музея. Она была столь обширной и разнородной по составу, что часть предметов решили передать в другие собрания. И вновь очень повезло Радищевскому музею в Саратове — год назад по приказу Александра III сюда уже было передано около 30 картин западноевропейских мастеров, а теперь основателю музея А.П.Боголюбову разрешили отобрать новые экспонаты. Большую роль в этом сыграло дружеское отношение Александра III к А.П. Боголюбову, художественный вкус которого император высоко ценил. Ведь именно Алексей Петрович, художник и коллекционер, был советником императора при приобретении произведений искусства, в том числе для формирования коллекции будущего Русского музея.
Среди предметов голицынского собрания, обозначенных как «Дар императора Александра III», в Саратове оказался и «стол черного дерева, выложенный гравированными на кости фигурами и перламутром, исполненный во Флоренции в 1865 г. для князя М.А. Голицына» (№ 43/2605: Список предметов бывшего Голицынского музея, препровождаемых из Императорского Эрмитажа в Радищевский музей в Саратове. Составлен старшим хранителем Эрмитажа А. Сомовым).
Более подробную информацию о нем читаем в «Указателе Голицынского музея» за 1882 год: «Стол из черного дерева, выложенный гравированными фигурами из слоновой кости и перламутра. В середине его видна мифологическая картина: состязание Марсия с Аполлоном, а по сторонам аллегорическое изображение живописи и архитектуры. Кругом его находятся портретные медальоны знаменитых живописцев и архитекторов Италии времени Возрождения Искусств. В бытность свою в Риме в 1865 г. князь Сергей Михайлович Голицын заказал эту изящную мебель у известного мастера Гатти, который ее исполнил по рисункам живописца Зайца, зятя Овербека и архитектора итальянского короля Чиполло».
Как видим, в сомовском списке есть ряд неточностей. Стол был заказан не Михаилом Александровичем, а его дядей, Сергеем Михайловичем Голицыным (1774 — 1859), и не во Флоренции, а в Риме. Что касается даты «1865 г.», то, по всей видимости, это описка — вместо «1855 г.». В старом инвентаре Радищевского музея, в котором скопирован список А. Сомова, цифра «6» в дате «1865» зачеркнута, то есть сомнения в правильности датировки возникли уже давно.
Джованни Батиста Гатти (1816 —1889) был знаменитым римским интарсиатором, учеником флорентийских мастеров братьев Фалькини. Изготовленная в его мастерской роскошная мебель, богато украшенная вставками из слоновой кости, перламутра, поделочных камней, поражающая технической виртуозностью исполнения, неоднократно получала премии на многочисленных выставках, ее приобретали музеи. А, как известно, С.М. Голицын, коллекционер и меценат, обладал врожденным чувством прекрасного, его подмосковное имение Кузьминки называли русским Версалем, поэтому его заказ стола в этой знаменитой мастерской вполне понятен.
Эскизы для украшения стола выполнены немецким художником Александром Максимилианом Зейтцем (1811 —1888), учеником знаменитого назарейца Петера Корнелиса (а не Овербека, как ошибочно сообщается в Указателе). А. Зейтц жил в Риме с 1823 года, прославился здесь как живописец и рисовальщик — портретист, мастер библейских, евангельских и мифологических сцен. К середине XIX столетия его известность достигла самых высоких вершин. Видимо, желая подчеркнуть значимость своей работы, ее эксклюзивность и оригинальность, он трижды обозначил на столешнице свое имя — дважды поставил подпись: в левом нижнем углу, под изображением гения Дианы, — «Genio di Diana. Roma. V.Saitz» и в середине, под гением Вакха — «Genio di Вассо.... Villa Saitz.»), а также монограмму, под гением Кибелы — «Genio di Cibela. V.S.».
Стол не имеет практического назначения. Собственно, это уже не столько часть обстановки, сколько запечатленный в форме и изображениях особый мир, возникающий из причудливой смеси элементов различных художественных стилей и эпох.
Предельно насыщенная декором поверхность столешницы расчленена на симметричные прямоугольники, овалы, круги. Классически выстроенные картинные изображения обрамлены причудливыми гирляндами из фантастических существ, растений, стилизованных деталей. Главная тема — Искусство как непрерывная нить, пронизывающая историю человечества от античности до современности, и Рим как всемирная столица искусств. В центре столешницы изображено состязание Марсия с Аполлоном, по сторонам — аллегории Живописи и Архитектуры, вокруг которых расположены портреты великих художников: Аннибале Караччи, Пьетро Перуджино, Гвидо Рени, Рафаэля Санти, Джулио Романо, Франческо Примаччио, Донато Браманте, Джорджо Вазари, Себастьяна Себлио. По периметру стола в картушах, поддерживаемых путти, — виды знаменитых архитектурных памятников Рима: от античных (Пантеон, Триумфальная арка Константина, термы) до возведенных в эпоху зрелого барокко (церковь Сан Джованни ин Латерано).
С темой Искусства органично переплетается другая тема, связанная с заказчиком. Рядом с портретами великих мастеров Возрождения, по внутреннему периметру, мы видим герб рода Голицыных. Любопытно, что сходные элементы присутствовали в оформлении усадьбы князя: Музыкальный павильон в центре Конного двора был украшен скульптурной группой, изображающей Аполлона с музами, а ворота в Кузьминках венчал герб княжеского рода Голицыных.
По углам и в центре длинных сторон стола художник дает аллегорическое изображение гениев античных богов — Дианы, Вакха, Кибелы, Марса, Пана. Скорее всего, гении, которые считались покровителями животного и растительного плодородия, символизируют здесь многочисленность и разветвленность рода Голицыных. О значении многих деталей мы можем только догадываться. В причудливую вязь сплетены обнаженная женская фигура, в которой угадывается Венера, держащая на голове корзину с кроликом, символизирующим плодовитость, сатир с корзиной на голове, вызывающей ассоциацию с рогом изобилия, русалки, путти, змеи, драконы, кошки, кролики, львы, раковины, яблоки, фантастические растения и существа. Поражает обилие кошек — может быть, это символ царственности или плодовитости рода? Кто — художник или заказчик — питал особое пристрастие к этим животным? Кошки стоят на задних лапках, умываются, ловят мышку, часто изображены вместе с котенком или котятами, сидящими на их спине или у ног... Художник точно передает их повадки, пластику движений, в полной мере проявляя свою наблюдательность и свою фантазию.
Этот стол — несомненно, шедевр декоративно-прикладного искусства эпохи историзма. Почему же его на ряду с живописными копиями А.И. Сомов исключил из эрмитажного собрания? Видимо, хранитель эрмитажной коллекции воспринял его именно как предмет довольно распространенной в Риме сувенирной продукции, в котором значительное место занимают своего рода «открытки» — выполненные по гравюрам (из тончайших пластинок слоновой кости!) изображения архитектурных памятников Рима и портреты великих мастеров Возрождения.
Шедевр эпохи историзма, реликвия княжеского рода Голицыных, этот стол является ярким примером того, как, по образному определению Чарльза Коркодейла, из «сливок», снятых с великих стилей прошлого, создается уникальное художественное произведение, в котором каждый из заимствованных элементов, творчески переосмысленных художником, «работает» на воплощение замысла заказчика.
Татьяна САВИЦКАЯ
Иллюстрации предоставлены автором.
Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования № 10 (60) сентябрь 2008 стр. 102