Гражданская война в России делась не только военно-политическими, но и экономическими методами. Большевики решительно крушили не только «субъективные» морально-нравственные критерии, но и вполне объективные законы экономики. В качестве одного из примеров можно привести различия в подходах к выпуску денежных суррогатов в «красном Центре» и на «белом Дону».
Крах системы золотого монометаллизма, после- девавший сразу же после начала Первой Мировой войны, вынудил правительство Российской империи перейти от внешних займов к займам внутренним. Непомерные военные расходы компенсировались усиленными выпусками 5% краткосрочных обязательств
Государственного Казначейства двух видов (высокой или горизонтальной формы) номиналами 1000, 5000, 10000, 25 000, 50000,100000, 500000 и 1000000 рублей на различные сроки (6, 9 и 12 месяцев), а так же 4% билетов Государственного Казначейства номиналами 25, 50, 100 и 500 рублей 36 серий (илл. 1, 2, 3, 4).
Временное правительство, пришедшее к власти после Февральской революции, усугубило кризисные явления в экономике. Из-за недостатка на местах денежных знаков мелких и средних купюр Государственный Банк начал высылать в некоторые свои конторы и отделения 4%-ные билеты Государственного Казначейства, рекомендуя выдавать их взамен кредитных билетов с начислением на них текущих процентов по купонам Региональным структурам банка было предложено рекомендовать всем кредитным учреждениям, торгово-промышленным фирмам и ломбардам принимать в платежи серии Государственного Казначейства. Для облегчения расчетов по этим сериям Государственный Банк просил ежедневно вывешивать во всех частных банках, правительственных учреждениях, общественных местах и печатать в местных газетах информацию о стоимости серий с наросшими на них процентами, для чего снабдил все свои учреждения соответственными расчетными таблицами (А.Г. Баранов, А.В. Ломакин. «Бумажные денежные знаки Юга России 1917—1920 гг.». Каталог. Ч. 1. Исследование. — М., 2008).
Кроме этого, в соответствии с правилами, утвержденными 28 апреля 1917 года, от 10 до 50% платежей по казенным подрядам и поставкам производились 5% краткосрочными обязательствами Государственного Казначейства (В.П. Дьяченко. «Советские финансы в первой фазе развития социалистического государства». Ч. 1. М.: Госфиниздат, 1947). Оплата ими не была обременена сложными расчетами, так как уплата процентов по обязательствам производилась вперед путем учета и они были введены в денежное обращение по номиналу.
Таким образом, в денежный оборот были введены денежные суррогаты в виде государственных процентных бумаг, сохранявших функции денежных знаков вплоть до реформы 1922 года.
Пропагандируя идею войны до победного конца, Временное правительство 27 марта 1917 года объявило подписку на Заем Свободы. Оформление облигаций займа необычно даже для того бурного времени. Впервые государственную ценную бумагу использовали для размещения патриотической прокламации, которая должна была поднять престиж займа и способствовать его массовой реализации:
«К Вам, граждане великой свободной России, к тем из Вас, кому дорого будущее нашей Родины, обращаем мы наш горячий призыв.Сильный враг глубоко вторгся в наши пределы, грозит сломить нас и вернуть страну к старому, ныне мертвому строю. Только напряжение всех наших сил может дать нам желанную победу.Нужна затрата многих миллиардов, чтобы спасти страну и завершить строение свободной России на началах равенства и правды.Не жертвы требует от нас Родина, а исполнения долга.Одолжим деньги государству, поместив их в новый заем, и спасем этим от гибели нашу свободу и достояние».
Над текстом воззвания в овальной рамке был изображен Таврический дворец в Петрограде, в котором заседала Государственная Дума — Российский парламент, освещаемый лучами солнца. И, наконец, еще одна важная особенность оформления облигаций — на них были даны факсимильные подписи всех членов правившего кабинета министров в следующем порядке:
Министр-Председатель князь Г.Е. Львов
Министр финансов М.И. Терещенко
Обер-прокурор Святейшего Синода В.Н. Львов
Министр иностранных дел П.Н. Милюков
Министр земледелия А.И. Шингарев
Министр путей сообщения Н.В. Некрасов
Министр торговли и промышленности А.И. Коновалов
Военный и морской министр А.И. Гучков
Министр народного просвещения А.А. Мануйлов
Министр юстиции А.ф. Керенский(илл. 5).
Облигации были выпущены четырьмя сериями: сначала достоинством в 50,100, 500,1000, 5000,10 000 и 25 000 рублей, позднее добавлены номиналы в 20 и 40 рублей, о чем дано соответствующее указание в тексте условий выпуска, напечатанном на обороте облигаций.
Заем Свободы размещался на льготных для подписчиков условиях — по курсу 85 рублей за 100 рублевую облигацию. Кроме того, при подписке покупатель вносил только 10% суммы и получал ценную бумагу. Остальная часть неоплаченной суммы записывалась банком, входящим в синдикат по размещению облигаций, на специальный текущий счет в качестве долга клиента, который он со временем должен был погасить. В синдикат входили Государственный Банк, который брал на себя размещение 50 % займа и 30 других российских банков.
Оппозиция, ориентированная на вывод России из войны с Германией, стремилась сорвать подписную кампанию на Заем Свободы. В листовке, опубликованной 15 апреля 1917 года в газете Московского комитета РСДРП(б) «Социал-демократ», говорилось:
«Само добывание нужных государству для ведения войны средств при помощи займов, а не при помощи специальных налогов на прибыли капиталистов, является новым налогом на бедноту.Путем займов буржуазия превращает в капитал, приносящий проценты., деньги, которые могли бы быть конфискованы у нее без возврата в виде налогов.Кроме того, заем есть выкуп ранее выпущенных бумажных денег. Извлекая их из оборота, заем расчищает место для нового выпуска кредиток. Выпуск же бумажных денег увеличивает дороговизну и избавляет буржуазию от налогов».
Выступая в Царицынском Совете рабочих и солдатских депутатов, председатель фабрично-заводского комитета лесозаводов «Максимовского лесопромышленного и торгового акционерного общества» большевик Д.М. Дубинин (был руководителем отряда Красной гвардии на лесозаводе, первым советским директором после национализации лесозаводов в январе 1918 года) призывал голосовать против займа. Однако подготовленную фракцией меньшевиков и эсеров резолюцию, одобрявшую заем, поддержало на 15 человек больше (Ю.А. Харин. Битва за Царицын. Завод в пути. Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 1970).
Из-за стесненного состояния рынка капиталов, контрпропаганды оппозиции заем был размещен на сумму около 4 млрд, рублей. В сравнении с предполагавшейся выручкой и с учетом инфляции это была относительно скромная величина. В этой связи Временное правительство разработало проект проведения принудительного займа, но он не был принят к исполнению.
В сентябре 1917 года все выпущенные номиналы облигаций Займа Свободы Временное правительство узаконило в качестве государственных денежных знаков (А.Е.Денисов. «Бумажные денежные знаки России, которые использовались в денежном обращении 1798—1917». М., 2002).
Захват власти большевиками в результате октябрьского переворота расколол страну на противоборствующие лагери, каждый из которых начинал строить свою собственную Россию. Однако для страны, находившейся в единой рублевой зоне, существовала одна большая общая проблема — недостаточное количество денежных знаков, и подходы к ее решению были не во всем одинаковы, хотя имели и много общего. В основном они дублировали предыдущие решения Временного правительства.
На территории, контролируемой Правительством РСФСР, были проведены мероприятия, в корне подрывавшие прежние экономические устои государства. Вслед за национализацией банков и ревизией банковских сейфов (постановление ЦИК от 27 декабря 1917 года) вышли декреты: о прекращении оплаты купонов по облигациям и выплаты дивидендов по акциям, о воспрещении сделок с ценными бумагами (от 29 декабря 1917 года); об аннулировании банковских акций и конфискации акционерных капиталов частных банков и монополизации государством торговли золотом (постановление ВСНХ от 12 января 1918 года) от 26 января 1918 года; об аннулировании всех займов внешних и внутренних, заключенных царским и Временным правительствами, и всех государственных гарантий по частным займам (от 28 января 1918 года); об обязательной регистрации всех акций и облигаций и прочих процентных бумаг (от 18 апреля 1918 года).
Огромное количество невыпущенных и аннулированных ценных бумаг хранилось в кладовых банков и казначейств по всей стране. Новое правительство, испытывая недостаток в денежных знаках, стало последовательно вводить их в денежное обращение. Согласно декрету Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов (ВЦИК) от 21 января (3 февраля) 1918 года «Об аннулировании государственных займов» в обращение были введены 5% краткосрочные обязательства Государственного Казначейства с датами выпуска с 1 октября 1916 по 1 ноября 1917 годов (соответственно самым поздним сроком оплаты являлось 1 ноября 1918 года). Этим же декретом были введены в обращение наряду с кредитными билетами билеты (серии) Государственного Казначейства со сроками от 1 августа 1908 до 1 февраля 1916 года по обозначенному на них номиналу без купонов и без наложения каких-либо надпечаток, штемпелей и т.п. о хождении (ДА.Сенкевич. «Государственные денежные знаки РСФСР и СССР». Каталог. М.: Межнумизматика, Внешторгиздат, 1989).
Облигации «Займа Свободы» Правительство РСФСР ввело в денежное обращение наравне с кредитными билетами в соответствии с декретом Совета Народных Комиссаров от 30 января (12 февраля) 1918 года по обозначенному на них номиналу, не выше 100-рублевого достоинства, с отрезанными купонными листами, так же без надпечаток. Известна записка, адресованная по этому поводу В.И. Лениным секретарю Совета Народных Комиссаров и своему личному секретарю Н.П.Горбунову: «Декрет о выпуске облигаций «Займа Свободы» вместо денег надо сегодня 31.1. обязательно сдать в печать (чтобы завтра он был в газетах)».
«Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР о выпуске в обращение облигаций «Займа Свободы» в качестве денежных знаков. 0 января (12 февраля) 1918 года.
Извлечение:
1.Облигации «Займа свободы» достоинством не свыше 100 руб. выпускаются по номинальной стоимости Государственным Банком и имеют хождение в пределах Российской Советской Федеративной Республики наравне с кредитными билетами.
2.Купоны, начиная со срочных купонов марта 1918 года, согласно декрету об аннулировании займов, не оплачиваются. Купонные листы при выпуске облигаций в обращение отрезываются.
3. Отказывающиеся принимать облигации «Займа Свободы», как денежные знаки, по номинальной стоимости, подлежат преданию суду и караются по всей строгости революционных законов.
Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин).
Секретарь Совета Н. Горбунов».
Несмотря на то, что текстом указа не предусматривалось наложение каких-либо надпечаток на выпускаемые облигации, местные финансовые органы легитимизировали эмиссии как свои собственные не только штемпелеванием и приложением гербовых печатей, перфорацией, но и даже нанесением рукописных отметок.
Главной причиной штемпелевания стала разница в номинальной и выпускной ценах облигаций, размещенных Временным правительством по льготной подписке. Подписная стоимость составляла 85 копеек за рубль номинала — то есть 100-рублевая облигация продавалась со скидкой в 15% — за 85 рублей.
Облигации, хранившиеся в кладовых банков, были пущены в обращение по номиналу, а вот облигации, ранее приобретенные населением при подписке на заем по льготному курсу, приводились к полной номинальной стоимости после внесения гражданами в банк недостающих 15% и получения соответствующей отметки, подтверждающей номинальную цену. При нежелании или невозможности осуществления доплаты облигации выпускались по цене, ниже номинальной, что так же подтверждалось штампом или надписью о ее реальной стоимости.
Именно по этой причине подтверждение реальной (иногда иной — меньшей) номинальной стоимости встречается только на облигациях «Займа Свободы», хотя надпечатки ставились и на билеты Государственного Казначейства, и на другие процентные бумаги, выпускавшиеся как денежные суррогаты.
Кроме перечисленных денежных суррогатов циркуляром Центрального управления Народного банка РСФСР от 26 апреля 1918 года был объявлен список государственных процентных бумаг, купоны которых сроком с 1 января 1908 по 1 декабря 1917 года вводились в денежное обращение наравне с кредитными билетами. Купоны принимались по их номинальной цене без каких-либо вычетов с купонов бумаг, ранее подлежавших налогу на доходы от денежных капиталов. Наложение каких-либо надпечаток или штемпелей о хождении купонов не предусматривалось.
Обособившись политически от большевистского центра, Дон продолжал оставаться в сфере хождения единого российского рубля. Чтобы разрешить проблему денежного голода, управляющий Ростовской конторой Государственного Банка Р.Э.Гульбин в первых числах декабря 1917 года распорядился выпустить в обращение суррогаты денежных знаков — те же самые и на тех же основаниях, что выпускались в соответствии с распоряжениями Временного правительства.
Объявление, помещенное на первой странице газеты «Ростовская речь» от 6 декабря 1917 года, доводило до сведения жителей перечень процентных бумаг и купонов к ним, допущенных к денежному обращению наряду с денежными знаками:
1) Билеты Государственного Казначейства (серии) всех выпусков и всех номиналов с необрезанными досрочными купонами (т.е. начиная с 1 февраля 1918 года и всеми последующими). При этом купоны наступивших сроков оплаты (т.н. «срочные купоны») могли оставаться необрезанными, и в этом случае их стоимость плюсовалась к номинальной стоимости билета;
2) Облигации «Займа Свободы», от 20 до 1000 рублей включительно, с 8 купонами — за 85% от номинала. Гербовая печать и штамп (тип 1) выпустившего их учреждения должны были узаконивать данные ценные бумаги как государственный денежный знак;
3) 5% краткосрочные обязательства Государственного Казначейства истекших сроков номиналами от 1000 до 25 000 рублей включительно;
4) Купоны от всех государственных займов выпусков 1914—1917 годов всех номиналов, со сроком оплаты по апрель 1918 года включительно.
Но если первый донской атаман генерал А.М. Каледин просто не признал власти большевистского правительства и отказался выполнять издаваемые ими декреты, то вновь избранный атаман генерал-майор П.Н. Краснов начал свою деятельность с активного законотворчества, в том числе и в сфере денежного обращения. Выступая 4 мая 1918 года перед Кругом спасения Дона, избравшим его на должность, он не только прочел составленный им лично «Свод законов Всевеликого войска Донского», почти полностью повторяющий «Свод законов Российской Империи», но и добился от казаков принятия этих законов.
В разделе «Об отделе финансов» было сказано следующее:
«41. Отдел финансов есть высшее совещательное учреждение по делам войскового кредита и финансовой политики.
42.Отдел финансов состоит из председателя и членов, назначаемых Атаманом. Кроме того, в состав отдела входят на правах членов: председатель совета управляющих, управляющий финансами и Войсковой контролер.
43.На отдел возлагается: 1) соображение времени и условий Войсковых займов; 2) обсуждение дел, касающихся Войскового кредита, а также вопросов денежного обращения, и 3) предварительное, с особого каждый раз распоряжения Атамана, рассмотрение дел по финансовой части, подлежащих разрешению в законодательном порядке.
44.Суждения отдела предваряются на усмотрение Атамана» (П.Н. Краснов. «Всевеликое войско Донское // Архив русской революции». 1922. Т. 5. (Берлин). С. 196).
12 мая 1918 года П.Н. Краснов подписал приказ № 16 о расширении Ростовской Экспедиции и о выпуске дензнаков «ростовского образца» в 3, 5 и 100 рублей, а также в 20 и 50 копеек. Реализация этих решений требовала времени, поэтому для удовлетворения неотложных потребностей края в денежных знаках, независимо от мер, принятых по скорейшему заготовлению таковых Ростовской конторой Государственного Банка, Финансовая комиссия Всевеликого войска Донского этим же днем постановила:
«1. Разрешается учреждениям Государственного Банка и Казначейства выпускать в обращение в качестве денежных знаков нижепоименованные процентные бумаги на следующих основаниях:
а) Билеты Государственного Казначейства всех выпусков по отрезке находящихся при них купонов, по цене рубль за рубль, с наложением печати и штемпеля выпустившего их учреждения.
Примечание: Билеты без печати и штемпеля имеют хождение лишь при условии наличия при них всех досрочных купонов.
б) 5% облигации Займа Свободы мелких достоинств до ста рублей включительно с отрезанными купонами выпускаются и имеют обращение по цене 85 рублей за 100 рублей номинальных по наложении штемпеля и печати Государственного Банка и учреждения.
Облигации, выпущенные до сего времени учреждениями Государственного Банка и Казначейства войска донского с отрезанными купонами, что удостоверено существующими на них знаками указанных учреждений, принимаются названными учреждениями по цене 85 р. за 100 р. и выпускаются вновь в обращение по той же цене по вторичному наложению печати и штемпеля.
Облигации с недостающими купонами и без знаков упомянутых учреждений принимаются этими учреждениями по той же цене 85 р. за 100 р., но за вычетом стоимости недостающих купонов.
в) Облигации 500 и 1000 рублевого достоинства, снабженные знаками выпустившего их в обращение учреждения Государственного Банка или Казначейства, выпускаются и принимаются этими учреждениями в платежи по цене 85 р. за 100 руб., с начислением процентов по текущим купонам.
г) Купоны от облигаций мелких купюр займа свободы включительно до 100 рублевого достоинства, начиная с №4, срок коего 16 марта 1919 года — к приему в платежи не подлежат.
2. 5% краткосрочные обязательства Государственного Казначейства истекших сроков, всех достоинств, имеют обращение рубль за рубль».
Этот документ объясняет наличие на облигациях двух, трех, а зачастую и большего количества надпечаток учреждений-эмитентов (илл. 6—17).
Купоны были очень неудобны в быту: они имели сложный, зачастую дробный номинал, а также маленький формат и напечатаны очень мелким шрифтом. Выпуск их был вынужденной мерой, поэтому на Дону от них поспешили избавиться сразу же после того, как насытили рынок и денежное обращение новыми донскими купюрами мелких номиналов:
«Постановление Совета Управляющих Отделами Всевеликого Войска Донского № 558 от 21 июля 1918 г. (по отделу финансов) об изъятии из денежного обращения купонов срочных до 1-го июля 1918 г.
В целях сокращения имеющих хождение в качестве денежных знаков купонов от различных %% бумаг, а также в виду накопления достаточного запаса денежных знаков, Совет финансов В.В.Д. постановил изъять из обращения в качестве денежных знаков купоны, как обложенные 5% сбором, так и не обложенные таковыми, от всех государственных %% бумаг, сроком до 1 июля 1918 г., включительно, установив предельный срок для предъявления их к оплате 25 августа 1918 г.
Подписали: Председатель Совета Управляющих Финансами М. Коржановский.
Управляющий Отделом Финансов А. Богаевский.
Войсковой секретарь П. Решетовский».
Позже, после того как появилась возможность «заменить облигации Займа Свободы указанных достоинств кредитными билетами, выпускаемыми Ростовской конторой Государственного Банка», Совет финансов Всевеликого войска Донского (Донское Министерство финансов) приказом № 412 от 5 июля 1918 года признал допустимым одобрить предложение Отдела финансов «об изъятии из обращения в качестве денежных знаков облигации Займа Свободы, достоинствами в 500 и 1000 рублей, сохранив за ними лишь силу процентных бумаг, со всеми распоряжениями относительно таковых имеющимися». Срок обращения облигаций в качестве денежных знаков был назначен 31 июля 1918 года, к этой дате облигации должны были быть представлены в учреждение Государственного Банка и Казначейства для обмена на кредитные билеты и иные денежные знаки, допущенные в обращение наравне с ними. После этого срока обмен означенных облигаций допускался лишь в случаях доказанной невозможности произвести таковую своевременно (В.И.Кутилин. «Купоны и облигации Донского правительства //СК-СФ». 1929, №4—6).
Исследований и публикаций по этой теме крайне мало. Хочется вспомнить, что споры вокруг коллекционирования надпечаток велись уже во второй половине 20-х годов прошлого столетия. В первую очередь это обусловлено тенденциями, которые пытались навязать коллекционерам после опубликования так называемой «Златоустовской платформы», низводившей коллекционирование до уровня школьного тематического собирательства. В 1926 году на страницах журнала «Советский коллекционер» разгорелась полемика между В. Вязелыциковым и Д. Саниным. Санин, в частности, писал: «Первой эпохой существования диктатуры пролетариата является стремление перейти к натуральному хозяйству. Поэтому собственные деньги не выпускаются правительством, а появляются всевозможные суррогаты денежного обращения. Собирание высших номиналов Займа Свободы, кроме 500 руб., получивших права гражданства, а также разных «надпечаток», необходимо отнести к патологическим явлениям коллекционерства, параллельным в филателии переверткам, водяным знакам, зубцовке и т. п., потому что все эти надпечатки не характеризуют собой экономики страны, а являются лишь случайным фактом регистрации той или иной купюры по месту ее нахождения».
С другой стороны, в 1930-е годы по инициативе Научно-исследовательской Комиссии Северо-Кавказского краевого отдела Всероссийского Общества филателистов была проведена работа по систематизации подобного рода коллекционного материала, собранного харьковчанином М.Л. Ивановым и дополненного В.М.Соколовым. В заключении к перечню, опубликованному в виде ряда статей под общим названием «Облигации, ходившие как деньги», М.Л. Иванов сообщил, что описал «849 облигаций разных займов с надпечатками и печатями отделений банков и казначейств, фактически находящихся в коллекциях различных лиц (преимущественно ростовских коллекционеров. — А.А.) или указанных Каталогом Уральского Отдела ВОФ. Список, конечно, подлежит дополнениям, но основа, надеялся автор — мною дана». Сегодня эти публикации абсолютная библиографическая редкость, они стали доступными лишь с появлением специальных Интернет-сайтов для коллекционеров (.www.bonistikaweb.ru)
В классическом труде Н.И. Кардакова «Каталог денежных знаков России и Балтийских стран 1769—1950 гг.» (Берлин, 1953), опиравшемся на упомянутую выше работу, описываются лишь те облигации, в тексте надпечаток которых указано, что они имели хождение наравне с денежным знаками. Все остальные, несущие на себе только признаки региональных эмиссий в виде печатей и штампов выпускавших их казначейств или отделений банков, автор не рассматривал Такой избирательный подход был обусловлен самим названием каталога, и без того ставшим громоздким из-за двуязычия текстов, однако на долгие годы скрыл от исследователей целый пласт источников по изучению региональной бонистики.
Выпущенное осенью 2008 года двухтомное фундаментальное исследование «Бумажные денежные знаки Юга России 1917—1920 гг.», естественно, тоже затрагивает эту тему. Благодаря творческому тандему теоретика А.Г.Баранова и практика А.В.Ломакина в ценнике-определителе «Бумажные денежные знаки Юга России 1917—1920 гг.» (каталог, часть 2) в табличном виде дан не только перечень эмиссий надпечаток, но и многостраничный визуальный ряд, выполненный на высоком полиграфическом уровне.
Сегодня мы считаем важной задачей пересмотреть прежние принципы систематизации и классификации денежного обращения периода Гражданской войны, которые складывались в идеологизированном и политизированном советском обществе. Как мы уже говорили, страна была разделена на различные политические лагери, каждый из которых проводил свою самодостаточную финансовую политику, поэтому всякого рода надпечатки несут явные признаки идентификации тех политических сил, которые выступали эмитентами в конкретный период на конкретной территории. Возвращение знаков с надпечатками в научный и коллекционный оборот необходимо прежде всего для тех специалистов, которые изучают историю денежного обращения различных регионов. Это дает возможность сопоставить и оценить мероприятия советских и антисоветских правительств, особенно на приграничных территориях страны, раздробленной в период Гражданской войны.
Используя все перечисленные выше источники, автор этой публикации составил сводные таблицы известных ему денежных суррогатов Донского Правительства периода 1917—1919 годов.
26 октября (8 ноября) 1918 года в ростовской газете «Приазовский край» было опубликовано объявление:
«О краткосрочных обязательствах Государственного Казначейства.
Местная контора Государственного Банка сообщает, что 5% краткосрочные обязательства Государственного Казначейства, которые по постановлению финансовой комиссии Донского правительства в пределе Всевеликого войска Донского имеют хождение наравне с денежными знаками, должны быть предъявлены до 15-го ноября с. г. (1918. — А.А.) включительно в одно из Донских учреждений Государственного Банка или Казначейства для установления отметок.
Не предъявленные до 15 ноября с. г. 5% краткосрочные обязательства Государственного Казначейства не будут принимаемы казенными учреждениями Донской области ни в платеж, ни к размену, а также потеряют силу обязательных платежных знаков при расчетах между частными лицами».
Место выпуска обязательств не имело значения (необходимо отметить, что они продолжали котироваться на зарубежных биржах на протяжении всей Гражданской войны). Поэтому штамп регионального финансового учреждения, впервые выпустившего обязательство в обращение, на лицевой стороне, зачастую отличался от штампа места предъявления и регистрации, помещаемого, как правило, на обороте. Донские учреждения Государственного Банка или Казначейства одинаково принимали обязательства из Украины или Кубани (илл.18 —20).
После окончания Гражданской войны денежные суррогаты, выпускавшиеся центральными властями, довольно долго оставались в денежном обращении, пока 8 сентября 1922 года «Декрет СНК об установлении однородности денежного обращения» не запретил их хождение на всей территории страны.
Извлечение:
«В целях окончательного установления однородности денежного обращения и в дополнение и развитие постановлений Совета Народных Комиссаров от 28 июня... и 19 июля 1922 года... об изъятии из обращения советских денежных знаков, выпущенных до 1922 г. (а также и обязательств образца 1922 г. в 5000 рублей), Совет Народных Комиссаров постановил:
1.Воспретить всем кассам Народного Комиссариата Финансов и Государственного Банка выпускать в обращение всякого рода денежные знаки прежних до 1922 года выпусков, а именно:
а) серии (билеты) Государственного Казначейства;
б) обязательства Государственного Казначейства;
в) купоны государственных процентных бумаг по срок 1-е декабря 1917 года и
г) облигации Займа Свободы до 100 рублей включительно (мелкие купюры).
2.Прием кассами Народного Комиссариата Финансов и Государственного Банка указанных в п. 1-м кредитных билетов, казначейских знаков и суррогатов в платежи и к обмену на денежные знаки образца 1922 года по установленному расчету производить до 1-го октября 1922 года.
3.После означенного в п. 2 срока кредитные билеты, казначейские знаки и суррогаты, указанные в п. 1-м, утрачивают свою платежную силу и не принимаются ни в платежи, ни к обмену».
Алексей АВЧУХОВ
Автор благодарит московского коллекционера А.В. Ломакина за любезно предоставленную возможность проиллюстрировать статью бонами из его коллекции.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 64 (январь-февраль 2009), стр. 118