Жалко, что история не сохранила бес инструменты для письма, при помощи которые написаны лучшие книги Мира. Интересный бы получился Музей...
Первым в Европе металлические перья стал производить Самюэль Гаррисон из Бирмингема.
Произошло это в конце XVIII века, хотя исследователи считают, что писцы еще с античных времен пользовались перьями из металла для написания текстов на пергамене. Несовершенные по своей конструкции, первые перья не обладали достаточной эластичностью, рвали и царапали писчий материал, что было недопустимо при его дороговизне. С IV века н.э. в Европе начинают писать птичьими перьями (лат. penna avis) — гусиными, лебедиными, павлиньими и др. Именно они оставались главными инструментами для письма вплоть до середины XIX века.
В старину на Руси богатые люди редко писали гусиными перьями. Они предпочитали лебединые, которые иногда для удобства вставляли в металлические держатели. В книге «Домашний быт русских царей в XVI — XVII вв.» (1862) И. Е. Забелин упоминает «перо писчее с финифтью и изумрудом» царя Алексея Михайловича и «перо лебяжье с камышки и жемчугом» его сына — царевича Алексея Алексеевича.
В XIX веке подготовка перьев для продажи состояла из нескольких этапов. Сначала для упругости и освобождения от лишнего жира их вставляли в песок или золу, нагретые до 60 градусов по Цельсию. Затем тщательно вытирали суконной материей и оскабливали роговой полый стержень, чтобы отделить перепонки. Концы срезали наискось и расщепляли, при этом не всегда оставляли пушистые отростки по бокам. Интересно, что перья из левого крыла ценились больше, так как их изгиб удобнее для руки. Продавали их пучками, чаще по 25 штук, перевязанными бечевкой, или же в коробках. Например, в «Сводном каталоге культурных ценностей, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны», наряду с многочисленными предметами кабинета Александра II в Екатерининском дворце Царского Села упоминаются «перья гусиные заточенные и не заточенные разного размера» и «перья гусиные в белой картонной коробке с надписью «Зелинские перья».
Для очистки и просушки перьев применяли перочистки — специальные предметы различных форм из дерева, фарфора, металла, стекла, хрусталя с емкостями, в которых помещались небольшие щетки. Перочистки сохранялись в обиходе до конца 60-х годов XX века, когда на смену перьевым ручкам пришли шариковые.
К массовому производству стальных перьев в Европе приступили после 1830 года, тогда же в широкой продаже появились всевозможные держатели для них — ручки, которые к концу XIX века практически вытеснили писчие перья птиц, хотя они еще и продавались во многих писчебумажных магазинах. Так, любители старины и каллиграфии, жившие в Москве, хорошо знали, что в отделении письменных и канцелярских принадлежностей крупнейшего магазина «Мюр и Мерилиз» (Петровка, дом 2) всегда есть в продаже гусиные перья французского производства и — какой продуманный маркетинговый ход! — «маленькие гусиные, вставляемые в обыкновенные ручки, в коробках по 50 штук».
Многочисленные магазины письменных и канцелярских принадлежностей Москвы, Петербурга и других городов России конца XIX — начала XX века предлагали покупателям самый разнообразный ассортимент товаров иностранных и отечественных производителей. Только в Москве насчитывалось более 200 специализированных магазинов, торговавших писчебумажными принадлежностями, большая часть которых располагалась в центре. Известно, что на Большой Никитской находился магазин Р.Бутковой; на Мясницкой — фирменный «Полиграф»; в Камергерском переулке — «Художественный и писчебумажный магазин В. Чекато»; на Кузнецком мосту — магазин Аванцо, который любили посещать сестры Цветаевы; были магазины на Тверской, в Столешни- ковом переулке, на Остоженке и Арбате. Конечно, письменные принадлежности можно было купить и в специальных отделах крупных пассажей и галерей.
Ручки продавались штуками, дюжинами и гроссами (по двенадцать дюжин). Стоимость товара, естественно, уменьшалась, если его брали оптом.
Информация о российских предприятиях, на которых изготавливали ручки, крайне скупа, да и та требует дополнительной проверки. Назовем «Фабрику конторских, канцелярских, школьных, чертежных и рисовальных принадлежностей» Г.И.Простакова (основана в 1893 году), «Карандашную и грифельную фабрику В.И.Карнац», «Фабрику Карло Стефании и К°» (основана в Москве в 1880 году).
Многие иностранные фирмы, торговавшие в России, предлагали товар отменного качества, что затрудняло производство и продажу ручек «русской фабрикации».
В известном московском магазине М.Г.Кувшинова, располагавшемся в Ново-Гостинном дворе на Варварке, ручки отечественных производителей (как правило, без указания имен) составляли лишь незначительную часть а в крупном магазине Т.И.Гагена на Большой Лубянке торговали в основном импортной продукцией.
Среди зарубежных фирм одно из первых мест на российском рынке занимала старейшая компания Faber. В 1761 году в Германии, в деревне Штайн, под Нюрнбергом, Каспар Фабер (К. Faber) начал производство карандашей. Бизнес процветал и передавался по наследству. В первой половине XIX века один из Фаберов — Эберхард, переехав в США, в Нью-Йорке основал отделение фирмы ив 1861 году там же построил первую карандашную мануфактуру, которая, просуществовав совсем недолго, сгорела. В 1872 году Эберхард Фабер построил новую мануфактуру (Greenpoint, Long Island), где кроме знаменитых свинцовых карандашей производили и самые известные ручки-держатели для пера. Фирма имела свои филиалы в Европе и Азии, поставки же товаров в Россию осуществлялись непосредственно с фабрики в Штайне. Маркировка на ручках фирмы Фабер была разной и зависела от имени конкретного производителя (A.W. Faber, Johann Faber, Е. Faber).
Среди других фирм, торговавших в России в конце XIX — начале XX века: нью-йоркские «Eagle Pencil С°» (основана в 1856 году) и «Waterman», французская «Blanzy Poure & Cie» (завоевала популярность прежде всего своими превосходными стальными перьями), английская «M.Myers & Sons» (основана в Бирмингеме примерно в 1837 году), немецкая «F. Soennecken» и др.
С 1850-х годов в Америке и Европе стали активно разрабатывать автоматические ручки, и хотя процесс шел медленно, эра массового производства авторучек приближалась.
В 1882 году на рынке появилась ручка со стальным штифтом вместо пера — первая и весьма удачная попытка заменить металлические перья с расщепом, которые надо часто макать в чернила. Ручку под названием «Independent» запатентовала в Нью-Йорке фирма «J.Ulrich & С°» (русский вариант названия при продаже — «Стилографическое перо»). Она представляла собой роговую каучуковую трубку, наполненную чернилами, с тонким наконечником из иридия. Чернила лишь просачивались под нажимом руки, но не вытекали.
В 1883 году появляется автоматическая ручка «Regular» со встроенным пером и резервуаром для чернил, что позволяло писать длительное время, и было очень удобно в дороге. Изобретение связано с именем тогда еще страхового агента Левиса Ватермана (Lewis Edson Waterman), который не остановился на достигнутом и в 1884 году в Нью-Йорке создал новую автоматическую ручку с выдвижным пером — «Ideal». До конца XIX века иностранные компании выпустили и запатентовали еще несколько ручек с резервуарами для чернил, они продавались и в России, однако выбор был еще весьма ограничен. Основную массу по-прежнему составляли ручки для пера, представляющие сегодня, наряду с автоматическими ручками, интерес для музейщиков и многих коллекционеров.
К сожалению, встречаются трудности при их атрибуции. Наряду с крупными специализированными фирмами, которые, заботясь о своей репутации, маркировали свои изделия, ручки небольшими партиями без всяких обозначений выпускали мелкие ремесленные предприятия, а также производители, для которых эта продукция не считалась основной. Не надо забывать, что импортные ручки могли иметь чисто «русские украшения» (например, в конце XIX века большим спросом пользовались немецкие деревянные ручки с видами Москвы и других городов России).
Ручки для пера подразделялись на карманные (имели, как правило, колпачок или складную конструкцию) и настольные. Делали их из различных пород дерева, металла, перламутра, слоновой кости и ее имитаций, рога, коралла, поделочных камней, пробки, камыша, целлулоида, игл дикобраза. Украшали резьбой, чернью, гравировкой, инкрустацией, сканью, гранением, эмалью, накладками из камней и проч. Часто материалы и техники украшения комбинировали. Среди настольных ручек выделялись «роскошные» (для золотых перьев; особо украшенные и т.д.); ручки с расширенной функциональностью (с карандашом, резиной, циркулем, ножом перочинным или для разрезания бумаги, именной печатью, календарем и т.д.). Особым спросом пользовались ручки для исправления плохого почерка (русское изобретение 1890 года; ручка давала пальцам и руке правильное положение) и «для судороги руки». Специально выпускались держатели для стеклянных перьев, при помощи которых делали копии через угольную бумагу. Ручки продавали и с чернильными приборами, и в подарочных наборах с другими предметами для письма и чтения, и делали на заказ.
Разнообразные отечественные и иностранные чернила, без которых не могли обойтись ручки, продавали в стеклянных флаконах, кувшинах, бутылках, капсулах и без посуды, ведрами. В магазине М.Г.Кувшинова, например, можно было приобрести сразу ящик с 24 или 60 чернильными флаконами. Интересно, что заодно можно было купить кислотное средство «экстрактор» для смывания чернил с пальцев, «химическую воду» для удаления чернил с бумаги, перья-скребцы (гратуары) и всевозможную резину (иногда с мягкой небольшой щеткой) для подчистки чернил.
Среди производителей ручек-держателей для пера — многочисленные фабрики и заведения серебряных изделий, а также известные российские ювелирные фирмы конца XIX — начала XX века, умело превращавшие обыденные предметы в произведения искусства. Так, во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в Москве хранится многопредметный письменный прибор 1896 года работы Петербургского филиала фирмы Овчинникова (известна с 1853 года; в 1882 году получила звание придворного поставщика), состоящий из чернильницы, шкатулки, пресс-бювара, печатки и ручки для пера. Все предметы сделаны из серебра и оникса, украшены гравировкой и золочением.
Эксклюзивные образцы, выполненные ювелирами, давно стали украшением музейных и личных коллекций и крайне редко встречаются в антикварных магазинах. Винтажные ручки массового производства, отличавшиеся высоким качеством исполнения, найти тоже непросто. Большая часть из них утрачена. Среди наиболее часто встречающихся изделий — серебряные держатели, украшенные тонкими узорами в технике черни, резьбы и гравировки. Зачастую, несмотря на наличие маркировки или других «подсказок», определить место и время их изготовления бывает непросто (клейма выбиты не всегда четко, частично стерты), а это создает все ту же проблему — проблему атрибуции. Часто на серебряных ручках, украшенных узорами в технике черни, встречается надпись «Кавказ». Однако точная географическая отсылка ни в коей мере не должна восприниматься как «место происхождения товара». Известно, что предметы с чернью в конце XIX — начале XX века выпускали практически все ювелирные предприятия России. А в Петербурге, например, некоторые мастера изготавливали черневые изделия типа кавказских сувениров и снабжали их идентичной надписью.
Сейчас тоже есть фирмы, выпускающие письменные принадлежности «под старину». Одна из самых известных — итальянская «Francesco Rubinato s.r.l». Еще в 50-е годы XX века отец Франческо Рубинато открыл в Тревизо — городе, расположенном к северу от Венеции, магазин канцелярских товаров, в котором не только продавали новые, но и ремонтировали старые авторучки. Магазин прославился на всю страну, пользовался популярностью у знаменитостей и просуществовал до 1980-х годов. К этому времени стало понятно, что на рынке неизменным спросом пользуются современные вещи, выполненные в стиле «antique». F. Rubinato продал магазин и основал компанию, которая стала выпускать ручки для пера; чернила, сделанные по старинным рецептам; печати, перочистки, пресс-бювары, закладки и т.д.
Во второй половине XX века во многих странах Европы и в Америке (теперь уже и в России) появились коллекционеры, которые стали собирать современные элитные авторучки. Продукция таких престижных компаний, как Caran d'Ache, Montegrappa, Montblanc, Cartier, Visconti, OMAS, Aurora, Parker, Delta, Krone, Sailor и других, стоит недешево и доступна лишь очень состоятельным людям. Жесткая конкуренция заставляет производителей создавать коллекции высочайшего качества. Ручки класса «люкс» выпускают ограниченными сериями (на корпусе указывается индивидуальный номер изделия и монограмма компании), имеют оригинальные названия и неповторимый дизайн. Основные материалы для корпуса и колпачка — платина, золото, серебро, родий, ценные породы дерева, хлопковая смола, реже фарфор. Для украшения используются драгоценные камни и металлы, кристаллы Сваровски, перламутр, лак и др., при этом старые техники часто применяются в сочетании с новейшими технологиями. По-прежнему ценится ручная работа.
В «Книге рекордов Гиннесса» зафиксирована «Бриллиантовая коллекция» швейцарской фирмы Caran d'Ache (основана в Женеве в 1924 году). В 2001 году фирма выпустила авторучку Modernista Diamond, корпус которой был сплошь покрыт алмазами общим весом 20 каратов и великолепными рубинами. В 2004 году фирма Montblanc представила эксклюзивную золотую ручку Meisterstuck Solitaire Royal Black Diamond, украшенную 4654 черными бриллиантами. Виртуозная работа ювелира по тончайшей огранке алмазов (на каждом из них сделано по 56 граней) продолжалась шесть месяцев.
С 2004 года в России 6 раз в год выходит журнал «Реп World Russia», предназначенный скорее для ценителей роскоши, чем для коллекционеров. Дорогая красивая ручка давно стала обязательным атрибутом топ-менеджеров и политиков высокого уровня, к тому же это всегда замечательный беспроигрышный подарок.
В крупнейших городах Европы, Америки и Азии ежегодно проходят «арт-салоны» пишущих инструментов с выставками, аукционами, мастер-классами и семинарами для изготовителей и коллекционеров. Интересную информацию о ручках можно почерпнуть, обратившись к интернет-ресурсам (www.pehero.com, www.pen- demonium.com. и др.). Существуют сетевые магазины и журналы.
Нина ЧАЛЕНКО
Иллюстрации предоставлены автором.
Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования № 10 (60) сентябрь 2008 стр. 112