Агитационный стиль, возникший в первые годы становления Советского государства, оставил яркий след в различных областям искусства, в том числе и в лаковой миниатюрной живописи на папье-маше.
Вплоть до 1990-х годов агитационное искусство эпохи «становления социализма» не находило столь бурного интереса и должного понимания в нашей стране, как сегодня. Идеалы индустриализации и эмансипации, агитационные лозунги, трудовой энтузиазм 20—30-х годов XX века порой вызывали в сознании людей лишь злую иронию или добрую насмешку.
Новое направление в искусстве получило условное название «агитационный стиль». Его появление прежде всего было обусловлено особой политической обстановкой в стране. Заданная временем тема «преобразований» подразумевала принципиально новый способ образного выражения революционных идей, иной выбор художественного языка.
Агитационный стиль эпохи Октября сочетал в себе наглядность, достоверность, доступность, был политически действенным. В яркой художественной форме были запечатлены грандиозные перемены и преобразования в стране, с горением и страстью раскрыт образ Человека нового времени, «человека, рожденного из горы». Емкие, пронизанные пламенным романтизмом лозунги, как составляющая агитационного направления, заключали в себе призывы к действию: «Зажигайте!», «Уничтожайте!», «Соединяйтесь!», «Боритесь!».
Обстановка революционного подъема, преобразования «всей окружающей человека предметной среды» отразились и в произведениях народных мастеров. Советская власть предприняла ряд действенных мер, направленных на поддержку промыслов и художественных ремесел. Среди них Постановления ВЦИК: о развитии промысловой кооперации (1918), о мерах содействия кустарной промышленности (1919). В те же годы был создан Всероссийский союз по производству и сбыту кустарных и артельных товаров — Кустарьсбыт.
В 1919 году декретом Всесоюзного центрального исполнительного комитета (ВЦИК) и Совета народных комиссаров (СНК) была частично разрешена свободная торговля кустарными изделиями. Вновь созданные и отхранившиеся кустарные артели активно искали рынки сбыта для своей продукции. Одним из перспективных направлений тех лет была торговля изделиями промыслов за рубежом, которую осуществлял Наркомат торговли и промышленности, с 1920 года — Наркомат внешней торговли и Государственная импортно-экспортная торговая палата (Госторг). С 1925 года был широко развернут экспорт продукции народных промыслов в страны Европы, Америки, Ближнего Востока. С одной стороны, это обеспечивало доход государственному бюджету — страна нуждалась в валюте, с другой — сохранение промыслового искусства.
Всемерная поддержка промыслов со стороны государства в итоге способствовала сохранению старых (например, в селе Федоскино Московской области) и созданию новых центров лаковой миниатюрной живописи на папье-маше в селах Палех (в 1924 году) и Холуй (в 1934 году) Ивановской области и селе Метера (в 1931 году) Владимирской области. Важную роль в поддержке художественных промыслов играл Московский Кустарный музей (в прошлом Торгово-промышленный музей кустарных изделий). Молодые художники, пришедшие сюда работать (Б.Ланге, Н.Тихонов, Е.Теляковский, З.Кашкарова и др.) активно помогали народным мастерам в поиске новых творческих путей. Они организовывали выставки, конкурсы, проводили разного рода консультации, разрабатывали образцы промысловых изделий. Неслучайно с 1922 по 1927 год Кустарный музей назывался Центральной опытно-показательной станцией ВСНХ РСФСР, а с 1927 года вошел как один из отделов в состав Научно-исследовательского института кустарной промышленности Всекомпромсовета.
Тематика образцов изделий, предложенная профессиональными художниками, была посвящена победам Красной Армии на фронтах Гражданской войны, актуальным проблемам «смычки» города с деревней, а также трудовым достижениям рабочих и крестьян. В художественно-образном решении произведений того времени центральное место отводилось образу Человека новой эпохи, наделенному героическими чертами характера, но при этом лишенному индивидуальности. Его помещали в фантазийную советскую действительность — «сказочную быль» с дымящими трубами заводов, пашущими тракторами, колхозными тучными стадами. Обязательными элементами композиций были такие советские эмблемы и символы, как серп и молот, пятиконечная звезда, красное знамя, агитационные надписи и лозунги. Сотрудничество профессионального художника и народного мастера носило новаторский характер, способствовало их творческому союзу. Для мастеров, работавших на промыслах, это были первые попытки «попробовать себя» в профессиональном искусстве. Высокий уровень произведений советской направленности был обусловлен тем, что их создавали только ведущие народные художники.
Становление «нового прогрессивного искусства» в каждом центре лаковой миниатюрной живописи проходило по-разному.
Мастерам села Федоскино в какой-то степени было проще начать творческую перестройку, нежели их последователям — иконописцам Палеха, Метеры и Холуя, так как история этого промысла насчитывала уже более 200 лет. Это производство было основано в 1795 году купцом П.И.Коробовым в селе Данилкове, смежном с селом Федоскино. В 1818 — 1819 годах «ла- керное дело» Коробова перешло в руки его зятя, П.В.Лукутина. В 1910 году в Федоскино была образована «Федоскинская трудовая артель бывших мастеров фабрики Лукутина».
После революции ее изделия широко экспонировались на выставках как в нашей стране, так и за рубежом, кроме того, был налажен их экспорт в Германию, Францию, Англию, Америку. Как правило, это были работы, выполненные на традиционные для Федоскино сюжеты, — «тройки», «чаепития», «гуляния», сельские сценки. В те годы творческая энергия миниатюристов Федоскино в первую очередь была направлена в русло станковой живописи. Они выполняли миниатюры-копии с картин И.Шишкина, А.Саврасова, В.Перова, В.Васнецова, КМаковского и других известных русских живописцев. Художники Кустарного музея смотрели на федоскинцев прежде всего как на копиистов, возможно, поэтому предлагавшиеся ими новые образцы зачастую не «приживались» на промысле.
В федоскинской миниатюре черный фон выступает как связующее звено между изображением и предметом. Живопись наносится масляными красками (в отличие от Палеха, Метеры, Холуя, которые используют темперные краски). Подача сюжета конкретизирована, рассчитана на пространство, образы и сюжеты просты и доходчивы, излишняя декоративность в композициях отсутствует.
В 1930-е годы агитационное направление в творчестве старых мастеров промысла ограничивалось порой лишь новым прочтением прежних композиций. Так, в сценах чаепития за самоваром сидят не крестьяне и дворники, а советская семья; на тройке лошадей мчатся не удалые деревенские парни и девушки, а герои Гражданской войны, отважные красноармейцы с красным знаменем. В итоге, несмотря на попытки федоскинских мастеров привнести в миниатюру новые образы, агитационная тема в их работах звучала недостаточно ярко.
«Для многих Метера, Холуй и Палех — это звуки живые, это особый привлекательный, полный светлых преданий мир, которому не только суждено замереть, но и возродиться с новой, непреоборимой силой», — словно предвидя грядущие перемены в жизни иконописцев, писал после революции исследователь кустарных промыслов Г.С.Шереметьев. Для талантливых мастеров-иконописцев, стиль которых формировался под воздействием московской, строгановской, ярославской и других иконописных школ Древней Руси, переход от письма икон и церковных фресок к миниатюрной лаковой живописи на папье-маше был сложным и длительным. Перед ними стояла задача не только освоить незнакомую область искусства, но и научиться писать в духе времени.
Иконописцы Палеха после 1917 года остались не у дел. Чтобы выжить, они принялись за работу, чуждую тонкой руке художника, — кто-то плел лапти, кто-то выделывал овчины, кто-то занялся сельским хозяйством. Многие мастера были недовольны таким положением, с грустью вспоминали о красках, а некоторые из них считали художественное ремесло похороненным.
Известный палехский художник, бывший иконописец, один из основателей палехской артели И.И.Голиков в своей статье «О прошлом и настоящем» писал: «Многое изменяет Советская власть. Буржуев сажает в тюрьмы, конфискует их богатство, а художественные музеи не трогает. К тому же вижу, появляются новые картины и плакаты. Из этого я заключил, что искусство, значит, у коммунистов в почете. И нужно оно революции очень. А где наше место в революции я долго не мог определить,... а рука почесывается, и хочется рисовать, и так, чтобы на пользу народа и власти...» Известность Голикову принесла его миниатюра «Красный пахарь» — работа знаковая для своего времени, ставшая «революционным знаменем» на промысле, к этой теме он неоднократно обращался впоследствии. В Кустарном музее И.И.Голиков познакомился с лаковыми миниатюрами федоскинских мастеров, и у него возникла идея «попробовать» себя в новом жанре. Здесь, в музее, была одобрена и его первая работа — миниатюра на фотографической ванночке из папье-маше. Возможности нового опыта открыли перспективы и для других художников Палеха.
В 1924 году здесь была создана Палехская артель древнерусской живописи, в которую вошли семь мастеров — И.И.Голиков, И.М.Баканов, И.И.Зубков, А.И.Зубков, И.В.Маркичев, А.В.Котухин, В.В.Котухин. До того, как художники артели освоили новый для них материал — папье-маше (федоскинцы не спешили делиться своими секретами, так как видели в палешанах конкурентов), они работали с деревом (в том числе с капо-корнем), слоновой костью, перламутром, пергаментом, стеклом. Сложной задачей стала необходимость освоения росписи на объемных предметах с использованием наработанных приемов иконописной техники, введение черного цвета, считавшегося в иконописи негативным.
Черный фон становится одним из важных элементов палехской миниатюры, благодаря чему краски выигрывают и в глубине, и в силе. Для росписи характерны плоскостность изображения, выразительность силуэта и каждой линии в отдельности, декоративная орнаментальность, а также масштабное соотношение частей и целого.
Незадолго до создания артели, в 1923 году, мастера Палеха выполнили серию работ для Всесоюзной сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве, за которые получили диплом 1 степени. В 1925 году на Всемирной Парижской выставке произведения палешан были отмечены высокими наградами, что послужило дополнительным стимулом для их дальнейшего творчества.
Деревенская жизнь с ее традиционным укладом во многом определяла характер и сюжеты палехской миниатюры. Однако «новое» направление в творчестве палешан стремительно набирало обороты и, по сути, стало лидировать. Отправной точкой в развитии агитационной тематики палехской миниатюры послужило письмо известного искусствоведа и знатока русского народного искусства А.А.Бакушинского председателю Палехской артели И.В.Маркичеву от 19 июля 1927 года, в котором речь шла о привлечении мастеров Палеха к юбилейным заказам в честь 10-летия Октября. Бакушинский предложил несколько тем, таких, как «Парад Красной Армии», «Манифестация в деревне», «Красные и белые», «Октябрьский праздник в деревне», «Деревенский комсомол», «Советский герб в окружении эмблем труда», «Смычка города с деревней» и другие, для воплощения их на миниатюрах. На выполнение этого заказа комиссия выделяла от 500 до 600 рублей и устанавливала конкретные сроки — «к ноябрю текущего года».
В наработанные временем композиционные схемы с «горками» и «палатами» палехские мастера стали включать образы комсомольцев и пионеров, передовиков трудового фронта, людей нового поколения. Иконописные приемы здесь соединялись с реалистической трактовкой отдельных деталей и сцен, усиливая повествовательное начало.
В миниатюре С.Солонина с характерным названием «В детской комнате во время выборов в Верховный Совет СССР» (1936) одним крупным планом изображена сцена, где нарядно одетые дети играют за столом. О приближающемся празднике свидетельствуют знаковые детали: комната украшена цветами, на стене в обрамлении красных флажков — календарный лист с отметкой «красного дня», дня предстоящих выборов в Верховный Совет СССР. Художник сознательно связывает благополучие и покой, царящие в детской комнате, с приближающимся тожественным событием в политической жизни страны.
В композиции Г.К. Буреева «На страже границ СССР» (1937) главное место отведено пограничнику, изображенному на фоне индустриального пейзажа и Кремлевской стены. Значимость образа — защитника Родины подчеркнута масштабным соотношением его фигуры с другими элементами композиции, а также цветом — художник смело и решительно окрашивает яркой киноварью шинель красноармейца, напоминающую старинный кафтан. Важная составляющая работы — пограничный столб с надписью «СССР», символ нового социадиетического государства.
По свидетельству А.В.Бакушинского, агитационная тематика стала необходимым условием выживания промысла: «Если бы Палех не был связан с жизнью, не отражал ее трудовых устремлений, то это искусство уже давно стало бы эстетической ненужностью, оно выродилось бы и не смогло существовать».
Не менее тернистым был путь становления промысла Метеры. В 1919 году по инициативе коммунистов местной партийной ячейки бывшие иконописцы вступили сначала в мстерскую артель вышивальщиц, где «сочиняют узоры для покрывал и занавесок». В 1926 году, после двух неудачных попыток организовать свою собственную артель, иконописцы вошли в состав «Мстерской промыслово-кооперативной артели живописного и столярного строительства», где работали вместе со столярами. Членов артели называли «деревянщиками», а саму артель не воспринимали всерьез. Несмотря на это ее изделия — расписанные масляными красками коврики, раскрашенные куклы из папье-маше, деревянные токарные изделия «под Загорск», украшенные росписью и выжиганием, имели широкий сбыт.
Только в 1930 году Всесоюзный совет промысловой кооперации (ВСПК) решил организовать в Метере экспортное производство изделий с росписью на папье-маше. К работе привлекли старых мастеров-живописцев — И.А.Серебрякова, А.И.Брягина, Е.В.Юрина, Н.П.Клыкова. Впоследствии двух из них (И.А.Серебрякова и Е.В. Юрина) командировали в Кустарный музей на трехмесячную практику, в ходе которой они познакомились с основными приемами росписи на папье-маше, технологией изготовления красок, а также с основами построения композиции. Не без помощи ВСПК в 1931 году цех миниатюристов выделился в самостоятельную артель «Пролетарское искусство».
Для работ мстерских мастеров характерна реалистичность и живописность изображения. Особую выразительность миниатюрам придает пейзаж, который, как правило, образуется тремя планами — коричневым, красновато-золотистым или голубовато-зеленым и голубым, переходящим в бледно-желтый или палевый. Колорит мстерской живописи не очень ярок. Детали миниатюры (листва на дереве, цветы, элементы архитектуры, узоры на одежде) тщательно прописаны. Композиции обрамляет легкий ажурный орнамент, написанный твореным золотом.
Надо отметить, что в первых работах художники Метеры, так же, как и палешане, тяготели к сюжетам художественной литературы и былинного эпоса, жанровым сценкам, картинам крестьянского труда.
Кустарный музей, курировавший художественную сторону промысла, для приобщения живописцев к задачам социалистического строительства направлял их в краткосрочные командировки в колхозы, на заводы и стройки страны. Актуальная для государства тема колхозного строительства стала любимой для большинства миниатюристов. Своеобразным программным документом можно назвать доклад известного искусствоведа В.Васи- ленко «Мстерская живопись» (1932 года), в котором он отметил: «Мастерам следует совершенно отказаться от изображений фантастических и отвлеченных, связанных, с иконописной традицией, и обратиться к изображению советской колхозной деревни, ее нового быта».
Одно из характерных произведений, посвященных жизни новой деревни, — миниатюра Н.Старкова «Колхозный праздник» (1936). На фоне живописного пейзажа, перед зданием сельсовета развернулся праздник тружеников полей. Кажется, на миг забыты трудовые будни, народ предался беззаботному веселью. Нарядно одетые колхозники пустились в пляс. Главная фигура на празднике — гармонист, игра которого никого не оставляет равнодушным. Здесь же, у стен сельсовета, можно купить газету и узнать о новостях колхозной жизни. Тянется к общему веселью и детвора, кто-то отдыхает, сидя на лавке. В миниатюре нет мрачных красок и печальных ноток, нет намека на прежнюю тяжелую жизнь, здесь — лишь хвала настоящему, светлому и прекрасному.
Тем же оптимистическим настроем отличается работа И.Н.Морозова «Зажиточная жизнь колхозника» (1935), в которой одно из главных мест отведено изображению дома колхозника. Вокруг него царят покой и гармония: в саду созревают ярко-красные яблоки, по двору гуляют многочисленные овцы, свиньи, куры; главное богатство семьи — корова пьет воду из ведра. Все члены семьи жизнерадостны, женщины в белых фартуках и туфлях, не обременены домашним трудом. На скамейке — «парочка» с книгами в руках. Каждый занят своим делом, которое ему только в радость. Сам хозяин дома выглядит счастливым, будто живет в этом празднике всегда. Поэтический взгляд художника преобразил действительность: это не только его мечты, но и мечты народа, которые, несомненно, должны воплотиться в жизнь.
Опыт миниатюристов Метеры и Палеха оказал большое влияние на художников Холуя, которые в 1919 году предприняли попытку организовать артель по росписи жестяных подносов и деревянных изделий. Еще одна попытка создать художественную артель в 1924 году тоже не увенчалась успехом. Лишь в 1934 году здесь открылась Холуйская художественная артель, в которой тогда было 26 человек.
Реалистичная манера письма холуян рассчитана на пространство, лишена орнаментальности, планы глубинны, формы даны живописными соотношениями цвета. Колорит построен на контрасте холодных и теплых тонов: коричневатооранжевого и сине-зеленого.
Одним из новаторов холуйской лаковой миниатюры был К.В.Костерин. В числе первых он прошел обучение на промысле в Метере и, вернувшись домой, наладил изготовление предметов из папье-маше. Активная жизненная позиция художника определила направленность его творчества. Он создавал свои работы, как говорится, держа руку на пульсе времени.
1935 годом датирована миниатюра К.В.Костерина «Итоги пятилетки», в которой художник воспел свою страну как мощную передовую державу мира. В построении работы он обратился к агитационной печатной продукции тех лет — газетным фотографиям, прославлявшим героев социалистического строительства, рисункам из календарей. Миниатюра выполнена в графической манере, где главное — наглядность, достоверность, некоторая скрупулезность в передаче деталей. Композиция четко построена и уравновешена. Центральное место в ней занимают образы передовых представителей нового строя: плотный ряд людей художник изобразил на высокой плотине ГЭС. В поднятых руках мужчины и женщины на переднем плане — скрещенные серп и молот, символ свободного творческого труда. Над их головами развеваются красные знамена, внизу, как на витрине магазина, расположены книги, обувь, музыкальные инструменты, игрушки, изделия из фарфора, свидетельства достижений легкой промышленности. Людей нового времени окружают тракторы, мчащиеся электропоезда, дымящиеся трубы заводов и гидроэлектростанций — прототипы строившихся в то время Днепрогэса, Турксиба, металлургических заводов-гигантов Урала и Сибири. Завершает композицию взмывающий в небое аэроплан. В работе выражен пафос строительства, охвативший миллионы людей, дух трудового подъема.
Следуя иконописной традиции, опирающейся на принцип выделения наиболее значимых персонажей и сцен, на передний план автор помещает героев современности, выделяя их не только композиционно, но и цветом. На дальнем плане он изображает фигурку согнувшегося над плугом пахаря, едва уловимые черты деревенских построек, то есть старая, прежняя жизнь — уже где-то далеко.
Своеобразным подходом в решении агитационной темы отмечена миниатюра К.В.Костерина «Мечты и действительность» (1935), где главными героями стали представители передовой молодежи — студенты рабфака и персонажи сказок А.С. Пушкина. В 1936 году страна отмечала очередную годовщину со дня гибели поэта и в преддверии этой даты пушкинская тема была актуальной.
Залитая солнечным светом композиция, разделена на две части традиционными горками: с одной стороны изображены Поэт и герои его произведений, с другой — студенты-рабфаковцы заимствованные из известного станкового произведения Б.В.Иогансона «Рабфак идет. (Вузовцы)». На дальнем плане — горнист, мужчина в красной рубахе с факелом в руке в образе Прометея, освещает и без того светлую действительность, дымят трубы заводов, работают трактора. Таковой в представлении К.В.Костерина видится советская действительность — радужная и светлая, где сказки становятся былью.
Однако несколько механическое соединение двух тем, думается, внесло в работу некоторую перегруженность, персонажи разрозненны, и в результате, несмотря на интересный замысел, в художественном исполнении работа не вполне удалась.
Агитационной теме посвящены произведения В.Д.Пузанова-Молева. Имея богатый опыт иконописца и реставратора, художник не сразу «нашел себя» в качестве миниатюриста. Первое время он копировал картины И.И.Шишкина, позднее в его творчестве появились работы, прославляющие колхозную жизнь. Так, в миниатюре «Колхозный обед» (1935) В.Д. Пузанов-Молев передает атмосферу, царящую на колхозном поле во время обеда, который превратился в концерт. Сидящих за столом под красным знаменем колхозников веселят гармонист и балалаечник. Колорит работе придает транспарант «Дадим культуру и отдых колхозникам!», «Красная доска», где указаны передовики и отстающие, и «Колхозная газета», знакомящая с новостями сельской жизни. Жизнерадостным светом наполнены трудовые будни колхозника — он умеет и отдыхать, и трудиться!..
Поначалу ранние работы холуян искусствоведы признавали случайными и слабыми, оценивали их в основном критически. Несмотря на это,
часть изделий уходила за рубеж, часть экспонировалась наряду с именитыми произведениями палехских имстерских миниатюристов, завоевывая почетные дипломы и награды.
Спустя 70 лет мы смотрим на эти работы другими глазами. В них — история страны, отраженная в самобытной художественной форме. Творческий эксперимент, подстегнутый социалистическим романтизмом тех лет, способствовал рождению бесспорно ярких произведений того времени. Художники-миниатюристы, по сути, были мечтателями, отразившими в работах свои представления об идеальной, гармоничной жизни.
Неслучайно в наши дни интерес к агитационной теме в искусстве, в том числе и в лаковой миниатюре, возник вновь. Эти произведения были созданы лучшими художниками промыслов как уникальные выставочные работы, о чем свидетельствует их высокий уровень. Феномен лаковой миниатюры в том, что «творить новое искусство» стали бывшие иконописцы, привнесшие в него традиционные навыки и приемы письма. В Федоскино, Палехе, Метере и Холуе агитационная тема решалась по-своему, в соответствии с художественно-стилевыми особенностями каждого центра. В лаковой миниатюре, как и в других областях искусства, воплощались глобальные для тех лет идеи индустриализации, коллективизации, культурной революции.
Ольга ЮРОВА
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 59 (июль-август 2008), стр.4