Порой бывает, что одноименные понятия и явления по-разному трактуются в России и Европе, точно так же они могут кардинально отливаться и в таких областях как музейное дело и частное коллекционирование.
Если в России подавляющее большинство культурно-исторических памятников сосредоточено в музейных хранилищах, то в странах Запада соотношение объектов материальной культуры, находящихся в ведении государства и в приватном владении, получается приблизительно в равных долях. Там существуют крупные государственные собрания фарфора, примеры тому — Музей керамики при Севрском заводе, Венский музей декоративно-прикладного искусства (МАС), Музей декоративно-прикладного искусства в
Берлине и многие другие. Плюс к этому — собрания менее известных региональных музеев, где сосредоточено огромное количество памятников декоративно-прикладного искусства далеко не самого худшего качества.
Тем, кто бывал в Palazzo Madama в Турине, наверняка памятны и огромные залы упорядоченной экспозиции, и еще более огромные запасники, открытые для всеобщего обозрения, где соседствуют произведения разных стран, эпох и стилей, среди мишуры и шлака которых можно обнаружить предметы высочайшей раритетности и художественного уровня. В России же после известных событий Октября 1917 года и последовавшего за ним передела собственности большая часть частных коллекций отошла в ведение государства, многократно переиначивалась в угоду конъюнктурным и коммерческим соображениям, распродавалась и пополнялась...То есть — собрания жили той же странной, порой абсурдной жизнью, как и их бывшие владельцы.
Что касается частного собирательства, то ситуации в России и на Западе тоже неодинаковы. Сегодня у нас далеко не все коллекционеры горят желанием демонстрировать свои сокровища публике, руководствуясь при этом различными соображениями, которые, однако, не дают никому права обвинять их в чем бы то ни было. Распоряжаться своим имуществом — дело сугубо личное. Западные частные собиратели охотно показывают и публикуют свои коллекции, а некоторые даже основывают собственные музеи. Культура частного коллекционирования в Европе и в Америке подразумевает свободный, в той или иной мере, доступ сограждан к культурным ценностям. Традиция эта началась с просветительской деятельности европейских монархов конца XVIII — начала XIX века, открывших свои дворцы и замки для посещения разночинной публики. Венцом такого служения обществу часто является акт дарения своей коллекции на благо национальных целей, с заложенной финансовой поддержкой начинания. Аналогичные примеры известны и в истории российской культуры. Достаточно упомянуть имя Павла Третьякова, которому мы обязаны великолепной во всех отношениях коллекцией русской живописи XVIII — начала XX века. И это несмотря на то, что Павел Михайлович собирал произведения, руководствуясь только и исключительно своим вкусом. Вот и спорь после этого, кто больше разбирается в искусстве — частный собиратель или дипломированный искусствовед...
У ценителей и знатоков европейского фарфора сейчас появилась уникальная возможность побывать на выставке из собрания американского коллекционера Ричарда Б. Коэна (Richard Baron Cohen), которое в среде коллекционеров известно как коллекция Твайнайт (Twinight Collection), открывшейся в Берлине, продолжившейся в помещениях библиотеки дворца Лихтенштайн в Вене. О масштабности и значимости мероприятия, приуроченного к юбилею барона, говорит тот факт, что экспозицию готовили три года, для чего были привлечены многие профессионалы самого высокого уровня как из области искусствоведения, архивного и музейного дела, так и дизайнеры и менеджеры по организации, оформлению и проведению выставок такого ранга. Из своей богатейшей коллекции господин Коэн не только отобрал лучшие образцы ведущих европейских заводов первой половины XIX века, но и взял на себя львиную долю всех расходов, связанных с осуществлением проекта. При этом он сам активно участвовал как в подготовке самой экспозиции, так и в составлении научно обоснованного, богато иллюстрированного каталога.
Следует отметить, что Коэн, прекрасно зная, что представляет наибольший интерес для коллег-собирателей, особое значение придал возможности детально знакомиться с экспонатами. В отличие от музейных экспозиций, на которых, как правило, демонстрируются лишь самые эффектные, зрелищные части предмета, на выставке в библиотеке дворца Лихтенштайн представлено и то, что, несомненно, имеет огромное практическое значение для любого коллекционера фарфора. Это — оборотные части изделий с маркировкой, сигнатурами и знаками живописцев, боссиеров, модельмейстеров, позолотчиков и других участников процесса производства хрупких шедевров, с характерными особенностями формовки и нанесения глазури, с фактурой неглазурованного черепка, которая выявляется на неглазурованных фрагментах кольцевых ножек и оснований. Наиболее крупные предметы, такие, например, как декоративные вазы, были выставлены практически в свободном доступе, без витрин и ограждений, что придавало особенно доверительный характер общению посетителей с владельцем.
Сами по себе интерьеры библиотеки венского дворца Лихтенштайн, сохранившие первозданный исторический облик, очень удачно подходили для демонстрации произведений декоративно прикладного искусства первой половины XIX века. С одной стороны, выставленные шедевры своими яркими красками и разнообразными изысканными формами оживляли несколько строгие и сухие интерьеры, с другой — органично влившись в аутентичную среду, позволили выявить все свои качества и достоинства в современной им дворцовой атмосфере.
Заявленная концепция выставки — рафинированность и элегантность — наглядно проиллюстрирована лучшими образцами продукции ведущих фарфоровых мануфактур Европы первой половины XIX века из коллекции Ричарда Б. Коэна: Венской императорской, Берлинской королевской, Севрской императорской и королевской, Майсенской королевской и некоторых других, более мелких, но не менее известных. Основной акцент экспозиции был сделан на произведения Венской и Берлинской мануфактур, изделия которых обширно представлены в различных стилистиках, сменявшихся в первой половине XIX столетия с калейдоскопической быстротой. Все экспонаты отличает предельно высокий уровень исполнения, которому владелец придает первостепенное значение в формировании своего собрания. Неудивительно, что большинство из них имеют убедительный, документированный провенанс, базирующийся на архивных материалах, соотносящий историю их создания с главными фигурантами на арене европейской истории того времени.
В этой связи стоит заметить, что формирование музейных и частных коллекций различается принципами подхода к одному и тому же, казалось бы, процессу. Музей первостепенное значение придает научной, историографической линии, призванной отразить все этапы в формировании и развитии производства, педантично фиксируя его достижения и просчеты, достоинства и недостатки продукции. Поэтому неудивительно, что музеи бережно хранят и с завидной регулярностью приобретают образцы материальной культуры более чем скромного уровня, которые представляют несомненный интерес как артефакты и исторические свидетельства. Частный же коллекционер формирует собрание, сообразуясь только с собственным вкусом и возможностями. В конце концов частная коллекция — часть души ее создателя. В формировании собрания Р.Коэна самым замечательным образом соединились тонкий вкус, знание истории и настоящий азарт, способствующий поиску и приобретению новых предметов во всех, даже богом забытых уголках мира.
Отдельного внимания заслуживает каталог, который только по формальным признакам можно отнести к этому разряду печатной продукции, а не к альбомам и монографиям. И в самом деле, он составлен с привлечением ведущих специалистов по фарфору из разных стран, снабжен обширной библиографией и ссылками, легко читается, насыщен бесценной научной и знаточеской информацией, прекрасно иллюстрирован. Этот труд, несомненно, займет заслуженное место в библиотеке каждого собирателя, которому одинаково близки и утонченные изыски, и очевидные шедевры.
P.S. Господин Ричард Б. Коэн не был бы по-настоящему творческой натурой и заядлым коллекционером, если бы не позволил себе везде — и на выставке, и в каталоге — «шутку гения»: демонстрацию так называемого «Сервиза с «речными лошадьми (гиппопотамами)», который на рубеже XX—-XXI веков Копенгагенская королевская мануфактура создала на формах одного из самых известных и дорогих сервизов Датской королевской мануфактуры последней трети XVIII века «Flora danica», изготовленного по заказу будущего короля Дании Фредерика VI для императрицы Екатерины II. «Сервиз с гиппопотамами» представляет собой фантасмагорическую взрывную смесь из классических форм и натуралистически выписанных в зеркалах предметов фигурок бегемотов в самых разнообразных ипостасях их земной жизни, словно сошедших с видеоверсий «National Geographic». Будем надеяться, что со временем этот именной сервиз войдет в историю европейского фарфора так же органично, как до этого в нее вошли сервизы «Гоцковски», «Дюлонг», «Орлофф» etc., etc., etc...
Мария СОКОЛЕНКО, Михаил КОРАБЛЕВ
Авторы статьи выражают сердечную благодарность за предоставленную возможность публикации материалов из коллекции г-ну Коэну (Richard Baron Conen). Также мы очень признательны за помошь в подготовке статьи г-ну Самуэлю Виттверу (Samuel Wittwer), хранителю фарфора музея Бранденбург (SPSG — Die Stiftung PreuBische Schlosser und Garten Berlin— Brandenburg) и г-же Хеле Шандельмайер (Hela Schandelmaier), вице-президенту GKF (Gesellschaft der Keramikfreunde e.V.).
Иллюстрации предметов из коллекции Твайнайт Нью-Йорк (Twinight Collection New York) любезно предоставлены офисом Рихарда Коэна с его разрешения, за что авторы выражают ему искреннюю признательность.
В аннотациях к иллюстрациям использованы цитаты в переводе с немецкого языка из каталога выставки коллекции Ричарда Коэна «Raffinesse & Eleganz», Hirmer Verlag. Miinchen.
Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования № 10 (60) сентябрь 2008 стр. 20