По условиям Версальского Мирного договора 1919 года, официально завершившем Первую Мировую войну, Германии запрещалось иметь военную авиацию. Но 11 августа 1922 года било заключено временное соглашение о сотрудничестве рейхсвера и красной Армии, в рамках которого в 1924 году в Липецке била создана авиационная школа рейхсвера, просуществовавшая почти десять лет и назвавшаяся «4-й авиаотряд части А5 Рабоче-Крестьянского Кроеного Военно-Воздушного флота». Большинство же немецких энтузиастов столь популярного в те годи увлечения небом вынуждены били создавать небольшие кружки и аэроклубы, где любители практиковались в основном в стендовик испытаниях и конструировании планеров.
Наступил 1933 год, и в марте усилиями ряда известных немецких летчиков-асов Первой мировой войны под руководством Германа Геринга был создан Deutsher Luftsport Verband (DLV) — Германский авиаспортивный союз. Интересно отметить, что и немецкая авиашкола в Липецке прекратила свое существование в том же самом 1933 году. DLV объединил все существовавшие в Германии на тот момент аэроклубы и авиационные кружки и подчинялся непосредственно Герингу.
По существу, DLV, будучи добровольной полувоенной организацией, стал прообразом и основой будущей Люфтваффе. В Советском Союзе в это время тоже были и активно развивались аэроклубы ОСОАВИАХИМа.
По образу и подобию других полувоенных объединений, таких, как SA, N SKK и SS, DLV тоже имел четко выраженную географическую структуру, с распределением на территориальные объединения — так называемые «земельные группы»:
Фамилия, имя |
Должность/территориальное объединение/ расположение территориального штаба |
Дата рождения |
Loerzer, Bruno |
Командующий DLV / известный летчик-ас 1 МВ/ позже генерал-полковник Luftwaffe |
22.1.91 |
Klein |
Командир земельной группы № 1 (Konigsberg, Ostpreussen) |
н/д |
Frodien, Friedrich Wilhelm von Bulow-Bothkamp, Harry |
Командир земельной группы № 2 (Stettin, Pommern) |
30.08.97 |
|
Командир земельной группы № 3 (Hamburg) |
19.11.94 |
Cranz, Eberhard |
Командир земельной группы № 4 (Berlin) |
12.11.94 |
Hoffbauer |
Командир земельной группы № 5 (Halberstadt) |
|
Sporleder, Gerhard |
Командир земельной группы № 6 (Breslau, Schlesien) |
10.06.93 |
Rosenmuller |
Командир земельной группы № 7 (Dresden) |
н/д |
Ritter von Schleich, Eduard |
Командир земельной группы № 8 (Weimar) |
9.8.88 |
Homburg, Erich |
Командир земельной группы № 9 (Hannover) |
2.10.86 |
Sieler, Heinrich |
Командир земельной группы № 10 (Dortmund) |
26.11.93 |
Schaedel |
Командир земельной группы № 11 (Darmstadt) |
н/д |
Laumann, Arthur |
Командир земельной группы № 12 (Essen) /известный летчик-ас 1 МВ/ позже генерал-майор Luftwaffe |
4.7.94 |
Baur de Betaz, Wilhelm |
Командир земельной группы № 13 (Nurnberg) / позже генерал-лейтенант Luftwaffe |
17.2.83 |
Braun, Carl |
Командир земельной группы № 14 (Munchen) |
н/д |
Schmidt, Kurt |
Командир земельной группы № 15 (Stuttgart) |
н/д |
Bethke |
Командир земельной группы № 16 (Danzig) |
н/д |
Обучение в Германском авиационном союзе охватывало следующие направления: конструирование и испытания моделей, полеты на планерах и воздушных шарах. Наряду с этим здесь занимались авиамоделизмом, а также военно-спортивной, спортивной и общеполитической подготовкой. Обучение проходило в ротах, в рамках службы, и в учебных процессах школ DLV.
Будучи полувоенной организацией, DLV стал одной из первых организаций Третьего рейха, получившим разрешение на собственное строевое короткоклинковое холодное оружие. Все образцы выдавались строго централизованно, их нельзя было купить в офицерском магазине, как, к примеру, пехотный кортик вермахта.
Год учреждения кортика командного состава DLV точно не известен, примерно можно говорить о конце 1934 года. Этот кортик позже стал прообразом для кортика Luftwaffe первого типа (ЛФ-1). Германский авиаспортивный союз просуществовал всего два с небольшим года — до апреля 1937 года. Таким образом, благодаря короткому времени производства и небольшому тиражу, кортик комсостава DLV, безусловно, — один из редких типов холодного оружия Германии периода Третьего рейха.
Характерная особенность данного типа — его длина (примерно 55 см в полном, и 43 — 48 см в укороченном варианте). Безусловно, не самый удобный в ношении образец холодного оружия. Но это не единственный немецкий кортик такой длины. В середине XIX века был учрежден прусский кортик пожарных команд, примерно таких же размеров. В отличие от кортика комсостава DLV, прусский образец просуществовал фактически без изменений до 1945 года.
Кортики комсостава DLV выпускали следующие фирмы-производители: Paul Weyersberg, Adolf Braun, J.A. Henckels, Carl Heidelberg и Carl Eickhorn.
Металлические детали рукоятки и ножен выполнены из сплава на основе никеля; деревянная ручка, как и ножны, обтянуты темно-синей «марокканской» кожей; подвес состоит из цепи в 9 верхних и 14 нижних звеньев. Каждый из производителей заказывал фурнитуру для подвесов у сторонних фабрик самостоятельно, исходя из собственных предпочтений, поэтому известны несколько вариантов карабинов и способов их крепления к цепям. Самый распространенный тип крепления цепей к карабину и ножнам — использование «5»образного соединительного элемента. Соединительные элементы колец цепи обычно аккуратно пропаяны.
Одним из наиболее явных отличий кортика ДЛВ от более позднего кортика Люфтваффе первого типа является навершие, которое имеет сквозное резьбовое соединение с концевиком клинка.
Ножны кортика DLV, в сравнении с ножнами кортика ЛФ-1, тоже обладают рядом особенностей: у них многоступенчатая форма нижней обоймицы, которая, в свою очередь, крепится не с помощью винтов малого диаметра, как на кортике ЛФ-1, а крупными скрепками, закрепленными с тыльной стороны. Это объясняется тем, что в отличие от кортика типа ЛФ-1 ножны кортика комсостава DLV были полностью кожаными, без стальной внутренней основы
После создания Luftwaffe и учреждения в 1935 году специального кортика для этого вида войск первичное производство ЛФ-1 велось с использованием деталей от кортика комсостава DLV, однако при всей видимой схожести — это разные типы холодного оружия с легко заметными для специалистов отличиями. Основное отличие переходных кортиков от ЛФ-1 — это ножны без кожаной основы с обоймицами, прикрепленными скрепками. Обычно клинки таких, так называемых «переходных» кортиков, имеют маркировки фирм: Carl Eickhorn, Paul Weyersberg, SMF, Tiger и WKC.
Для прочих званий DLV был учрежден небольшой кортик — нож летчика (Fliegermesser). На устье ножен специальным штампом (пуансоном) наносилась эмблема организации — крылья с пропеллером и свастикой.
Иногда на гарде или на устье ставили служебные отметки. Известны такие компании-производители ножей летчика: Carl Eickhorn, Gebr. Heller, C. J. Krebs, David Malsch, Josef Munchi, SMF, Paul Weyersberg. По пятибалльной шкале редкость производителя можно распределить следующим образом (1 — самый редкий, 5 — самый распространенный ):
HELBIG (в алюминиевом исполнении)...3;
SMF .........................................................5;
Gebr. Heller...............................................5;
Carl Eickhorn ............................................3;
HELBIG ....................................................3;
Josef Munsch ...........................................2;
Paul Weyersberg ......................................2;
Carl Julius Krebs ......................................1;
David Malsch.............................................1.
Кортики для командного состава новой организации предусмотрены не были.
В апреле 1937 года на базе DLV была создана новая организация — N S-Fliegerkorps (национал-социалистический корпус летчиков — NSFK), которая находилась под руководством исключительно NSDAP. По аналогии с DLV, организация тоже состояла из 17 региональных групп.
Указ фюрера о национал-социалистическом корпусе летчиков
С целью поддержания и укрепления в германском народе авиационной идеи, создания для несения военной службы формирования и сведения воедино авиационнополитических видов деятельности в Германии предписываю следующее:
1. Зарегистрированный Германский авиационный союз (DLV) и все его подразделения (земельные группы, местные группы и т.д.) распускаются. Их место занимает I национал-социалистический корпус летчиков (NSFK).
2. Национал-социалистический корпус летчиков представляет собой объединение, обладающее публичным правом. Во главе его стоит командир корпуса NSFK. Он подчинен рейхсминистру авиации.
3. Членство в NSFK является добровольным. Члены NSFK не могут быть одновременно членами SA, SS и NSKK.
4. Члены NSFK носят прежнюю форму одежды DLV и повязку со свастикой на верхней части левой руки.
5. Учреждения, общественные предприятия и объединения, обладающие публичным правом, обязаны предоставлять членам NSFK такие же льготы, какие полагаются членам подразделений NSDAP. Прежнее членство в DLV членам NSFK засчитывается.
6. Занятия воздушным спортом любого типа должны проходить согласно директивам командира корпуса NSFK.
7. Гейхсминистр авиации издает предписания, необходимые для исполнения данного указа.
Берлин, 17 апреля 1937 г.
Согласно п. 4 указа о создании NSFK, форменная одежда членов корпуса оставалась такой же, какой была в DLV. Благодаря этому, на вооружении членов NSFK остался и тот же самый нож летчиков. Единственное отличие заключалось в штампе на устье. Теперь наносилась новая эмблема — стилизованное изображение Икара со свастикой на груди. Встречаются варианты двойного клеймения DLV-NSFK. Позднее производство ножей НСФК характеризуется заменой «тяжелого» никелевого сплава на алюминиевый. Фирма F & A Helbig производила укороченную вариацию Fliegermesser с имитацией кожи на ручке и ножнах и крашенной национальной эмблемой на гарде взамен эмалевой.
Андрей СОКОЛ
Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования № 5 (67) май 2009 стр.96