В 2009 году исполняется 95 лет со дня рождения народного художника Украины Якоба Александровича Басова. Он прожил долгую плодотворную жизнь, был неустанным, «летописцем» своей родины — Крыма. Трудно найти уголок Тавриды, не б о спетый живописцем. Целые коллекции крымских пейзажей он подарил Музеям. Творческое наследие Мастера представляет несомненную художественную ценность и вызывает все больший интерес у любителей искусства и коллекционеров.
Яков Басов родился и вырос в бедной, но очень дружной семье, проживавшей в многонациональном симферопольском дворике, где все хранили традиции своего народа и уважали устои других. В его судьбе было много трудного — бедное детство, полуголодные студенческие годы, военное лихолетье, ранняя кончина первой жены, но до конца своих дней он оставался «солнечным» человеком, художником с солнцем в крови. От всех бед его спасала неуемная жажда жизни и творчества.
Басов получил хорошее образование. Его первым учителем был академик батальной живописи Н. Самокиш, волею судеб очутившийся в 1920-е годы в провинциальном Симферополе и открывший там студию. По рекомендации Самокиша способный ученик продолжил учебу в Академии художеств в Ленинграде в мастерских Н. Наумова, Д. Кардовского, В. Шухаева.
После Великой Отечественной войны, которую Яков Александрович закончил капитаном инженерных войск, он вернулся в разрушенный Крым вместе с первой женой, Людмилой Григорьевной (она была вдовой репрессированного ленинградского поэта Бориса Корнилова). Талантливый литературный редактор, она дружила со многими известными писателями, поэтами того времени. По воспоминаниям коллег, она была нежнейшим существом, излучавшим свет добра и ласки. В их скромной, а правильнее сказать — бедной мастерской в Алупке бывали КПаустовский, О.Берггольц, Н.Бенуа, О.Форш, Ю.Либединский, М.Давлатова, Д.Молдавский, многие другие творческие люди, всегда звучал смех, обсуждались новости литературы и искусства, велись жаркие споры.
Несмотря на свою долгую и тяжелую болезнь, хозяйка. дома умела сохранять теплую, дружескую атмосферу. Басов, ухаживая за ней и поднимая на ноги двоих детей, много и самозабвенно работал Портрет жены в черном платье — один из самых сильных портретных образов. Работа написана в сдержанной, почти монохромной гамме очень подвижным, «нервным» мазком. На темном фоне в самой активной зоне холста белым шарфом, ореолом черных волос и неровным светом выделено выразительное бледное лицо с огромными печальными глазами. Оно завораживает глубокой духовной красотой, трепетной изменчивостью сложного внутреннего мира, некой скрытой, но ощутимой трагичностью.
Творчество художника буквально пронизано любовью j к Крыму. Он как-то особенно глубоко, проникновенно понимал и ощущал особенности родной земли, хранящей тайны многих культур и народов. В определенном смысле Басов был одним из самых «почвенных» крымских мастеров. Самая ранняя из сохранившихся его работ — «Цыганка» написана совсем юным автором в 1932 году. Она поражает живописной и эмоциональной энергетикой, свободой и напряжением цвета. Яков Александрович работал в разных жанрах, но пейзаж со временем стал для него главным, в нем он нашел себя и смог сполна выразить свою творческую индивидуальность.
Философ-созерцатель по мировосприятию мирно уживался в нем с чувственным гедонистом. Одни работы автора располагают к размышлениям о сущности природы (морские пейзажи, например), другие привлекают яркостью и свежестью впечатлений, как например, виды старых городов. В некоторых произведениях конкретное и отстраненное находятся в спокойном равновесии. Любимые мотивы — горы и море — в круговороте времен года являют нам многоликий образ Крыма Я.Басова. Бесконечная изменчивость, трепетность, преобразование, становление природных явлений более всего волновали его импульсивную натуру. Особенно трогало едва ощутимое предчувствие, наитие перемен, поэтому так часто художник обращался к переходным временам года — весне, осени, к мимолетным, сложно уловимым состояниям, таким, как сумерки, рассвет, закат.
Десятки лет он писал прибрежные камни неподалеку от своей мастерской. То ракурс новый увидел, то необычное освещение или движение волн, то небо и море в редком цветовом сочетании — и всякий раз душа отзывалась, а рука успевала запечатлеть этот поразивший миг или сразу с натуры, или много позже — по внезапному и непонятному озарению, передавая нюансы эмоционального состояния.
Морская стихия влекла художника во всех своих проявлениях, но больше всего он любил море в движении, волнении, борении. В «чистых» маринах Басова подчеркнута самодостаточность природы, ее обособленность и даже некоторая отчужденность. Море, как правило, плотно заполняет пространство картины, напоминая своей массой, ритмом одновременно о вечности, силе и мощи, о бесконечной изменчивости окружающего мира. В некоторых южнобережных пейзажах («Пароход пришел», например) теплое, ласковое море соседствует с архитектурой, людьми. Такие работы наполнены уютом и негой курортного бытия.
Еще одна значимая тема — солнце, начало начал всего живого. В языческом преклонении перед светилом кроется подсознательная связь искусства Басова с корнями, уходящими в глубь веков. Он по-своему обожествляет всякое явление природы, большое и малое, но горы, море, солнце — особенно ярко и полно. В его пантеизме нет мистического экстаза, но есть удивительная жизнерадостная сила и здоровая энергетика.
Темперамент, импульсивность натуры художника во многом способствовали его серьезному увлечению акварелью, начиная с 1960-х годов и до конца жизни. Акварель давала возможность быстро и адекватно реализовать спонтанные чувства, их переменчивость, позволяла внезапную, мимолетную импровизацию. Вместе с тем эта техника требовала полной концентрации мысли, эмоций, ремесла, а значит, и предельной обобщенности, сжатости образного решения. Успехи в акварели принесли Басову признание, известность.
Главным средством образного решения в творчестве Якова Александровича является цвет. Он как камертон определяет душевный настрой автора. Эта предельная эмоциональная выразительность цвета особенно притягивает в его работах. Художник любил сочные, яркие южные краски, сильные контрасты цвета, и колорит предпочитал контрастный, насыщенный цветом, хотя умело пользовался и тональными растяжками цвета. Одни и те же цветовые отношения передают самые разные оттенки чувств. Например, красный цвет разной насыщенности и силы в сочетании с другими цветовыми пятнами звучит по-своему в разных листах. Горячие, жгучие потоки интенсивного красного, красно-бордового цвета со вспышками желтого и зеленого в акварели «Жатва» передают предельный накал сил природы и человека в страдную пору. В пейзаже «Осенний Крым» печать увядания ощущается благодаря соседству красно-охристых виноградников с холодными бело-синими скалами и серым небом Одна из последних работ Якова Александровича «У озера» решена практически в одном цвете. Крупные цельные пятна зеленого разной интенсивности и плотности дают изобразительный ряд — купы деревьев, озеро, отражения в нем, но главное — чувство удивительной соразмерности, тишины и покоя.
Форма цветового пятна у него всегда разнообразна: кисть то очерчивает предмет, следуя изгибам ветвей, округлости холмов, то свободно движется вопреки форме, создавая сложную игру цвета и включаясь в общую систему декоративного решения листа. Пятно то плотное, густое, почти «непроницаемое», то легкое, размытое, прозрачное. Такое разнообразие плотности и интенсивности цвета позволяет передать и материальную осязаемость, вещность изображений, и вместе с тем — тонкость, зыбкость воздушной среды, нюансы света.
Характерная особенность акварелей Басова — «светоносность» цвета, обилие света, сложная градация света. В северных сюжетах свет чаще всего мягкий, рассеянный, ровный. Серебристо-серый колорит с оттенками зеленого, сиреневатого, синего в работе «Одинокость» создает настроение спокойной задумчивости, осенней грусти природы в неярком гаснущем свете сумерек. В южных мотивах свет чаще яркий, свето-цветовая среда строится на сложном взаимодействии контрастных и сближенных цветовых пятен. Ослепительный солнечный свет заливает все в акварели «Знойный Бахчисарай». Он лишает материальности изображения предметов, «расплавляет» яркие южные краски. Дома почти парят в воздухе, узкое пространство улочки раздвигается благодаря обилию света. Причудливые скалы в глубине листа на фоне ультрамаринового неба приостанавливают движение улочки вдаль, не давая ей потеряться в потоке солнечного света. Тончайшие розово-перламутровые, жемчужно-сиреневые, серо-фиолетовые, охристые, кораллово-красные оттенки переливаются, искрятся в жарких лучах солнца, завораживая магией цвета и света. Это и вполне реальный Бахчисарай в знойный полдень с его восточным колоритом, и одновременно город- мираж со своей тайной.
Воздух и свет становятся главными персонажами акварелей «Белые лодки», «Теплое море». Предметные формы в них почти размыты, лишены телесности, объема, сильно высветлены. Подвижные, словно летящие, цветовые пятна прихотливых очертаний сплетаются в изящный, сотканный из солнечного света узор, в котором все вибрирует, как в зыбком летнем мареве.
Басов писал панорамные пейзажи с уравновешенной композицией и прямой перспективой, пример тому — «Гряда Ай-Петри», «Осенние виноградники». Но больше любил динамичные фрагментарные композиции, как в акварелях «Дворик в Феодосии», «Улочка в Гурзуфе», «Старая Ялта». Он совмещал точки зрения сверху и снизу, чтобы показать окружающий мир в разных измерениях, в движении. Домики в его архитектурных мотивах сбегают к морю или карабкаются по склонам холмов, люди снуют по городским улочкам. Ритм, всегда ощутимый в повторах предметных форм и очертаний, в динамике цветовых пятен, иногда достаточно спокойный, размеренный, но чаще стремительный, захватывающий в круговорот движения, вносит острый дух современности в пейзажи старых крымских городов.
За долгие годы творческой деятельности Яков Басов стал большим мастером в технике акварели. Он работал очень быстро, всегда в один прием, влажной кистью по сухой, иногда по мокрой бумаге, очень влажными массами без подготовительного рисунка. По технике письма можно выделить работы более близкие классической акварели с мягкими тональными размывками и большой прозрачностью красочного слоя. Есть чисто импрессионистические вещи, написанные мелкими, дробными пятнами чистого цвета в очень подвижной манере, дающей много просветов бумаги. Следует отметить также работы, тяготеющие к экспрессионизму — и по обобщенности образного решения, и по предельной цветности, плотности письма. В некоторых произведениях элементы всех трех стилей сочетаются в различных пропорциях.
Яков Басов считал себя акварелистом, и известность пришла к нему благодаря акварели, но странным образом жизнь все расставляет на свои места. В среде знатоков и коллекционеров все большим спросом начинает пользоваться масляная живопись художника, к которой он сам относился без особого пиетета. Это происходит не только потому, что живописные произведения несут печать времени—1940—1960-х годов и уже стали раритетом. В картинах Басова, равно как и в акварелях, есть особая «басовская» импульсивность, эмоциональная острота, живость восприятия, цветовая «сочность» и акварельная легкость. К сожалению, картин Я.А.Басова осталось немного, тем большую ценность обретает художественное наследие этого художника
Людмила ШИРЯЕВА
Иллюстрации предоставлены автором.
Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования № 5 (67) май 2009 стр.34