ОКХ — знакомая и вместе с тем загадочная аббревиатура для многих любителей старой игрушки, на целлулоидных куклах часто встречается клеймо с этими буквами. Что же скрывается 3а ними?
Атрибуция таких игрушек, особенно довоенных, зачастую затруднена из-за отсутствия литературы и исследований на эту тему. При написании этой статьи были использованы документы, хранившиеся в существовавшем до недавнего времени заводском музее, а также материалы газеты «Охтинский химик» и журнала «Игрушка». Кроме этого к 250-летию комбината в 1965 году была выпущена книга, посвященная истории предприятия, в основу которой легли архивные документы, интервью с работниками предприятия. И хотя сведения, содержащиеся в этой книге, лишь косвенно затрагивают тему производства игрушек, многие достоверные факты с ссылками на источники стали основой для дальнейших исследований.
ОХК — это Охтинский химический комбинат, флагман химической промышленности СССР, известнейшее предприятие советского времени. Для петербуржцев он значим еще и потому, что это был один из первых заводов, основанных Петром I в начале XVIII века в новой российской столице. Назывался он Охтинский пороховой завод и вплоть до революции оставался стратегически важным предприятием, изготавливавшим продукцию для военных нужд. Во времена революции и Гражданской войны он был закрыт из-за отсутствия сырья, заработал вновь только в 1922 году — уже как мирное предприятие. В эти годы страна лишилась поставок многих привычных импортных материалов, поэтому было решено разрабатывать и изготавливать их собственными силами. Пороховой завод, обладая мощной технической базой, отличной химической лабораторией и кадровыми ресурсами прекрасно справлялся с порученными задачами. Так, было внедрено в производство безосколочное стекло триплекс для самолетов и автомобилей и многие другие необходимые для молодой страны новинки.
А как же куклы, как они появились на таком серьезном предприятии? Легкая промышленность переживала далеко не лучшие времена и была представлена в основном кустарями и небольшими артелями. Поэтому в рамках программы увеличения производства товаров народного потребления каждое предприятие обязывалось выпускать определенное количество этих товаров. Каких именно, выбирали в зависимости от собственных возможностей. На пороховом заводе в 1925 году решено было организовать мастерскую для разработки собственного производства целлулоида, который до сих пор получали только из-за границы, преимущественно из Германии. С этой задачей не очень быстро, но благополучно справились. Целлулоид стали выпускать с 1927 года, в основном его брали кустари и частновладельческие предприятия. В 1931 году Охтинскому пороховому заводу было присвоено новое название — Охтинский химический комбинат.
Для атрибуции игрушек это важный факт, так как все довоенные клейма имеют аббревиатуру ОХК, поэтому игрушки с такими клеймами не могут быть атрибутированы более ранним периодом.
К 1931 году был организован новый целлулоидный цех изделий ширпотреба, который начал производить расчески, мыльницы и чехлы для очков, и только в 1932 году появляются игрушки-зверюшки, а первые куклы — в 1935-м, о чем торжественно сообщил журнал «Игрушка». Столь долгий период становления связан не только с технологическими сложностями изготовления самого целлулоида, но и с непрофильностью предприятия, его технической направленностью. Не стоит забывать, что ширпотреб, в том числе и куклы, был всего лишь побочным производством для ОХК. Кукла, в том числе и промышленная, — предмет декоративно-прикладного искусства, а в штате ОХК в то время не было должности художника или скульптора. Старались справиться собственными силами. Сначала на комбинат были переданы формы для изготовления кукол с завода «Комсомольская правда», который отказался от такого производства. Другие формы были сняты с французских фарфоровых и немецких целлулоидных кукол. Именно таким разнообразием поступлений форм в первое время объясняется тот факт, что на некоторых куклах середины 1930-х годов вообще нет клейма. Его просто не успевали поставить или хотели посмотреть сперва, что получится, и если кукла выходила удачной, то на формы ставили клеймо. Об авторском праве в те времена никто не задумывался. Собственно, клейм было разработано несколько видов:
буквы ХМП, закомпонованные в большой букве С, сверху или снизу этой композиции — буквы поменьше: о. х. к., через точку в виде треугольника;
буквы ХМП, закомпонованные под большой буквой Г, сверху или снизу этой композиции — буквы поменьше: о. х. к., через точку в виде треугольника;
клеймо повторяет первую композицию, но оно крупнее и буквы ХМП не пересекаются. Определяющие в клейме — буквы о. х. к., являющиеся наименованием комбината, центральную же композицию использовали и другие предприятия химической промышленности, например, завод «Комсомольская правда», который выпускал небольшое количество целлулоидных кукол до 1935 года.
Эти игрушки, разумеется, очень нравились детям — ведь их, в отличие от кукол из папье-маше, ткани или фарфора, можно было мыть и купать, они не были такими хрупкими, как редкие фарфоровые. К сожалению, стоили куклы довольно дорого (большой пупс, например, — 3 рубля 50 копеек), поэтому не все родители могли их купить.
Кукла по французской фарфоровой форме встречается очень редко и являет собой образец обывательских представлений об идеальной кукле тех лет — тонкая скульптура лица и рук, виден каждый зубок и складочки на пальчиках, отрешенное выражение лица, никакой улыбки, тщательная роспись глаз и рта. Наркомпрос, однако, к тому времени уже сформировал собственное представление о том, как должна выглядеть кукла, предназначенная для советского ребенка. В данном случае требованиям к простоте соответствует только прическа — два коротких хвостика на паричке из хлопчатобумажного волокна. Кроме того, с паричком вышла проблема: во-первых, на ОХК негде его было делать, во-вторых, оригинальная форма подразумевала срезанную макушку для доступа к механизму стеклянных глаз, а здесь их не было, поэтому отверстие просто заделали целлулоидом и срезанную часть головы пришлось чем-то наполнять. От производства такой красивой, но сложной куклы быстро отказались.
У всех кукол следующих вариантов были волосы, отлитые в форму. Потом уже принялись отливать и ленточки, и шапочки, и целые костюмы, ведь на ОХК за всю историю его существования не было швейного цеха, поэтому все куклы и пупсы выпускались голыми. Многие даже в документах так и назывались «голыши». Ничего страшного в этом не было, так как считалось, что девочки и сами с удовольствием сошьют им одежду. Некоторые прически выдают формы немецких целлулоидных кукол, как например, у очень известной куклы-девочки завитые наружу концы полудлинных волос. Она была очень популярна и ее продолжали выпускать и в послевоенные годы. Известны также несколько пупсов-мальчиков, изготовленных по немецким формам.
Однако настало время заняться изготовлением собственных форм и созданием своих образов. Одна из первых кукол такого рода — пупс Вовка, внушительного размера мальчик-младенец, единственная модель ОХК с закрытыми глазами, будто он спит. Это очень натурализированный ребенок с серьезным выражением лица. Интересно решено крепление рук и ног в виде целлулоидных воронок с отрезанным кончиком и прорезью, через которую вставляются резинки. Механизм очень удобный, но в других моделях повторить его, очевидно, было тяжело из-за их меньшего размера.
Появляются также и куклы-девочки. Теперь они все больше представляют собой образ советского ребенка — жизнерадостного, любознательного, не обремененного излишней заботой о красоте своей внешности. Улыбка, ясный взгляд, простая прическа — вот внешние черты идеальных советских детей и, соответственно, советских кукол того времени.
Нельзя сказать, что мода на некоторые типы кукол обошла ОХК стороной. Как дань интернациональной дружбе был создан и внедрен в производство мальчик- негр с очаровательной улыбкой. Разные партии целлулоида для этой куклы имеют различную интенсивность окраски, иногда совсем светлую. Таких светлых негритят в сочетании с мимически сузившимися от улыбки глазами зачастую ошибочно называют таджиками. Известны также артельные куклы-негры в костюмах-робах, очевидно, в память о неграх-рабах с американских плантаций.
С технологической точки зрения, куклы немного упрощаются, мелкие детали и черточки исчезают, у некоторых кукол небольшого размера на резинках двигаются только ручки, а у голышей ручки и вовсе прижаты к туловищу. Однако для всех кукол этого периода характерна очень тонкая и тщательная прорисовка лица красками. Если кукла большая, то глаза обязательно с тенями, зубки — не одной полоской, а каждый отдельно.
Еще одно интересное явление — головки-бюстики на манер фарфоровых. Их и отдельно ручки и ножки изготавливали и продавали кустарям и артелям для дальнейшей обработки, ведь это самые сложные в технологическом смысле детали куклы. Также их можно было купить и в магазине и сшить куклу дома. Грудную часть бюстика либо зашивали под материал туловища, либо нашивали сверху, в таком случае в нем прокалывали дырочки. На самом ОХК матерчатую часть кукол никогда не делали.
Таким образом, производство игрушек росло и развивалось и в количественном, и в качественном отношении. Куклы завоевали популярность у населения, но с началом войны делать их, как и другие игрушки, прекратили. Часть оборудования комбината вместе с персоналом была эвакуирована, а то, что осталось, работало на нужды фронта.
Дарья СОБОЛЕВА
Фото Ярослава Фролова.
Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования № 5 (67) май 2009 стр.4