Каждому коллекционеру знакомо особое чувство, связанное с обретением очередной находки, ни с тем не сравнимый душевный подъем в такие минуты и ненасытное стремление пережидать их снова и снова, безошибочно зная, что они и есть счастье...
Так вот, коллекционеру из Москвы Сергею Станиславовичу Назину переживать подобное состояние приходилось более двухсот раз. Именно таким масштабом и измерялось количество экспонатов из его собрания предметов медальерного искусства, представленное на выставке «Сравнился с золотом чугун» в Государственном Историческом музее, где были показаны произведения чугунолитейной пластики, отлитые на заводах и литейных мастерских России, Западной Европы и других стран.
Собрать, а самое главное подготовить и показать коллекцию такого уровня — большой труд, подвижничество и удача. И поэтому, не претендуя на подробный анализ события, все же поделюсь собственным отношением к нему.
Спутник выставки — каталог, подготовленный автором совместно с издательством «Интербук-бизнес», интересен, на мой взгляд, уже тем, что подробно рассказывает о каждом, без исключения, экспонате выставки. В свою очередь, предваряющая сам каталог вступительная статья автора, захватывает читателя своей безусловной компетентностью в предмете исследования, научным подходом к теме и результатами поиска, которые приводят к открытиям. Так, рассказывая о ныне малоизвестном уральском заводе в поселке Кушвинский завод, автор подчеркивает его производственную связь с европейскими мастерами, о чем прежде в печати не упоминалось. Здесь же автором высказано интересное предположение о существовании на заводе уже в начале XIX века собственного каталога художественных и бытовых вещей, который насчитывал до 300 экземпляров.
А как насыщены сведения об отливке памятной чугунной медали на Юговском медеплавильном заводе, где раскрыта история ее появления на свет!
В традиционных «биографиях» экспонатов — указание автора, размеры, массы металла — видны не только культура издания, но и забота о читателе, полноте информации для него. Та же забота — в, казалось бы, необязательном, но полезном воспроизведении полного текста прейскуранта чугунного литья медальонов и медалей Каслинского завода за 1896 год, ныне — библиографического раритета. Благодаря ему коллекционеры могут убедиться в том, насколько редко встречается сегодня такая заводская продукция.
Короткая цитата: «В представленном на выставке собрании, — делится своими наблюдениями С. Назин, — экспонируются 40 медалей из прейскуранта Каслинского завода 1896 года. Только в Свердловском областном краеведческом музее хранится сопоставимая по количеству предметов в этом прейскуранте коллекция медалей. Еще около 10 медалей, известных автору, находится в музейных и частных коллекциях».
Особенно, мне кажется, повезло в каталоге выставки разделу, посвященному медальерному искусству Германии. Сергея Станиславовича Назина вообще следует считать первооткрывателем темы немецкого художественного литья в отечественной печати (см. «Определитель по монограммам и клеймам европейских чугунолитейных заводов и частных литейных». Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», №№ 12(43), 2006 г., 1—2 (44) и 4 (46), 2007 г.). Этому способствовали не только творческие связи со многими представителями немецкой культуры, но и прежде всего — его личный интерес к искусству страны и ее истории, знание языка и, как следствие, возможность приблизиться к первоисточникам, почувствовать истинную коллекционную ценность изделия.
Так нашли дорогу в коллекцию С. Назина ее жемчужины — медальон с изображением Александра I, отлитый по модели Леонарда Поша, его уменьшенный вариант для табакерки, сама табакерка и изысканный двусторонний медальон производства медальерной мастерской Лооса.
Автор знакомит читателя со многими немецкими и австрийскими заводами, продукция которых сегодня чаще всего неизвестна, и тем неожиданнее воспринимаются сведения о том, как в далекие времена литейщики мастерских отдавали дань русской тематике.
Теперь о представленном на самой выставке.
Медали, барельефы, новогодние плакетки, другие предметы в коллекции Сергея Назина содержат обширные сведения о многих свершениях, о выдающихся личностях, владевших умами и судьбами различных стран на s протяжении долгих лет. В свое время злобой дня в русском государстве была атмосфера, царившая в стране после подавления восстания стрельцов, занимали подробности коронования императоров, волновали этапы войн битва при Кульме, освобождение Амстердама, сражение при Бриене или позднее — такая трудовая победа, как пуск первого термического цеха на УЗТМ. Но попробуем спросить себя: кто сегодня помнит обо всем этом? Или хотя бы знает, какое значение эти важные события имели в свое время?
Прошедшая выставка в ГИМе помогла воскресить прошлое. Она показала, что именно медальерное искусство было и всегда будет сторожем памяти. Что навечно застывшие в металле имена, даты, потрясения хранят в себе живой нерв, отодвигают время и вызывают чувство гордости за многие деяния, за людей, которых мы не имеем права забывать. В этом ее главная заслуга.
Что же касается «отмеченных недостатков», то... Я пожелала бы издательству лучшей, более качественной печати, воспроизводящей экспонаты, и — не скрою — мне не хватило в авторском отчете... мечты. Хотелось увидеть хотя бы беглое упоминание о том, что не удалось, что могло быть, но еще не случилось. Чего очень хочется, но оно пока только в желаниях и снах. Возможно, все это не укладывается в принятые рамки каталога, но кто сказал, что они всегда обязательны, эти рамки — необходимое обрамление для демонстрации успеха?
В одной из первых своих публикаций («Медальерное искусство: история, отлитая в чугуне». «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 6 (18), 2004 г.) С. Назин сетовал, что так мало в России патриотов приверженцев чугунолитейного медальерного искусства, и он был бы благодарен откликам своих единомышленников. Почему бы не вспомнить об этом сейчас? Тем более, что недавняя выставка в Государственном Историческом музее позволила многим убедиться в том, что обыкновенный чугун может сравниться с золотом.
Инна ПЕШКОВА
Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования № 5 (67) май 2009 стр.10