Производство стекла в XIX и начале XX века по своему Масштабу и разнообразию значительно превосходило объемы стеклоделия в любой более ранний период.
Резное и гравированное стекло
В последние годы XVIII века выдувное английское и ирландское свинцово-калиевое стекло завоевало безусловное первенство по популярности в Европе. Его поверхность имела высокие показатели преломления, резной декор отличался исключительным блеском, а изысканный звон английского свинцового стекла звучал похоронным колоколом для традиционного резного и гравированного известково-калиевого стекла Центральной Европы. В силу этой популярности, в начале XIX века богемские стеклоделы стали имитировать англо-ирландский стиль, однако вскоре оказалось, что их главным преимуществом на рынке оставалось производство прозрачного цветного стекла, в котором они не знали равных.
В производстве резного стекла по всей Европе преобладал стиль ампир. Еще в 1795 году набоб Уда заказал в мастерской лондонского стеклодела Блейдза уникальный квадратный мавзолей из резного стекла со стороной в два метра и высотой четыре метра, который был затем перевезен в Лакхнау. В первой четверти XIX века Блейдз изготовлял большие резные канделябры, подсвечники, столы и сервизы по заказам от правителей России, Испании, Португалии, Египта, Персии и Индии. Для сборки сложных предметов на месте обычно направлялся мастер, сопровождавший изделие. Для украшения дворцов русских царей Императорский стекольный завод в Санкт-Петербурге производил роскошные изделия цветного и бесцветного свинцового стекла с резьбой и огранкой, часто в оправе из золоченой бронзы. В 1804 году по рисункам архитектора Воронихина была изготовлена пара великолепных резных туалетных столиков из янтарного и синего стекла, один из которых сейчас хранится в музее Павловского дворца, а второй — в Корнингском музее стекла в Нью-Йорке. В 1824 году Императорский стекольный завод сделал для шаха Ирана хрустальную кровать на железной раме, отделанной посеребренной бронзой.
Франция также добилась немалых успехов в эту эпоху, когда стеклоделие было на пике популярности. В 1813 году Шарпантье, владелец «Хрустальной лестницы», знаменитого магазина стекла и фарфора на улице Пале-Рояль в Париже, получил патент на поставку на рынок «хрустальной» мебели. Заготовки для нее производились в бельгийских мастерских Эме-Габриэля д’Артига, и затем их гранили, собирали и оправляли в золоченую бронзу в мастерских «Хрустальной лестницы». После смерти Шарпантье его вдова мадам Дезарно выставила в 1819 году на Французской национальной выставке мебель из резного стекла и стеклянные аксессуары, которые были удостоены золотой медали. Такая мебель привлекала толпы зрителей, и даже десять лет спустя она была воспроизведена на иллюстрациях к труду Жюли де Фонтенель «Полное пособие по производству стекла и хрусталя». Еще одним важным центром стеклоделия стал основанный в 1825 году бельгийский завод в Валь-Сен-Ламбер, производивший резное стекло как в англо-ирландском стиле, так и в стиле ампир.
Обычно мода не длится долго, хотя со временем она может вернуться. Сложная резьба по стеклу вскоре сменилась более простым декором, менее утомительным для взгляда, и крупными гранеными элементами — широкими вертикальными ребрами, плоскими или вогнутыми, или горизонтальными ступенчатыми гранями. В декоре могли присутствовать и ромбы, но теперь они уменьшились до такой степени, что составляли скорее фактуру, а не узор. Этот дизайн, в особенности в Америке, легко переходил в подражание готическому стилю, а впоследствии часто воспроизводился в прессованном стекле.
Ко времени Всемирной выставки, проходившей в 1851 году в Лондоне, резьба по стеклу потеряла большую часть своего значения, уступив, с одной стороны, дизайну оправы, а с другой — огранке. Правда, одним из самых выдающихся произведений стеклоделия середины XIX века стал фонтан резного стекла, изготовленный Ф. и С. Ослерами в Бирмингеме, высотой свыше 8 метров и весом в 4 тонны.
Он был поставлен в центре Хрустального дворца, где его видели шесть миллионов посетителей. Тем не менее в 1851 году начинался общий застой в производстве резного стекла, который продлился четверть века.
Между тем в Богемии после наполеоновских войн радикально изменился стиль стекла. Венские изделия периода
бидермейера (1820—1840 гг.) с великолепными миниатюрными сценами, расписанными прозрачными эмалями венскими художниками по стеклу и фарфору Самуэлем (1762—1815) и Готлобом (1789—1825) Монами и Антоном Котгассером (1769—1851), приняли форму бокалов с суженной серединой (Ranfbecher) на толстом основании с радиальными резными выступами. Богемские мастера переняли эту форму, увеличив ножку и покрыв ее резными выступами и зубцами, что придавали им сходство со средневековыми потирами. Они шлифовали чаши сосудов, оставляя на них широкие плоские панели с медальонами, которые покрывались эмалевой росписью с китайскими мотивами.
Однако не форма стекла, а его цвет был главной причиной того, что Богемия сохранила свою главенствующую роль в стеклоделии XIX века. После изобретения графом Георгом Букуойем (1781—1851) в 1803 году красного стекла сургучного оттенка, известного как гиалит, и выданной ему в 1820 году монополии на его производство в течение восьми лет, началась эра цветного стекла, определившего в дальнейшем важнейшие стили стеклоделия во Франции, Британии и Америке. Различными изменениями химического состава и обжигом красному гиалиту придавался «мраморный» вид. Черный как смоль гиалит графа Букуойя, созданный 1817 году — отличавшийся высоким блеском вариант «черных базальтов» производства компании Вержвуд, — создавал идеальную поверхность для выполненных позолотой сцен в китайском стиле и неоклассических мотивов.
Именно на удачной имитации вида мрамора нажил капитал Фридрих Эгерман (1777—1864), после того как в 1828 году он получил патент на шесть лет для производства своего собственного сорта стекла, литиалина. В литиа- лине соединялось несколько слоев стекла различных матовых и прозрачных цветов. При шлифовке такого стекла получались плоские поверхности с рисунком, напоминающим фактуру дерева.
Яркое описание производства богемского цветного и резного стекла в 1844 году дал путешественник Иоганн Георг Коль:
«Говоря о промышленности Праги, нельзя не коснуться мастерских по производству стеклянных товаров. В них работают химики и художники, которые все время изобретают что-то новое... придумывают новые изделия и наделяют их новыми формами и цветами, после чего они попадают в руки гранильщиков стекла. Каждое новое открытие или изменение зарисовывается, и копия отправляется в мастерскую. На рисунке и копии проставлены соответствующие метки и номера, так что если в мастерскую поступает запрос на какое-нибудь изделие, то нужно лишь послать заказ на немедленное изготовление стольких-то дюжин «В 288»... Я был поражен огромным разнообразием рисунков и изобретений для кофейников, чайников, молочников, в также бесконечными вариантами форм такого простого предмета, как пробка... для столь незначащей вещицы, как дамский флакон для нюхательной соли» (Коль И. Австрия, Вена, Прага и т. д. Филадельфия, 1844).
Эти виды цветного и резного стекла уже копировались во Франции и Америке.
Еще в 1820 году появилось французское «опалиновое» стекло в виде ваз, флаконов для духов и шкатулок для драгоценностей, выдутых в деревянных формах, причем некоторые из них оправлялись в золоченую бронзу. В 1830 году «опалиновое» стекло изготовлялось в самых разных цветах, причем добавкой измельченной кости, мышьяка или окисей сурьмы к стеклянной шихте мастера добивались его полупрозрачное™ — бледно-розовые, фиолетовые или зеленые цвета нового «опалинового» стекла словно виднелись сквозь облако.
В 1836 году, как раз тогда, когда французские стеклоделы ездили в Центральную Европу покупать предметы из богемского стекла насыщенных глубоких тонов для исследования секретов их производства, а Общество поощрения французской промышленности предлагало особые премии за выпуск французских стеклянных изделий, имитирующих богемские, сами богемцы старались перенять пастельную палитру французского стекла. В 1840-х годах французские опалиновые сосуды часто покрывались позолотой и расписывались стекловидными красками, а в 1860-х на них появились рельефные узоры. Наилучшие опалиновые изделия изготовлялись стекольными заводами Баккара, Сен-Луи и (до его закрытия в 1851 г.) Шуази- ле-Руа.
В то время как в Богемии разрабатывались новые формы граненого стекла, гравировка по-прежнему оставалась в употреблении. Наивысшим достижением богемских мастеров явились четкие, выразительные портреты, выгравированные Домиником Биманом (1800—1851) на литых медальонах, бокалах и кубках бесцветного стекла. На одном из портретных медальонов Бимана, сделанном около 1840 года, искусно вырезано изображение дамы в профиль по рисунку Энгра. Когда вошло в моду иметь свой портрет, гравированный Биманом, он создал портреты многих знаменитых посетителей популярного в то время курорта Франтишковы Лазни (Франценбад). На превосходном бокале бесцветного стекла Август Бем (1812—1890) из Мистровиц (Мейстердорф) выгравировал сцену победы над персами Александра Великого в 334 году до н. э., скрупулезно воспроизведя картину Ле Брюна, впервые выставленную на Парижском салоне в 1673 году, а ныне хранящуюся в Лувре. Бем поставил на бокале свою подпись и дату — «1840 год». В 1849 году бокал попал в руки стекольного мастера Эпсли Пеллата (1791—1863), который писал: «По глубине мастерства и художественному исполнению, как образец современной рельефной гравировки, этот сосуд не имеет себе равных». Сейчас этот бокал выставлен в Бродфилдском музее стекла в Кингсвин- форде, в Англии.
К 1850-м годам гравировка цветного стекла в Богемии прошла через стадии создания цветовых пятен, вплавления
стекла контрастного цвета во внутреннюю поверхность сосуда и наплавления стекла контрастного цвета на внешнюю поверхность; обычно применялось сочетание кобальтово-синего или рубиново-красного стекла с матовым белым, иногда присутствовал матовый фон, протравленный кислотой. На гравировке кубков и особенно высоких фужеров специализировался Карл Пфоль (1826— 1894), с изумительным искусством гравировавший лошадей и сюжеты, взятые с картин (включая работы Рафаэля), а также превосходные портреты. Портрет королевы Виктории, сделанный Пфолем, воспроизводит подробности дагеротипа, с которого он, очевидно, был гравирован.
Ко времени Международной выставки 1851 года был выработан устоявшийся набор дизайнов огранки, которая наносилась на богемское двухслойное стекло, куда входили круги и овалы, трилистники и четырехлистники, стрельчатые арки и т. д. Через несколько лет, однако, эти строгие мотивы стали почти скрыты цветистой гравировкой и позолотой, явно ориентированными на процветающий восточный рынок.
В 1840-х годах большие партии изделий из богемского двухслойного стекла поставлялись в Бостон и Нью-Йорк, и уже в 1847 году Стекольная компания Новой Англии (NEGS) продемонстрировала такое же стекло собственного производства на V Выставке Массачусетской ассоциации покровительства механики, состоявшейся в Бостоне, и получила за него золотую медаль. В рекламе Союза стекольных заводов Кенсингтона в Филадельфии перечисляются цвета выпускавшегося стекла: рубиновый, канареечный, бирюзовый, опаловый, изумрудный, «виктория», янтарный, аметистовый, амаритовый, черный, белый агатовый и хамелеон. В докладе Ассоциации покровительства механики от 1850 года утверждается, что «все изделия из цветного стекла компании NEGS превосходны».
Заслуживает внимания и британское двухслойное стекло, которое производила с середины 1830-х годов компания «Стивенс и Вильямс» в Стаурбридже, несмотря на ограничительный акциз, которым облагалось стекло по весу. После отмены этого акциза в 1845 году компания «Ричардсон» представила свое стекло того же вида на Манчестерской выставке в 1849 году, куда также прислали свои изделия бирмингемские фирмы «Джордж Бахус и сыновья», «Райс Харрис и сын» и другие. Производство двухслойного шлифованного стекла стало столь интернациональным, что в свое время одна и та же высокая ваза последовательно атрибутировалась как богемская, английская и французская.
После 1851 года наступил примерно двадцатипятилетний период, в течение которого резное бесцветное стекло периодически выходило из моды. Тем не менее на крупных выставках регулярно демонстрировались стеклянные изделия с изящной гравировкой, причем наносившийся на них декор отличался большим разнообразием сюжетов — от мифологических мотивов до репродукций классических и ренессансных картин, вплоть до воспроизведения гравировки стеклянных изделий Центральной Европы XVII— XVIII веков. Кроме хорошо известных компаний, таких, как «Пеллатт и К°», гравировкой занимались лондонские фирмы «Филипс», «Добсон и Пирс», «Нейлор и К0», «Дж. Грин». Кувшин «Нептун» фирмы Грина, сейчас хранящийся в Музее Виктории и Альберта, был показан на Всемирной выставке в 1851 году и многократно воспроизводился на иллюстрациях. Даже производитель фарфора у.Т. Коупленд в Стаффорде увлекался гравировкой по стеклу, например, на Венской выставке в 1873 году он показал вазу с ручками, искусно гравированную мастером Паулем Оппитцем, родом из Хайды в Богемии.
В Америке популярными сюжетами для гравировки по стеклу были сцены охоты в немецком стиле. Гравировка наносилась как на внутреннюю, так и на внешнюю поверхность сосудов из двухслойного рубинового с золотом стекла; многие изделия выполнялись по индивидуальным заказам. Великолепным образцом американской работы является резной бокал (хранится в Музее искусства Толедо), гравированный приблизительно в 1865—1870 годах Луи Вопелем (1812—1903), мастером Стекольной компании Новой Англии (NEGS), приехавшим в США из Германии в 1852 году. Он руководил гравировальными работами в компании до ее переезда в Толедо, штат Огайо, в 1888 году. В охотничьих сценах Вопеля можно различить крошечные фигурки всадников, собак, преследующих оленя, белок, фазанов, сов и змей. Охотничья сцена исключительно тонкой работы была также выгравирована около 1860 года лучшим учеником Вопеля — Генри Лейтоном, американцем шотландского происхождения, на кувшине, который сейчас хранится в Корнингском музее стекла.
Термин «хрустальная гравировка» означает глубокую рельефную резьбу, выполненную на круге, при которой вся поверхность стекла, в том числе резная и рельефная, полируется так, что гравированный рисунок составляет одно целое с блестящей поверхностью сосуда. На чашах, графинах и кубках, выполненных в этой технике, сверкают и переплетаются бесчисленные растительные, китайские и псевдояпонские мотивы. Из эмигрантов-граверов и их учеников, работавших в этой технике в Великобритании с 1880 года до начала XIX века, самыми известными были Джозеф Кнеллер и Джон Орчард, работавшие в компании «Стивенс и Вильямс» в Беверли Хилл, а также Фредерик Кнай (работал в 1870—1900 гг.) и Вильям Фрицше (1853—1924), работавшие в компании «Томас Уэбб и сыновья» в Стаурбридже. Подписная ваза Кная «Элгин», приобретенная в 1983 году Музеем стекла Дома Броад- филд в Кингсвинфорде, относится примерно к 1875 году, то есть она была сделана вскоре после того, как Джон Нортвуд закончил в 1873 году свою знаменитую вазу «Элгин». Ваза примечательна высоким рельефом фриза из классических фигур, выполненных по мотивам мраморных скульптур Элгина, и полировкой некоторых участков гравировки. Фигурный кувшин, сделанный Фрицше в стиле барокко в 1886 году (сейчас находится в Корнингском музее стекла), был продан в США сразу после завершения работы над ним.
Резьба по стеклу вновь вошла в моду к Всемирной выставке века в Филадельфии в 1876 году. На Парижской выставке два года спустя главным экспонатом фирмы «Баккара» был массивный храм из граненого стекла, состоящий из шести коринфских колонн, поддерживающих открытый купол из стрельчатых арок, и окруженный стеклянной балюстрадой с урнами. В начале 1880-х годов глубокое гранение очень толстого свинцового стекла привело к появлению новых видов декора, основанных на обыгрывании фигур, создающихся при пересечении глубоких граненых линий: они образовывали звезды, восьмигранники и другие геометрические узоры, сложные, как на исламской мозаике. Этот вид декора получил вначале название «богатой», а позже «бриллиантовой» огранки (rich-cut, diamond-cut). В США компания «Кристиан Дорфлингер и сыновья» из Уайт-Миллс, Пенсильвания, поставляла заготовки из стекла с высоким коэффициентом преломления сотням гранильных мастерских; в компании работали и собственные мастера-гранильщики, наносившие на изделия всегда элегантную, хотя и плотную огранку.
В 1893 году на Всемирной выставке в Чикаго стекольная компания «Либби» из Толедо, Огайо (бывшая NEGS из Кэмбриджа, Массачусетс), устроила на территории выставки внушительную мастерскую, где демонстрировал искусство огранки Адольф Кречманн. Компания «Либби» представила не только вполне ожидавшуюся посуду, но также и резную стеклянную лампу высотой 83,8 см. Впоследствии компания превзошла это достижение, показав на Всемирной выставке в Сент-Луи в 1904 году лампу высотой 146 см, а также большой стол на одной центральной колонне (сейчас находятся в Музее искусства в Толедо). Но в конце Первой мировой войны развитие стекольной промышленности прекратилось. Старейшая гранильная мастерская США — «Хоар и К°» в Корнинге, штат Нью-Йорк, закрылась в 1920 году, компания «Дорфлингер» — в следующем году.
В 1916 году Саймон Гейт, художник, получивший классическое образование в Стокгольмской академии, а в 1917 году Эдвард Халд, ученик Матисса, были приглашены для работы дизайнерами на знаменитый шведский стекольный завод «Оррефорс», который в то время выпускал двухслойное цветное стекло в стиле ар-нуво и стремился расширить свой ассортимент за счет изделий других стилей. Каждый из них разрабатывал дизайн декора для гравировки на прозрачном бесцветном стекле. Рисунки Гейта воплощались в глубокой скульптурной резьбе в неоклассическом стиле, его сочные обнаженные фигуры кружились на сосудах в мифологической пляске; а тонкие, легкие линии Халда, его упрощенные фигуры, почти наброски, можно было принять за книжную графику. На выставке в 1925 году изделия, выполненные по их рисункам, вызвали сенсацию, и это вывело «Оррефорс» в ряд лучших производителей стекла в мире. Когда же Стойбен из Корнинга изобрел формулу «хрустального» (свинцового) стекла небывалой чистоты и прозрачности, на место главного дизайнера Стойбена был приглашен скульптор Сидни Во. Бесцветное стекло Стойбена гравируется и сегодня.
Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования №87 (№6 июнь 2011) стр. 76