Интересующемуся кругу людей, особенно нумизматам, хорошо известно иногда встречающееся понятие «бородовой знак».
Последние полные исследования бородовых знаков были сделаны С.И. Чижовым и освещены им в «Трудах Московского нумизматического общества» (т. 3, вып. 2) еще в 1905 году. Кратко же это понятие изложено в различных энциклопедиях и исторических пособиях. Приведем одно более полное из них.
Бородовой знак (нем. Bartsteuermarke, bartzeichen), народно-обиходное название медной боны, служившей квитанцией за уплаченную пошлину на бороду, существовавшей в России со времени царствования Петра I. На его лицевой стороне были изображены нос, усы и борода и стояла надпись: «ДЕНГИ ВЗЯТЫ». Все бородовые знаки чеканились на Московском монетном дворе. Бородовые знаки 1699 года — круглые, их чеканили только как пробные, а 1724 и 1725 годов, также пробные, были четырехугольными и односторонними. Только бородовые знаки 1705 года удалось выпустить в значительном количестве. Снабжая бородовой знак надчеканкой, очевидно, преследовалась цель продлить их срок годности (хотя и на сегодня этот вопрос остается открытым). Когда Петру I для ведения Северной войны (1700—1721) понадобились деньги, он обложил пошлиной предметы повседневной жизни (бани, печные трубы, шапки, сапоги, дрова), а также усы и бороду. Пошлина на бороду была отменена только в 1772 году.
На практике встречаются лишь бородовые знаки 1705 года (их известно и описано 2 разновидности вариантов штемпелей), изредка новоделы 1705-го (иногда даже в серебре и золоте), а также ромбовидные 1725 года, не считая многочисленных современных копий, что говорит об огромном интересе к ним. Их описания и изображения встречаются во многих изданиях по истории, каталогах и аукционниках. Приводим и мы (илл. 1—5) все типовые изображения
Теперь подробнее остановимся на наиболее темном вопросе — о самых ранних указах о производстве бородовых знаков 1699 года: являются ли они пробными, как указывают энциклопедии, об их первоначальном названии, ; месте изготовления, сведения о чем очень скудны и частично основываются лишь на трудах нумизматов начала XX века.
Все эти исследования стали доступны благодаря современным техническим возможностям — появлению дополнительных источников информации в интернет-ресурсах, а также постоянно увеличивающемуся числу находок при помощи металлодетекторов. Как результат — появление новых, прежде неописанных экземпляров, разновидностей, а с исторической точки зрения — изменение некоторых взглядов на отдельные гипотезы и факты. Приведем пример, имеющий косвенное отношение к нашему исследованию: только за последние 3 года нами пересмотрено целых 5 экземпляров полполушек 1700 года (илл. 6), что, конечно, говорит о массовости выпуска этого типа монет, тогда как ранее этот номинал относили к категории пробных.
Возвращаясь непосредственно к нашим исследованиям, сообщим, что до недавнего времени был известен лишь единственный экземпляр бородового знака 1699 года, который впервые получил свою известность благодаря трудам С.И. Шодуара в «Обозрении русских денег и иностранных монет, употреблявшихся в России с древнейших времен» в 1837 году, описанный из коллекции академика Круга в Санкт-Петербурге, впоследствии перешедший от него в собрание Государственного Эрмитажа (хранящийся там и ныне), затем тщательнейшим образом был изучен известнейшими нумизматами начала XX века: Великим князем Георгием Михайловичем, П.В. Зубовым, Х.Х. Гилем, М.Г. Деммени, С.И. Чижовым, фон Винклером, И.И. Толстым...
Рассматривая экземпляр из Эрмитажа (илл. 7) с точки зрения его фактуры и палеографии, мнения «грандов- нумизматов» расходились: были те, кто уникальный бородовой знак 1699 года подвергал сомнению (Х.Х. Гиль отмечал небрежность выполнения как самого оттиска, резкое смещение и деформацию, так и детали изображения на фоне отсутствия источников о чеканке бородовых знаков ранее 1705 года), но большинство склонялось считать его подлинным. Чуть позднее М.Г. Деммени в Московском отделении Общего архива Министерства Императорского двора разыскал и опубликовал в «Записках нумизматического отделения Императорского Русского археологического общества» (т. 2, вып. 1—2, 1910) «Указ о выпуске бородовых знаков от Октября месяца 207 года». (Здесь хочется пояснить, что 207 год (на старославянском — «СЗ») — сокращенно 7207 год от Сотворения Мира, что соответствует 1699 году от Рождества Христова. Этот год пока еще начинался с 1 сентября и был закончен уже 1 января 1700 года от Рождества Христова, так как 15 декабря 7207 года был подписан указ Петра I о переходе на новое летосчисление. — О. С.) Приведем текст указа:
«В нынешнем в 207-м году октября в « » день, великий государь царь и Великий князь Петр Алексеевич всея Великих и малых и белых В о сии самодержец указал по имянному своему великаго государя указу в серебренной палате зделать ис красной меди пятнадцать тысеч девятьсот три чеха, а на них на одной стороне бородяные признаки, а на другой стороне напечатать слова двести седмой год, а зделав те чехи отослать в Преображенской приказ к ближнему стольнику князю Федору Юрьевичу Ромодановскому с товарищи. А что на дело тех чехов на медь и мастеровым людем на кормовую дачю и на всякие припасы денег изойдет и те денги взять ис Преображенского приказу».
Здесь же дадим еще более полную историческую справку о том, что предшествовало появлению этого указа и судьбе бородовых знаков.
Однако новые порядки приживались с трудом. Царя осуждали, его новшество не принимали, были и те, кто, расставшись с бородой, кончал жизнь самоубийством. По всей России роптали, ведь считалось, что бритье бороды — грех, а священники отказывали в благословении безбородому. В деяниях Петра бояре усматривали покушение на сами устои русской жизни и упорствовали в бритье бород.
Как следствие, 16 января 1705 года вышел второй указ Петра I «О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые его исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков», согласно которому все мужское население страны, за исключением священников, монахов и крестьян было обязано брить бороды и усы. Налог на бороду был увеличен в зависимости от сословной принадлежности, имущественного положения человека. Согласно второму указу устанавливались четыре разряда пошлины: с царедворцев, городовых дворян, чиновников — по 600, с купцов — по 100, с посадских людей — по 60, со слуг, ямщиков и всяких чинов московских жителей — по 30 рублей в год. Крестьяне пошлиной не облагались, но каждый раз при въезде в город взимались две денги (1 копейка) с бороды. «Бородачи» же должны были постоянно носить бородовой знак при себе и подтверждать свое право на бороду каждый год.
В 1722 году по-новому, третьему, указу все оставшиеся бородачи были уравнены по своему положению, для всех устанавливался единый налог — 50 рублей. В 1724—1725 годах был произведен ограниченный выпуск бородовых знаков ромбовидной формы (илл. 8, 9). Налог все чаще стал взиматься лишь с богатых особ и становился редким явлением.
Дочь Петра Елизавета подтвердила указы о брадобритии, что вызывало в обществе неоднозначную оценку. Так, в 1757 году М.В. Ломоносов даже написал «Гимн бороде», где обратился к ней исключительно с уважением — «борода предорогая»... Лишь при Екатерине II в 1772 году была отменена пошлина на бороду, но с оговоркой: госчиновни- ки, военные и придворные должны были оставлять лицо «босым»...
Возвращаясь к нашему исследованию, в дальнейшем, после опубликования М.Г. Деммени указа о чеканке бородовых знаков 1699 года, подлинность самого знака уже никем не оспаривалась, да и сама тема не затрагивалась до тех пор, пока не был найден в Подмосковье еще один экземпляр бородового знака 1699 года (илл. 10). Далее, сравнивая его со знаком из Эрмитажа, сделаем общие выводы.
3. В указе бородовые знаки обозначены как «чехи»!!! Чехи — серебряные монеты, имеющие в то время самое большое распространение в Европе, чехи — потому что не была еще готова новая русская монетная система! Кружки- заготовки, на которых отчеканены оба экземпляра (илл 7, 10), имеют размеры, равные чехам, только отчеканены из меди, как и в указе (ранее уже осуществлялась чеканка в 1686 году севских чехов (илл. 12).
4. В указе точно обозначено место чеканки — Серебряная палата, указывается количество бородовых знаков, которое должно быть отчеканено, — 15 903 штуки. Значит, скорее всего, существовало несколько пар штемпелей для чеканки (как правило, одной пары хватало на 2—3 тысячи оттисков). Указанный тираж говорит о массовости чеканки!
5. При сравнении найденного экземпляра со знаком из Эрмитажа отметим, что они от разных пар штемпелей, но имеют заметное сходство, особенно в изображениях усов, носа и бороды. Подобные различия иногда встречаются: например, из пяти известных экземпляров «рамочной» копейки 1726 года (илл. 13) четыре — от разных пар штемпелей (см. Уздеников В.В. Монеты России XVIII — начала XX века. Очерки по нумизматике. 1994).
Обобщая все сказанное, можно утверждать, что первая реформа пошлины на бороду была осуществлена в 1698—1699 годах выпуском бородовых знаков с общим тиражом 15 903 экземпляра, и сохранившимися на данный момент пока двумя экземплярами.
В заключение — о месте бородовых знаков и их редкости. Несмотря на то, что бородовые знаки не являлись денежными знаками, а были своеобразными суррогатами, в действительности же они выполняли функцию монетно-заменительную и использовались для сбора налогов, таким образом участвуя в финансово-денежном обращении. Имеются даже сведения об использовании их в качестве платежного средства (закрепилось название «бородовая копейка»), поэтому бородовые знаки рассматриваются наравне с монетами и включаются во все известные нумизматические каталоги. Историческая важность бородовых знаков 1699 года заключается в том, что сам их выпуск явился революционным событием в монетном деле в результате реформ Петра I: помимо моды на облик, на смену многовековому выпуску проволочной монеты («чешуйкам») осуществлен проект по европейскому образцу («чех» — наиболее частый тип монет Европы), и именно с чеканки бородовых знаков начал претворяться в жизнь выпуск круглой монеты машинной чеканки, какой мы ее привыкли видеть и сегодня. Далее, в 1699 году был осуществлен пробный выпуск полтин, в 1700—1704 годах появился полный набор номиналов — от полполушки до рубля и золотого червонца.
О стоимости бородовых знаков 1699 года можно судить лишь по двум уникальным экземплярам и по оценке в дореволюционном каталоге В.И. Петрова 1904 года в 500 рублей, что было самой значительной суммой для медных монет и входило в десятку самых дорогих монет в целом. Ныне это соответствовало бы, учитывая и огромную историческую значимость, сумме до полумиллиона долларов...
Олег СОРОКИН
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 75 (апрель 2010), стр.132