* Продолжение. Начало см. в №№ 71 — 74.
Самой распространенной древесной породой, применяемой для декорирования мебели, является орех. Со времен Возрождения и до наших дней орех уверенно возглавляет список любимейших материалов столяров-мебельщиков.
С середины XVIII века и по 50-е годы XIX века его временно оттеснило с ведущих позиций красное дерево, но затем орех вновь вышел на первое место. Конечно, в настоящее время мебельщики предлагают огромное количество новых, порой экзотических пород, но элегантная красота древесины ореха остается вне всякой конкуренции (илл. 1 а, б).
Существует довольно много разных пород ореха, с древесиной от нежно-золотистого до почти черного цвета. Рисунок текстур ореха разных пород также отличается большим разнообразием. Даже в одном дереве древесина ореха имеет разный рисунок и цвет на разных участках ствола.
Все виды ореха имеют твердую, прочную, плотную, упругую древесину. Она прекрасно обрабатывается, точится, пилится, режется и просто создана для изготовления изящной мягкой мебели (илл. 2 а, б).
Дерево настолько плотное, что из него возможно изготовление тончайшей, ювелирной резьбы (илл. 3).
Также из ореха изготавливали шкатулки, футлярчики, мелкие предметы ежедневного обихода (илл 4 а, б).
Чаще всего на антикварном рынке Москвы встречаются предметы, выполненные из обыкновенного, или персидского ореха, который растет на Кавказе и в Иране (ранее — Персия, отсюда и название — орех персидский). В Россию второй половины XIX века орех завозился в большом количестве и в самых разнообразных формах, чаще всего в виде толстых четырехгранных колод, которые перерабатывались на лесопильных заводах на доски или шпон — тоненькие листы толщиной от 0,6 мм, раньше называвшиеся фанерами.
Один и тот же ствол, в зависимости от направления реза, может дать различный рисунок шпона (илл 5, 6).
Молодые деревья дают мягкую и бледную древесину, в настоящее время этот сорт древесины ореха носит название орех европейский (илл 7 а, б).
Не очень интересную текстуру европейского ореха, как правило, обильно украшают резьбой (илл. 8 а, б, в, г, д).
С возрастом центральная, ядровая, часть ствола приобретает характерную темно-коричневую окраску, испещренную более темными прожилками, принимающими иногда совершенно черный цвет. Чем старше дерево, тем красивее и лучше его древесина (илл. 9).
Орех хорошо обрабатывается, строгается, точится, но особенно красив массив ореха с гладкой отполированной поверхностью (илл 10).
Орех прекрасно полируется и окрашивается натуральными морилками. Благодаря этому свойству светлые сорта ореха успешно подделывались под красное дерево (илл. 11,12).
Грецкий орех имеет древесину серого цвета с различными оттенками, яркую выразительную текстуру с разнообразным рисунком. Древесина средне-усыхающая, пластичная, великолепно полируется и лакируется. Применялась в виде массива и шпона (илл. 13).
Во второй половине XIX века орех европейский и орех грецкий совершенно вытеснили из продажи все более красивые и вместе с тем более дорогие разновидности орехов. Впрочем, одна из пород дорогого ореха, произраставшая в Венгрии, все-таки встречается в русской мебели XIX века в виде замечательно красивых выплавковых фанерок.
В древесине ореха встречается выплавок (нарост, наплыв) — резкое местное утолщение на боковой поверхности ствола различной формы и размеров. Нарост может являться признаком заросшего сучка, инородного тела и других повреждений ствола во время роста (илл. 14,15,16).
Очень похож на выплавок кап.
Кап — нарост, образующийся у корневой части ствола, с большим количеством мелких неразвившихся сучков (глазков). Встречается в основном у деревьев твердых пород. Ореховый кап особенно ценится. Разрез капа имеет красивый текстурный рисунок, образованный искривленными годовыми слоями вокруг мелких сучков (илл. 17 а, б, в).
Американский, или черный орех — самая драгоценная из разновидностей ореха по своей красоте и другим качествам. Он завозился на российский рынок из Нового Света. Орех американский встречается в двух разновидностях, одна из которых похожа на орех европейский, но отличается более темным (иногда почти совершенно черным) цветом и большей твердостью. Другая разновидность, напротив, несколько мягче и пластичнее. Древесина легкая в обработке, характеризуется изысканным, однородным коричнево-серым цветом. Обе разновидности достаточно дороги и применялись для фанеровки дорогой мебели и массивных резных украшений на ней.
Турецкий орех (старое название; в настоящее время коммерческое название этого сорта древесины — орех анталийский) — красноватого цвета, средней твердости, легкий в обработке, полировке и окраске. Не коробится, но подвержен червоточине. Особенно ценится выплавок — иначе как красивейшим его не назовешь (илл. 18 а, б).
Лещина — орешник лесов средней полосы, кустарник с тонким и гибким стволом. В мебельном деле применялась только самая нижняя, прикорневая часть ствола, так называемый комель; у него желтоватая древесина с фиолетовыми прожилками и наслоениями, похожими на черепаху. Это дерево слишком мягкое, и поэтому плохо шлифуется и полируется. Употреблялось преимущественно для мелких галантерейных изделий.
Даже самый простой вертикальный срез с совершенно незатейливой текстурой можно обыграть в готовом изделии за счет интересной раскладки шпона (илл. 19 а, б, в).
Различить разные породы ореха довольно сложно. Все они похожи между собой, а если дерево обработано морилкой или протравлено, покрыто лаком и заполировано, то определить точно породу ореха практически невозможно.
Орех, тонированный красной морилкой, легко спутать с красным деревом недорогих пород (илл. 20).
Вертикальный срез светлого ореха с темными прожилками очень похож на экзотическое розовое дерево (илл. 21, 22).
Если ствол достаточно старого дерева ореха раздваивается, то в месте соединения древесина имеет текстуру, практически неотличимую от ценнейшей разновидности красного дерева, — так называемого «пламени». (илл. 23).
Орех маньчжурский можно легко принять за красное дерево. Как правило, предметы из него выполнены в странах Дальнего Востока, и возраст представленных на антикварном рынке Москвы предметов соответствует периоду рубежа XIX—XX веков — времени строительства Китайской Восточной железной дороги, когда самым популярным сувениром для возвращающихся в Россию строителей был резной сундук, выполненный из ореха маньчжурского. В настоящее время такие сундуки и подобные им предметы того же происхождения выдаются за красное дерево (илл. 24 а, б).
Для формирования цены предмета, конечно, важно, зафанерован ли он орехом либо красным деревом, но гораздо важнее, был ли предмет выполнен в единственном экземпляре или производился серийно. Определить это не просто, а очень просто — по рисунку шпона на фасаде.
При машинном способе производства мебели, который применялся в Европе со второй половины XIX века, сначала фанеровались ценными породами
дерева большие столярные плиты, а затем из них изготавливали фасады мебели. Эта технология весьма успешно используется по сегодняшний день.
На иллюстрации 25 ясно видно, что филенка составлена из заранее зафанерованных разным шпоном деталей. Все красиво, и дерево ценной породы, и пропорции классические, но мебель, изготовленная по технологии поточного производства, ценится у коллекционеров невысоко.
На иллюстрации 26 представлен секретер русской работы начала XIX века, зафанерованный шпоном ореха таким образом, что рисунок переходит с одной детали фасада на другую. Это очень сложная и трудоемкая технология. Так возможно положить шпон только в единственном случае — когда предмет уже практически готов, и это можно сделать только вручную. Таким образом, рисунок шпона, переходящий с одной детали фасада на другую, является одним из признаков, подтверждающих ценность предмета. Особенно эффектно выглядят фасады русской мебели первой четверти XIX века, зафа- нерованные красным деревом.
Знания о породах красного дерева очень важны при определении возраста предмета, так как в разные периоды использовались различные сорта и виды этой древесины. О красном дереве во всем его многообразии мы поговорим в следующем номере.
Елена ЖИЛИНА
(Продолжение следует)
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 76 (май 2010), стр.34