В собрании Омского областного Музея изобразительных искусств имени М.Я. Врубеля наряду с произведениями признанных мастеров живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства разных направлений и эпох хранятся коллекции, отражающие уникальные явления местной художественной культуры. Одну из них составляют учебные работы студентов Сибирского художественно-промышленного техникума имени М.Я. Врубеля — первого в послереволюционной Сибири Художественного заведения нового образца.
Это проекты зданий будущих городов, эскизы агитационных плакатов, рекламных афиш, календарей, рисунки модного текстиля, обложки будущих книг. Раскрашенные вручную или отпечатанные на типографском станке, тщательно вычерченные по линейке или бегло исполненные в один присест, все они — документальные свидетели эпохи глобальных перемен, ритмов жизни новой советской Сибири (илл. 1, 2).
Художественно-промышленный техникум (Худпром) был открыт в Омске осенью 1920 года и просуществовал ровно десять лет. Учебное заведение задумывалось еще во времена царской России на заседаниях Общества художников и любителей изящных искусств Степного края. Тогда же были сделаны первые шаги по сбору средств на его создание. Решение об открытии училища «памяти художника Врубеля» приняли в июле 1919 года, в короткий период правления адмирала А. В. Колчака, однако воплотилось оно уже при советской власти. В 1920 году училище называлось Сибирской художественно-промышленной школой, затем — практическим институтом, в 1923— 1930 годах — Сибирским художественно-промышленным техникумом. Перед учебным заведением стояла самая передовая цель — подготовить художников для работы в промышленности, поскольку продукт промышленного производства становился в это время проводником культуры нового общества. В докладе завуча Худпрома А.М. Мон- бланова (1926 г.) говорилось: «Государство ждет от питомцев художественно-промышленных техникумов созидательных предметов быта, отображающих современность, и художников, оформляющих современный быт в проявлениях общественной жизни» (илл. 3,4).
Первый опыт подобного учебного заведения практически был реализован за рубежом в 1919 году, когда в Германии открылась Высшая школа строительного и художественного конструирования «Баухауз». Чуть позже, в декабре 1920-го, в Москве были созданы Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС). Помимо двух этих художественно-промышленных вузов, в 1920-е годы в стране функционировали техникумы подобного профиля в Ленинграде, Воронеже, Вятке, Нижнем Новгороде, Саратове, Свердловске.
В создании омского техникума принимали участие не только местные творческие силы (художники И.К. Курту- ков, И.В. Волков, инженер-строитель Н.Е. Вараксин, знаток истории искусств В.В. Барышевцев и др.). В числе преподавателей были приезжие художники, педагоги, выпускники Московского художественно-промышленного Строгановского училища и Петербургского Училища технического рисования барона Штиглица, оказавшиеся в Омске в результате событий Первой мировой войны и революции 1917 года. Среди них — специалист в области художественно-промышленного и прикладного искусства, москвич М.И. Стрельников (заведующий Худпромом с 1922 по 1929 г.), художник и музеевед Е.А. Клодт (внук известного скульптора П.К. Клодта), организатор Алтайского музея изобразительных искусств, талантливый рисовальщик и керамист А.М. Монбланов и многие другие. Занятия в омском Худпроме начались в октябре 1920 года.
Создание художественной школы в разрушенном гражданской войной Омске казалось затеей практически нереальной. И действительно, в течение четырех лет техникум вел изнурительную борьбу за свое существование, а в 1923-м и вовсе находился под угрозой закрытия. Два года у Худпрома не было собственного помещения, часто не хватало учебных пособий, красок, денег на стипендии. Преданность педагогов своему делу, энтузиазм студентов сыграли решающую роль в судьбе учебного заведения. По воспоминаниям выпускников, преподаватели отчисляли средства из собственных кошельков для подающих надежду студентов. В сложное время сохранять учебное заведение помогали заказы, которые техникум брал у различных организаций и предприятий. Студенты изготавливали плакаты, листовки, бланки, переплеты книг, мебельное оборудование для библиотек, театров, магазинов, военных организаций, писали на заказ портреты.
В своей структуре Худпром имел пять отделений: живописно-декоративное, полиграфическое, деревообделочное, текстильное и архитектурное (планировалось открытие керамического, камнерезного, металлообрабатывающего и игрушечного). Теоретические занятия сочетались с практикой в мастерских, работала химическая лаборатория по изготовлению красок, имелась солидная библиотека. При техникуме был организован музей, который являлся составной частью учебного процесса. В свое время его экспонаты произвели большое впечатление на наркома просвещения А.В. Луначарского, посетившего Омск в 1923 году. В «Кабинете по изучению культуры» (так называли музей) соседствовали живописные полотна Джинарди, Дувье, Ф. Бруни, К. Юона, Д. Бурлюка, В. Кандинского, скульптуры С. Коненкова, В. Винклера, восточные ковры, старинный китайский фарфор, фаянс, эмали,каменные изделия Урала и Алтая, каслинское литье, прикладное искусство степных и северных народов. Часть коллекции музея Худпрома в настоящее время хранится в собрании ООМИИ имени М.А. Врубеля.
В омский техникум мог поступить любой желающий, достигший 16-летнего возраста и имеющий не менее 4-х классов образования средней школы. Общий курс обучения составлял первоначально пять лет, затем четыре года.
Учащимся преподавался обширный курс общехудожественных и специальных дисциплин. Система обучения шла в ногу со временем. В первой половине 1920-х программы строились с учетом традиций старых художественно-промышленных школ Москвы и Петербурга. В их основу был положен «принцип единого искусства», где объединяющим началом всех видов искусства являлся стиль. Большое внимание уделялось и изучению орнамента разных эпох (илл. 5, 6, 7). С середины 1920-х годов в соответствии с запросами времени, эстетикой техницизма и требованиями целесообразности, в омском техникуме метод стилизации сменился новым методом — аналитическим. Как говорилось в учебных программах Худпрома, «последовательное ознакомление с элементами формы., принципами и законами композиции» должно было дать студенту не рецептурные нормы, а сформировать критическое, разумное отношение к изучаемому (илл. 8, 9).
Каждую весну в стенах техникума проходили показы учебных работ. Студенты принимали участие на областных и всесоюзных выставках. Одним из ярких событий для Худпрома стало участие на Всемирной выставке декоративно-прикладных искусств, проходившей в 1925 году в Париже. На выставку были отправлены лучшие работы с разных отделений: расписной сундук, стол и ковры «в киргизском духе», эскизы декораций к пьесе «Царь Максимилиан», архитектурные проекты Дома крестьянина, рабочего клуба, агитационные плакаты «Долой неграмотность!», «Поднимайте производительность труда».
Пропагандировать искусство во всех его проявлениях — такую задачу ставил перед собой журнал «Искусство», два номера которого удалось выпустить в 1921—1922 годах на полиграфической базе Худпрома. «Прекрасно одетая книжка выгодно выделяется среди скромно облаченных в прозодежду изданий сибирских госиздатов», — писали критики о журнале (илл. 10).
Выходившие из стен техникума специалисты работали промышленными рисовальщиками, техниками- руководителями, производителями работ в местхозах и различных трестах Сибири, в школах, издательствах,театрах, в клубах сибирских городов, на текстильных фабриках России.
Худпром формировался в атмосфере насыщенной бурными событиями художественной жизни города конца 1910—1920-х годов. Гремели выставки омского футуристического объединения «Червонная тройка», открывались новые творческие студии при общественных клубах, продолжал собирать своих приверженцев эксцентричный омский художник и писатель- саморекламист А. Сорокин. По воспоминаниям известного омского поэта и писателя Л. Мартынова, Худпром являлся одним из центров притяжения молодежи, не только учащейся в нем, но и «просто толкущейся вокруг врубелевского техникума». Имя Врубеля заведению присвоили отнюдь не случайно. Для творческой общественности личность художника являлась воплощением всего нового, передового и современного в русском искусстве. В одном из коридоров здания учащихся и гостей Худпрома встречала скульптура «врубелевского Пана». Фигура, выполненная из темно-серой глины, высотой более метра выглядела величественно-монументальной. В сумерках она светилась двумя зелеными огнями глаз (внутри была устроена подсветка, которую вечерами включали) (илл. 11). Студенческая жизнь техникума била ключом часто вопреки жестким реалиям времени. В памяти Л. Мартынова яркий отпечаток оставила новогодняя елка, устроенная его товарищами в стенах Худпрома в 1921 году. За неимением крестовины-подставки, хвойную красавицу решили подвесить к потолку вверх тормашками. Неожиданный футуристический образ наряженной елки, глядящей словно из поднебесья, по мнению писателя, оценил бы даже сам В. Татлин.
В Омском музее изобразительных искусств коллекция ученических работ художественно-промышленного техникума насчитывает около 500 единиц хранения. Она была сформирована в конце 1980-х — начале 1990-х из нескольких личных архивов студентов и преподавателей, любезно переданных в музей их наследниками. Одна часть коллекции (около 300 работ студентов разных отделений по стилизации, черчению, рисунку, основам архитектуры и проектированию) была в свое время собрана заведующим музеем Худпрома С.А. Пахотиным (илл. 12, 13, 14). Графика, изображающая новые типы зданий, павильоны, мосты, стадионы, поражает своей актуальностью и по сей день. Большинство графических листов имеет высокое качество исполнения, так как этот материал служил наглядным пособием для студентов младших курсов. Свидетельством тому являются надписи на листах: «1 похвала», «2 похвала», а также буквы «ЦФ», означающие «ценный фонд». Другую часть коллекции составляют работы студентов полиграфического отделения, собранные в альбомы одним из его выпускников С.В. Вахрамеевым (это книжные издания и промышленная графика — плакаты, листовки, этикетки, обертки и пр.) (илл. 15,16,17,18,19, 20).
Общий анализ учебных работ позволяет проследить смену методов преподавания художественных дисциплин в омском техникуме в середине 1920-х. Поначалу изучение стилей велось на всех специальностях по единой программе. Ежемесячно каждое отделение получало свое задание по стилизации в рамках одного стиля. Так, например, в январе 1924 года в рамках изучения стиля ренессанс деревообделочники проектировали зеркальную раму, текстильщики — кружевное полотенце, полиграфисты — заглавную страницу книги, архитекторы — обойную материю, а живописцы — костюм дамы. К середине 1920-х изучение художественной формы происходило уже путем раскладывания ее на отдельные элементы, общие для разных видов пространственных искусств (илл. 21). Наиболее отчетливо эта тенденция проявилась в читаемом для архитекторов и деревообделочников курсе «Основы архитектуры». Поначалу сам учебный предмет назывался «Архитектурные формы» и предполагал доскональное изучение ордерной системы. Затем «Принципы архитектуры», где студенты знакомились с «совокупностью всех подмеченных научно-художественными изысканиями законов гармонии архитектурных сооружений». Со временем законы художественной формы начали изучать «вне разреза исторических стилей». Перед студентами и их преподавателями ставилась задача создания современного стиля (илл. 22, 23). Новое кредо выражалось в лозунге «Быстрый динамический темп современности, ясный, точный, прямолинейный ритм, материал и целесообразность определяют строй создаваемой художником вещи». Студентам предоставлялась возможность на практике проверить правильность получаемых знаний. Вместе с преподавателями они участвовали в реальном строительстве и благоустройстве города.
Среди разнообразия учебных работ ряд произведений выделяется не только новаторством форм и идей, но и своей неповторимой самобытностью, тесной связью с местной культурой, ее многонациональным колоритом. Это плакаты, обложки книг и календарей, где остросовременные футуристические образы «погружены» в вязь восточных орнаментов, рождая у зрителя ощущение единства и бесконечности процессов творческого созидания (илл. 24, 25).
Худпром был расформирован летом 1930 года (на его базе открыли педагогический и строительный техникумы). Причиной тому во многом стали изменившиеся идеологические настроения в обществе. В прессе того времени деятельность художественного заведения оценивалась как оторванное от жизни, «никчемное занятие». Преподавателей техникума обвинили в воспитании у студентов «буржуазно-мещанского вкуса». Выпускникам сибирского Худпрома, оставшимся в Омске и уехавшим в другие города Сибири, Урала, Дальнего Востока, в будущем предстояла непростая работа по восстановлению разрушенного хозяйства страны и его строительству. Возможно, в этом им помогали и воспоминания о сибирской художественной школе, где царили творческая искренность и вера в глобальное переустройство общества посредством искусства (илл. 26).
Светлана ЧЕРНООК
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 78 (июль-август 2010), стр.62