Латунь представляет собой сплав Меди и цинка, причем доля Меди в сплаве может варьировать в широких пределах (от 55 до 90%) в зависимости от предназначения Металла. Цвет латуни зависит от состава сплава, но обычно он золотисто-желтый. Латунь — твердый Металл, хорошо полируется, ее можно отливать в форме и обрабатывать вручную.
В древности для производства латуни использовали каламин (карбонат цинка). Каламин измельчали и смешивали с древесным углем и кусочками меди, смесь помещали в тигель и нагревали до температуры, при которой цинк восстанавливался в металлическое состояние, следя при этом, чтобы медь не расплавилась. Цинк обладает летучестью, и поскольку медь поглощает газы при высокой температуре, пары цинка проникали в медь, превращая ее таким образом в латунь. Затем латунь нагревали до температуры плавления и разливали в формы.
Первыми начали применять латунь римляне, изготовляя из нее монеты и мемориальные плиты, и к I веку н. э. она получила довольно широкое распространение. Римляне добывали каламин из разных частей империи, в том числе в Арденнах в Бельгии и Мендилсе в Британии.
Первое точное описание производства латуни дано в труде немецкого монаха Теофилуса «О разных ремеслах» (De Diversis Artibus), написанном в первой половине XII века. Теофилус описывает нагревание руды «calamina» вместе с медью в тигле. В сообщении XVII века об устройстве печи для выплавки латуни говорится, что она сооружается в выкопанной в земле яме, состоит из ряда тиглей, имеет трубу, а над ней сооружается навес. Для поддержания достаточной температуры использовались мехи. В качестве топлива обычно использовали дрова, но к XVIII веке уже стал иногда применяться уголь, особенно в Англии.
Расплавленная латунь разливалась в двухчастные формы из песчаника или подобного ему материала, которые скреплялись железными зажимами. Затем латунные пластины расковывались большими хвостовыми молотами, приводимыми в движение водой. После этого латунь было необходимо разогреть в печи для размягчения.
В 1738 году Вильям Чемпион из Уормли, близ Бристоля, разработал технологию получения металлического цинка в вертикальной реторте. В течение XVIII века этот способ становился все более популярным, хотя и старый метод с каламином применялся вплоть до середины XIX века, так как многие мастера считали, что он дает латунь лучшего цвета.
В Британии важными центрами производства латуни были Айлворт в Мидлсексе и Тинтерн в Монмутшире, работы в которых велись Обществом королевских шахт. Это предприятие было основано в XVI веке в местности под Бристолем, где был открыт каламин. В начале XVIII века в латунной промышленности Бристоля работало более 30 печей.
На континенте самыми известными центрами по производству латуни еще со Средних веков были Льеж, Аахен и Динан, причем последний город дал название целой группе изделий из латуни — «динандери».
До XVIII века американские колонии ввозили почти все латунные изделия из Европы. Затем для работы на медных шахтах в Коннектикуте и Нью-Джерси были приглашены немецкие шахтеры, и к середине XVIII века в Америке началось производство своей латуни. Есть достоверная информация о начале производства латунных пуговиц в Иотербери, штат Коннектикут, в начале XIX века, а в середине века в Балтиморе уже существовала широкая торговля изделиями из латуни.
По большей части производили латунную проволоку, которая использовалась для изготовления булавок и для обмотки сабельных рукоятей. Кроме того, выпускались латунные листы, которые ремесленник мог обрабатывать самостоятельно в своей мастерской. Вообще в латунном производстве упрощение работ в виде широкого применения литья, вытяжки, штамповки и т. д. проявилось довольно рано.
Литье латуни применялось широко и повсеместно. Мелкие предметы, например, пряжки и пуговицы, которые нужно было декорировать только с одной стороны, отливались в открытых формах. Такие предметы, как подсвечники, отливались в двухчастных формах, модель для них изготовлялась из твердого дерева, например, самшита. Такая форма состояла из двух половин, в каждой из которых был оттиск половины отливаемого предмета.
Сложные полые изделия отливали таким же способом, как бронзу и серебро, то есть с выплавлением воска. Так обычно изготовлялись латунные графины — «акваманилы».
В Средние века узкие латунные полосы с орнаментом иногда изготовляли штамповкой. Таким же способом делали, начиная с XIV века, латунные блюда и тазы в Нюренберге, и это производство считалось отдельным ремеслом.
Для украшения латунных изделий часто применялась пробивка и рельефная чеканка. Для такой работы мастеру требовалось множество чеканов и пробойников разных форм и размеров, чтобы узор не был однообразным. Обычно чеканку вели на свинцовой опоре, которая позволяла латуни менять форму, не растрескиваясь. Рельефную чеканку латуни широко использовали в Нидерландах, особенно в эпоху барокко.
Поскольку латунь легко поддается резке и опиливанию, она была подходящим материалом для ажурной работы. Примеры этому — прекрасные ажурные подставки для блюд, сделанные мастерами Нюренберга в XV и XVI веках, и нарядные узоры на крышках голландских грелок с углями и чайниц XVIII века.
До открытия осаждения металлов на электроде для золочения латуни использовался ртутный процесс. До сих пор встречаются старые предметы из латуни, покрытые серебром и с подложными клеймами, имитирующими пробу серебра. Часто серебрение бывает стертым, но его следы можно обнаружить на участках, защищенных от контакта с другими предметами.
В XVIII и XIX веках латунь часто покрывали цветными лаками — как для защиты металла, так и для украшения. Позолоченная электролитическим методом латунь, которую в XIX веке использовали для изготовления корпусов часов и отделки мебели, часто покрывалась подкрашенным лаком для придания ей вида старого предмета, но если лак снять, под ним всегда обнаруживается яркая поверхность латуни.
На латуни, так же как и на стали, иногда делали воронение. Инкрустация латунью и бронзой была специализацией мастеров Ближнего Востока, и превосходные изделия с инкрустацией также делали в первой половине XVI века мастера, работавшие в Венеции и ее колониях.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 87 (июнь 2011), стр.84