Имя Ивана Васильевича Крестьянникова, последнего сузунского иконописца, сейчас широко известно среди искусствоведов. В Новосибирском художественном музее хранится много икон сузунского письма. Как полагают местные исследователи, среди них более двадцати написаны именно Крестьянникрвым; считается, что его иконы есть и в Сузунском краеведческом музее. Для нас это не просто известный мастер иконописного промысла, он долгое время жил в Сузуне, работал здесь, ходил по этим же улицам. И сегодня рядом с нами живут его потомки.
Мир иконы — особый мир. Лики святых завораживают, притягивают взгляд современного человека, как когда-то привлекали наших предков. Хотим мы того или нет, но иконы воздействуют на наше подсознание, заставляя думать о вечных ценностях.
Чтобы создать образ заступника и помощника всех страждущих, от иконописца требовалось не просто умение мастерски скопировать изображение древнего мастера, а вдохнуть в него жизнь, заставить поверить в то, что моления и чаяния не останутся без ответа. Считается, что только чистые душой, истинно верующие люди могли заниматься иконописным промыслом. Как это было у Ивана Васильевича? Было ли это святым делом или просто возможностью заработать на хлеб? Возможно и то, и другое, несомненно лишь одно: он был талантливым человеком.
Известно, что созданные Крестьянниковым иконы были не похожи на другие. Искусствоведы относят их к сибирским народным иконам. Большая часть икон датируется 1880—1890 годами. Яркие, будто поджигающие, краски, стилизованный цветочный орнамент, примитивность черт и в то же время изящество — отличают иконы, написанные Иваном Васильевичем Крестьянниковым. Особенно поражает, как отмечает исследователь народной иконы профессор Н.Г. Велижанина, «обаятельное соединение изысканного, даже аристократичного рисунка лиц и рук с простодушной декоративностью чисто народного толка» (илл 1).
Главными для Ивана Васильевича были изображения Богородицы, Христа и святого Николы. Наиболее выразительны — «Спас Вседержитель» и «Николай Чудотворец». Видимо, Иван Васильевич где-то обучался иконописи, поскольку специалисты отмечают сходство образа Николы и одной из старейших икон Новгорода — «Николай с изображением святых из Свято-духова монастыря», написанной в XIII веке. И все же в иконах нашего земляка отразились традиции прикладного искусства юга Западной Сибири: декоративный орнамент из растений украшает одежду Иисуса Христа на иконах в Сузунском краеведческом музее (илл 2).
«Нас ребятишки на улице «богомазками» дразнили, мы плакали с сестрой. Не догадывались, почему нас так называли. О том, что дедушка был иконописцем, было известно с детства, а вот о том, что он — известный человек, узнали случайно. Побывали в Сузунском краеведческом музее, там нас приняли с распростертыми объятьями, — вспоминает внучка Ивана Васильевича Крестьянникова Мария Александровна Медведева. — Я помню не так много. Знаю, что дед был родом не из Сузуна, грамотный человек. Во времена моего детства он уже иконы не рисовал В 30-е годы об иконах и говорить было нельзя: за одно яичко, покрашенное к Пасхе, нас могли из школы исключить. Дом Крестьянниковых стоял на улице Пролетарской, маленький огородик спускался к реке, а напротив — находилась винная лавка. Помню, что у деда Крестьянникова, наверное, единственная в ту пору в Сузуне была баня «по белому». Чистоту и порядок дедушка любил, хотя лишнего в доме ничего не было.
Бабушка была мастерица стряпать, бывало, к праздникам наготовит, напечет. Дедушка сам крепко не выпивал и пьяных не жаловал. В праздники, когда собирались дети с семьями, на десяток человек ставил бутылку водки, разливал полбутылки по маленьким рюмочкам (каждая — меньше наперстка), а остальное — берег для других гостей.
Наказ давал: «Вы, сыновья, ведите себя хорошо, а вы, снохи, не ходите, и не жалуйтесь!»
Вспомнила Мария Александровна и то, что рассказывала ей мать об укладе семьи Крестьянниковых: «Мама была из семьи земледельцев Овчинниковых, они пашней занимались, хозяйство держали. На свадьбу мамины родители подарили ей поросенка, и как водится, положили подарок на стол, что вызвало недовольство деда Крестьянникова, уж очень он чистоту любил».
В последние годы жизни Иван Васильевич икон не писал, работал пожарным, весовщиком на базаре. После смерти жены, оставшись один, какое-то время жил у внука Николая Крестьянникова. Умер в 1941 году, прожив 82 года.
В семье Ивана Васильевича Крестьянникова было пятеро детей: дочь Александра, сыновья — Александр, Павел, Алексей и Николай (илл. 5).
«Николай смолоду в Сузуне не остался, куда-то уехал и о нем мне ничего не известно. Знаю, что Павел погиб на войне, Алексей тоже воевал, но вернулся домой. Тетя Саша была самой грамотной по тем временам: она окончила три класса. Прожив 97 лет, умерла в Новосибирске, — рассказывает Мария Александровна. — Мой отец работал сплавщиком. В семье нас было двое — я и Александра, моя сестра. Кроме меня в Сузуне живут еще внучки Валентина Павловна Векшарёва, Галина Павловна Подгорбунская и правнук Сергей Каунихин. К сожалению, фамилия Крестьянников у нас в роду не сохранилась».
Известно, что потомки последнего иконописца живут в Кемерове, Новосибирске, Барнауле, Камне-на-Оби.
Светлана ТАРАСЮК
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 90 (октябрь 2011), стр.28