История отечественного ювелирного искусства XIX столетия до сих пор содержит множество малоисследованных страниц. Одной их самых важных и интересных проблем является определение авторства целого ряда замечательных произведений ювелирного мастерства, прославивших русскую школу золотого и серебряного дела. В настоящей статье речь пойдет о крупном отечественном архитекторе Александре Степановиче Каминском, который отдал много творческих сил и энергии проектированию первоклассных памятников прикладного искусства.
Во второй половине XIX века в русское золотое и серебряное дело входит практика сотрудничества ювелирных фирм с профессионально подготовленными художниками. Ведущие предприятия Москвы и Санкт-Петербурга начинают заказывать известным живописцам, скульпторам и архитекторам проекты многих уникальных произведений. Среди мастеров, работавших для отечественных фирм, можно назвать Ф.Г. Солнцева, Ф.П. Толстого, Н.С. Пименова, П.К. Клодта, И.А. Монигетти, М.А. Зичи, В.А. Гартмана, А.И. Шарлеманя, М.О. Микешина, Е.А. Лансере и других выдающихся I представителей русской культуры. Начавшееся в этот период слияние «ремесла» с «художеством» вывело золотое и серебряное дело на новый качественный уровень, позволивший специалистам считать вторую половину XIX — начало XX столетия «золотым веком» отечественного ювелирного искусства.
В числе художников, затронувших своим творчеством сферу золотого и серебряного дела, был и Александр Степанович Каминский (1829—1897) — известный зодчий, «творец пореформенной Москвы», создавший более ста построек, в том числе таких знаковых, как гостиница «Лоскутная» в Охотном ряду (1860-е, не сохр.), комплекс Третьяковского проезда (1869—1871), здание Биржи на Ильинке (1873—1875) и Пантелеймоновская часовня на Никольской (1881—1883, не сохр.). Окончив в 1856 году Императорскую Академию художеств (по классу профессора К.А. Тона), А.С. Каминский на несколько лет уехал в пенсионерскую поездку, вернувшись из которой навсегда поселился в Москве. В 1862 году зодчий вступил в брак с С.М. Третьяковой, сестрой выдающихся меценатов и коллекционеров П.М. и С.М. Третьяковых. Более четверти века (с 1867) А.С. Каминский состоял архитектором Московского купеческого общества, выстраивая роскошные особняки богатых московских купеческих семей (Третьяковых, Боткиных, Коншиных, Морозовых, Сорокоумовских и др.). В 1881—1892 годах А.С. Каминский был преподавателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества, воспитав плеяду видных архитекторов, среди которых — С.С. Эйбушиц, Ф.О. Шехтель, И.Е. Бондаренко.
Известно, что важное место в творчестве А.С. Каминского занимало проектирование всевозможных предметов прикладного искусства. Основываясь на богатой коллекции проектной графики, содержащейся в альбомах А.С. Каминского из собрания Государственного Исторического музея, публикациях зодчего в издаваемом им журнале «Художественный сборник работ русских архитекторов и инженеров»1, а также сведениях из архивных и литературных источников, впервые предпринимается попытка осветить деятельность мастера в аспекте ювелирного искусства.
Москва издревле была центром русского золотого и серебряного дела. Именно здесь в XIX столетии появляются знаменитые фирмы «Сазиковъ», «Овчинниковъ», «Постниковъ», «Хлебниковъ», принесшие мировую славу отечественному ювелирному искусству. А.С. Каминский работал со всеми этими предприятиями, но наиболее прочные творческие контакты у него установились с основателем фабрики золотых, серебряных и бронзовых изделий Андреем Михайловичем Постниковым (1830—1901). Открытая в 1868 году, эта фирма очень быстро вышла на лидирующие позиции среди производителей художественных работ из драгоценных металлов. С 1872 года при ней действовала Техническая школа серебряных изделий. Фирма принимала участие в художественно-промышленных выставках в Санкт-Петербурге (1870), Москве (1872, 1882), Вене (1873), Филадельфии (1876) и Антверпене (1885), на которых всегда удостаивалась почетных наград. В 1879 году фирма стала официальным Поставщиком Высочайшего двора2. Осмелимся предположить, что столь стремительный успех предприятия в немалой степени зависел и от А.С. Каминского.
Сотрудничество зодчего с фирмой «Постниковъ» началось в 1870-е годы, во время работы над убранством Вознесенского собора в Ельце 3. По рисункам А.С. Каминского мастерами фирмы была выполнена почти вся бронзовая утварь храма. В альбомах из собрания Исторического музея можно видеть проекты подсвечников, паникадил и хоругвей для Елецкого собора, создававшиеся художником на протяжении 1870-х годов4. Уже в этих ранних работах прослеживается приверженность А.С. Каминского национальному стилю и богатой полихромии, которая достигалась за счет использования многоцветных эмалей 5.
В начале 1880-х годов А.С. Каминский исполнил несколько рисунков серебряных блюд, назначенных для поднесения императору Александру III и императрице Марии Федоровне от представителей различных сословий и народностей Российской империи по случаю коронации 15 мая 1883 года. Коронационные блюда от земств Московской и Нижегородской губерний, а также Нижегородского уездного земства были созданы мастерами фирмы «Постниковъ», а блюдо от московского купечества выполнила старейшая отечественная ювелирная фирма «Сазиковъ»6.
Большинство серебряных коронационных блюд было окончено к 1882 году и экспонировалось на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве. Особое восхищение гостей и специалистов вызвало исполненное фирмой «Постниковъ» по рисунку А.С. Каминского блюдо от земства Нижегородской губернии7. При создании проектов коронационных блюд А.С. Каминский отходит от канонического принципа изображения в центре (зеркале) блюда императорских монограмм или государственного герба (двуглавого орла). В одном случае он размещает в зеркале сложные аллегорические композиции, в другом — сплетает в причудливый узор гербы и монограммы, а иногда вообще не выделяет центр блюда, превращая его в подобие круглого щита.
Помимо оригинального композиционного решения, коронационные блюда по проектам А.С. Каминского отличались и цветовым богатством. Об этом свидетельствует рисунок центра блюда от земства Московской губернии, поражающий чрезмерной яркостью и пестротой8. Вероятно, при исполнении блюда мастера фирмы «Постниковъ» приглушили цветовые акценты, придав произведению более строгий характер. Современники отмечали, что «при употреблении эмали г. Постников держится, вообще, надо заметить, скромных тонов, что следует отнести в величайшую ему похвалу; злоупотребление яркими цветными колерами эмали иногда обращается во вред гармонии целого» 9.
Для демонстрации работ своей фирмы на московской выставке А.М. Постников заказал А.С. Каминскому проект витрины-киоска, что еще раз свидетельствует о тесном сотрудничестве художника и фабриканта. Этот проект, напоминающий беседку в «русском» стиле, сейчас можно видеть в одном из альбомов архитектора в Историческом музее10. В окончательном же варианте витрина фабрики А.М. Постникова была исполнена по более скромному, возможно, типовому рисунку, без участия А.С. Каминского11.
Среди заказных работ зодчего 1880-х годов одна выделяется особо. В 1885 году в журнале «Художественные новости» была помещена заметка следующего содержания: «Известный московский фабрикант серебряных и бронзовых изделий А.М. Постников сделал на своей фабрике превосходную бронзовую эмалированную вазу по рисунку А.С. Каминского. Ваза эта привлекает внимание как изяществом рисунка и отделки, так и своей громадной величиной. Тотчас же после окончательной отделки ваза эта была приобретена Государем Императором, а затем отправлена в Антверпен на тамошнюю международную выставку»12. В отчете антверпенской выставки сообщалось, что «в конце июня месяца [1885 года] московский фабрикант Постников прислал образчик своего первого изделия эмалированной бронзы в виде роскошной вазы, весьма значительных размеров»13. За эту работу фирма получила высшую награду выставки — Почетный диплом. До революции 1917 года ваза украшала вестибюль парадной лестницы Аничкова дворца14, а затем, вероятно, была продана за границу. Долгие годы ее судьба оставалась неизвестной, пока 1 декабря 2005 года она неожиданно не «всплыла» на аукционе Sotheby’s в Лондоне, где была продана неизвестному лицу за двести с лишним тысяч фунтов стерлингов.
Бронзовая ваза А.С. Каминского сплошь покрыта цветным эмалевым орнаментом. Ее тулово украшают четыре профилированных картуша со стилизованными изображениями грифонов, над которыми располагаются монограммы императора Александра III и императрицы Марии Федоровны («А» и «М»), двуглавый орел и герб Москвы — Св. Георгий Победоносец на коне, поражающий дракона. На шейке вазы сохранилась изящная эмалевая надпись: «Сооружена сия ваза в царствование Императора и Самодержца всея России Александра III на фабрике Андрея Михайловича Постникова в Москве русскими мастерами по рисунку архитектора Каминского П-го. 1885 года».
В 1890 году по рисунку московского зодчего был создан роскошный бювар для адреса, поднесенного московскому генерал-губернатору князю В.А. Долгорукову от земельных банков по случаю 25-летия его управления Первопрестольной15. Верхняя крышка бювара была украшена массивной серебряной накладкой с многочисленными вставками полихромной эмали. Пока не удалось установить фирму, создавшую это произведение, однако, учитывая давние творческие связи архитектора с фирмой «Постниковъ», с определенной долей вероятности можно приписать работу мастерам этого предприятия.
В начале сентября 1890 года в Желтой гостиной губернаторского дома на Тверской улице была устроена выставка памятных даров, полученных князем В.А. Долгоруковым в свой последний юбилей16, среди экспонатов которой был и бювар по эскизу А.С. Каминского. Дальнейшая судьба этой драгоценной работы печальна. После смерти князя В.А. Долгорукова все его огромное собрание подарков поступило по завещанию в Румянцевский музей, откуда в 1924 году несколько десятков наиболее ценных предметов изъяли для продажи и переплавки17. В их число попал и бювар, созданный по проекту А.С. Каминского. К счастью, большая часть «Долгоруковской коллекции» была передана в Государственный Исторический музей, где сейчас хранится адрес от московских земельных банков, лишившийся, правда, своего драгоценного облачения18.
Помимо рассмотренных выше произведений, в альбомах архитектора из собрания Исторического музея можно увидеть еще немало любопытных проектов серебряных изделий. Среди них стоит отметить рисунки крышки бювара и солонки в форме державы, исполненные А.С. Каминским в 1880-е годы и предназначавшиеся для поднесения императору Александру III19. Интерес также вызывают созданные мастером в 1896 году рисунки ларца и солонки, назначенных, по-видимому, для поднесения императору Николаю II и императрице Александре Федоровне по случаю их коронации20. Были ли эти предметы исполнены в металле или так и остались на бумаге, еще предстоит выяснять.
В контексте сотрудничества А.С. Каминского с ювелирными фирмами особого внимания заслуживает фотография, вклеенная в один из альбомов зодчего21. На ней изображена серебряная чаша на массивном «барочном» основании, у стояна которой помещены два лебедя, держащие в клювах полотенце, слегка прикрывающее овальный медальон с монограммой «НКСМ». Под фотографией имеется подпись А.С. Каминского и дата — «1893». На обороте альбомного листа, на котором наклеена фотография, проставлен штамп магазина серебряных, золотых и бриллиантовых изделий О.Ф. Курлюкова в Москве. Из этого следует, что представленная на фотографии чаша была исполнена в 1893 году фирмой О.Ф. Курлюкова по рисунку А.С. Каминского для какого-то торжественного события.
При взгляде на чашу сразу возникает вопрос: кто был ее владельцем? Ответ содержала дарственная надпись на венце чаши, в которой удалось разобрать только два слова - «... КЛЕОПАТРЕ МИХАЙЛОВНЕ...». К счастью, обладательницу столь редко встречающегося сочетания имени и отчества долго искать не пришлось. Ею оказалась Клеопатра Михайловна Ханыкова (1845—1910), в замужестве княгиня Святополк-Мирская. Супруг ее, князь Николай Иванович Святополк-Мирский (1833— 1898), без малого двадцать лет был войсковым наказным атаманом Войска Донского (1881—1898). Теперь стало возможным расшифровать монограмму на медальоне, означающую «Николай [и] Клеопатра Святополк-Мирские».
С владельцами чаши все прояснилось, осталось определить событие, в честь которого она была создана. Материал чаши (серебро) и символика украшений (лебеди, полотенце) наводили на мысль о свадьбе, точнее, о свадебном юбилее. После недолгих изысканий выяснилось, что 14 апреля 1893 года Н.И. и К.М. Святополк-Мирские отмечали 25-летие совместной жизни, то есть серебряную свадьбу. В одном из храмов Мира (Гродненская область, Белоруссия), где в конце XIX столетия находилась усадьба князей Святополк-Мирских, знаменитый «Мирский замок», хранится икона «Спас Нерукотворный», подаренная приказчиками Новочеркасска Н.И. и К.М. Святополк-Мирскими в день серебряной свадьбы. Исследуемая нами чаша также относилась к подаркам княжеской чете по случаю четвертьвекового юбилея их супружества.
После выяснения истории серебряной чаши хотелось бы еще понять, что связывало московского архитектора А.С. Каминского с Н.И. и К.М. Святополк-Мирскими, долго жившими в Новочеркасске. Более тщательное изучение творчества зодчего показало, что на рубеже 1880—1890-х годов он нередко бывал в столице Области Войска Донского. В газетной вырезке за 1888 год, хранящейся в фонде Н.П. Собко в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге, сообщалось о его работе над проектом памятника 900-летия Крещения Руси для Новочеркасска22. Кроме того, в «Донской речи» удалось найти информацию о строительстве в городе в 1891—1893 годах по проекту А.С. Каминского церкви Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радости» в память чудесного спасения семьи императора Александра III 17 октября 1888 года23. Очевидно, что на завершающем этапе возведения церкви АС. Каминский часто наведывался в Новочеркасск. Видимо, в один из таких приездов кто-то из сослуживцев или очень близких знакомых атамана и заказал АС. Каминскому проект «свадебной» чаши, ставшей одной из самых ярких его работ в области ювелирного искусства.
Евгений ЛУКЬЯНОВ
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 100 (октябрь 2012), стр.42