Благочестие и целомудрие
Гравюры семейства ван де Пассе как первоисточник произведений живописи из собрания Шереметевых
В XVIII веке в России гравюра являлась одним из самых важных и многофункциональных видов искусства, именно она была тем первоисточником, на основе которого создавались целые живописные собрания. Задавая моду на определенные сюжеты, будучи ценным изобразительным материалом, сравнительно недорогая гравюра копировалась с точностью или фрагментарно, а порой воспроизводилась русским живописцем на свой лад.
Интерес к созданию этих картин, вероятно, парных, выполненных неизвестным русским художником XVIII века, был вызван иконографическими особенностями и латинскими надписями под изображениями.
У ног Лукреции отчетливо читается надпись «Non pietas sed castitas», что означает: «Не благочестие, но целомудрие», соответственно в «Клеопатре» — это «Nec pietas пес castitas», что переводится как «Ни благочестие, ни целомудрие».
Объединенные общей темой, эти послания придают известным историческим сюжетам новую аллегорическую трактовку.
Судя по документам, трагические истории жизней Лукреции и Клеопатры были одними из самых распространенных сюжетов в живописи, находившейся в Кускове. Эти сюжеты по-разному обыгрывались итальянскими, голландскими и другими, судя по описям, мифическими художниками. При этом картины не всегда обладали высокими художественными достоинствами.
Невнятные упоминания в описях редко дают возможность точно определить художника, однако из всей сюжетной канвы именно эпизоды смерти и Клеопатры, и Лукреции были популярны как на юге, так и на севере Европы. При этом если итальянскому художнику барокко они давали исключительную возможность создать эффектную по настроению и по использованию колористических приемов композицию, то голландцу — передать морализаторский подтекст.
Поскольку под интересующими нас картинами сохранились латинские надписи, наиболее обоснованно было обратиться к поиску первоисточника в голландской художественной школе, и прежде всего в гравюре, в которой «легенда» под изображением является непременным атрибутом, зачастую продублированным при копировании в живописи. В результате длительного поиска была найдена серия гравюр: «Сусанна», «Самоубийство Лукреции» и «Самоубийство Клеопатры», выполненная голландским мастером фламандского происхождения Кри- спином ван де Пассе-старшим (Crispijn van de Passe de Oude, 1564—1637). Две из этих исторически знаменитых дам и оказались запечатленными кусковским живописцем.
Криспин ван де Пассе, являясь одновременно гравером, художником, рисовальщиком и издателем, был родоначальником целой династии граверов. Начав карьеру в Антверпене, около 1589 года он был вынужден бежать в связи с гонениями на протестантов в Аахен, а затем в Кельн, где открыл собственную типографию. С 1611 года де Пассе работал в Утрехте, где создавал гравюры на заказ, в том числе на зарубежный рынок. Кроме многочисленных портретов и изображений на мифологические темы, наиболее известными работами являются альбомы «Hortus Floridus» («Цветущий сад») и «Herologia Anglica». Четверо детей де Пассе-старшего также были граверами, работавшими в разных европейских странах: Симон (ок. 1595/1596—1647), Криспин II (де Пассе-младший, ок. 1597—1670), Виллем (ок. 1598 — ок. 1637), Магдалена (1600—1638). Многие работы художник выполнял совместно с детьми, что создает трудности для определения авторства
Итак, бесспорными источниками для двух кусковских картин являются гравюры Криспина де Пассе-старшего. Именно гравюры дают ключ к тому, что объединяет три библейско-исторических сюжета. Помимо указания на мастера: «Crispianus Pal.teus invent: (в случае с «Лукрецией» — figu:) sculp: et excud:» (то есть «Криспин Пассе сочинил, гравировал, издал»), каждую из гравюр сопровождает стихотворный фрагмент, написанный на латыни. Так, текст под «Сусанной» гласит: «Casta Deo pietas, Susanne, et grata marito; Extendit meritam iam tot per soecula famam» («Доказав Авраамово благочестие к Богу, Сусанна и мужу явила радость; на многие века распространив свою заслуженную славу»). Под гравюрой «Лукреция» написано: «Ultrix alterius sceleris Lucretia ferum/Stringit, vindicta clarior ipsa sua» («Грубым оскверненная злодеянием, Лукреция освободилась от него сама»). Наконец, изображение Клеопатры сопровождается текстом: «Ne Cleopatra tuos Caesar captive triumphos/Augeret, elegit mori Aspidis veneno» («Плен свой Клеопатра не добавила к триумфу Цезаря, а предпочла умереть от аспидов яда»).
Таким образом, благодаря надписям — «Pietas et Castitas» («Благочестие и целомудрие») в «Сусанне», «Non pietas sed castitas» («Не благочестие, но целомудрие») в «Лукреции», «Nec pietas пес castitas» («Ни благочестие, ни целомудрие») в «Клеопатре» — сюжеты трех гравюр складываются в единую аллегорию противопоставления благочестивой и неправедной жизни. Смысл этой трилогии раскрывает голландская исследовательница творчества Криспина ван де Пассе- старшего И. Вельдман в ряде статей о гравере2.
Около 1612 года Криспин ван де Пассе-старший создает серию гравюр, в основу которой легла одна из поэм, написанных для него на латыни его другом и поэтом Арну- том ван Бучелом (Aernout van Buchel (Amoldus Buchelius), 1565—1641). Указание на этот факт дает монограмма «АВ. lud.» или «ABuch:.!.» под каждой гравюрой. Вслед за Бучелом де Пассе строит темы от «лучшего к худшему». Из трех женщин Сусанна оказалась наиболее благочестива, поскольку отказалась уступить шантажу, чем заслужила бессмертную славу на многие века и доказала верность Богу и мужу. Лукреция не была благочестива, поскольку лишила себя божественного дара жизни, и, наконец, Клеопатра нарушила и нравственный, и божественный закон. Использование сюжетов из истории Сусанны, Лукреции и Клеопатры в нравоучительном аспекте, наряду с другими аллегориями пороков и добродетелей, характерно для всего творчества Криспина ван де Пассе-старшего. Он создает как отдельные листы (по рисункам Гелдорпа Горциуса (Geldorp Gortzius), Франса Поурбуса (Frans Pourbus), Ханса ван Аахена (Hans von Aachen)), так и целые серии («Девять добродетельных женщин», 1601—1602 гг.).
Поскольку нам пока не известны документы, касающиеся истории бытования рассматриваемых гравюр в России в XVIII веке, можно лишь предполагать, что гравюры Криспина ван де Пассе-старшего находились среди графического собрания П.Б. Шереметева. Де Пассе-старший был одним из самых знаменитых голландских граверов XVII века, что было обусловлено не только его художественным талантом, но и созданием собственной школы и традиции, продолженной его детьми, работавшими не только в Голландии, но и в Англии, Франции, Германии, Дании. Выпускались целые альбомы с гравюрами Криспина де Пассе- старшего и его детей. Один из самых больших и полных вмещает 294 гравюры, выполненные и напечатанные семейством ван де Пассе (музей Фитцвильям, Кембридж), В Россию гравюры Криспина ван де Пассе-старшего попадали не только в результате общего потока привозимой европейской графики, но, возможно, были закуплены Петром I в Амстердаме. В российских музейных собраниях из трилогии де Пассе-старшего удалось найти только «Сусанну» (ГМИИ). В музей она попала из коллекции Г.Г. Леммлейна в 1965 году, поэтому трудно сказать что- либо об истории ее бытования в предшествующее время. Что касается собрания П.Б. Шереметева, то можно только предполагать, что в нем была серия гравюр де Пассе.
Кусковские картины «Лукреция» и «Клеопатра» были созданы по гравюрам, вероятно, крепостным мастером, о чем свидетельствует многое, как в передаче композиционных приемов, так и общего настроения картины. Несмотря на то, что художник почти точно копирует гравюры, повторяя даже характер складок, он упрощает некоторые декоративные детали изображения. Кроме того, он слегка нарушает пропорции и отрывает фигуры и предметы от земли. При этом они не парят, а как бы висят в воздухе, сохраняя статичность. Копируя гравюры, живописец не лепит форму, а механически повторяет ее, что создает ощущение графической сухости и плоскостности. Лаконичность создается и благодаря использованию всего нескольких локальных цветов. В целом это складывается в отсутствие того эмоционального порыва, который передает де Пассе-старший в гравюре. Полностью подтвердить предположение о работе русского крепостного мастера может лишь технико-технологический анализ.
В связи с найденным первоисточником возникает вопрос о возможном существовании в шереметевской коллекции начинающей трилогию живописной «Сусанны». Описи Кускова дают представление только об одной «Сусанне». Это бывший десюдепорт Бильярдной Дворца — «Сусанна и старцы» Корнелиса Схута (ныне в Голландском домике). Кроме нее в кусковском собрании есть копия с работы неизвестного итальянского художника XVII века (оригинал в ГЭ). Столь распространенный сюжет, вероятно, находился и в других шереметевских коллекциях. В Картинной петербургского дома Петра Борисовича в 1760-х годах хранилась «Сусанна в купальне и приближающиеся к ней два старца»3. Остается только гипотеза о местонахождении более редкой по иконографии «Сусанны» с гравюры де Пассе-старшего в одном из многочисленных домов П.Б. Шереметева.
Следует упомянуть, что в кусковской коллекции живописи «Лукреция» и «Клеопатра» — не единственные произведения, созданные по гравюрам де Пассе. Во Дворце находится десюдепорт «Пигмалион» неизвестного русского художника XVIII века, выполненный по гравюре дочери Криспина ван де Пассе-старшего — Магдалены (1600 г., Кельн — 1638 г., Утрехт).
В 1670-е годы вместе с отцом Магдалена начинает иллюстрировать «Метаморфозы» Овидия, гравируя по рисункам и картинам современных художников. Это была переработка небольших гравюр Криспина-старшего, созданных для книги 1607 года. После смерти Магдалены Криспин де Пассе-младший, работая в Амстердаме, добавил к серии еще несколько отпечатков, но они были опубликованы только после его смерти. Книга с гравюрами Магдалены, Криспина-младшего и его мастерской вышла в 1677 году. «Метаморфозы», изданные на двух языках Франсуа Фоппенсом (Francois Foppens) в Брюсселе, включали 72 гравюры (перевод Пьера дю Райера (Pierre du Ryer).
Использование гравюры «Пигмалион» в качестве первоисточника для произведений живописи позволяет предположить, что в шереметевской библиотеке был если не графический альбом семейства де Пассе, то одно из изданий «Метаморфоз» Овидия, которые ко второй половине XVIII века уже имели широкое хождение в России. Первые два тома «Метаморфоз» с несколькими рисунками выполненные по гравюрам Криспина ван де Пассе- старшего, позволяют сделать вывод о несомненном интересе заказчика к морализаторскому аспекту, получившему широкое распространение в среде прежде всего голландских художников и граверов. В век аллегорий и символов подобные гравюры были неиссякаемым источником для копирования русскими мастерами. Использование в качестве первоисточника гравюр де Пассе свидетельствует о том, что интерес к голландскому искусству в России, столь сильный в начале XVIII века, не угас и во второй половине столетия.
Несовершенные по своим художественным качествам, выполненные, скорее всего, крепостными мастерами Шереметевых, картины по гравюрам ван де Пассе являются единственным известным нам в настоящее время воплощением в живописи иконографической и морализаторской традиций творчества одного из самых значимых голландских граверов и издателей XVII века.
Veldman I.M. Crispijn de Passe and his progeny (1564-1670). A century of Print Production. Rotterdam, 2001. P. 220-224; Veldman I.M. Lessons for ladies: A Selection of Sixteenth and Seventeenth-Century Dutch Prints//Simiolus: Netherlands Quarterly for the History of Art. Vol. 16. No. 2/3 (1986). P. 113-127.
Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 162.
Лебедева И.Н. Библиотека Петра I: описание рукописных книг. СПб., 2003. С. 216.
Станюкович В.К. Крепостные художники Шереметевых. К двухсотлетию со дня рождения Ивана Аргунова, 1727- 1927//Записки историко-бытового отдела. Л., 1928. С. 134.
Анна МУКОВОЗ
Журнал Антиквариат Предметы искусства и Коллекционирования №104 (№3 март 2013) стр. 62 ~