О том, что такая эмиссия существует, известно было я давно. Еще А.В. Тункель в своем неопубликованном (но позже изданном в Донецке Международным объединением нумизматов) «Перечне металлических бон России и СССР» упоминал об этом выпуске монетовидных знаков. Вот как он описывал единственный из известных ему номиналов:
«’’СТОЛОВАЯ МЕТАЛЛУРГ”, кр. ндпс., цен. ном., одн., 62. Лиц. ст. 10 коп. под циф., кр., лт., Д =30».
У А.В. Тункеля была своеобразная манера сокращенных записей, что требует определенных пояснений. Приведенную выше запись следует читать следующим образом:
«На жетоне имеется круговая надпись «СТОЛОВАЯ МЕТАЛЛУРГ». В центре жетона размещен номинал «10 коп.». Бона — односторонняя (т. е. оборотная сторона — гладкая, без какого-либо изображения). Зафиксирована в вышеназванном Перечне под номером «62», где эмиссия представлена одним-единственным номиналом — «10 коп.», причем «коп.» расположено под цифрами «10». Бона имеет круглую форму, выполнена в латуни диаметром «30» мм».
Запись эта не проиллюстрирована изображением самой боны, что свидетельствует об одном — сам мэтр боны не видел и в руках не держал. Такое заключение сделал другой патриарх отечественной экзонумии — А.П. Шишкин, который также имел информацию о данной «столовой» эмиссии. Но она несколько отличалась от той, что привел в своем Перечне А.В. Тункель. А точнее — принципиально отличалась. Во-первых, по данным А.П. Шишкина, «...надписи... по-украински...». Кроме того, в надписях есть еще и аббревиатура «К.Ц.Р.К.», а также номер столовой — «№ 5». И это — во-вторых. Однако и А.П. Шишкин признает, что боны этой в руках не держал и изображения ее не видел, а тоже зафиксировал ее в своей личной картотеке со слов (из письма) одного из своих корреспондентов.
После смерти А.В. Тункеля его коллекция и картотека поступили в ГИМ. Казалось бы, что и описание этой боны здесь должно было быть схожим с тункелевским. Но в музейной карточке зафиксировано следующее:
«Л. с. Надпись вдавленными буквами и цифрами, вверху дугообразно «х КЦРК МЕТАЛуРГ х», внизу дугообразно «{ДАЛЬНЯ № 5», в середине горизонтально в две строки «10» и «коп.». О. с. — гладкая. Круглая, латунь, д. 30 мм».
Но, судя по всему (во всяком случае, на тот момент, когда информация об этом поступила А.П. Шишкину), ни самой боны, ни ее изображения не было и тут.
А.П. Шишкина смущал тот факт, что при абсолютно одинаковых параметрах получалось существование двух разных вариантов бон данной эмиссии — русскоязычный и украиноязычный (а если внимательно присмотреться к вышеприведенным описаниям, то и все три варианта одной и той же боны).
Конечно, можно было бы допустить, что боны относятся к разным по времени выпускам. Но отсутствие иллюстрации наводило на мысль о том, что, вероятнее всего, во всех трех случаях имеют место ошибки первоисточника, то есть владельца боны, неправильно проинформировавшего коллег.
И такая противоречивость в описаниях монетовидного знака «Столовой Металлург» сохранялась на протяжении практически полувека (с момента его первого описания А.В. Тункелем). Лишь в нынешнем году, благодаря помощи украинского коллеги, известного нумизмата- исследователя Д.Г. Тилижинского, удалось более или менее расставить все точки над «i».
Найдена металлическая бона этой серии достоинством 20 копеек, которая сразу же пролила свет на многие неясности и неточности, имевшие место в истории выпуска монетовидных платежных знаков данной столовой.
Да, действительно, бона выполнена из латуни.
Да, она, действительно, односторонняя (с гладкой оборотной стороной).
Да, у нее имеется круговая надпись, а номинал расположен в центре в две строки.
Да, совершенно верно зафиксировано в ГИМе и в личной картотеке А.П. Шишкина — все надписи выполнены вдавленными буквами и цифрами на украинском языке.
Но... Бона имеет форму правильного квадрата со стороной... 30 мм(!). И на ней проставлен номер столовой — «№ 3». Причем, цифра «3» прочеканена довольно плохо и при невнимательном рассмотрении вполне может быть принята за цифру «5», что, видимо, и имело место при описании 10-копеечного номинала первоисточником информации о ее существовании.
Итак, если составить описание найденной боны, то оно будет выглядеть следующим образом:
односторонняя штамповка на квадратной латунной заготовке, размер — 30x30 мм, толщина — 1 мм, вес — 6,2 г;
изображение: круговая надпись, состоящая из двух половинок, расположенных несимметрично друг относительно друга, вверху — дугообразно «К.Ц.Р.К. МЕТАЛуРГ», внизу — дугообразно «1ДАЛБНЯ № 3», в центре боны расположен номинал в две строки — «20» и «коп.», верхняя и нижняя части надписи разделены четырехлепестковыми розетками, напоминающими букву «х»;
судя по силе удара штампа (а цифры «20» нанесены гораздо более сильным ударом, нежели все остальные надписи), цифры номинала надштамповывались отдельно от всех остальных надписей и несколько позже.
Последнее может свидетельствовать в пользу того, что все номиналы данной эмиссии могли изготавливаться на одинаковых заготовках с последующим нанесением соответствующих номиналов. Данный факт оставляет надежду на то, что эта эмиссия не ограничивалась только двумя номиналами — 10 и 20 копеек, а могла представлять полную «линейку», подобно выпускам «Келебердинского сельскохозяйственного кооперативного товарищества» или «Потокского общества взаимопомощи».
Что касается аббревиатуры «К.Ц.Р.К.», то ДП. Шишкин предположил, что это мог быть Криворожский центральный рабочий кооператив. Либо Ц.Р.К. какого-то другого города, название которого начинается на букву «К», где имелись металлургические заводы. «И может быть Кривой Рог, там в 1931—1934 гг. был построен крупный завод «Криво- рожсталь», — предполагает А.П. Шишкин. Хотя, с другой стороны, как это смотрится на фоне изданного Постановления Совета Труда и Обороны от 29 февраля 1924 года о запрещении выпуска на местах денежных суррогатов?
Таким образом, при снятии многих вопросов, касающихся истории вышеназванной эмиссии, остается не до конца уточненной географическая привязка ее к конкретному населенному пункту Украины. А это предполагает дальнейший поиск и, возможно, новые интересные находки.
Владимир НАЗАРОВ
Фото: Александр ЧЕБОТАРЕВ
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 110 (октябрь 2013), стр. 142