Английские кружки-тоби в виде человеческих фигур, нередко встречающиеся в европейских и российских керамических коллекциях всегда привлекают внимание коллекционеров и наследователей.
Начиная с XIX века такой тип кружек в среде их собирателей неизменно представляется» - как традиционно английский. Их в 1760-1780х годах начали делать мастера Стаффордшира, крупного центра производства керамики. В то время в Англии возросла потребность не только в бытовых, функциональных предметах из керамики, но и в декоративных вещах, украшавших интерьеры домов среднего класса. Тем покупателям, которым дорогие предметы из знаменитого английского серебра или хрусталя были не по карману, и предназначались эти керамические кружки.
Вначале тоби изображали подвыпившего джентльмена, который, стоя в витрине, призывал прохожих выпить доброго эля и закусить в таверне, гостинице или кофейне — эти заведения тогда были своеобразными политическими клубами. На первых кружках-тоби в виде фигуры человека обязательно были съемные шляпы — своего рода рюмки для эля. С середины XIX века тоби стали декоративными предметами и объектами коллекционирования как в Англии, так и за ее пределами.
Непосредственными предшественниками тоби английские исследователи считают немецкие кувшины, с XVII века ввозившиеся в страну из северной Германии. Их в XVI—XVII веках во Фрехене и Кельне изготавливали из каменной массы (керамика с плотным, мелкозернистым черепком) и покрывали пятнистыми, желто-коричневыми глазурями. На их тулове мастера помещали рельефное изображение лица мужчины с бородой, которую носили католики. В том числе и кардинал иезуитов испанец Роберт Беллармини (1542—1626), жестоко преследовавший немецких протестантов. Так своеобразно отражались политико-религиозные события в Германии того времени.
Важную роль в появлении кружек-тоби сыграла печатная индустрия Англии. В 1761 году преподобный Френсис Фауке издал книгу «Оригинальные поэмы и переводы», в которой была напечатана веселая песня «Коричневая кружка». Английский ее автор частично воспользовался сюжетами итальянского оригинала — поэмы XVII века, написанной физиком Джеронимо Амалтео (1607—1644). Героем поэмы был Гирбертус Норикус. В измененной книге Фаукса речь шла уже о герое с типично английскими чертами героя по имени Тоби Филпот — 30-летнего весельчака и любителя эля.
К середине XVIII века песенка «Коричневая кружка» стала столь популярной, что лондонская издательская фирма Каррингтон и Боул издала ее отдельно с иллюстрацией мастера Роберта Дигтона (1752 — 1812), где был изображен сидящий в условном пейзаже толстяк Тоби Филпот с кружкой эля в отведенной руке , (илл. 1). Это изображение было полностью перенесено | на плакетку, выполненную керамистом Джоном Тернером в Лэйн-Энде (Стаффордшир). Однако отведенная в сторону рука на гравюре была сложна для керамического производства, поэтому на кружках-тоби мастера изменили ее положение. К слову, название «тоби» для этого типа кружек — прямое производное от имени героя книги Фаукса Тоби Филпота.
Ранние тоби (1760—1780) воссоздают обобщенные типы людей из английского общества и носят характерные названия: моряк, плантатор, эсквайр, пастор и др. Один из самых первых типов тоби изображал эсквайра — это «Ординарный» (илл. 2). Его высота — 10 инчей (25 см). Как и на гравюре РДигтона, персонаж сидит на стуле с высокой спинкой. Кувшин с элем он держит на колене. В другой руке у него трубка. Немолодой джентльмен одет в светлый «жюс-о-кор» с большими манжетами и узким воротником. Под ним — белая рубашка с манжетами и жабо. Персонаж облачен в светлые панталоны до колен и белые чулки. На голове — короткий парик и шляпа. На его лице мастером старательно выписаны живые, умные глаза, красные бородавки; рот приоткрыт так, что кажется будто он ведет неслышную беседу. «Ординарный» тип тоби родился в мастерской известного керамиста Ральфа Вуда (1715 — 1772) в Берслеме (Стаффордшир). Автором модели считают Джоана Войза, прекрасного модельщика, работавшего для знаменитого Дж. Веджвуда. Сыновья Р.Вуда Ральф Вуд-младший (1748—1797) и Джон Вуд- старший (1743—1797), которые тоже были керамистами, позже повторяли этот тип тоби.
В музеях и частных коллекциях хранятся разнообразные варианты тоби типа «Ординарный», например, в виде сидящего кузнеца с его орудиями труда или джентльмена, читающего книгу. Тоби «Ординарный» (илл. 3), по всей видимости, выполнен в мастерской Вудов в Берслеме и его можно датировать последней третью XVIII века, о чем свидетельствуют особенности одежды персонажа, специфика керамической массы, росписи и глазури, а также датированные этим временем аналоги из музейных собраний Англии (имеющие марки семьи керамистов Вудов).
Наряду с «Ординарным» к ранним типам тоби 1860—1870-х годов относятся кружки с фигурами моряка и плантатора. «Гардемарин», сидящий на сундуке, изображен в одежде моряка: на нем короткая куртка и длинные панталоны, шейный платок (илл. 4). В руках он держит кружку и трубку (другие варианты — кисет, рюмка). На постаменте — рельефный якорь, символизировавший в XVIII веке надежду, веру, удачу. Иногда к изображению моряка добавляются подписи: Нельсон, Джервис, Хоу — фамилии знаменитых английских адмиралов XVIII столетия. Образ моряка в керамике этой страны возник вполне закономерно, так как величие Англии ассоциировалось с успешной морской торговлей и победами в морских сражениях. Появление этого типа тоби также связано с семьей керамистов Вудов, что подтверждает тот факт, поскольку в собрании лондонского Музея Виктории и Альберта есть экземпляр с маркой «WOOD CALDWELL».
Тоби «Плантатор» представляет собой фигуру мужчины, сидящего на сундуке с надписью «доллары». На кувшине, который он держит, делали разные надписи, например: «Плантатор пьет за успешную торговлю и предприимчивых моряков» или «За успешную торговлю лесом». Тип «Плантатор» связывают с именем керамиста Джеймса Нила, который работал в 1770-х годах и был партнером Роберта Уилсона, поставщика моделей для мастерской Эноха Вуда. Изделия Д.Нила покрыты великолепными эмалевыми красками и очень i близки к предметам мастерской Э.Вуда (1759—1840). Тоби «Гардемарин» изображает сидящего на сундуке моряка. В одной его руке — кружка, в другой — трубка. На постаменте, однако, нет рельефного изображения якоря. Ручка кружки выполнена в виде рельефного ствола дерева. Колорит росписи напоминает морские цвета: синий, голубой, зеленый. На кружке моряка этой тоби дана надпись, которую обычно помещали на «Плантато- j ре»: «Succes to our wooden walls» (илл. 5). Таким образом, здесь на одном предмете можно увидеть соединение элементов двух типов тоби: «Гардемарина» и «Плантатора». Это позволяет датировать кружку началом XIX века, когда чистота исполнения заданных деталей на каждом из типов тоби не соблюдалась мастерами.
Существуют другие ранние типы тоби, изображаю- | щие не сидящие, а стоящие фигуры (илл. 6). К этому виду относится третье английское тоби (илл. 7). Персонаж одет в костюм, типичный для Англии начала XIX века: однобортный темно-малиновый фрак до колен, короткий светлый двубортный жилет, рубашку с жабо, туфли с пряжками, черную шляпу. Можно привести несколько шутливых строк о таком наряде из знаменитого романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:
... Я мог бы пред ученым светом
Здесь описать его наряд;
Но панталоны, фрак, жилет,
Всех этих слов на русском нет.
Характерен выразительный жест персонажа, исполненного с мягким юмором: фигура повернута к незримому собеседнику, рука с трубкой прижата к сердцу, щеки немолодого джентльмена раскраснелись от эля, рот его полураскрыт. Такой тип тоби получил название «The Hearty Good Fellow» или «The Old English Gentlemen». Автором модели считается фабрикант Джон Уолтон, работавший в начале XIX века в Сток-он- Тренте. Его фаянсовые кружки замечательно промоделированы, великолепно расписаны. Однако этот тип тоби повторяли и другие мастера в Пуле или Лайкине.
Представленные три английских тоби выполнены необыкновенно мастерски: фигуры легко промоделированы, имеют выразительный силуэт, их жесты лаконичны и выразительны, тщательно сделаны детали, колорит росписи гармоничен. Персонажи исполнены с долей юмора, великолепно отражают традиционные черты культуры Англии конца XVIII — начала XIX века. Возможно, именно поэтому такой тип кружек и стал для коллекционеров «чисто английским» предметом.
На протяжении 1760—1790-х годов наблюдалось динамичное развитие российско-английских отношений в области культуры. Это объяснялось, прежде всего, расположением Екатерины II ко всему английскому: театру, литературе, философии, архитектуре, искусству парков и садов. Начиная с 1760-х годов в Россию ввозилось много английских предметов: часов, серебра, керамики, хрусталя, фарфора. Екатерина II одной из первых оценила знаменитую керамику Дж. Веджвуда, заказав многопредметные дворцовые сервизы. «Англомания» императрицы расценивалась подданными как часть государственной политики, поэтому ей следовала не только верхушка аристократии, но и просвещенная Интеллигенция, провинциальные помещики. Сближению двух стран и расширению торговых контактов между ; ними способствовало участие Англии и России в анти- ' наполеоновской коалиции, визиты российских монархов в первой четверти XIX века в Англию.
Когда во втором десятилетии XIX столетия в России ввели запретительные тарифы на ввоз иностранной керамики, дабы защитить интересы отечественного производителя, развивавшиеся частные российские заводы старались освоить все лучшее, что было в английских изделиях. Мастера повторяли посудные формы, типы ваз, скульптуру, элементы росписи, печатный рисунок, в том числе типично английские предметы — тоби на весь XIX век стали любимыми образцами для подражания.
Среди российских фаянсовых заводов того времени современники выделяли предприятие А.Я.Ауэрбаха в Тверской губернии. Две кружки-тоби выполнены на этом предприятии по английской модели, получившей название «The Hearty Good Fellow». Первая тоби (илл. 8), согласно марке, помещенной на дне изделия, сделана в 1817—1833 годах. По сравнению с английским оригиналом она выполнена в более обобщенной манере, надпись на кружке дана по-русски: «Лутчая аглицкая пива». В тесте на дне дана марка: «А и К». Другая тоби (илл. 9) датируется 1850—1860 годами, в чем убеждают мелкозернистая масса керамики, качество глазури, цвета более насыщенных тонов в росписи изделия, характерные для середины XIX века, и марка на предмете (двуглавый орел и «AUERBACH» — в тесте). Роспись постамента второй тоби, в отличие от английского образца, изменена: она имитирует мрамор. На предмете по-русски написано: «Боварское пиво». Такой тип тоби, вероятно, пользовался особенной популярностью у российских покупателей, поэтому тираж его был значительным. Так, в собраниях музеев и частных коллекциях есть несколько кружек-тоби с разными надписями и марками на дне изделий.
Отметим, что русские заводы XIX века для повторения выбирали редкие типы ранних английских тоби XVIII — начала XIX века. Например, на фаянсовом заводе Сергея Яковлевича Поскочина, который с 1817 по 1842 год работал в д. Морье (Шлиссельбургского уезда, Петербургской губернии), была выполнена кружка «Ночной сторож», впоследствии попавшая в знаменитую московскую коллекцию А.В.Морозва (илл. 10). Эта тоби датируется 1830—1840 годами, имеет марку в тесте: «С. Поскочина» и «Н». Английский оригинал (модель) приписывается племяннику Ральфа Вуда — Еноху Вуду (1759—1840). Мастер был учеником знаменитого Джозайи Веджвуда и Хэмфри Палмера. Модель «Ночного сторожа» выполнена между 1790—1810 годами (илл. 10). Здесь представлен не обобщенный тип британца, а конкретный театральный персонаж из пьесы Джозефа Рида «Register Office», которая шла в Лондоне с 1761 года. Театральный герой пародировал реальные черты известного преподобного Джорджа Уайтфилда и высмеивал ханжество в обществе. Одно уточнение: «Ночной сторож» — не кружка, а кувшин. Английский оригинал и его русское повторение отличает великолепная роспись цветными эмалями.
Среди многочисленных типов английских тоби XVIII века только на одном представлена женщина. Кружка получила название «Ginn Women» или «Марта Джин» («Marta Ginn»). По сравнению с другими типами тоби она довольно высокая 15—18 дюймов (38 — 46 сантиметров), представляет собой сидящую женщину в декольтированном платье и шляпе с перьями, с бутылкой и рюмкой в руках. Прототип «Марты Джин» — спутница принца Уэльского (ставшего королем Георгом IV), которая на балу в Брайтоне была одета в такой костюм и отличалась пристрастием к джину. На английских оригиналах у дамы акцентированы вульгарный яркий макияж и красные щеки (илл. 11). У «Марты Джин» была пара — тоби «Принц Уэльский». Обе модели принадлежат мастеру Ральфу Вуду. Позже их повторяли в Йоркшире, Давенпорте и других центрах.
Фаянсовая кружка в виде женской фигуры завода Тереховых и Киселева повторяет тип тоби «Марта Джин». Этот завод в 1830—1850-х годах выпускал лучший фаянс в Гжели. Кружка находилась в собрании А.В. Морозова. Она имеет марку (в тесте): «Тереховы и Киселев» и «9», датируется, согласно марке, 1830— 1850 годами (илл. 12). Костюм русской «Марты Джин» утратил английские детали, в руках у нее — миска и ложка. Высота русской кружки — 25 сантиметров. Такой предмет получил типично русские названия: «Объедало», «Обпивало». Здесь акцентируется склонность не к пьянству, а к чревоугодию.
В заключение отметим, что отсутствие марок на трех английских кружках не является преградой для уточнения их датировок. Благодаря специализированной монографии Грэхэма Мак-Ларена «Кружки-тоби» и аналогичным тоби, имеющим марки, из собраний музеев Лондона, Санкт-Петербурга и Москвы можно установить, в каких мастерских, когда были сделаны разные типы тоби и кто автор этих моделей. Английские кружки постоянно пользовались спросом у российских покупателей, о чем свидетельствуют их многочисленные повторения на частных фаянсовых заводах России ; в течение всего XIX века. Они до сих пор неизменно вызывают интерес и становятся любимыми предметами коллекционирования.
Ольга НОВИКОВА
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал Антиквариат №39 стр. 4