Если Мы подсчитаем объемы продаж, осуществляемых аукционными домами Sotheby 's и Christie's, то с удивлением обнаружим, что третье Место по обороту после Лондона и Нью-Йорка достанется Гонконгскому подразделению. Занимается оно сугубо торговлей азиатским и прежде всего китайским искусством. В доле продаж китайского искусства значительное Место приводится на фарфор. ‘Что и не удивительно, ведь фарфор подлинно китайское изобретение, «белое золото» Востока. А сожалению, на российском антикварном рынке ему не уделяется должного внимания, а Многим собирателям он и вовсе неизвестен. Об общих понятиям которыми должен владеть любой, кто решит собрать коллекцию китайского фарфора, и пойдет речь в этой публикации.
В данном случае мы сознательно ограничиваемся краткой характеристикой фарфора, произво- лившегося в периоды, охватываемые двумя династиями — Мин и Цин. Причин тому несколько. Во- первых, фарфор этих периодов наиболее распространен на рынке. Во-вторых, доступен для понимания европейского собирателя с позиций эстетики. В-третьих, I действительно поражает красотой форм и росписи.
Под фарфором в российской, а также западной науке подразумеваются изделия тонкой керамики, спекшиеся, непроницаемые для воды и газа, обычно белые, звонкие, просвечивающие в тонком слое, без пор. Фарфор обладает высокой механической прочностью, тер мической и химической стойкостью, электроизоляционными свойствами и применяется для изготовления высококачественной посуды, художественно-декора- I тивных и санитарно-технических изделий, коррозион- , нестойких аппаратов химической технологии, электро- и радиотехнических деталей, низкочастотных изоляторов и т.д. Температура обжига составляет 1300 — 1450 С. (Большая Советская Энциклопедия).
В таком понимании говорить о китайском фарфоре несколько затруднительно, так как изделия, отвечающие данному определению, появились в Китае значительно позже первых керамических образцов, а значительная часть изделий XII — XV веков и вовсе ничего общего с фарфором не имеет. Несмотря на это, ценятся такие предметы не дешевле, а подчас и дороже истинного фарфора.
Сами китайцы называют «фарфором» любую керамику, и мы для простоты изложения последуем их примеру.
В Китае, среди образованного населения, широко известна легенда о Святом Крестьянине, изобретателе земледелия, жившем с 2838 по 2698 год до н.э. Он научил древних китайцев земледелию и изготовлению керамики. Как гласит предание, китайцы к тому моменту уже научились готовить пищу на огне, и керамическая посуда оказалась в том большим подспорьем. Изготавливая первые образцы посуды из глины, которая в больших количествах залегает в Китае, люди помещали в нее еду и ставили готовиться на огонь. Вскоре они заметили, что вынутая из огня посуда становится крепче и плотнее. Это была первая керамика.
Материалы раскопок свидетельствуют, что первые образцы керамики появились на территории восточного Китая в районе Ананси. Археологи датируют обнаруженные там предметы V — VII тысячелетием до н.э. Предположительно такие изделия обжигались при температуре 500 — 600° С.
В дальнейшем технология изготовления керамики с небольшими изменениями распространилась по всей территории современного Китая. Следует отметить, что на первых образцах керамики не было росписи и даже глазури. Они появились позже и, что самое главное, в совершенно оригинальном виде, не имеющем аналогов в других странах.
Прежде чем мы перейдем непосредственно к описанию китайского фарфора различных периодов и его
марок, было бы полезно уяснить, как следует читать китайские марки.
Китайцы, как известно, пользуются не алфавитной, ; а иероглифической письменностью. Это означает, что ■ знаки в китайской письменности передают не звуки, а смысл. Типичная марка на китайском фарфоре состоит из шести, реже четырех, знаков. Существует два спосо- : ба начертания марок: от руки и печатный. Рассмотрим ; чтение шестизначной марки, начертанной от руки (еле- < ва) и нанесенной печатью (справа).
Китайские марки, как и любой другой текст на китайском языке, читаются сверху вниз и справа налево. Последовательность чтения иероглифов указана на рисунках красными цифрами. Иероглифы пишутся чаще
всего в два или три ряда или колонки. В случае, если все ; иероглифы написаны в один горизонтальный ряд, можно с высокой вероятностью говорить о подделке: подобный способ написания марки характерен для вещей пе- : риода ранней Мин, вещи эти крайне редки, большей ; частью находятся в музеях и на рынке появляются | крайне редко за совершенно астрономические суммы.
Но вернемся к чтению марок. Символ под цифрой | 1 читается «Да» и означает «великий». Он присутствует j на подавляющем большинстве марок династий Мин и | Цин. Символ этот легко запомнить и он всегда помога- i ет правильно «сориентировать» марку.
Иероглиф под цифрой 2 означает наименование династии и читается как «Мин» или «Цинн». В данном случае мы имеем знак «Цинн».
Иероглифы под номерами 3 и 4 означают девиз | правления, то есть тот лозунг, под которым царствовал ■ китайский император. Под этими девизами китайские императоры известны историкам во всем мире, девизы : положены в основу периодизации китайской истории, i На представленном изображении мы видим девиз Шун Жи.
Иероглифы под номерами 5 и 6 дословно означают : «период» и «делать», то есть их можно перевести как «сделано в период».
Используя такую схему чтения, можно легко распознать и прочитать любую марку на китайском фар- : форе, особенно, если под рукой есть таблица, которая ; представлена ниже.
Также хотелось бы отметить, что в разные периоды i отношение к маркам было разным. Общее правило та- ! ково — наличие на изделии марки означает, что оно бы- | ло изготовлено в императорских, а не в частных печах. В некоторые периоды за проставление марки назнача- ' лось суровое наказание. Этим объясняется то, что, на- ! пример, в период Канси помимо классических иерогли- . фических марок применялись еще и марки с изображе- ! нием листа артемизии и гриба линжи. Эти марки сви- ; детельствуют о том, что изделие было изготовлено в ча- ; стных, а не императорских печах.
О многом может сказать и то, как марка написана. I Например, считается, что если марка написана жирны- | ми линиями и при обжиге расплылась, значит, изделие относится к началу периода Канси. В то же время мар- ’ ка, написанная тонкими аккуратными линиями, свиде- | тельствует о том, что предмет изготовлен ближе к кон- i цу царствования императора Канси.
Небрежно нарисованная марка почти всегда гово- i рит о поддельности предмета. Самое известное исключение из этого правила — марка Чэнхуа. По легенде, ко- торой, кстати, верят и сами китайцы, марка была напи- | сана юным (и еще не вполне искусным) императором. ; В дальнейшем каллиграфы, проставлявшие марки на I изделиях, копировали ту, первую, неудачную марку, на- ' писанную самодержцем. Таким образом, наблюдается определенное противоречие между высочайшим каче- i ством вещей, выпускавшихся в период Чэнхуа и неряш- I ливыми марками на них.
После того как мы ознакомились с марками, есть смысл рассмотреть основные виды росписи на издели- ; ях из фарфора. Справедливости ради следует оговорить- I ся, что здесь мы обсуждаем только самые известные и распространенные на рынке виды росписи. В против- : ном случае потребовалось бы написать многотомную | энциклопедию.
1. Селадон. Селадоновая глазурь — особая глазурь | от буро-зеленого до зеленовато-голубого цвета. Цвет этой глазури определяется процессами окисления же- j леза при обжиге. Если обжиг производился при избыт- i ке кислорода, то глазурь приобретала желтоватый оттенок, если при недостатке, то — голубоватый. Изделия с ’ селадоновой глазурью производились в Китае со времен I династии Тан, а может быть, и раньше. Два главных , центра производства селадоновых изделий — Дзиндеч- I жен и Лунцянь. Принципиальное отличие между их I продукцией в том, что черепок изделия, вышедшего из : печей Дзиндечжена, — белого цвета, в то время как | продукция Лунцянь имеет коричневый черепок.
Первое, на что следует обращать внимание коллекцио- ; неру, когда он видит селадоновое изделие, — толщина и i равномерность глазури, ее однотонность и глубина цвета. ' Еще во времена династии Мин большую популярность i приобрела технология, при которой изделие перед глазу- : рованием покрывалось резьбой. Впоследствии эти изделия ! подделывали в больших количествах. Самый простой спо- ! соб отличить подделку — обратить внимание на красоту и . плавность линии вырезанного рисунка, ну и, конечно же, ' на качество глазури, о чем уже говорилось (илл. 1).
1. Подглазурная кобальтовая роспись.
Пожалуй, ни один другой вид росписи не является настолько китайским по своей сути, как подглазурный кобальт. Цвет неба, гармонично согласовывающийся с общей философией Поднебесной, имеет и еще одно достоинство — он оттеняет красоту фарфорового черепка, при этом не замутняя глазурь и не скрывая белизну фарфоровой массы.
Разнообразие сюжетов в этой расписной технике столь велико, что на их описание не хватило бы и трехтомника. Особо следует выделить подглазурный кобальт ранних периодов Сюаньдэ и Чэнхуа — эти предметы устанавливают «золотой стандарт» для фарфоровых изделий высшего качества и в подлинном виде встречаются на рынке редко. В них совершенно все — от черепка до глазури, а кобальт имеет максимальную глубину и насыщенность и при этом обожжен совершенно без изъянов (илл. 2).
Затем обращают на себя внимание предметы Канси, с семицветным кобальтом, а также императорские вазы периода Цяньлун.
Для коллекционеров китайский фарфор, расписанный подглазурным кобальтом, — настоящая золотая жила. Ведь именно из таких изделий состояли грузы затонувших в XVII — XVIII веках кораблей. Самые известные из этих кораблей — те, что погибли близ Нанкина, Камао, а также груз «Хатчер» и «Диана». Фарфор с них был поднят и сегодня находится в свободной продаже. Для собирателя это прекрасная возможность приобрести подлинные предметы с безукоризненным провенансом (илл. 3).
1. Уцай, или «пять цветов», — одна из первых исторически возникших полихромных форм росписи в Китае. На изделии уцай присутствуют желтый, красный, синий, зеленый и белый цвета. Наивысшего расцвета стиль уцай достиг в XV — XVI веках, наиболее примечательны сосуды с изображением карпового пруда или сюжет «Дракон и жемчужина» периода Ванли и Дзяд- зин. Зачастую может создаться ощущение, что изделие, расписанное в стиле уцай, отличается небрежностью исполнения. Это обстоятельство имеет ряд логических объяснений. Во-первых, период расцвета продукции уцай можно в целом отнести к периоду упадка в производстве фарфора в Китае. Во-вторых, следует учитывать определенную долю минимализма в эстетическом сознании китайского художника. Большинство подлинных произведений в этом стиле можно смело отнести к шедеврам китайского искусства, блестяще демонстрирующим лаконичную глубину, отраженную в несколько наивной манере изображения. Эти предметы подделывают относительно редко, но для того, чтобы оценить действительно достойное произведение, требуется некоторый опыт (илл. 4а, 46).
2.
3. 4. Доуцай, или «борьба цветов», представляет собой один из наиболее утонченных и приятных для европейского взора типов росписи. В то время роспись доуцай — донельзя китайская по сути. Лучшие и самые редкие и ценимые образцы на антикварном рынке, выполненные в технике доуцай, — это чашечки с изображением цыплят, относящиеся к периоду Чэнхуа (1465 — 1487). Наивная на первый взгляд роспись наполнена я глубоким символизмом и характеризуется высочай- | шим уровнем исполнительского мастерства (илл. 5). | Доуцай снискал популярность и в более поздние пе- риоды. В период Юнчжен и Цяньлун создавались удивительные по красоте и масштабности вазы и утонченные в своем минимализме блюдца,
4. которые и по сей день способны впечатлить
5. ...... — .......—..............—
6. даже самого избалованного яркими цветами европейца (илл. 6а, 66). Следующая волна популярности росписи доуцай пришлась на период Даогуан, когда создавались массовые повторения изысканных изделий периода Юнчжен, — блюдца с абстрактными изображениями плодов, ягод и цветов лотоса. Зачастую на таких изделиях проставлялась марка Юнчжен. Отличить их в таком случае достаточно сложно. Следует особо подчеркнуть, что на подлинных произведениях периода Юнчжен цвета отличаются глубиной и нежностью, в то время как на поздних подделках грешат яркостью, вычурностью и аляповатостью.
7. Может возникнуть вопрос: как отличить роспись доуцай от обычной полихромной?
8. Ответ прост — весь рисунок доуцай обведен тонкой, едва заметной линией подглазурного кобальта. Сам же рисунок выполняется надглазурными эмалями, среди которых красный, зеленый, желтый, синий цвета.
9. 5. Famille verte, в переводе с французского «зеленое
j семейство», — роспись с преобладанием зеленого цве- | та. Появилась раньше, чем «розовое семейство». Можно : смело утверждать, что пик производства вещей в этой ! гамме пришелся на период Канси. В гамме «зеленого семейства» расписывались как экспортные вещи, так и
вещи для внутреннего рынка, в том числе для украше- i ния интерьеров императорского дворца.
К наиболее ценным предметам этого стиля относят | большие парные вазы с изображением сцен из класси- | ческой китайской литературы, например, из классичес- | ких литературных произведений династии Мин «Троецарствие», «Путешествие на Запад» и «Сон в | розовой палатке» (илл. 7).
1. Famille rose, в переводе с французского «розовое семейство», — одна из разновидностей полихромных китайских росписей. Она появилась относительно поздно, в XVIII веке. Во многом распространение гаммы «розового семейства» было вызвано «европеизацией» вкусов китайской знати и, главное, императорского двора. Контакты с европейцами к XVIII веку привели как к восприятию китайцами европейской эстетики, так и к моде на «китайщину» в Европе. Работая на за- ; падный рынок, китайские гончары стали использовать ■ многоцветные расписные техники с преобладанием ро- ■ зового цвета. В целом гамма строится на сочетании яр- j ко-розового, желтого и зеленого цветов. Темами росписи могут быть как классические сцены из китайской литературы, характерные для зеленого семейства, так и отвлеченные фантазийные композиции, изображающие жизнь при дворе, орнаменты с цветами, фруктами, | растениями и т.п.
Интересно так называемое кантонское «розовое се- мейство», легко узнаваемое направление росписи фар- j фора, появившееся в XIX веке в городе Кантон (илл. 8). ;
Все вещи «розового семейства» характеризуются ! разнообразием форм, сюжетов и размеров.
О ценности конкретной вещи можно судить, исхо- ! дя из качества фарфорового черепка, росписи на нем, а также периода, когда была сделана вещь, и ее назначения (ранние вещи стоят дороже, вещи для внутреннего : рынка тоже чаще всего ценятся выше).
Большую и специфическую группу предметов «розо- ; вого семейства» составляют так называемые «гербовые» i предметы. В XVIII — XIX веках по заказу дворянских се- | мей Испании, Португалии, других стран Европы китай-
ские гончары выпускали фарфоровые вазы, блюда и чаши с семейными гербами. Эти предметы пользуются высоким спросом на западном рынке и являются вожделенным приобретением для любого коллекционера. К сожалению, подделок здесь много, как нигде. На таких вещах, по понятным причинам, марка не проставлялась (илл. 9).
1. Монохромная роспись. Один из наиболее древних и традиционных китайских видов росписи достиг своего расцвета в XVIII веке. Однако предметы высшего уровня, выполненные в этой технике, можно найти и в более ранние периоды.
Особо ценятся монохромные желтые предметы, так как в Китае желтый цвет связывают со священным цветом императорской власти. Такие изделия предназначались только для императорского двора, за нарушение этого закона полагалось суровое наказание. На них всегда проставлялась императорская марка, которую наносили лучшие каллиграфы (илл. 10).
Кроме того, можно встретить предметы ярко-розового, красного, синего цветов. Во всех случаях собирателю следует обращать внимание на фактуру черепка — он должен быть твердым, плотным, ровным, а также на качество глазури — она должна быть идеальной, с глубоким, ровным, насыщенным цветом. В случае, если изделие не отвечает этим требованиям, но на нем стоит марка, например, периода Юнчжен, можно быть уверенным, что мы имеем дело с поздней подделкой.
Таковы основные типы росписи, которые можно встретить на китайском фарфоре, продающемся на антикварном рынке в России и мире. Существует еще множество типов и разновидностей, которые мы не затронули в этой статье. В заключение остается сказать, что при коллекционировании китайского фарфора, равно как и, наверное, при коллекционировании любых других предметов искусства, большую роль играет внутреннее чутье. Оно приходит только с опытом и, к сожалению, с ошибками, которых не избежал еще ни один коллекционер.
Иван ЛИПКО