В Омском Музее хранится небольшая коллекция изделий фирмы Фаберже, поступившая из Ленинградского отделения Государственного Музейного фонда в 1927—1928 годах
Каменные миниатюрные фигурки животных — ворона, слоны, клюющий воробей, заяц, собака, обезьяна, а также корова, кошка, медведь — выполнены из цветных камней: бирюзы, цитрина, дымчатого кварца, обсидиана, халцедона и из пурпурина (илл. 1—12). Глаза зверей инкрустированы золотом, алмазами, рубинами. Во всех фигурках метко схвачены характерные черты и повадки животных, иногда чуть юмористически утрированные. Нахохленная ворона втянула голову и словно искоса поглядывает на окружающий мир. Осторожно переставляет лапы кошка, слегка подергивая усами и виляя хвостом. Напряженно и удивленно остановился мопс, припав на передние лапы, готовый вот-вот разразиться лаем. Во всех этих изделиях ощущается хорошее знание натуры. Небольшие по размеру (от 2 до 6 сантиметров высотой), они по-настоящему скульптуры. Выразительно обработана поверхность камня, передающая фактуру шкурки животных.
Выразительность каждому образу придает точно подобранный камень: словно растворяющийся в воздухе, тающий халцедон зримо передает шаги осторожно крадущейся кошки, а сверкающий золотистый цитрин прекрасно соответствует образу слона — символу сказочной Индии.
Подобные миниатюрные фигурки-безделушки изготавливались в мастерских фирмы, иногда работавшим у Фаберже камнерезами, а иногда мастера объединения лишь дорабатывали изделия, изготовленные на Петергофской, Колы- ванской или Екатеринбургской гранильных фабриках.
В это же время поступил халцедоновый бюст Николая I. Он помещен на каннелированном деревянном пьедестале, с золотой окантовкой по основанию в виде лаврового венка. Строгая классическая манера исполнения воскрешает художественный стиль 1830-х годов, напоминая о скульптурных бюстах С.И. Гальберга (1787—1839). На золотом основании бюста и на окантовке — клеймо Генрика Вигстрёма (1862—1923), одного из ведущих мастеров фирмы Фаберже. На основании бюста наряду с клеймом нанесены цифры: «8965». Это важная деталь — они являются инвентарным номером изделия для регистрации его в учетных книгах фирмы [Улла Тилландер-Годенхильм. Новое о мастерской Генрика Вигстрёма//Геза фон Габсбург, Марина Лопато. Фаберже: придворный ювелир.
Вашингтон — Санкт-Петербург, 1993]. Изделие помещено в специально для него изготовленный футляр с торговой маркой фирмы под государственным гербом России.
К числу изделий фирмы Фаберже можно также отнести птицу из серпентинита и серебряную фигуру козерога на лазуритовом основании. Их роднят с изделиями Фаберже мастерство исполнения, выразительная форма, за которой стоит хорошее знание натуры, излюбленные материалы — так хорошо известно пристрастие К.Г. Фаберже к самоцветам из российских месторождений: «Он гордится своими изделиями из сибирских камней, особенно из нефрита...». Кроме того, в них наблюдается определенное соответствие некоторым изделиям фирмы, где воспроизведены подобные персонажи, например: серебряная пепельница в виде бекаса, хранящаяся в государственном Эрмитаже; выполненная из сердолика фигурка каменного козла, находящаяся в частном зарубежном собрании.
Необходимо в этой связи остановиться на одной проблеме, связанной с наследием фирмы Фаберже.
Исследователи, характеризуя продукцию фирмы, особенно выделяют каменные резные фигурки. При этом подчеркивается уникальность, то есть существование в единственном экземпляре, большинства таких предметов. Думается все же, что понятие «уникальность» является в данном случае относительным и круг дублируемых или варьируемых моделей в действительности более широк, чем представляется традиционно (слоны).
При всем разнообразии и многочисленности «зоопарка» Фаберже в нем можно выделить излюбленные сюжеты, неоднократно разрабатывавшиеся: слоны, собаки, обезьяны, кролики, птицы, медведи, лошади, мыши и некоторые другие. Несмотря на стремление к неповторимости каждого изображения, некоторые наиболее популярные модели могли повторяться. Но это были, естественно, не абсолютные копии, могли видоизменяться размеры, материал, детали изображения. Некоторым фигуркам из музейного собрания, таким как ворона, обезьяна, клюющий воробей, слон, собака, находятся аналогии в зарубежных собраниях. Различие может состоять в материале: можно указать на существование фигур вороны (нефрит), слонов (бовенит, обсидиан и пр.), клюющего воробья (бовенит, нефрит), собаки (нефрит), обезьяны
1. Ворона. Петербург, конец XIX — начало XX в.
Фирма К. Фаберже. Пурпурин, золото, алмазы, ограненные розой; литье, резьба. Высота — 4,0. Поступление: из ЛГМФ в 1927 г.
2. Слон. Петербург, конец XIX — начало XX в.
Фирма К. Фаберже. Бирюза, рубин, стекломасса; резьба.
Высота — 1,5. Поступление: из ЛГМФ в 1927 г.
3. Слон. Петербург, конец XIX — начало XX в. Фирма К. Фаберже. Цитрин, алмазы, ограненные розой; резьба. Высота — 1,5. Поступление: из ЛГМФ в 1928 г.
4. Собака. Петербург, конец XIX — начало XX в. Фирма К. Фаберже. Янтарь; резьба. Высота — 4,2. Поступление: из ЛГМФ в 1927 г.
5. Клюющий воробей. Петербург, конец XIX — начало XX в.
Фирма К. Фаберже. Пурпурин, алмазы, ограненные розой; литье, резьба, клина — 3,9. Поступление: из ЛГМФ в 1928 г. (ранее — в собрании Зимнего дворца, половина — Бенкендорфа).
6. Заяц. Петербург, конец XIX — начало XX в. Фирма К. Фаберже. Пурпурин; литье, резьба, Длина — 3,2. Поступление:
из ЛГМФ в 1928 г. (ранее — в собрании Зимнего дворца).
7. Кошка. Петербург, конец XIX — начало XX в.
Фирма К. Фаберже. Халцедон, стекло, золото; резьба.
клина — 2,0. Поступление: из ЛГМФ в 1928 г.
8. Корова. Петербург, конец XIX — начало XX в.
Фирма К. Фаберже (?). кымчатый кварц, алмазы, ограненные розой; резьба. Высота — 1,4. Поступление: из ЛГМФ в 1928 г.
9. Собака. Петербург, конец XIX — начало XX в.
Фирма К. Фаберже. Дымчатый кварц, золото, стекло; резьба.
Высота — 1,2. Поступление: из ЛГМФ в 1928 г.
10. Медведь. Петербург, конец XIX — начало XX в.
Фирма К. Фаберже (?). Халцедон, алмазы, ограненные розой; резьба. Высота — 2,0. Поступление: из ЛГМФ в 1928 г.
11. Обезьяна. Петербург, конец XIX — начало XX в. Фирма К. Фаберже.
Обсидиан, золото, алмазы, ограненные розой; резьба.
Высота — 6,0. Поступление: ЭФЗК ОМИИ в 1992 г.
12. Птица. Петербург, конец XIX — начало XX в.
Фирма К. Фаберже. Серпентинит; резьба. Высота — 2,2.
Поступление: из ЛГМФ в 1928 г.
Не имея прямых соответствий, бюст Николая I (илл. 13) содержит ряд тиражированных в изделиях фирмы элементов: постамент — каннелированная полуколонна, окантовка — лавровый венок, перевитый лентами. Эти детали особенно характерны для предметов, вышедших из мастерской М. Перхина — Г. Вигстрёма. Достаточно указать на ряд созданных там произведений: «Женский бюст на колонне», выполненный из дымчатого кварца и бовенита, из коллекции Джозиана Вульфа, «Составной нефритовый настольный прибор» из собрания барона Тиссена- Борнемиса, серебряные, покрытые эмалью, «Часы в стиле Людовика XV» из собрания Государственного музея- заповедника «Петергоф». Основание — полуколонна, выполненная из дерева, является постаментом барометра из собрания Кливлендского музея.
Фирма Фаберже была коммерческим предприятием, в котором существовал поток производства, поэтому вполне закономерно пристрастие к некоторым излюбленным материалам, к отработанным до совершенства техническим приемам, а также к повторению характерных деталей в изображении и к воспроизведению наиболее удачных композиций, персонажей.
Говоря о большой привлекательности каменных резных фигурок, изготовляемых у Фаберже, исследователи отмечали, что у этих изображений были прототипы. Ими являлись либо реальные животные (хорошо известен факт, что английский король Эдуард VII заказал Фаберже миниатюрные скульптурные «портреты» любимых зверюшек королевы Александры), либо произведения искусства (Фаберже хорошо знал ювелирную пластику саксонского мастера XVIII в. Мельхиора Динглингера, японскую миниатюрную пластику нэцкэ). Но успех подобных фигурок не может быть объяснен только тем, что в персонаже легко можно было узнать лошадь Персиммон, выигравшую дерби в 1907 году. Или копированием произведений искусства. Или только высоким техническим уровнем исполнения. Думается, необходимо учитывать все эти причины, не разделяя их. Кроме того, даже когда шла явная ориентация на конкретную модель, первоначальный источник вдохновения трансформировался, преображался. И в то же время изначальный прообраз угадывался, побуждая зрителя к более сложному восприятию предмета искусства (пусть и не всегда осознано): это и забавный кунштюк, и изображение реального персонажа, и развитие определенной художественной традиции (образ, форма, материал). Представляется возможным определить эту особенность изделий, по аналогии с литературоведческой терминологией, как интертекст. Суть интертекстуальности состоит в выявлении межтекстовых связей. Проблема эта особенно важна для понимания искусства начала XX века, отличающегося большой интеллектуальностью, широким и сознательным обращением к художественным традициям различных эпох и стран.
К сожалению, первоначальная коллекция музея дошла до наших дней не в полном виде. В 1930-е годы музейное собрание лишилось сотен произведений искусства. Тогда же исчезли часы, изготовленные в мастерской Михаила Перхина. В инвентарной книге музея, составлявшейся в 1920-х годах, можно прочитать их описание:
«Часы настольные в футляре. Часы (а) на четырех ножках из розового кварцита прямоугольной формы с серебряными накладками в виде завитков и цветов между ними, с изогнутой ручкой наверху. Вокруг циферблата круг из мелких жемчужных бусинок. Высота 12 см...»
Сохранился только деревянный футляр этих часов с торговой маркой фирмы Фаберже под государственным гербом России (илл. 14).
В 1930-е гг. исчезла и фигура обезьяны (илл. 11), но ее удалось выкупить в 1992 году в одном из антикварных магазинов Омска.
В 1984 и 1988 годах музей приобрел у частных лиц еще два изделия фирмы Фаберже: нож для фруктов и сухарницу. Эти предметы столового серебра — образец массовой продукции Московского отделения фирмы.
Интересная проблема для изучения наследия фирмы Фаберже — круг источников, использовавшихся в создании различных декоративных композиций. Это и каменные резные фигурки, создававшиеся не только на государственных камнерезных фабриках, но и в различных петербургских мастерских, а затем дорабатывавшиеся у Фаберже. Это и произведения мастеров миниатюрной живописи.
В Омском музее хранится медальон с портретом графини Екатерины Владимировны Левашовой, фрейлины последних русских императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны (илл. 16). С продукцией фирмы эта работа никак не связана. Сам портрет выполнен датским миниатюристом Иоханном Цейнгра- фом (1857—1908). В коллекции дворца Розенборг в Копенгагене хранятся миниатюры И. Цейн- графа, ранее принадлежавшие императрице Марии Федоровне и Великой княжне Ольге Александровне. Художник, много работавший для датского королевского двора, выполнявший заказы императрицы Марии Федоровны, не являлся сотрудником фирмы Фаберже. Но его миниатюры входят в композиции двух пасхальных яиц: датское серебряное юбилейное, 1888; «Ландыши», 1898 [A. Kenneth Snowman. The art of Carl Fabergd London, 1953]. Ему приписываются миниатюры в брошке из датского королевского собрания дворца Розенборг [письмо Йоргена Хейна, помощника хранителя коллекций дворца Розенборг, от 21.03.1988 автору]. Возможно, со временем круг работ Цейнграфа в произведениях Фаберже будет более известным.
Еще одна проблема, связанная с наследием К.Г. Фаберже, — судьба его коллекций и архива, которая до конца не ясна. Интересно в этой связи сравнить модель Фаберже «Клюющий воробей» и нэцкэ «Воробей», ранее находившуюся в собрании С.П. Варшавского (было бы чрезвычайно любопытно проследить ее бытование в предыдущих коллекциях). Ныне она хранится в Государственном Эрмитаже. Даже беглого взгляда достаточно, чтобы увидеть в них очевидное сходство формы, особенностей передачи деталей. При этом пурпуриновая фигурка не является буквальной копией, она отличается иным расположением головы, хвоста, разница состоит также в размерах, материалах. Сопоставление фигурок наглядно показывает, что питало фантазию мастеров фирмы Фаберже и путь создания собственных произведений.
В 1919—1920 годах коллекции К.Г. Фаберже и его сына А.К. Фаберже были конфискованы. В 1927 году в собрание Омского музея из Ленинградского отделения Государственного музейного фонда поступил фарфоровый пласт с копией фрагмента центральной части «Сикстинской мадонны» Рафаэля. Есть ли связь между этим экспонатом и порядковым № 20 в «Описи изымаемых властями предметов из коллекций Фаберже, хранившихся в его доме по Б. Морской, 24»: «Мадонна с младенцем; живопись на фарфоровом пласте...»?
Ирина СПИРИНА
№78