Одиннадцатого ноября 1925 года в столице автономной Аджарии открылась первая филателистическая и бонная выставка. В очень немногих коллекциях, сохранились боны с надпечаткой в память об этом событии, как бы подводящем черту под очень непростым периодом в истории Грузии, который начался в феврале 1917 гора и завершился 30 декабря 1922 года, когда был подписан договор о создании СССР.
Боны Закавказского Комиссариата
После Февральской революции Временное правительство упразднило кавказское наместничество, а для управления краем в марте 1917 года создало Особый Закавказский Комитет — ОЗАКОМ. Октябрьский переворот расколол общество и страну. Противники советизации Закавказья 11(24) ноября 1917 года в Тифлисе образовали Закавказский Комиссариат. В его состав вошли представители партий меньшевиков, эсеров, «Дашнакцутюн» и «Мусават».
Пятого февраля 1918 года это самопровозглашенное Закавказское временное правительство, борясь с наступающим денежным голодом, начало эмиссию денежных знаков в виде бон Закавказского Комиссариата, которые распределялись на договорных началах между Грузией, Азербайджаном и Арменией. Боны печатали на обычной бумаге с фирнисовой сеткой, варианты отличались оттенками краски. Надписи на четырех языках, главным из которых был русский, три других — армянский, грузинский и азербайджанский, гласили: «Боны Закавказскаго Комиссартата обязательны къ обращению наравнъ съ государственными кредитными билетами» .
Они были выпущены номиналами в 1, 3, 5, 10, 50, 100 и 250 рублей. Подписаны председателем Комиссариата Е.Гегечкори и комиссаром финансов.
По инициативе американского посла Смита для юридического оформления отторжения Закавказья от Советской России в Тифлисе 10 (23) февраля 1918 года был создан Закавказский Сейм — орган государственной власти, состоявший из членов Учредительного собрания и продолжавший политику Закавказского Комиссариата.
Двадцать второго апреля 1918 года под давлением Германии и Турции Закавказский Сейм объявил Закавказье независимым федеративным государством. 26 мая 1918 года это государство распалось на три независимые буржуазные республики: Грузию, Армению, Азербайджан. Однако боны Закавказского Комиссариата продолжали печатать вплоть до сентября 1919 года. Всего за период эмиссии было выпущено 1 360 000 000 рублей по номиналу.
Боны Грузинской (демократической) Республики
Дватцать шестого мая 1918 года, вслед за упразднением Закавказского Комиссариата, произошедшего на фоне не прекращавшихся всю весну вооруженных крестьянских восстаний, грузинские меньшевики провозгласили независимость Грузии. Территорию вновь образованного государства составили бывшие Тифлисская и Кутаисская губернии с Сухумским, Батумским и Артвинским округами, а также часть Черноморской губернии (Туапсе, Сочи и Гагры были присоединены к Абхазии).
Пятнадцатого января 1919 года правительство, возглавляемое Н.Н.Жордания, осуществило выпуск 5% краткосрочных обязательств Казначейства Грузинской Республики со сроком оплаты 1 января 1920 года пяти номиналов: 25, 100, 500, 1000 и 5000 рублей. Нетрудно заметить, что они расширили номинальный ряд находившихся в обращении бон Закавказского Комиссариата.
Отпечатанные на плотной гладкой бумаге без водяных знаков, но с великолепно выполненной виньеткой, украшающей герб молодого демократического государства с изображением Святого Георгия, обязательства кроме экономической, безусловно, играли еще и идейно-символическую роль. Они были подписаны председателем правительства Н.Жордания и министром финансов.
Несмотря на то, что в феврале 1919 года добровольцы внезапно выбили грузинский гарнизон из Сочи, захватили Гагры, после чего Абхазия 21 марта 1919 года подписала акт о своем вхождении в состав Грузии в качестве автономии, демократические порядки меньшевистского правительства вполне устраивали население, и в республике наступила относительная стабильность.
Первые собственные деньги правительство Грузии начало печатать в июле 1919 года одновременно с выпускавшимися еще два месяца после этого бонами Закавказского Комиссариата, предназначавшимися для всего Закавказья. Первоначально использовали старые запасы тонкой гладкой бумаги с фирнисовой сеткой и без сетки, а также печатные клише средних номиналов купюр, лишь со слегка измененными текстами и новой государственной символикой. Однако с ростом номиналов появились новые типы купюр: на 500-рублевом билете — стилизованное изображение женщины, олицетворяющей Грузию, и дата обретения независимости — «19-26/V-18»; на 1000-рублевой купюре, фактически выпущенной в 1921 году, в верхнем левом углу, в венке помещена дата образования Грузинской Республики, а симметрично, в правом, — дата выпуска: «1920». Таким образом была отмечена вторая годовщина независимости. Композиционное решение купюры в 5000 рублей 1921 года с изображением правительственного здания окажется столь удачным, что в дальнейшем будет использовано не только на бонах Советской Грузии, но и надолго закрепится на денежных знаках Закавказской Федерации.
Вся серия состояла из бон в 50 копеек, 1, 3, 5, 10, 50, 100, 500, 1000 и 5000 рублей. Существуют варианты по оттенкам краски, толщине бумаги и водяным знакам. Текст на трех языках — грузинском (основном), французском и русском в старой орфографии: «Имъетъ хождеше наравнъ съ российскими кредитными билетами».
На бонах две подписи — председателя правительства Н.Жордания и министра финансов.
Всего за период эмиссии с июня 1919-го по февраль 1921 года было выпущено 16 976 082 000 рублей по номиналу.
Дальнейшие события прямо или косвенно привели к падению грузинского правительства и установлению в Грузии советской власти.
Боны Грузинской Советской Социалистической республики
С установлением в Грузии 25 февраля 1921 года советской власти были национализированы промышленность, железные дороги, флот, банки, крупная торговля. По декрету об отмене частной собственности на землю, изданному 6 апреля 1921 года, земля стала общим достоянием. Результаты проводимых мероприятий не заставили себя долго ждать — резко возросла инфляция, грузинский рубль стремительно обесценивался, что наглядно демонстрировал все возраставший номинал купюр.
Первыми собственными деньгами Грузинской ССР продолжали служить купюры в 5000 рублей 1921 года, выпуска меньшевистской Грузии. Их изготавливали на толстой или тонкой бумаге без водяных знаков, печатали синей или черной краской. Рисунок не изменился: над правительственным зданием развевался национальный флаг, на реверсе был национальный герб со Святым Георгием, даже подписи сохранились прежние. Лишь одно небольшое отличие отметил Н.И.Кардаков в своем каталоге, указав, что именно этот тип относится к более позднему, уже советскому выпуску: «предыдущего типа, но с каждой стороны каждого углового кружка рамка с двумя кольцами». Анализ нумерации билетов показывает, что литерой Ь (А) снабжены билеты только первого типа, то есть с одним кольцом (в том числе отпечатанные на бумаге с водяным знаком «Монограмма», безусловно, относящиеся к выпускам Грузинской Республики, запасы которой были довольно быстро исчерпаны); на бонах второго, более позднего типа, литерная серия начинается с буквы ъ (б). На всех последующих выпусках, печатавшихся этими же клише (начиная с 10 000 рублей 1922 года Советской Грузии и заканчивая денежными знаками ЗСФСР 1924 года), рамка — с двумя кольцами.
Седьмого августа 1922 года Народный Банк Грузинской ССР выпустил в обращение обязательства четырех номиналов: 100 000, 500 000, 1 000 000 и 5 000 000 рублей. Судя по величине номиналов, обязательства выпускали для расчетов между предприятиями, хотя нужно отметить, что купюры в 5 000 000 уже были в обращении в соседней Армении, а в 1923 году они появились и в Азербайджане. Бумага на них — без водяного знака, текст на грузинском языке: «Предъявителю обязательств банка ССР Грузии Народный Банк немедленно уплатит ____ рублей в грузинской валюте. Тифлис, 31 мая 1922 г.».
Обязательства подписаны управляющим банком И.Лордкипанидзе и контролером Кочанидзе.
Единственной купюрой, выпущенной именно как государственный денежный знак Советской Грузии, были 10 000 рублей, появившиеся в обращении 11 декабря 1922 года за подписями Председателя Совета Народных Комиссаров Сахелашвили и уполномоченного Народного Комиссариата финансов Бибинейшвили. Общее композиционное решение обеих сторон купюры осталось прежним. Не изменилось оно и в дальнейшем, и почти вся серия денежных знаков Закавказской Федерации была отпечатана с подобных клише. Однако изображения несли на себе все отличительные признаки новой власти и новой идеологии. Национальный флаг сменился флагом со звездой, а в национальном гербе над переплетенными с виноградной лозой колосьями пшеницы скрестились серп и молот. Все звезды на купюре стали пятиконечными. Русский текст — в старой орфографии.
Десятого января 1923 года декретом Союзного Совета Социалистических Республик Закавказья была прекращена сепаратная эмиссия бон Грузинской ССР, общая сумма которых составила 1 064 315 492 000 рублей. В обращение вводили единые закавказские денежные знаки, обмен на которые для так называемых «грузбонов» производился по курсу 1:1. При этом необходимо учитывать, что на территории Грузии одновременно ходили все ранее описанные выпуски. Только в Советской Армении в результате реформы 1922 года были аннулированы боны Закавказского Комиссариата и все остальные буржуазные выпуски. Можно предположить, что после этого они хлынули в сопредельные Грузию и Азербайджан.
Высокое полиграфическое качество исполнения не спасало их от поползновений фальшивомонетчиков.
Согласно мнению Н.И.Кардакова, среди бон Закавказского Комиссариата встречаются подделки 50-рублевых номиналов с защитной фирнисовой сеткой, что вызывает недоумение: откуда фальшивомонетчики брали эту бумагу? В моей практике коллекционирования подобные экземпляры не встречались, но даже если они существуют, можно предположить, что бумагу воровали работники типографии. Кроме того, указано на существование фальшивых 50-, 100- и 250-рублевых экземпляров на бумаге без фирнисовой сетки.
Среди бон Грузинской Республики выявлены подделки 500- и 1000-рублевых купюр, печатавшихся на бумаге без водяных знаков. Причем 1000-рублевые боны печатали также и при Советах.
Отличительными признаками 1000-рублевой фальшивой купюры являются: грубая, неряшливая прорисовка фигуры Св. Георгия и несоответствие в деталях сбруи коня на обоих гербах (как на лицевой, так и на оборотной стороне купюры), различия в написании цифр даты образования республики, а также некачественное нанесение краски и сплошная заливка вместо виньеток и защитной сетки.
Иных попыток фальшивомонетничества не выявлено, потому что подделывать мелкие номиналы было нерентабельно в условиях раскручивавшейся спирали инфляции, а начиная с технически очень сложной и эстетически совершенной 5000-рублевой купюры, — практически и невыполнимо.
Завершить тему фальшивомонетничества хочется несколько парадоксальным выводом: из-за значительной редкости фальшивых бон того периода на фоне массовости эмиссии на сегодняшнем коллекционном рынке они должны раз в 10 превосходить по цене рядовой материал.
Алексей АВЧУХОВ
Иллюстрации из коллекции автора.