Старые фотографии... (Визитки и кабинетные, с золотыми и серебряными обрезами, на poзовых, голубых, черных и белых бланках отпечатанные в серых, фиолетовых голубоватых, золотистых и черно-белых тонах с калейдоскопом медалей на обороте фирменных бланков. Тщательно подобраны тисненые или выпуклые шрифты, которыми отпечатаны фамилии и адреса владельцев заведений (обязательное условие старой фотографии после 1862 года!) Словом, фантазии и красоте в оформлении нет предела.
Это — особый мир со своим языком и своей символикой, где ничего не изображено просто так, для красоты, — все подчинено строгим правилам, все узаконено — в буквальном смысле этого слова. Например, право поместить изображение государственного герба на бланке надо было заслужить; награда эта была особенно почетна, но довольно редка, на старинных бланках она попадается нечасто. Медали рассказывают о том, в каких городах и когда проводились выставки, какими они были — всемирными, международными, политехническими, мануфактурными, сельскохозяйственными, фотографическими, в какой из них владелец фотографического заведения участвовал или отличился. Бланк — послужной список фотографа. Когда же он стал играть такую роль? Ведь на ранних фотографиях 1850-х годов практически не осталось никаких «зацепок», чтобы можно было установить авторство и точную датировку портрета, если фотограф не проставил своего рекламного штампа. Редко кто из фотографов 1850-х годов сохранил на них свои имена. Датировать такие безымянные фотографии затруднительно. Вот почему о таких работах говорят общо — «фотография 1850-х годов».
Надо сказать, что размер визитки 10x6 см в России появился с осени 1858 года, хотя изобретатель этого размера фотографии — Адольф Диздери (1819 — ок. 1890) запатентовал его в 1856 году в Париже. Поэтому портреты на ранних визитных бланках можно датировать начиная с осени 1858 до 1862 года. В 1865 году появился еще один полюбившийся затем размер фотографии — кабинетный, или для альбома, 16x11 см. Эти популярные форматы дожили до XX века.
В России до 1862 года фотографические заведения не подчинялись никаким цензурным правилам: фотографы платили пошлину и открывали свои заведения. Однажды ... 17 октября 1862 года — так рассказывают документы из архива московского генерал-губернатора — младший чиновник, инспектор за типографиями и литографиями, коллежский асессор Захаров, обходя свой участок, зашел в книжную лавку, где был потрясен наличием в продаже фотографий «безнравственного содержания». Им они тут же были изъяты: 34 картины фотографической работы и колода карт из 52 штук литографской работы, «все постыдного содержания». Книжная лавка была опечатана. Последовал доклад Захарова в департамент полиции. И уже 19 октября 1862 года московский генерал-губернатор получил из этого департамента официальную бумагу: «...так как в Москве год от года увеличивается число фотографий, которые никакому особому надзору по закону не подлежат, между тем как заведения эти при постоянном совершенствовании дагерротипного искусства... могут безнаказанно распространять в публике картины безнравственного содержания ит. п., то не признаете ли Вы возможным войти по сему предмету в сношение с МВД об издании для фотографических заведений положительных правил, в особенности же относительно съемок, делаемых ими с разных картин, причем, я полагал бы, подчинить их правилам Ремесленного устава, ибо фотографическое занятие, по приемам его, составляет более ремесло, нежели художество, а между тем содержатели этих заведений не несут никакой ответственности».
И отныне все фотографические заведения Москвы, Московской губернии и других городов были взяты под «цензурное недремлющее око». «...В видах устранения злоупотреблений со стороны содержателей фотографические заведения подчинить общим правилам о типографиях, литографиях» — это постановление 14 ноября 1862 года подписал министр внутренних дел статс-секретарь П.А.Валуев. Закон о печати от 6 апреля 1865 года коснулся всех фотографических заведений России: «...объявить с подписками всем содержателям фотографических заведений, чтобы они, под опасением ответственности по закону, не выпускали бы из своих заведений произведений светописи без обозначения фирмы фотографии, и во-вторых, чтобы снимки с картин и эстампов печатали не иначе, как с цензурного дозволения».
С 1865 года прошение по поводу открытия фотографического заведения писали на специальной гербовой бумаге и подавали на имя генерал-губернатора. В нем указывалось количество заведений с полным адресом: часть города, название улицы, номер дома или фамилия владельца дома. При передаче заведения другому лицу или перемене места необходимо было получить новое дозволение. При положительном решении дела владельцу выдавалось свидетельство: «Свидетельство. Дано Воронежской губернии гор. Острогожска купеческому сыну ученику С.-Петербургской Академии художеств Михаилу Михайлову Панову в том, что дозволяется ему содержать Тверской части 5 квартала в доме Раевской, фотографическое заведение, принадлежавшее зубному врачу Вагенгейм и купленное у него Пановым по заключенному 3 декабря 1864 года условию, но с тем, чтобы Панов в точности соблюдал все, как ныне существующие, так и впредь последовать могущие правила и узаконения о заведениях своего рода: в чем удостоверяю подписью моею с приложением казенной печати марта 11 дня 1865 года. Московский обер-полицмейстер, генерал-лейтенант граф Крейц».
Все фотографические заведения Москвы, которые открылись после 1862 года, получили законные свидетельства. Что касается ателье, которые работали и раньше, то их владельцы в августе 1865 года дали подписку в том, что они в двухмесячный срок оформят документы и получат новые свидетельства. Таких в Москве оказалось пятнадцать. В своих прошениях некоторые из них назвали точную дату открытия своего заведения:
24 марта 1851 года начало работать фотоателье Эдуарда Вильгельма Мюкке;
в 1854 году — Николая Алексеевича Пашкова;
в 1857 году — Франса Христиана Карутца и в этом же году Гуго Кистенмахера;
в 1858 году — Роберта Каупе и Андрея Федоровича Эйхенвальда;
в 1860 году — Норберта Габричевского и Ивана Ивановича Кригера;
в 1861 году — Никандра Матвеевича Аласина, владельца фирмы «Русская фотография» и Петра Ивановича Моисеева.
В 1861 году открылось фотографическое заведение большого мастера фотопортрета — Михаила Борисовича Туликова — «Мясницкой части 1 квартала в доме Тверского Архиерейского подворья, купленное... у художника С.Зимулина». Все портреты работы Туликова 1861 —1863 годов легко определяются по надписям на его фирменных бланках. Под портретом слева, по полю бланка: «Фотография Туликова» (надписи могло и не быть). На обороте: «Фотография Тулинова На Кузнецк. мост. д. Тверск. Подворья Москва» (текст приводится дословно).
1864 год — важный в биографии фотографа: он получил аттестат Академии художеств Санкт-Петербурга, и с тех пор в его документах рядом с фамилией проставлялось слово «художник». Итак, бланки 1864 года: на лицевой стороне под портретом — «Фотография художника Тулинова», на обороте: «Фотография художника Тулинова на Кузнецк, мост. д. Тверск. Подворья Москва».
В течение 1864 года Туликов был фотографом «Императорского Русского общества Акклиматизации животных и растений». Выполняя задание общества на территории зоологического сада, он решил здесь открыть свое второе ателье. «Принимая во внимание, что Туликов поведения благонадежного, имеет в своем содержании частное фотографическое заведение Мясницкой части На Кузнецком мосту, и, как художник фотографического дела, за успешное исполнение поручаемых ему Русским Обществом Акклиматизации работ пожалован правом изображать на вывеске своего заведения Государственный герб... я не нахожу с своей стороны препятствий к удовлетворению означенного ходатайства...», — констатировал обер-полицмейстер 9 июля 1865 года. В конце августа 1865 года ателье уже работало на территории зоосада. В конце этого года на тулиновских бланках появились изображение герба и адрес его второго фотографического заведения. В 1865 году Тулинов участвовал в Московской мануфактурной выставке, где был «за фотографию пожалован от их Императорских Величеств Государя и Государыни бриллиантовыми перстнями» и медалью «за трудолюбие и искусство». Это оформление бланка стало самым красивым из всех предыдущих.
В 1867 году случился пожар в его основном ателье на Кузнецком мосту, которое он потом восстанавливал на протяжении нескольких лет. В 1871 году он отказался от помещения на территории зоосада, там открыл фотографию Михаил Гордеевич Гордеев. В том же году Туликов взял в компаньоны художника Платона Антоновича Шоманского. Свидетельство на совместную работу они получили 30 ноября 1871 года, так появилась фирма «Тулинов и Шоманский». Но просуществовала она недолго: 31 января 1873 года Тулинов вновь остался один.
В 1873 —1877 годах на обороте его бланка была надпись: «Фотография художника Туликова. Москва Мясницкая Вятское подворье против д.Черткова». К государственному гербу и медали прибавилась новая символика — пятиконечная звезда.
На Московской Политехнической выставке 1872 года за медальонную фотографическую камеру Тулинов получил бронзовую медаль. В мае 1877 года Михаил Борисович расстался с фотоателье — продал его дмитровскому мещанину Ивану Гимеру.
Вот так, по датам открытия и закрытия заведения, по участию в выставках, адресу ателье можно довольно точно датировать старую фотографию.
М.Б.Тулинов был известным фотографом, его ателье посещали писатели и поэты: И.С.Аксаков, Ф.М. Достоевский, А.Н.Майков, Н.А.Некрасов, А.Н.Островский, И.И.Панаев, А.Н.Плещеев, И.С.Тургенев, А.А.Фет и многие другие. Чем не писательское фотоателье!
Татьяна ШИПОВА
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 28 (июнь 2005), стр.75