Пестрый многоликий мир антикварной открытки, а тем более открытки «специализированной», нечасто становится предметом обсуждения искусствоведов и коллекционеров. Столь же редко он попадает в поле зрения аналитиков, если это напрямую не связано с рынком.
Как бы то ни было, нам не помешает элементарное «расщепление» этого многоликого мира, без углубления в искусствоведческую колею. На наш взгляд, антикварные художественные открытки надо делить на две основные категории.
Первая. Открытка репродукционная, как более массовая, — представляет собой репродукцию произведения живописи, графики, скульптуры или прикладного искусства. Она призвана передать зрителю представление об оригинале.
Вторая. Открытка оригинальная. В данном случае это творение художника имеет целевое назначение — патриотическое, агитационное, сатирическое, юмористическое. Все это создало прекрасную базу для появления карикатуры как концентрированного актуального сюжета оригинальной открытки. Не беремся судить о географии распространения злободневной сатирической открытки. Очевидно только, что в дореволюционной России из-за цензуры открытка с незавуалированной карикатурой не могла получить хода.
Другое дело, когда толчком для роста популярности агитационной тематики послужили известные события 1905—1907, 1914—1917 годов, которые затронули все слои русского общества. Ну, а что с жанром карикатуры? В Европе, в частности во Франции, карикатуры на открытках, посвященные русскому царю Николаю II, появились в период оживления русско-французских отношений. Но не только.
В начале XX столетия в Европе прикладная функция издававшихся открыток заметно расширилась — в основном из-за общей политизации и усиления противоречий между ведущими державами. Именно тогда появились, в частности, почтовые карточки с актуальными карикатурами на царствующих особ.
Особое место заняли выпуски французских фирм, причем особую коллекционную ценность представляли карикатурные сюжеты на карточках-полуфабрикатах. Такая типографская «заготовка» с однотонным черно-белым рисунком поступала к художнику на цветную роспись. Большей частью эта открытка приобретала окончательный вид, когда на ней появлялась специальная надпечатка по-французски: «Тираж — 50 (40) штук. Экземпляр № ...» Нумерация вносилась от руки. Стоимость таких выпусков колебалась от 80 долларов и более.
Представленные в этой публикации образцы политической карикатуры на оригинальных открытках — репрезентативный срез сюжетов, условно разбитых на четыре тематические группы: открытки разрисованные (разные сюжеты); открытки о русско-французской дружбе; русско- японской войне; Первой мировой войне (включая открытки германских издателей). Вот этими четырьмя группами и ограничивается тематика открыток-карикатур.
Инициируя выпуск открыточных карикатур на «злобу дня», где привилегированное место занимали «дружеские» шаржи на российского государя, заказчики открыток выставляли на обозрение в гротескном виде в общем-то самодержавную Россию. Гоняясь за «остротой» сюжетов, смаковали не только политические промахи и неудачи на поле брани, но и военные успехи русской армии и флота.
Однако отвлечемся от приемов «карикатурной дипломатии», признав, что профессиональным смехачам доставляло какое-то удовольствие «ударить юмором» по батюшке-царю. Нам важнее разобраться в слагаемых рыночного успеха русского материала вообще и той его категории, которую представляют оригинальные открытки — в частности. Судьба их, вернее их рыночная котировка, во все времена зависела от конъюнктуры. Понятно, что успех, обусловленный документальностью, носил перманентный характер. Проще говоря, они всегда в цене.
Какие обстоятельства способствовали проникновению антикварных российских открыток на Запад? Есть такой термин — «исход». В периоды политических потрясений он означал массовую эмиграцию русской интеллигенции, а также тех, кто не принял новую власть. Среди них было немало коллекционеров. Так что термин «исход», видимо, не следует забывать и в нашем случае, если мы хотим найти объяснение бедности внутреннего российского открыточного рынка, узнать получше историю не только нашей антикварной открытки, но и филателистической классики.
К удовольствию коллекционеров можно отметить, что с оживлением международных контактов постепенно стало нормализоваться «бытование» на родине русской антикварной открытки. Значит, появилось больше шансов пополнить коллекции интересными экземплярами.
Евгений САШЕНКОВ
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 28 (июнь 2005), стр.112