В обзорной статье «Московская мозаика», вышедшей в № 13 журнала «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования» (декабрь 2003 года), среди разнообразных изделий московских серебряников была опубликована и ложка с черневой гравюрой, изображающей всадника. Ложка была изготовлена в Москве в 1843 году мастером с монограммой ЕС. При общей длине ложки 19,8 см размер самого изображения всадника на сферической поверхности чашечки ложки — 3x3,5 см. Предмет этот явно мемориального характера, поэтому автором статьи было высказано предположение, что на гравюре изображен М.И.Кутузов, но оснований, подтверждающих это предположение, тогда не было. Поиски печатно го графического первоисточника продолжились.
Виртуозно владея техникой черневой гравюры на серебре, мастер смог в - миниатюре очень детально изобразить самого всадника в парадном одеянии, убранство лошади и даже показать, что она серая в яблоках. Резной блестящий желобок по контуру черневого рисунка на золоченом, тонко проканфаренном фоне создает эффект приподнятости изображения. Такая детализация облегчила поиск печатного первоисточника, который (или часть которого) гравер копировал для украшения ложки. На приведенном фрагменте ложки видно, что этот всадник — военачальник, награжденный высшими орденами, в том числе и орденом Святого Андрея Первозванного, на что указывают звезда и лента перевязи через правое плечо. Всадник-воин изображен с непокрытой головой (треуголка с плюмажем в левой опущенной руке) и с парящим над ним орлом. Связь этих двух фигур глубоко символична: орлу уподобляет Священное Писание одного из четырех животных, представляющих полноту Божественной Силы. Вместе с тем орел всегда был эмблемой победы, его полет в Древнем Риме воспринимался как предзнаменование военного успеха.
Символика изображения предполагает наличие победоносного полководца в качестве прототипа. Поскольку мастера черневой гравюры не создавали рисунок сами, а только копировали его, должно было существовать его печатное воспроизведение. Этим условиям наиболее полно из всех известных автору гравюр и литографий удовлетворяет редкая гравюра 1813 года И.И.Теребенева «Генерал-фельдмаршал князь Голенищев-Кутузов-Смоленский, принимающий главное начальство над Российским воинством в августе 1812 года» (пунктир, резец; размер — 35,5x27,8 см, обрез), фрагмент которой здесь воспроизводится для сравнения. К тому же в год изготовления ложки — 1843 исполнилось 30 лет со времени окончания Отечественной войны 1812 года и 30 лет со дня смерти великого полководца.
Мужской конный портрет не характерен для русской печатной графики первой половины XIX века. Возможно, этим и объясняется обращение мастера к гравюре тридцатилетней давности. При почти буквальном совпадении изображений на черневой гравюре и на гравюре И.И.Теребенева, обращают на себя внимание некоторые различия в деталях. Вместо тяжеловесного, статичного парадного изображения на печатной гравюре, мы видим на ложке легкую, динамичную фигуру коня с крутым изгибом шеи, высоко поднятой левой ногой и
волнообразным движением хвоста. Динамична и фигура летящего орла. В данном случае, наверное, можно говорить о поэтичной интерпретации рисунка 1813 года в соответствии с формировавшимся в то время в общем русле «историзма» понятием «русский стиль», для которого были характерны не только достоверность, но и декоративность. Подтверждение этому можно увидеть и в форме ложки, восходящей к русским ложкам XVII века, и в условном изображении земли под копытами лошади.
На черенке ложки помимо пробирных клейм и клейма мастера есть еще одно — нерасшифрованное, предположительно, владельческое. Владельческие клейма встречаются довольно редко, и в данном случае оно может означать и просто знак принадлежности вещи владельцу, и то, что ложка изготовлена по заказу, причем не рядового обывателя. В русском обществе в то время о прославленном полководце уже подзабыли, а это его изображение отличается от погрудных портретов военачальников-героев Отечественной войны 1812 года, которые помещали на стеклянной и керамической посуде, других предметах прикладного искусства второго десятилетия XIX века. Полководец здесь показан в момент достижения
высшей славы — принимающим начальство над всем русским воинством, что само по себе в России было впервые. Такой властью обладал только император.
Независимо от своей предыстории и даже от изображенной на ней личности ложка представляет собой образец замечательной черневой гравюры на серебре, обращающей нашу память к героическому прошлому русского народа. Патриотический мотив в выборе украшения ложки очевиден.
Олег ЛОГИНОВ
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 48 (июнь 2007), стр.56