Жетон строителя Белморстроя
Решение о строительстве Беломорско-Балтий- с к о г о в одного пути было принято Постановле- нием Совета Труда и Обороны СССР 3 июня 1930 года. Выполнение его позволило бы намного сократить время доставки в Ленинград грузов из портов карельского края, богатого природными ресурсами (карельская древесина и карельский гранит, залежи апатита, железо, медь и даже золото). Страна получала бы внутренний водный путь (прежде был только внешний — вокруг Скандинавского полуострова через прибрежные воды Норвегии, Швеции и Финляндии), который становился и началом Северного морского пути от Ленинграда до Владивостока. Однако при всей важности и нужности проекта строительство было начато лишь в начале ноября 1931 года. Объясняется это, скорее всего, неурядицами, возникшими при создании структуры Исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ). 25 апреля 1930 года было организовано Управление лагерями в системе ОГПУ, которое статус Главка получило только в начале 1931 года. До этого времени отдельные лагеря подчинялись органам ОГПУ непосредственно на местах. И лишь 2 июня 1931 года вся работа по «спецпоселенцам», включая их трудовое использование, была передана исключительно ГУЛАГу ОГПУ.
Кроме того, задерживалась разработка проекта — 1 июля 1931 года утвердили лишь эскизный проект канала. И только когда организовали Беломорско-Балтийский ИТЛ с 20 тысячами заключенных (к концу строительства лагерь насчитывал до 100 тысяч человек), начались подготовительные земляные работы. Сразу была определена продолжительность строительства — 20 месяцев. Предстояло пройти почти 230 км пути, построить 19 шлюзов, 15 плотин, 32 соединительных канала. Срок при таком объеме строительства — крайне жесткий даже для обычных условий, а для суровых условий Севера — безлюдной тайги, болот, каменистых и скальных грунтов — почти невыполнимый. Сложность заключалась еще и в том, что для реализации этих планов были привлечены заключенные, отбывавшие срок наказания в ИТА. «Спецпоселенцы», в основном без какой-либо квалификации, представляли собой довольно пестрый контингент: воры-рецидивисты, бандиты, противники существующего строя, ставшие вредителями царские инженеры и специалисты, скрывавшие урожай зажиточные крестьяне, случайно нарушившие закон рабочие и безработные. И вот такие «каналоармейцы», как их стали называть, под контролем и руководством сотрудников ОГПУ должны были в заданные сроки построить значительное гидротехническое сооружение.
Работы велись в труднейших условиях, при этом использовали различные методы убеждения, наказания и поощрения, но факт остается фактом — 2 августа 1933 года канал был сдан в эксплуатацию. А уже 4 августа того же года было опубликовано Постановление ЦИК Союза ССР о награждении орденами СССР работников, инженеров и руководителей строительства только ордена Ленина были удостоены 8 человек, из них 2 — бывших заключенных.
«Рядовые заключенные, активно участвовавшие в строительстве, награждались нагрудными значками «Строителю Белморстроя», — так сказано в энциклопедическом труде М.А. Рогова «История наград и знаков в МВД России (1802—2002)». Здесь же приведено и изображение самого знака. Но на изображении есть еще и дата — 1932. Возникает вопрос, когда же был учрежден и вручался этот знак: в 1932 году (дата на значке) или в 1933-м (после окончания строительства, как сказано у М.А. Рогова)? Как часто бывает в таких случаях, неожиданно появилась необходимая информация. Ее мне передал О.В. Парамонов, разыскивавший в архивах материалы о лагерных деньгах и случайно наткнувшийся на интереснейший документ. Привожу его дословно.
ПРИКАЗ №54
ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВЫХ ЛАГЕРЕЙ ОГПУ гор. Москва 20 ноября 1932 г.
Положение о «Жетоне строителя БЕЛМОРСТРОЯ»
На основании приказа ОГПУ сего года за № 879 об установлении специального «Жетона строителя БЕЛМОРСТРОЯ» для награждения лучших, особо отличившихся ударников из заключенных — строителей Беломорско- Балтийского Водного Пути и создания для них льготного режима и лучших материально-бытовых и правовых условий за время их пребывания в Исправительно-трудовых лагерях ОГПУ — объявляется для руководства и исполнения Положение о «Жетоне строителя Белморстроя».
Начальник Главного Управления лагерями ОГПУ
(Берман)
ПОЛОЖЕНИЕ О «ЖЕТОНЕ СТРОИТЕЛЯ БЕЛМОРСТРОЯ»
1) «Жетон строителя Белморстроя» является почетной наградой заключенным — передовым участникам строительства Беломорско-Балтийского Водного Пути — активным борцам за его досрочное окончание.
2) Награждение жетоном производится по постановлению Начальника Главного Управления лагерями ОГПУ и Начальника строительства ББВП.
3) Жетоном награждаются лишь те лагерники, которые являлись действительными ударниками за досрочное окончание строительства ББВП. Только те, кто своей высокой производительностью труда, наилучшими качественными показателями, примерной лагерной дисциплиной и активным участием в культурно-воспитательной работе доказали, что осознав свои прежние преступления, перековываются в активных участников социалистического строительства и готовятся стать по освобождении членами социалистического общества.
4) Награжденному жетоном выдается за подписью начальника БЕАБААТААГа ОГПУ грамота на право его ношения.
5) Награжденный жетоном носит его на левой стороне груди на красном (шелковом или сатиновом) кругу, диаметром в 4 сантиметра имеет право носить его на работе и в быту, независимо от того, в каком Исправительно- трудовом лагере ОГПУ он находится.
6) Награжденный жетоном обязан по окончании строительства ББВП и в дальнейшем быть передовым борцом и застрельщиком на производстве и в быту за внедрение трудсоревнования — ударничества, в каком бы лагере он ни находился.
7) Вслучае нарушения награжденным п. 6 настоящего положения, он может быть лишен права на жетон по представлению Начальника Исправительно-трудового лагеря и по распоряжению Начальника Главного Управления лагерями.
8) Награждение жетоном строителя Белморстроя отмечается в личном деле заключенного и на обложке дела ставится большой штамп: «Строитель ББВП».
9) По освобождении из лагерей жетон и грамота остаются у награжденного.
10) Награжденный жетоном, в каком бы Исправительно-трудовом лагере он в дальнейшем ни содержался, имеет право на следующие льготы:
а) преимущественное помещение в лучших квартирных условиях;
б) длительное внеочередное свидание с родственниками;
в) право посылки писем в неограниченном количестве;
г) бесплатное фотографирование два раза в год;
д) льготные условия для перехода на колонизацию. Начальник Главного Управления лагерями ОГПУ
( Берман)
Теперь все становилось на свои места. Картину дополнила изданная в 1934 году книга «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина. История строительства 1931 — 1934», почти весь тираж которой в 1937 году был изъят из обращения и уничтожен. Сохранились лишь единичные
«Семен Фирин (начальник Беломорско-Балтийского ИТЛ
и зам. начальника ГУЛАГ ОГПУ. — С.Р.) сказал простую напутственную речь и коммунары со значками ударников на красных бантах сели в вагон».
«Библиотекарша... Семенова — бывшая учительница и обучила свыше ста неграмотных тридцатипятников, за что, хотя и не соцблизкая, имеет жетон и классная ударница». (Из записки в президиум собрания).
«Много лет тому назад я носил на своей груди академический значок, увенчанный царским гербом. Сейчас видите у меня на груди красный значок ударника строительства Бе- ломорстроя. Я должен Вас товарищи заверить, что никакие звезды, никакие знаки отличия капиталистического буржуазного мира никто из нас, инженеров, не променяет на этот значок» (из разговора инженера Ананьева с рабочими).
«Осенью 1933 года Роттенберг (бывший международный вор-рецидивист. — С.Р.) был награжден почетным значком строителя Белморстроя и свободным гражданином выехал на строительство канала Волга — Москва».
4 августа 1933 года ЦИК Союза ССР принял еще одно Постановление о предоставлении льгот участникам строительства. В пункте 1 сказано: «Принять к сведению, что к моменту окончания строительства Беломорско-Балтийского канала имени тов. Сталина органами ОГПУ Союза ССР уже полностью освобождены от дальнейшего отбывания мер социальной защиты 12 484 человека, как вполне исправившиеся и ставшие полезными для социалистического строительства, и сокращены сроки отбывания мер социальной защиты в отношении 59 516 человек, осужденных на разные сроки и проявивших себя энергичными работниками на строительстве».
Теперь уже можно сделать определенные выводы. Жетон «Строителю Белморстроя. 1932» был учрежден приказом ОГПУ № 879 в ноябре 1932 года для поощрения ударников и активизации работ с целью безусловного выполнения заданных сроков на завершающем этапе строительства канала. Награждения начались в конце 1932 года и продолжались до конца 1933 года, после сдачи канала в эксплуатацию. Количество награждений может колебаться от 12 484 (заключенные, освобожденные от дальнейшего отбывания наказания) и примерно до 72 000 (к первым добавляются те, кому сроки отбывания наказания были сокращены). Эти цифры предположительны, документального подтверждения им нет.
Встречающиеся в печати названия: «значок», «почетный значок», «значок ударника» — допустимые литературные или журналистские вольности, происходящие от массового в те годы движения «ударничества», а официальное название «жетон» происходит, скорее всего, от желания ОГПУ отделить награды осужденных от других наград, но это лишь мои предположения.
В книге М.А. Рогова приведены изображения еще двух знаков, имеющих практически одинаковый рисунок, с текстом на красной ленте «Лучшему ударнику ББК. ОГПУ» и «Лучшему ударнику ББК. НКВД». Однако к строительству Беломорско-Балтийского канала они имеют лишь косвенное отношение. У М.А.Рогова сказано: «Через две недели после окончания строительства собственно водного пути Постановлением правительства был образован Беломорско-Балтийский комбинат ОГПУ (выделено автором. — С.Р.) с широким кругом задач — от лесозаготовок и строительства промышленных предприятий до производства товаров ширпотреба, сельхозпродукции, организации промышленного рыболовства. Лучшие ударники ББК награждались одноименным нагрудным знаком 0Г- ПУ. После воссоздания НКВД (в июле 1934 года. — С.Р.) и передачи в его ведение Беломорско-Балтийского комбината (в октябре 1934 года. — С.Р.) аббревиатура «ОГПУ» на красной ленте знака была заменена на «НКВД». Здесь надо заметить, что на ББК была возложена задача и эксплуатации канала. Весной 1939 года Беломорско-Балтийский канал был передан в ведение Наркомвода СССР, сам ИТЛ был ликвидирован в 1945 году.
Сергей РУСАНОВ
Автор выражает искреннюю благодарность О.В. Парамонову за предоставленную информацию и М.А. Рогову за консультацию при подготовке материала к печати.