Мастерица дымковской игрушки Екатерина Иосифовна Косс-Деньшина
Eё называют народной мастерицей, хотя скорее она — профессиональная художница, творчество которой несколько десятилетий определяло направление художественного развития промысла. Е.И.Косс-Деньшина (1901-1979) - единственная ид лауреатов Государственной премии имени И.Е.Репина (1967) не принадлежала ни к. одной ид династий мастеров дымковской игрушки, однако многие ид созданных ею образов органично вошли в круг дымковской пластики.
Екатерина Косс родилась 15 ноября 1901 года в семье петербургского столяра-краснодеревщика. Как художник она формировалась в Вятке, куда вместе с родителями переехала в 1920 году. Закончив гимназию, девушка увлеклась театром. Именно в театральной студии она и познакомилась с Алексеем Ивановичем Деньшиным (1893—1948), который пробудил в ней интерес к старинному народному промыслу глиняной игрушки. За свою сравнительно недолгую жизнь А.И.Деньшин, человек разносторонне одаренный, успел сделать очень многое. Художник по образованию, он работал как пейзажист, как театральный декоратор, препода вал в организованных им же студии изобразительного искусства и на курсах лепки игрушки, собирал материал по народному искусству края, способствуя основанию ряда музейных коллекций. Кроме того, он был музыкантом, фотографом, поэтом, лектором, всячески пропагандировал культуру и искусство Вятки, которым он был беззаветно предан.
Очарованный дымковской глиняной игрушкой, 24-летний Деньшин написал свою первую книгу об этом промысле, в которой рассказал о его художественных особенностях и достоинствах, обратил на него внимание художников и историков искусства. Для этой книги Деньшин собственноручно обработал литографский камень для текста и контуров рисунков, а затем вручную раскрасил каждую картинку яичными красками, воспроизведя дымковскую роспись. Позже вышло еще два издания этой книги.
В 1910-х годах промысел почти заглох, а лепка глиняной игрушки стала считаться в Дымкове «презренным, нищенским, старушечьим делом». Книги же А. И.Деникина принесли известность старейшей мастерице Анне Афанасьевне Мезриной (1853—1938). Музеи начали делать заказы дымковским умелицам, к ним стали приезжать искусствоведы, художники, любители народного искусства. Л сам Л.И Деныпин уже до конца своей жизни не переставал помогать как всему коллективу дымковских мастериц, так и каждой из них в отдельности. Кроме того он организовал обучение молодежи у старейшин этого искусства. В 1945 году он написал воспоминания о дымковских мастерицах — очень важный источник для исследователей. И конечно, велика заслуга этого художника в том, что его жена, Екатерина Иосифовна Косс, стала крупным мастером дымковской игрушки.
Екатерина Иосифовна Косс и Алексей Иванович поженились в 1923 году (нет точных данных о том, когда мастерица начала подписываться фамилией Косс-Деныпина, но на игрушках, сделанных ею до 1947 года, стоит подпись «Косс»), С дымковской игрушкой она познакомилась, когда работала в вятском губкустпроме, потом помогала Деньшину в 1920-е годы раскрашивать рисунки для альбомов, которые он издавал в Вятке литографским способом с «последующей раскраской от руки яичными красками, точно скопированными с игрушек».
В 1929 году рисунки А.ИДеньшина были использованы в книге «Вятская лепная глиняная игрушка» с текстом А.В.Бакушинского. Любопытный факт: свою свадьбу молодые сыграли на гонорар, полученный за рисунки Депьшина к этой книге. Она вышла в двух вариантах. В одном, общеизвестном, рисунки дымковских игрушек выполнены литографской печатью, в другом, почти неизвестном, сделаны вручную, как в первых книжках Депьшина. Расписывала эти рисунки и Екатерина Иосифовна. С тех пор она постоянно помогала мужу собирать, изучать и способствовать развитию дымковского промысла, а начиная с 1930-х годов, уже попробовала и сама участвовать в процессе изготовления игрушек (к слову, сам Алексей Иванович Деньшин тоже научился делать игрушки не хуже опытного потомственного мастера).
Ее учителем лепки была Елизавета Ивановна Пенкина (1882—1948), которая после долгого перерыва вернулась в те годы к работе над игрушкой. С ее помощью Косс приобрела навыки создания сказочных многофигурных композиций. В 1930-е годы она начала помогать Е.И.Пенкиной окрашивать игрушки, а с 1936 года, когда зрение старейшей мастерицы почти совсем отказало ей, уже сама краешка все ее изделия. Таким образом, игрушки Пенкиной — это отчасти и творения Косс.
В 1939—1941 годах Екатерина Иосифовна работала в соавторстве с Марией Александровной Ворожцовой (1870—1942), сестрой известной игрушечницы Елизаветы Александровны Кошкиной (1871—1954). В 1939 и 1940 годах вместе с другими дымковскими мастерицами (бригаду тогда возглавлял А.И.Деныпин) участвовала в оформлении павильонов «Ленинград — Северо-Восток» и «Физкультура» на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. А.И. Деньшин писал, что оформление зала произвело в Москве большой эффект своей оригинальностью, красочностью и новизной применения элементов народной игрушки в архитектурном украшении зданий.
Позже, уже после войны, этот опыт работы в 1939 году над рельефами для павильона Кировской области на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке пригодился Е.И.Косс, когда она не раз вернется к созданию декоративных пластин (изразцов) по мотивам дымковской игрушки и первой из вятских мастериц станет их изготавливать. А в тяжелые военные годы в Кирове двенадцать мастериц, среди них и Е.И.Косс, под руководством А.И.Деньшина продолжали делать игрушку, которая, вопреки их собственным опасениям, пользовалась огромным спросом. Деньшин вспоминал о том, что па суровом фоне военных лет дымковская игрушка была радостным красочным явлением, которое поднимало людям настроение, оптимизмом русского народного творчества.
Примерно с 1942 года Е.И.Косс уже не только красила, но и лепила самостоятельно, под непосредственным руководством Е.И.Пенкиной. Она все время скрупулезно изучала наследие прошлого, ее огромное трудолюбие, и любовь к дымковскому искусству не могли не принести свои плоды. В 1943 году на Всесоюзном конкурсе народной игрушки в Москве коллектив дымковских мастериц — Е.Л.Кошкина, Е.И.Пенкина, О.И.Коновалова, Е.И.Косс — получил первую премию «за образцы творческих работ». В 1944 году Екатерину Иосифовну приняли в Союз художников СССР. В декабре 1945 года лучшие дымковские мастерицы были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». И, наконец, в 1946 году Комитет по делам искусств при Совете Мипистров РСФСР наградил дипломами лучших кировских мастериц и среди них Е.И.Косс-Деныиину «за многолетнюю работу в области народной глиняной игрушки и освоение новых образцов».
Начиная с 1943 года она участвовала в областных, зональных, республиканских, всесоюзных, международных выставках. В разные годы в Кирове, Москве, Ленинграде были проведены шесть персональных выставок Е.И.Косс. А.И.Деньшин писал: «Успех этот был не случайным, а результатом большого, настойчивого, длительного и постепенного изучения образцов игрушек как прошлого, так и настоящего. Дочь резчика по дереву, краснодеревщика-столяра, всю жизнь создававшего всевозможные резные полированные вещицы из разных пород дерева, она с детства была окружена атмосферой творческого художественного труда, впитала в себя стремление к прекрасному».
Ее первые самостоятельные работы конца 1940-х — начала 1950-х годов посвящены сказкам и фольклору: «Руслан и голова», «Три девицы иол окном», «Аленький цветочек», «Домик зверей», «Девушка и наливное яблочко». В то время Косс стремилась как можно правдивее передать сюжет. На большой пластине она соединяла несколько персонажей, стараясь непосредственностью лепки донести подробности рассказа. Сегодня это можно назвать попытками иллюстрировать сказки «в дымковском стиле». Но при всем их несовершенстве в них чувствуется живописный дар художника, тонкое понимание цветовых отношений.
Видимо, неудовлетворенная своими композициями, мастерица обращается к творчеству Анны Афанасьевны Мезриной. Внимательно изучая его, она постигает выразительность дымковской пластики, ее слитность с росписью, богатство орнамента, яркий типаж образов, прием гротеска. Освоив эти принципиальные особенности дымковского искусства, Екатерина Иосифовна начинает постепенно воплощать их в своих работах.
Следует заметить, что после 1948 — года смерти А.ИДеныпина — жизнь Екатерины Иосифовны значительно осложнилась: на ее плечи легла забота и о семье, и о судьбах дымковской игрушки. После смерти мужа она стала художественным руководителем молодых мастериц, обучала их основам ремесла. Не единожды ее избирали в состав художественного совета цеха дымковской игрушки, неоднократно она была его председателем, воспитала не одно поколение мастериц. Как и А.И.Деньшин, Е.И.Косс-Деньшина считала, что при обучении молодых мастеров не может быть никакого нажима, не следует навязывать никаких эталонов, никаких имитаций — может быть лишь бережное и тактичное направление творчества в правильное русло, чему должно предшествовать длительное и углубленное изучение истории и искусства промысла.
Новый этап в творчестве самой Екатерины Иосифовны начинается в 1950-е годы. Больше внимания она уделяет ленке, созданию образов барынь, нянек, водоносок, всадников и других традиционных персонажей. Небольших размеров фигурки с маленькими головками-шариками в ее исполнении обрели качества скульптуры. Посадка головы и торса на колоколе юбки или на спине коня придала им статность, живое движение, характерность, а пропорциональность фигур, соразмерность их частей, немногословность деталей — легкость и изящество.
Платья женских персонажей мастерица лепила в это время в виде колокола, украшенного четырьмя оборками, расположенными наподобие опущенных лепестков цветка.
Как и у Мезриной, игрушки Косс впечатляют своей пластической завершенностью, они обладают определенными художественными достоинствами и без росписи. Однако в создании образа роспись неотделима от лепки. Уже в работах того времени роспись Косс-Деньшиной гармонична и продумана не только с точки зрения изысканных цветовых сочетаний, но и богатства орнамента, разнообразного по мотивам и динамичного. Мастерица смело сочетает на платьях дам и водоносок желтое, оранжевое с зеленым и черным, розово-малиновое с желтым, синее с желтым. Тонкие цветовые соотношения звучат сильнее благодаря черным росчеркам, положенным по цветному полю орнамента. Узор довольно густо заполняет поверхность фигурки, но тем основательнее уравновешивает его белый или однотонный цветной фон платьев.
У Мезриной же Косс научилась писать лица. Она делала это по-своему, но, как и Мезрина, использовала приемы гротеска. Характерный для ее лепки заостренный бугорок носа, в профиль напоминающий клюв хищной птицы, дополняли рисунок длинных крутых бровей с точками-зрачками и три одинаковых кружка оранжевых румян. Они придавали персонажам несколько утрированные черты, но в то же время завершали типаж, яркий и запоминающийся.
Наряду с разнообразными барынями с зонтиками, собачками, сумочками, водоносками и няньками, Косс-Деньшина создала немало вариантов всадников и любимый ею образ «Тройки» — Ивана на трехголовом коне. Поза коня и крепко сидящего в седле всадника выражают легкое, стремительное движение, которое приобретает некоторое спокойствие в «Тройке», где три конские головы уравновешивают фигуру Ивана-гармониста. В этих работах роспись коней в крупные синие, зеленые или розовые «яблоки», а также ряды колос и овалов вызывают ощущение сказочности.
К этому времени относятся фигурки-миниатюры: целый ряд маленьких барынь и нянек с детьми, различающихся одеждой, атрибутами, орнаментальным и колористическим решением росписи. Они демонстрируют богатую фантазию и высокое мастерство автора. Несмотря на размеры в три-пять сантиметров, фигурки тщательно проработаны. Л.ИДеньшин отмечал, что «они отличаются четкой формой и тонкостью передачи в лепке всех деталей, сохраняя в то же время цельность всего образа».
В 1960-е годы в связи с тем, что дымковская игрушка демонстрировалась в больших выставочных залах, ее стали делать более крупной. Екатерина Иосифовна — автор многих оригинальных композиций и монументальных фигур, созданных специально для выставок, этим-то и объясняется тот факт, что ее «дамы» и «няньки» тех лет значительно крупнее. Колокола их юбок вырастают и как будто раздуваются изнутри, приобретая несколько утрированный скругленный абрис. Этот намеренный гротеск усиливается контрастом небольших размеров верхних частей фигур с маленькими шариками-головками, что вместе с тем придает женским персонажам мастерицы своеобразные пропорции, легкость и изящество.
Они становятся наряднее благодаря дальнейшей разработке цветовых вариаций росписи, разнообразию деталей одежды и атрибутов (шляпок, сумочек, рядов воланов), сочетанию орнамента с гладкой окраской. Этот прием, обычный для дымковской игрушки, в творчестве Косс-Деньшиной приобретает новое звучание. Женские фигуры у нее впечатляют и особенной статью. В их пластике сочетаются условность дымковской лепки с общей анатомической правильностью, скульптурной выразительностью в передаче женского тела, подобно старинным игрушкам XIX века. С одной стороны, «движение в покое» у женских персонажей — легкое, активное, как бы летящее. В то же время фигурки стоят прочно и твердо.
В произведениях 1960-х годов усиливается гротеск и в лицах: длинные крутые черные полукружия бровей с точкой зрачка придают персонажам несколько комичный оттенок. Но этот гротеск иной, чем у Мезриной, — не насупленно-суровый, а по-доброму веселый. Временами Е.И.Косс с увлечением работала над отдельными образами, варьируя их в лепке и росписи. Показательна, например, у нее эволюция образа индюка. Сначала это была тяжелая сказочная птица с опущенными крыльями, похожими на фантастические одеяния, у ног которой сидели маленькие птенцы. Замысловатость лепного силуэта с оборками и розетками усиливала малиново-розово-оранжевая роспись с обилием потали. Позднее, в 1960 — 1970-е годы Косс-Деньшина вернулась к более традиционному, как у мастеров 1930-х годов, пластическому решению. У таких индюков хвост широко раскрыт, словно веер. Его поверхность вместе с крыльями можно использовать для размещения нарядных орнаментальных украшений, которые должны передать сказочное многоцветие оперения. Целые серии индюков разных размеров и вариантов демонстрировали богатейшие творческие и колористические возможности художницы. Сине-оранжевые, белые с черным и зеленым,
розовые, голубые, с золотистыми гребнями, ее индюки — всегда изысканные и великолепные.
Лепила она и нарядных петухов с высокими гребнями, увенчанными коронами. Иногда на таком петухе сидит мальчик — образ, оставшийся в наследство от ее учительницы Е.И.Пенкиной.
Интересно, что когда Екатерина Иосифовна лепила, то часто приговаривала навеянные тем или иным образом прибаутки, например:
Росту только в три вершка
Мальчик сел на петушка.
— Ку-ка-ре-ку, — конь поет.
Потешается народ.
В творчестве Е.И.Косс больше всего отдельных фигурок, что тоже традиционно для дымковской пластики. Однако вместе со всеми мастерицами, увлекшимися в 1960 — 1970-е годы сюжетными композициями, отдала им дань и Екатерина Иосифовна. В ее творчестве есть, пожалуй, все основные сюжеты, когда-либо созданные в промысле, — от мелких свистулек до сложной веселой «Карусели», получавшейся у нее особенно аккуратной в лепке и гармоничной в росписи. В центре композиции — веселая ярмарочная карусель с «диковинными фигурами». Вокруг — фигурки зрителей и разных торговцев (игрушками, брагой, бурачками), качели, вожак с медведем, сплетницы, зеваки, гармонист. Эти пестрые фигурки создают радостное ощущение веселого народного праздника. Кажется, что только нарядные дымковские игрушки и могут передать это настроение.
В произведениях Е.И.Косс-Деныпиной всегда есть одно доминирующее пятно — то куртка наездника, то кофта барыни, то крупные горошины на боках лошади. А все остальные цвета или вторят ему или составляют контраст. Но общая цветовая гамма игрушек всегда строго продумана, а цветовые соотношения изысканно красивы. Не случайно лепить и расписывать игрушку Косс начинала тогда, когда композиционное, пластическое и колористическое решение окончательно складывалось в ее сознании. В отличие от других мастериц Екатерина Иосифовна очень любила белый цвет грунта и часто оставляла большие плоскости поверхностей неокрашенными, что придавало росписи ее игрушки своеобразное изящество и легкость.
Игрушки Е.И.Косс-Деньшиной можно узнать без труда. За годы работы в промысле она создала свой оригинальный стиль. Ее работы выделяет особенная точность глаза художницы, умеющей подчеркнуть в образе именно те черты, которые характерны для того или иного персонажа. Екатерина Иосифовна считала, что всякая мастерица, работающая в традициях дымковской игрушки, вольна в выборе тем, сюжетов, характера росписи, но всегда должна знать, что хочет выразить и подчеркнуть именно этой формой, цветом, орнаментом. Мастерица всегда должна все продумывать в игрушке, понимая, как важна каждая ее деталь в общем решении образа. Вот почему ни одна из игрушек Е.И.Косс-Деньшиной не повторяет другую ни по форме, ни по цвету, ни по характеру росписи. Можно только удивляться разнообразию характера игрушек при сравнительном однообразии пластических и сюжетных схем.
Екатерина Иосифовна не боялась искать новые темы. Она является автором многих, ставших уже традиционными, сюжетов для дымковских игрушек. Наряду со сказочными композициями («Иван и Жар-птица», «Красная шапочка и серый волк», «Домик в лесу» и другие) она придумывала и остроумные сценки из современной жизни («Пикник в лесу», «А нынче трое!»). Из фигурок мастерица составляла группы и композиции, иногда объединяя их пластиной.
Екатерина Иосифовна — инициатор многих творческих начинаний. Смелость и фантазия в поисках нового привели к созданию совершенно необычной работы, на тот момент — новаторской. В 1974—1976 годах в соавторстве с молодыми мастерицами Н.П.Трухиной, В.П.Красиковой и З.И.Казаковой она вылепила огромную по количеству фигур и отдельных групп (более 80) композицию «Свадьба». Откровенно жанровый характер сценок, острота типов сочетаются в этом произведении с изобретательностью лепных деталей, особенно в изображении деревьев и цветов. Для оживления композиции, создания пейзажного фона вылеплены глиняные клумбы с цветами, напоминающими искусственные цветы на современных базарах, и целые деревья с птицами. Особенность этого произведения — и приглушенные краски росписи. В соответствии с темой в ней доминируют розово-голубые и нежно-зеленые оттенки. Рассматривая эту композицию, зритель невольно вовлекается в веселую игру, которой, собственно, и сопровождается искусство народной игрушки.
Косс постоянно искала новые пути в развитии дымковского искусства. Она много работала над орнаментом. За долгие годы творчества из традиционных элементов росписи дымковской игрушки — круг, волнистая и прямая линии, точки-горошинки, клетка — Е.И.Косс-Деньшина придумала множество орнаментов, которые использовали в своей работе представительницы молодых поколений мастериц. Одна только «Свистунья» могла бы стать школой дымковского орнамента. Екатерина Иосифовна успешно применяла характерный дымковский орнамент и в росписи тканей. Сохраняя местную специфику, простейшие дымковские овалы, клетки и кольца приобретали новые декоративные качества на холсте, использовались в текстильной промышленности.
В 1953 году ее привлекли к созданию эскизов костюмов для танцевального коллектива Кировского машиностроительного завода, удачно выступившего с сюитой «Дымковская игрушка» на шестом Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве. К сожалению, ни эскизы, ни костюмы не сохранились.
Как уже упоминалось, Екатерина Иосифовна первая из дымковских мастериц выполнила красочные декоративные настенные рельефы с растительными орнаментами и многофигурными композициями. Ряды квадратных плиток изразцов с изображениями индюков, оленей, уток, дам с кавалерами, всадников, цветов и злаков в типично дымковской пластике и росписи выстраиваются длинными рельефными полосами-фризами, то соединяясь тематически, то чередуясь в веселом калейдоскопе разнообразных персонажей. Тонко угаданная по цвету, каждая из таких плиток может украсить современную квартиру. А целая полоса их, как своеобразный фриз, могла бы прекрасно смотреться не только на выставке, но и в помещении детского сада, детского кафе, театра.
В 1958 году на выставке в г. Остенде (Бельгия) были представлены барельефы по мотивам дымковской игрушки, талантливо сделанные Е.И.Косс-Деньшиной. Они вызвали большой интерес у зрителей. Позже, в 1959 году, советский раздел этой выставки был показан в Будапеште. Зарубежные выставки пользовались исключительным успехом, тысячи дымковских игрушек раскупались там моментально.
С не меньшим успехом прошла в Москве большая выставка русской народной игрушки XVIII—XX веков, организованная Министерством культуры РСФСР и Союзом художников СССР. Не было ни одного крупного издания, не уделившего ей внимание: «Изящная в своей простоте, раскрашенная ярко и привлекательно, оригинальная глиняная игрушка Дымкова известна далеко за пределами Советского Союза...»; «Говоря о русской национальной игрушке, мы обязательно вспомним с улыбкой маленькие глиняные статуэтки мастеров Кошкиной, Косс-Деньшиной, Пенкиной и других умельцев села Дымкова...», — и таких добрых отзывов было очень много. В этом большом успехе дымковской игрушки в 1950—1960-х годах немалый вклад и Екатерины Косс-Деньшиной.
Оригинальный, талантливый художник, она обладала топким вкусом, была человеком большой культуры, очень образованным. Ее творчество — яркий пример того, как талант и труд при понимании традиций и совершенном владении навыками мастерства могут дать блистательные результаты. Она доказала, что для овладения традиционным ремеслом вовсе необязательно родиться в районе промысла и быть потомственным мастером. Для этого необходимы природная одаренность, любовь к своему делу, отличное знание художественного опыта прошлого, сознательное отношение к своей деятельности и вдумчивое — к традициям.
Именно Екатерина Иосифовна Косс-Деньшина может служить в этом смысле ориентиром для молодых мастеров в поисках ими своих путей в дымковском искусстве.
Галина СОКОЛОВА
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 32 (ноябрь 2005), стр.104