Готовя нападение на СССР, Германия огромное значение придавала и его идеологическому обеспечению. В качестве основополагающего тезиса на вооружение был взят лозунг национал-социализма «За спасение Европы от нашествия большевистских варваров». Еще 21 мая 1935 гола, говоря о внешней политике Германии, Гитлер сказал: «Наши моральные воззрения диаметрально противоположны воззрениям Советской России... Германия спасла Европу от коммунизма... Национал-социализм не может призывать своих немецких соотечественников, приверженцев национал-социализма к поддержке системы, которую мы считаем смертельным нашим врагом».
В распоряжении Главного командования сухопутных сил Германии 6 октября 1941 года отмечалось: «Нужно постоянно подчеркивать то, что Германия является только врагом большевизма, но ни в коей мере — врагом советских рабочих. Напротив, победа Германии принесет также и здесь освобождение и положит конец бесстыдному рабству рабочих...
Постоянно нужно вколачивать именно в головы молодых рабочих, которые склонны следовать советским приказам, что те, кто разрушает свои машины, устраняет предпосылку для своего существования и этим практически совершает самоубийство, так как Германия не двинет пальцем, чтобы спасти от голодной смерти тех, кто будет следовать такому безумному приказу, как требование Сталина разрушать все машины перед эвакуацией фабрик».
Для развертывания психологической войны фактически в каждой военной и гражданской структуре Германии были созданы специальные отделы, отвечавшие за пропагандистскую деятельность. В вермахте они подчинялись управлению по делам пропаганды, созданному 1 апреля 1939 года. При армейских группах функционировали отделы пропаганды и пропагандистские роты. К моменту нападения на СССР в германских войсках насчитывалось 17 таких рот. В их состав входили военные журналисты, фото-, кино- и радиорепортеры, персонал по обслуживанию радиоавтомобилей и киноустановок, специалисты по изданию и распространению различной литературы, плакатов, листовок, сотрудники фронтовых газет. В войсках СС на восточном фронте в 1941 году было 7 взводов пропаганды.
Цен тральным органом пропаганды стало министерство народного просвещения и пропаганды, созданное 13 марта 1933 года, в котором был специальный восточный отдел со структурным подразделением «Винета» (служба пропаганды в восточных районах), на который возлагалась подготовка печатных материалов — листовок, антибольшевистских брошюр, журналов и т.п. — для оккупированных немецкими войсками территорий и прифронтовой зоны. Впоследствии в сферу влияния «Винеты» попали театральные труппы, отдельные пропагандисты, обслуживавшие восточных рабочих, занятых в промышленности и сельском хозяйстве Германии, «хиви».
Первоначально основной состав сотрудников восточного отдела состоял из старых эмигрантов. Однако вскоре выяснилось, что они не понимают политических настроений советских людей и что их пропаганда слишком примитивна, чтобы можно было добиться существенных результатов па идеологическом фронте. Поэтому их заменили теми, кто добровольно перешел на сторону немцев, а также представителями интеллигенции, вывезенной из оккупированных областей.
В «Винете» было несколько национальных секций: украинская, эстонская, латышская, белорусская и русская. Последпяя была самой многочисленной — в ней числилось около 800 человек. Начальником русской секции назначили старого эмигранта, георгиевского кавалера А.П.Альбова. Во плаве всей организации стоял доктор философии Ханс Хумпт (H.Humpt).
В восточном отделе министерства народного просвещения и пропаганды были подотделы активной пропаганды с отделениями, в чьи задачи входили: выпуск брошюр и листовок, газет, плакатов, организация выставок, использование передвижных громкоговорителей, а также подотделы кино-, радиопропаганды, культуры, книжной связи, комиссаров по особым поручениям. Кроме этого при Генеральном штабе германской армии было специальное управление, которое занималось пропагандой среди населения оккупированных территорий. Вермахт вел идеологическую атаку против Красной Армии, стараясь склонить на свою сторону население прифронтовых и фронтовых районов и особенно население оккупированных районов. Кроме армии такого рода пропаганду осуществляло министерство по делам оккупированных восточных территорий, которое возглавлял А.Розенберг, и созданные при нем специальные подразделения.
Рассматривая народы СССР как «унтерменшей» и исходя из этого в своей пропаганде, немецкое командование рассчитывало на быстрый успех этих мероприятий. Однако его расчеты на первом этапе германо-советской войны себя не оправдали. Примитивное содержание листовок, как свидетельствуют ветераны Великой Отечественной войны, вызывало не только смех, но и недоумение — «неужели немцы такие идиоты?».
Во многих случаях в составлении таких пропагандистских материалов принимали участие русские белоэмигранты. Вероятно, их представление о советских (именно о советских, а не о русских) людях мало чем отличалось от немецкой точки зрения. Трезвомыслящая русская эмиграция вообще пришла к выводу, что на германские пропагандистские органы оказывала влияние советская агентура.
Одним из важнейших средств пропаганды стало издание и распространение печатных материалов. Основную массу печатной продукции составляли газеты и листовки. Так, по сообщению берлинской газеты, выхолившей на русском языке, «Новое Слово» (26 июля 1942 года), в оккупированных восточных областях к тому времени издавалось 140 газет на девяти языках: 7 — немецких, 15 — эстонских, 21 — латышская, 11 — литовских, 1 — польская, 6 — белорусских, 18 — русских, 60 — украинских и 1 — татарская. Еще 50 планировалось открыть в ближайшее время. Распространялись также издания-«ловушки» — газеты, журналы и брошюры, замаскированные под советские, например, — «Правда», «Новый путь», «Новая жизнь», «Красная звезда», «Красногвардейская правда», брошюры серии Воениздата «Библиотечка красноармейца» и др.
Однако самым массовым видом пропагандистской печатной продукции были листовки. Для оккупированных территорий больше всего их напечатали на начальном этапе войны. Но и здесь представители «высшей арийской расы» не учли культурный уровень «недочеловеков». Тексты типа «Иван переходи к нам, мы тебя накормим и дадим покурить» не впечатляли красноармейцев. А качество листовок, как смеясь говорили наши ветераны, не позволяло использовать их даже для самокруток или для чего-нибудь еще... Позже такие примитивные прокламации заменили отдельными оттисками различных приказов, воззваний, объявлений и плакатов.
Особое место в этом ряду занимают так называемые «власовские» листовки — пропагандистские материалы, призванные склонить как можно больше бойцов Красной Армии к вступлению в образованную немцами Русскую освободительную армию (РОА). Она была создана в пропагандистских целях еще в 1942 году, но официальный статус — как Вооруженные Силы Комитета освобождения народов России (ВС КОНР) — получила лишь в конце 1945 года. По свидетельству зарубежных источников, пропагандистские материалы, подготовленные от имени РОА, пользовались некоторой популярностью среди красноармейцев, но достичь желаемого результата немцам все же не удалось.
Александр ОКОРОКОВ
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 32 (ноябрь 2005), стр.100