Как известно, любая коллекция предполагает некую концепцию, направление, тематику собирания вещей, изучение и систематизацию материала, благодаря чему она принципиально отличается от простого собирательства. Петербуржец Валерий Михайлович Ахунов — обладатель коллекции одного из видов сакральной пластики — христианских крестов.
Знак креста — едва ли не самый древний, таинственный, универсальный символ, который встречается, начиная с палеолита (2 млн. — 10 тыс. л. до н.э.). Вначале его изображение появилось на деревьях, камнях, костях животных. Во времена неолита (VIII — середина I тыс. до н.э.) крест встречается на керамике, монетах, на человеческом теле — в виде татуировки, на рельефах, фасадах и в планах зданий. Ареал бытования креста огромен — это все пять континентов, а символика — самая разнообразная. Установлено, что первоначальный смысл креста связан с дихотомической структурой сознания человека, с осознанием себя центром двух крестообразно пересекающихся линий, а также со структурированием пространства как центр и четыре стороны света. В дальнейшем крест приобретет священный смысл, символизируя божеств и высшие силы природы.
С приходом Новой эры христианский смысл вытесняет все иные значения креста. Его образ проходит долгий путь развития. В раннехристианский катакомбный период изображения креста заменяют прикровенные символы: якорь, рыба, монограммы Иисуса Христа. И лишь с IV века, когда в Римской империи христианство получает статус официальной религии, начинается развитие непосредственно образа самого креста. Этот эволюционный процесс частично можно наблюдать на материалах коллекции Ахунова, где представлены образцы мелкой сакральной пластики от XI до начала XXI века.
В.М. Ахунова всегда интересовал крест в самом широком аспекте — символическом, прикладном, функциональном, но кресты его коллекции — это прежде всего предметы христианского искусства. «Мы постоянно сталкиваемся... с многочисленными произведениями древнерусского декоративно-прикладного искусства, часто оценивая исключительно художественные достоинства памятников, забывая об их истинном предназначении — быть зримым воплощением библейских событий и церковной истории. Присущая всему русскому православию насыщенность образами и символами, так ярко воплощенная в памятниках архитектуры, монументальной и станковой живописи, нашла свое отражение и в памятниках церковного декоративно-прикладного искусства... В связи с этим необходимо помнить, что сложность и специфика восприятия древнерусского искусства вне зависимости от жанра и вида заключается прежде всего в глубоком понимании литургического характера каждого предмета,., воспринимаемом верующим человеком настолько многозначно, что ни одно формальное определение или расшифровка конкретного знака-символа в иерархии религиозных взглядов не может быть полностью истолкована какой-либо категорией исследователей, относящих себя или к искусствоведам, или религиоведам, или богословам», — считает В.М.Ахунов.
Сегодня его коллекция насчитывает более трехсот предметов, преподнесенных ему в дар, приобретенных в антикварных лавках, привезенных из многочисленных поездок по миру. Они привлекают разнообразием форм, материалов, функций, оттенков цвета. Кресты выполнены из меди, бронзы, дерева, пластмассы, гипса, с применением самых разнообразных художественных техник — литья, эмали, черни, штамповки, резьбы по дереву, инкрустации перламутром, чеканки. Можно предположить, что предметы произошли из России, Греции, Индии, Китая, Палестины, Византии.
При исследовании любой коллекции первейшая задача — систематизация и атрибуция предметов. Здесь и возникают трудности: даже основываясь на иконографических признаках, базируясь на источниках других исследователей, вещи сложно точно датировать. Меднолитые кресты, которые составляют большую часть коллекции, зачастую были выполнены по ранним моделям путем изготовления новой формы или с использованием старой формы несколько веков спустя. Исследование затрудняет и то, что неизвестно место археологической находки креста, установить имя автора тоже не представляется возможным. Тем не менее проведенная paбота принесла свои результаты.
Кресты коллекции делятся на три группы:
1. Нагрудные — тельники, наперсные и наградные.
2. Напрестольные и киотные.
3. Сувенирные и самодеятельные.
Первая группа, чрезвычайно насыщенная видами, насчитывает более 20 предметов. Вероятно, крест с рельефными изображениями Христа с четырьмя евангелистами носили на теле (илл. 1). Крест нательный, или тельник, — это принадлежность каждого верующего человека с момента крещения до ухода в мир иной. Он обозначает соединение человека с христианской церковью и является защитой его от всяких невзгод. Нательный крест коллекции — это крест медный, литой, четырехконечный, с расширяющимися прямоугольными окончаниями, с прямоугольным средокрестием, петлей, размером 6,0x3,7 см, односторонний. В центре — рельефное изображение распятого Спасителя в нимбе и коллобии. На концах балок — поясные изображения святых. Все лики стерты. Аналог крестов из собраний белградского и венгерского музеев, вероятно, опиленная створка энколпиона так называемого «сирийского» типа, что были распространены в Подунавье и на Балканах, являвшимися византийскими провинциями. Крест может быть датирован X—XI веками.
Особо стоит выделить створку энколпиона с изображением Богоматери Оранта (илл. 2). Энколпион (ёукбХлюу) — слово греческое и означает «носимый на груди». Это один из видов наперсных крестов, состоящих из двух створок, с вложением внутрь частицы святых мощей. Подобного рода кресты носили поверх одежды духовенство или князья и знать, они были семейной реликвией. Крест — медный, литой, четырехконечный, с прямоугольными окончаниями, прямоугольным средокрестием, с петлями (наверху одна сломана), размер 5,5x3,5 см. В центре — рельефное изображение Богоматери в мафории. Аналог крестов из собраний белградского и венгерского музеев, а также частного московского собрания. Крест, как и предыдущий, выполнен по образцу провинциального византийского энколпиона и может быть отнесен к X—XI векам. С предыдущим крестом они составляют две створки энколпиона одного тина, но с разными иконографическими изводами. Встречается вариант Богоматери Оранта с четырьмя святыми на окончаниях креста.
Типичный пример древнерусского энколпиона первой половины XIII века — крест наперсный, медный, литой, четвероконечный, окончания — в виде медальонов с круглыми «слезками», средокрестие — прямоугольное, с неподвижной петлей, размер 6,2x5,3 см, односторонний (илл. 3). По всему краю креста идет рельефный бортик. В центре — рельефное изображение распятого Спасителя в крещатом нимбе, на концах вертикальной балки — поясные фигуры архангелов, на концах горизонтальной — поясные изображения святых в нимбах. Все лики стерты. Крест — аналог створки энколпиона собрания графа Уварова. Вероятно, и этот крест был переделан из створки энколпиона.
Интересный экземпляр — нательный крест медный, литой, с голубыми эмалями (илл. 4), четырехконечный, с прямоугольными окончаниями, прямоугольным средокрестием, неподвижной петлей, 6,2x4,3 см, двусторонний, по краю креста с обеих сторон — рельефная рамка. На лицевой стороне, в центре — восьмиконечный крест, по бокам креста — копье и трость, надпись НИКА. В нижней части вертикальной балки креста — гора Голгофа с черепом Адама. В верхней части вертикальной балки креста — ЦРЪ СЛАВЫ. На концах горизонтальной балки креста — IC ХС; КРЕСТ ХРАМ; КРЕСТ БОЖ1Й. На оборотной стороне — текст молитвы. Этот крест знаменателен тем, что именно он положил начало данной коллекции.
В XVII веке появляются кресты так называемого «символического типа», где, как пишет Ю.А.Федоров в книге «Образ креста. История и символика православных нагрудных крестов» (СПб, 2000), «иконографию на кресте заменяли символические изображения и надписи, выполняющие... задачу по раскрытию догматов церкви». На обороте креста использовались тексты молитв и славословий кресту. Данный крест можно отнести к этому типу. Его аналоги — крест с городища Воронин, кресты из литейной мастерской села Красное, крест из частной московской коллекции. В типологии Э.П.Винокуровой такой крест обозначен как тип I, подтип 1, вариант 6. Датировать крест коллекции можно XVII—XIX веками, причем более вероятна вторая дата, так как «...кресты с массивным ушком-бусиной, с широким буртом, иногда залитые финифтью, относятся к позднему времени, скорей всего, к XIX веку».
Удивительно красив наперсный крест, медный, литой, с голубыми и зелеными эмалями (илл. 5), четырехконечный, с трехлопастными криновидными окончаниями, прямоугольным средокрестием, неподвижным оглавием, 11,1x8,0 см (с оглавием 12,8x8,0 см), односторонний. В центре изображен распятый Спаситель на восьмиконечном кресте в крещатом нимбе с буквами О w Н. Сбоку от Спасителя — надпись: ЦРЬ САВЫ., ниже — град Иерусалим и гора Голгофа с черепом Адама, неразборчивая подпись. В нижнем окончании вертикальной балки креста — сюжет на тему разделения воинами риз Христа, по бокам — кресты в круге и надпись: РАЗДЕЛИША РИЗЫ... Далее неразборчиво. В верхнем окончании — Ветхозаветная Троица, внизу — надпись: ИСЬ ХСЬ, наверху надпись неразборчива. В окончаниях горизонтальной балки креста — предстоящие две Марии и Иоанн Богослов с Лонгином Сотником, надписи неразборчивы. На неподвижном оглавии - Спас Нерукотворный. Крест — аналог крестов из собрания графа Уварова, Санкт-Петербургской духовной академии и частной московской коллекции. Такие кресты датируются XVII веком.
Отдельную подгруппу первой группы коллекции составляют кресты наградные: крест за Севастопольскую битву, офицерский крест за переход через Дунай, а также Георгиевский крест.
Вторая группа — напрестольные и киотные кресты — представлены значительным количеством предметов, из которых мы рассмотрим только три. В коллекции В. М. Ахунова есть несколько удивительных экземпляров старообрядческого литья с эмалями. «Поморские» литые культовые предметы
это особая страница истории русского скульптурного рельефа и прикладного искусства. Вместе с тем этот феномен искусства связан с общим ходом русской истории и внутрицерковных процессов. В результате церковного раскола XVII века поборники старообрядчества вынуждены были бежать на Север, основывали там скиты и общежительства. Самым знаменитым из них было Выго-Лексинское беспоповское общежительство. Позднее старообрядческие общины возникли в Москве — Федосеевское и Филипповское беспоповские согласия, в подмосковном селе Гуслицы — поповское согласие, в Нижнем Новгороде, Саратове, Омске, Томске, Кургане, в селе Красное Костромской области, а также на Урале и в Прибалтике.
В каждом из этих религиозных и художественных центров были свои особенности медного литья. К тому же литье и развивалось в особых условиях. «Политика Петра I, ставившая своей целью практическое использование цветного и драгоценного металла для государственных нужд, поставила вне закона этот вид прикладного искусства.» В послепетровское время противоречившие официальным церковным канонам старообрядческие изделия изымались и переплавлялись на церковные нужды, то есть медное художественное производство существовало нелегально.
При атрибуции литого с эмалями креста (илл. 6) по характерным признакам можно предположить место и время его изготовления. Крест этот — восьмиконечный, с прямоугольными окончаниями, прямоугольным средокрестием, размером 27,0x13,5 см — относится к напрестольным, он — двусторонний, с рельефной рамкой, со штриховкой по краю всего креста с обеих сторон. На лицевой стороне, в центре, — рельефное изображение распятого на восьмиконечном кресте Спасителя в крещатом нимбе с монограммами О, Ф, Н, с повязкой на чреслах, наверху — титло с монограммой IH Ц.И, выше — Ц.РЕ САВЫ. В нижнем окончании вертикальной балки креста — град Иерусалим с горой Голгофой, Г Г, М Л Р Б и главой Адама, Г А. По бокам от Спасителя — копье и трость, К Т, надпись НИКА. В верхней части вертикальной балки креста — летящие ангелы в нимбах, СТЕН АГГЛИ ГДНИ, Дух Святой в виде голубя и Господь Саваоф в нимбе с державой, монограмма ГДЕ САВАОФЕ. В горизонтальной балке креста — солнце, надпись СЛНЦЕ и луна, надпись ЛУНА, монограмма IC ХС, СНЪ БЖ1Й, молитва КРТУ ТВОЕМУ ПОКЛАНЯЕМС ВАКО ICTOE ВСКРЕСЕНИЕ ТВОЕ СЛВИМ.
На оборотной стороне — молитва: КРТЬ ХРАНИТЕЛЕ ВСЕЙ ВСЕЛЕННЫЙ: КРТЬ КРАСОТА: ЦРКОВНАЯ: КРТЬ: ЦРЕМЪ: ДЕРЖАВА: КРТЬ: ВЕРНЫМ: ОУТВЕРЖЕНИЕ: КРТЬ: АГГЛОМ: СЛАВА: КРТЬ: БЕСОМЪ: IA3BA: РЕЧЕ; ГДЪ: АЗЖЕ: ТЕРПЯ: ФДИАХЪ: ПОКАЯНИЯ: ВАШЕГО: ИшБРАФЕНИЯ: КОМНЕ: ФЗОЛЪ: ВАШИ ХЪ: ЗАНЕ: ПРЖДЕ: МОЕГО:
СУДА: МНОГЪ: 1ЮКАЗАХЪ: ВАМ: ПУТЬ: КОСПАСЕН1Ю: ИОБРАЗЪ: ДАХЪ: ВАМ: СОБОЮ: МИЛУЯ: ВАСЪ: ДОБРЕ: ВАСЪ: РАДИ: ВПЛОТЬ: (оБЛЕКОХСА: ВАСЬ: РАДИ: РОЖДАХСЯ: ВАС: РАДИ: АЛЧЕНЪ: БЫХЪ: ЖЕЛАГА: ВАШЕГО: СПАСЕНЫ: ВАСЪ: РАДИ: СВЯЗАНЪ: БЫХЪ: соБЕЗЪКОННИКЪ: ВАС: РАДИ: ПОРУГАНЪ: БЫХЪ: ВАС: РАДИ: ЗАПЛЕВАН: БЫХЪ.
Этот крест очень похож на изделия Выгорецкой поморской обители, изготавливавшиеся в XVIII — первой половине XIX века. Известно, что после разорения в 1853 году производство культовых литых изделий продолжилось в Москве и опиралось на северные образцы. Поэтому кресты с такими характерными признаками могли быть сделаны и в Москве — в Федосеевской и Филипповской беспоповских общинах в XIX веке. Похожие кресты есть в собрании ЦМИАРа, ГМИРиА, упоминаются в публикации О.С.Куколевской, посвященной промыслам в селе Красное Костромской губернии XIX — начала XX века. Однако известно, что для поморских напрестольных крестов характерна монограмма на титле IC ХС, а не 1НЦИ, противоречащая концепции данной ветви беспоповского старообрядчества. Еще одна характерная особенность — изображение в верхнем окончании Спаса Нерукотворного, а не Саваофа. Судя по этим признакам, крест не является поморским. Он принадлежит к изделиям поповских старообрядческих мастерских, вероятно, подмосковных Гуслицких, и может быть датирован XIX веком.
Очень красив киотный крест, медный, литой, с эмалями (илл. 7). Он — восьмиконечный, с прямоугольными окончаниями, прямоугольным средокрестием и прямоугольными клеймами по бокам, размер его 16,4x10,5 см (16,4x11,0 см по окончании клейм), он односторонний, по краю креста — рельефная рамка со штриховкой. В центре — изображение распятого на восьмиконечном кресте Спасителя в крещатом нимбе с монограммами О, со, Н, в титле — IC ХС, выше — ЦРЬ СЛВЫ. В нижнем окончании вертикальной балки креста — изображение горы Голгофы и черепа Адама, монограммы МЛРБ, IT, ГА. По бокам креста — копье и трость, рядом — надпись: НИКА. В верхнем окончании вертикальной балки креста — летящие ангелы в нимбах, надпись: АГГАИ ГДНИ и Спас Нерукотворенный на убрусе в нимбе, надписи: IC ХС, соБРАЗ НЕРУКОТВОРЕННЫЙ. На горизонтальной балке креста — солнце и луна, надпись: СЛНЦЕ и ЛУНА, СНЪ БЖ1Й и молитва: КРЕСТУ ТВОЕМУ ПОКЛНЯЕМСЯ ВЛДЫКО И СТОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ ТВОЕ СЛАВИМ. По бокам креста, в прямоугольных клеймах, предстоящие в нимбах Марфа и Мария с надписями: СТАЯ МАРОА MP0Y, Иоанн Богослов с Лонгином Сотником и надписями: СТЫИ ЮАН С ЛОГИН. Такие кресты получили в народе название «кресты с полотенцами», по размеру они относятся к малым киотным. Аналогичные кресты есть в собрании ЦМИАРа и ГМИРиА. Его отличие от предыдущего креста в том, что он относится к «поморскому» типу и может быть датирован XIX веком.
Нельзя не сказать еще об одном удивительном кресте (илл. 8) — медном, литом, с эмалями, сложной формы, в основе представляющем восьмиконечный крест с многочисленными клеймами. Размер его 22,0x14,0 см, крест односторонний, по его краю и всех клейм — рельефная рамка. На лицевой стороне, в центре, — изображение распятого на восьмиконечном кресте Спасителя в крещатом нимбе с монограммами О, со, Н, с повязкой на чреслах, на титле — монограмма IC ХС / СНЪ БЖ1Й. Сбоку от Спасителя — копье и процветшая трость, монограммы К Т. В нижнем окончании вертикальной балки креста — град Иерусалим с горой Голгофой, Г Г и главой Адама, М А Р Б. В верхней части вертикальной балки креста — летящие ангелы в нимбах, АГГАИ ГДН1, ниже — ЦРЬ СЛВЫ и Спас Нерукотворный на убрусе в крещатом нимбе, соБРАЗ НЕРУКОТВОРЕННИ1, IC ХС. В горизонтальной балке креста — солнце и луна, монограмма СНЪ БЖ1Й, молитва: КРТУ ТВОЕМУ ПОКЛАНЯЕМСА ВАКО ИСТОЕ BCKPECEHIE ТВОЕ СЛВИМ.
По бокам от креста, в прямоугольных клеймах, предстоящие две Марии, Иоанн Богослов и Лонгин Сотник, в двух квадратных клеймах, вписанных в круг, — Ветхозаветная Троица и Богоматерь Знамение с монограммами IC ХС МР. Внизу — прямоугольные клейма Успение Богоматери, надпись сверху стерта, и Богоявление, надпись: БГОЯВЛЕН1Е ЕДА НШЕГО. Над горизонтальной балкой основного креста — Сошествие во ад, надпись сверху полустерта, и — Вход Господень в Иерусалим. Наверху, в центре, в клейме с килевидным завершением, — Собор Богоматери, надпись сверху полустерта, а по бокам, в прямоугольных клеймах, — поясные изображения Богоматери с Младенцем, монограммы MP АХ, IC ХС и Иоанн Предтеча, монограммы — 1ТЬ IO IHH ПРТЧ. Сверху, в завершении этой сложной композиции, — четыре клейма с различными изводами Богоматери с Младенцем, с монограммами, центральное пятое клеймо обломано.
Такого рода кресты относятся к типу крест-икона «Патриаршее Распятие» (Илл. 7). В данном случае — это малое «Патриаршее Распятие», поскольку праздничных клейм — только пять. В большом «Патриаршем Распятии» праздников двенадцать и более. Такие сложные композиции создавались соединением различных клейм створчатых складней, иконок, образков и отлитием их в одной форме. Подобное комбинирование давало бесконечное число вариантов изделий, отсюда появление оригинальных, нетипичных крестов, к коим относится и наш крест. Судя по монограммам IC ХС / СНЪ БЖ1Й, изображению над Распятием Спаса Нерукотворенного, он тоже принадлежит к изделиям беспоповского толка, но судить окончательно о месте и времени создания креста невозможно. Остановимся на формулировке — крест «поморского типа» XIX века.
К третьей группе коллекции относятся кресты сувенирные и предположительно самодельные. Среди них — выносной, процессионный деревянный крест, который В.М.Ахунов привез из Хургады, а также египетский сувенирный крест типа «анх», приобретенный им в 1998 году в Луксоре (Египет), крест самодельный с предметами для причастия. Эти вещи — своего рода проявления национального колорита, предметы личного христианского благочестия, а также самобытные вещи, несущие отпечаток личности мастера.
Как и любого рода коллекционирование, собирание предметов христианской пластики сопряжено с некоторым риском приобретения подделки. Только очень опытный специалист в этой области может определить с первого взгляда, не изготовлена ли вещь сегодня и не использовались ли методы «состаривания» предмета, как то коррозия или патина. Еще в середине XIX века существовали мастерские, подстаривавшие вещи. Нужно иметь сведения о подобных мастерских. Даже данные спектрального анализа зачастую не могут определить время и место изготовления предмета, так как вполне может быть подобран состав сплава, аналогичный древнему. В таких случаях специалисты советуют выяснить, где раньше находилась вещь, кто владел ею до поступления в продажу.
Дарья АНТИПИНА
Иллюстрации предоставлены автором.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 21 (октябрь 2004), стр.88