Мы продолжаем цикл бесед с экспертом в области дизайна, арт-директором архитектурного бюро II Centro Nuovo Ольгой ВОЛОБАЕВОЙ. Если в прошлый раз речь шла о предметах восточного искусства в интерьере, то сегодня мы поговорим о родной для Il Centro Nuovo итальянской скульптуре. («II Centro Nuovo» в переводе с итальянского — «Новый центр»).
— Ольга Алексеевна, в последнее время мы наблюдаем всплеск интереса к архитектуре русской усадьбы. Этому явлению посвящено много публикаций в прессе, выставок, проектов известных зодчих. Но вот о скульптуре как о неотъемлемой части декорирования богатых усадеб мы слышим мало. Почему так происходит?
— Дело в том, что создание высококлассной скульптуры требует в первую очередь сложившихся эстетических и ремесленных (технологических) традиций, которые обычно передаются от отца к сыну, а также платежеспособного и, я бы сказала, осмысленного спроса. Ни того ни другого в нашей стране долго не было. Ситуация кардинально изменилась два года назад. В то время появились, с одной стороны, предложения качественных копий и антиквариата с Запада и из Петербурга, а с другой стороны — очень разборчивые клиенты, которые строили себе уже третью или пятую усадьбу и хотели сделать ее наполнение предметами искусства гармоничной с фасадом.
— Каким вы считаете место скульптуры в современной классической усадьбе?
— Для того, чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к истории русской усадьбы XVIII—XX веков. Крупные и среднепоместные усадебные комплексы, вроде подмосковных Кускова, Останкина, Архангельского, в XVIII столетии строили как русские интерпретации европейских стандартов. Наиболее богатые владельцы таких усадеб для украшения самых представительных мест своих парков и домов могли позволить себе ввозить скульптуру, в первую очередь из Италии, известной мраморными каменоломнями, а также мастерами. Сейчас эту скульптуру можно увидеть в Эрмитаже и ГМИИ им. Пушкина. Другие же заказывали талантливым русским мастерам делать копии.
К концу XIX века вследствие крестьянской реформы произошел упадок помещичьей культуры и угасание многих знаменитых усадеб. В начале XX века появились новые дворянские усадьбы, которые оформляли в так называемом неоклассическом стиле — транскрипции русского классицизма второй половины XVIII — начала XIX века. Всплеск интереса к античности истории русской художественной культуры получил название Серебряного века. Интересно, что такие усадьбы заказывали как придворные, так и новые русские — капиталисты.
Революция перечеркнула это замечательное развитие неоклассических усадеб, но, как известно, в истории все повторяется.
И вот уже новые чиновники и новые русские капиталисты начала следующего века, порой ничего не знающие о своих предшественниках, движутся по тому же проторенному «неоклассическому» пути. Неслучайно именно в этом году реконструирован особнячок в неоклассическом стиле баронессы Майендорф в Барвихе, построенный архитектором Бойцовым в начале XX века!
Итак, представим неоклассическую усадьбу некоего современного аристократа из Санкт-Петербурга. Это парк размером 0,5 — 1 га и дом размером 700—3000 кв. м.
Фасады готовы, ландшафтная архитектура готова... А что отсутствует? Посмотрите на Кусково и Арханельское... Конечно, это белые античные красавицы и красавцы — Венеры и Аполлоны. Но если приобрести копии где-нибудь на МКАД по 200 долларов за штуку, то роскошная усадьба приобретет вид парка им. Горького советских времен. Поэтому разборчивые хозяева обращаются, как и века назад, к совершенству итальянской скульптуры и приобретают ее: 2 — 3 — для парка и 1—2 — для гостиных зон дома.
— Как изготавливают скульптуру в Италии?
— Сегодня, в начале XXI столетия, классическую скульптуру в Италии называют умирающим искусством. Это связано в первую очередь с тем, что молодые мастера не горят желанием идти по стопам своих учителей и месяцами создавать одну скульптуру.
Возьмем конкретный пример. II Centro Nuovo эксклюзивно представляет в России фирму Leonardo Caminetti, которая известна своими скульптурами и каминами со скульптурными композициями. Она находится в местечке, которое веками славилось мастерами, делавшими из камня, добываемого в местной каменоломне, и из каррарского мрамора настоящие шедевры. Так вот, если еще век назад в этом месте трудились десятки талантливых скульпторов с целыми школами учеников, то сегодня их остались единицы. Например, в Leonardo Caminetti скульптуры высшего класса ваяют только сам хозяин фирмы и один старый мастер, которому уже за семьдесят...
Естественно, скульптур туристического уровня и скульптур-подделок (их можно легко определить, постучав и услышав пустотелый звук) выпускается множество, но установить их на вилле уважающий себя хозяин не всегда решится.
— А каковы сюжеты скульптур?
— Как и в русской усадьбе, в основном это реплики произведений трех периодов: античности, Возрождения и маньеризма. Здесь следует отметить, что именно итальянские скульпторы благодаря своему таланту и умению могут в мраморе отобразить совершенство и красоту античной Венеры, легкость движения танцующей цыганки или холодный взгляд императора Августа, в то время как в репликах мастеров северных стран такие сюжеты выглядят пошловато.
— Ваши итальянские ваятели изготавливают скульптуры для конкретных интерьеров или вы вписываете в интерьер уже имеющиеся произведения?
— Теоретически первый вариант предпочтительнее. Ио в реальной жизни получается по-другому — наши заказчики не желают ждать месяцами, а покупают то, на что они могут полюбоваться в Москве. Поэтому мы прогнозируем ситуацию с нашими проектами и на свой страх и риск заказываем и выкупаем самые выдающиеся произведения, представляя их клиентам в нашей студии, расположенной в доме Оперного искусства на Остоженке. Бывает ведь что заказ могут исполнять и полгода, а случись что с мастером — заказы и вовсе перестают выполняться...
— В каких еще регионах Италии живут традиции мастеров скульптуры?
— Конечно, небольшие студии, работающие в основном с мрамором, можно встретить по всей Италии, особенно много их на севере. Но они специализируются, как правило, на работах среднего класса. Другой интересной меккой для архитектора по интерьерам является тосканский город древних этрусков — Вольтерра, расположенный на высоком плато и славящийся месторождением алебастра. Светильники из алебастра, светящиеся изнутри, в форме бюстов и лошадиных голов являются прекрасным наполнением гостиных.
— Как я понимаю, вы предлагаете включить итальянскую скульптуру в ландшафт парков и интерьеры вилл новых русских. Но не будет ли она смотреться этаким анахронизмом на фоне нынешней жизни — с СВЧ-печами, плазменными панелями и системами кондиционирования?
— Основная задача архитектурного бюро как раз в том, чтобы создать гармоничную среду обитания хозяев, а не набор разноречивых и нестыкующихся между собой предметов коллекционирования. Включение итальянской скульптуры предполагает и мраморные полы с рисунком, сочетающимся со скульптурой, и классические камины, перекликающиеся с ней. Что касается плазменных панелей, есть разные способы их спрятать. Например, в некоторых случаях мы применяем очень хитрое изобретение одной швейцарской фирмы, которая прячет плазменную панель... прямо в камине! Когда нужно использовать камин, панель уезжает вверх. Таким образом, классический интерьер остается как бы не тронутым временем и, как и века назад, удивляет хозяев и гостей классическим совершенством. Ведь неслучайно в начале прошлого века люди обратились к неоклассицизму — совершеннее его в эстетическом плане человечество пока ничего не придумало...
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 21 (октябрь 2004), стр.40