Появившаяся во второй половине XVIII века мода на изделия в классическом стиле стала причиной исчезновения уникального по технологии производства бисерных мозаик — Коралловой фабрики. Никогда и нигде больше оно не возобновлялось. На антикварном рынке изделия этой мануфактуры почти не встречаются.
В городе Брауншвейг (Нижняя Саксония) в 1755 —1772 годах работало предприятие, основанное «художественным ремесленником и предпринимателем» Иоганном Михаэлем ван Зеловым, вероятно, выходцем из Голландии. Немецкие исследователи Э.Холм и Г.Э.Пазаурек (Е. Holm «Glasperlen. Mythos, Schmuck und Spielereien aus fiinf Jahrtausenden» Miinchen, 1984, s. 17, 66 — 75. G.E. Pazaurek «Glasperlen und Perlenarbeiten aus alter und neuer Zeit.» Darmstadt, 1911, s. 2, 4, 12—16) называют это предприятие мастерской, мануфактурой или Коралловой фабрикой.
Под «кораллами» сначала подразумевались появившиеся в период барокко подделки из стеклянных бус, когда вместо натуральных кораллов брали окрашенное в красный цвет стекло с наполнением воском (для прочности). Затем «кораллами» вообще стали называть большую группу стеклянного бисера. В конце XVIII века немецкий художник И.Ф.Нетто в «Руководстве по вышивке для дам» советовал использовать красные, похожие на рубин кораллы, очевидно — прозрачные, и матовые, выдутые красные стеклянные кораллы. Все «кораллы» были сделаны из стекла, а чтобы «заглушить» его блеск, в расплавленную стекломассу добавлялась костная зола животных.
По данным Г.Э.Пазаурека, «кораллы» относятся к группе пустотелого бисера, который выдувался из предварительно вытянутых стеклянных трубочек при помощи стеклодувной горелки, с внутренним наполнением — воском, краской или же без наполнения. В то же время продукция фабрики И.М. ван Зелова отделывалась в основном непрозрачным, глухим круглым «шмельцем» чаще всего небесно-голубого, зеленого и черного цветов. Классификация бисера раньше соблюдалась не очень строго, и такие термины, как «шмельц» и «кораллы», в более поздних немецких источниках использовались как для пустотелых, выдутых, так и для массивных бусин. По классификации же Г.Э.Пазаурека, «шмельц» относится к группе бисера, получаемого из предварительно вытянутых трубочек, которые во времена ван Зелова раскалывались на отдельные кусочки или эти кусочки «отщипывались» специальными инструментами. Позднее, около 1782 года, трубочки разрезались на вертикально вращающихся кругах-дисках, а после 1890 года — при помощи машины типа гильотины, на которой можно было одновременно разрубить целый пучок трубочек. Полученные цилиндрики затем нагревали, оплавляли, чтобы округлить, то есть сгладить острые края, сначала — в горшках, потом — в тиглях (медных ковшах), ас 1817 года — в непрерывно вращающихся механических металлических барабанах. Слово «шмельц» произошло от немецкого глагола «schmelzen» — «плавить».
На Коралловой фабрике изготавливались и отделывались мозаикой из этого бисера в основном предметы мебели: бюро, шкафчики, столики-приставки (консоли), ломберные и декоративные столики, а также небольшие декоративно-прикладные вещицы — различные вазы, коробки, тарелки, банки, пивные кружки и скульптурки животных и птиц, чаще всего попугаев.
И.М. ван Зелов называл эти работы своим авторским, личным изобретением. На деревянную основу, которая использовалась чаще всего, хотя встречаются металлические и глиняные поверхности, наклеивалось льняное полотно, затем наносилась специальная мастика серовато-белого цвета. Она постепенно затвердевала, и в эту, пока еще мягкую, клейкую массу вдавливались нити с нанизанным на них крупным прозрачным и разноцветным непрозрачным бисером, предварительно уложенные на образец. Эта технология, разработанная ван Зеловым, берет свое начало, по мнению Г.Э.Пазаурека, от мозаичного искусства ренессансных гротов, украшенных раковинами, как, например, в Мюнхенской резиденции.
Для художественно-стилистического решения мозаик фабрики И.М. ван Зелова характерны определенные закономерности. В их декоре четко прослеживаются черты стиля рококо — динамичный рисунок, крупные цветовые пятна, яркая, сочная красочная гамма. Наиболее распространенные мотивы: рокайльные завитки, растительные орнаменты, в том числе — ветви с листьями и плодами (например, на столике из собрания графов Шереметевых, который экспонируется во дворце Государственного музея керамики и усадьбы Кусково XVIII века), дворцы и регулярные парки, попугаи, «китайский» стиль — шинуазри.
При сравнении столика с аналогами фабрики ван Зелова обращают на себя внимание несколько отличительных признаков, свойственных столешницам данного производства, — в их общей форме, характере композиции мозаики, проработке отдельных элементов.
Углы прямоугольных столешниц имеют характерное трехлопастное закругление. По всему периметру тянется повторяющий форму бортика полосатый бордюр, образованный чередующимися рядами прозрачного и молочно-белого бисера.
Основные орнаментальные мотивы — завитки, листья, побеги и прочее — «оконтурены» бисером темных, реже светлых тонов. В этом художественном приеме, несомненно, чувствуется сходство с бисерно-стеклярусными вышивками второй половины XVIII века. Мозаичные картины римского и флорентийского типа в своем развитии были тесно связаны с живописью. А их декоративные узоры также обнаруживают родство с орнаментикой тканей и вышивок.
Характер расположения бисерин тесно связан с технологическими особенностями мозаики данного типа, когда отдельные элементы узора заполняются снизками бисера (определенным количеством бисеринок, нанизанных на одну нить), выложенными рядами по форме рисунка. По внешнему виду такие мозаичные работы более всего похожи на вышивки «в прикреп». В них бисер, нанизанный на одну нить, пришивался к холсту другой нитью небольшими поперечными стежками. Этот прием был типичен для западноевропейских вышивок второй половины XVII — XVIII века и русских — второй половины XVIII века, создававшихся под их влиянием.
Небольшая цветовая гамма мозаики в целом определялась небогатым ассортиментом выпускаемого в то время бисера. Но при этом мозаики получались очень яркими, красочными из-за цветового и тонового контраста, когда отдельные фрагменты заполнялись бисером всего двух, реже — трех сильно отличавшихся тонов или даже разных цветов. Для бисерного шитья первой половины XIX века характерны уже обширнейшая цветовая палитра и тончайшая градация полутонов при передаче светотени.
Это придает изделиям фабрики ван Зелова большую декоративность по сравнению с мозаиками римского типа второй половины XVIII века, тоже набиравшимися из мелких кусочков, но, по сути, имитировавшими живопись.
Фон, занимающий достаточно большую часть в центре композиции, как правило, был молочно-белого цвета, а не черным, как на столешницах флорентийских мозаик середины XVIII века, например, из собрания Эрмитажа. Эта особенность мозаик ван Зелова также роднит их с бисерно-стеклярусными вышивками стиля рококо, выполнявшимися преимущественно на светлом фоне — перламутровоопаловом, серебристом и молочно-белом.
В целом бисерные мозаики своим внешним видом более всего походят на современные им вышивки, поскольку именно технология вышивки оказала на эту мозаику значительно больше влияния, чем технологии других мозаик.
Прогноз И.М. ван Зелова, что изделия его фабрики при повседневном использовании будут долговечны, оправдался только в отношении бисера. Когда деревянная основа не подвергается большим температурно-влажностным перепадам, он держится хорошо. Но, в частности, столики оказались чисто декоративными, их деревянные части растрескивались, ломались, и многие из них были со временем утрачены.
В 1773 году фабрика закрылась из-за плохого сбыта; по-видимому, это было связано с тем, что в моду начинали постепенно входить изделия классического стиля. Производство таких бисерных мозаик никогда и нигде больше не возобновлялось, они даже в Европе считаются редкими и почти не встречаются на антикварном рынке.
Ирина МЕРКУЛОВА
Иллюстрации предоставлены Государственным музеем керамики и усадьбой Кусково XVIII века.
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 21 (октябрь 2004), стр.26