Новый интернациональный стиль: рококо
В начале 1730-х годов в европейском художественном стиле произошли коренные изменения. В формах и украшениях предметов симметричные строгие линии уступили место асимметричным, заимствованным у растительного мира. Преобладали кривые и волнообразные линии, силуэт становился нечетким, зыбким, что создавало впечатление легкости и мягкости. Эта особенность лучше всего проявилась в изображении листьев терновника, раковин, широких складок, завитков, морской пены и мха. Считается, что слово «рококо» происходит от французского слова «rocaille», что значит «работа из камня», то есть применение в украшениях неорганических материалов. Очень часто использовались цветочные мотивы, несколько стилизованные, но не потерявшие своих ботанических характеристик, в виде гирлянд, букетов или отдельных веток и нескольких листьев.
Новый стиль декоративно-прикладного искусства, для которого характерны движение, асимметрия и натурализм, отражал изменения в обществе того периода. Надо сказать, что с зарождением среднего класса, набиравшего силу и уже становившегося лидером экономического преобразования, в обществе устанавливалось некое социальное равновесие.
Справедливости ради отметим, что рококо можно считать стилем аристократии и верхушки среднего класса. В то время уже не возводили пышных резиденций в виде замков и дворцов, а строили дома попроще. Комнаты в них были меньше и уютнее, причем одна из них была гостиной, ставшей весьма популярной еще со второй половины XVII века. Для ее украшения, а также для украшения столовых и будуаров, требовались красивые серебряные предметы. Именно тогда и появился новый класс покупателей — знатоков изящного искусства и коллекционеров, которые отводили серебру видное место.
Чайники, кофейники, сосуды для шоколада
В то время широкое распространение получили серебряные сосуды для экзотических напитков. Формами они были очень схожи с посудой из майолики и фарфора, которая использовалась для тех же целей, но из-за различия в материале выглядели совсем по-другому. Кофейник сначала изготавливали цилиндрической формы, сужавшейся кверху, с носиком, прикрепленным к середине сосуда, и конической или куполообразной крышкой, прикрепленной к ручке. На английских кофейниках XVII века, как правило, не было украшений, кроме гравированной дарственной надписи или инициалов. В начале XVIII столетия декор появился на носике и на месте присоединения ручки. К 1720 году серебряных дел мастера придумали для кофейника другую форму - восьмиугольную.
В период рококо он был продолговатым, обильно украшенным (особенно низ сосуда и носик), у него по- прежнему была круглая основа. Со временем он становился все больше и шире. Такие модели кофейников предпочитали изготавливать английские мастера XVIII века. Французские же делали, в основном, грушевидные кофейники, на трех ножках, с прямыми ручками, с прикрепленным вверху, сразу под крышкой, очень коротким носиком. Для итальянского производства типичен венецианский кофейник с вертикальной насечкой, носиком на самом верху, слегка выступающим и расширяющимся восьмиугольным основанием. Позднее рифленые полосы сменились спиралеобразными, а плоское основание — тремя ножками.
В XVIII веке английское общество пристрастилось к чаепитию. Появились даже специальные заведения, в которых подавали чай и кофе. Так, в Деверо Корт в 1708 году Томас Твайнинг основал «Кофейный дом Тома», ставший популярным местом встреч знаменитых юристов и их клиентов. Чай наливали из сосудов так называемой «формы пули», то есть как бы сжатой сферы, с ручками и крышкой. Длинный носик выступал снизу. Эти сосуды были похожи на китайские керамические чайники. Первый известный английский чайник датируется 1670 годом, по существу, он выглядел так же, как кофейник того времени, только на нем было выгравировано слово «чайник». В начале XVIII века цилиндрическая форма уступила место грушевидной, что было функционально удобнее. Длинный носик припаивался к середине шарообразной части чайника К 1740 году форма чайника изменилась: более обширной стала верхняя ее часть, а основание — тонким и сужающимся. Украшения, все еще не очень обильные, концентрировались на его верхней части, крышке и месте присоединения носика
Форма шоколадника, распространенного в Италии и Франции, но менее принятого в Англии, весьма отличается от формы кофейника — она не такая округлая. Кроме того, прямую деревянную ручку крепили под прямым углом к носику. А главное отличие было в том, что шишечка на крышке отвинчивалась или открывалась, благодаря чему можно было смешивать кипящее молоко с кусочками шоколада или с какао.
Подсвечники и канделябры
В тот период очень изменился вид подсвечников. Европейские серебряники стали широко использовать волнообразные линии рококо. Основания подсвечников они облекали в скульптурные формы, которым присуща видимость движения, а ножку нередко отливали спиралевидной или перекрученной формы. Этим особенно отличаются венецианские подсвечники, тогда как основание английских, как правило, было гладким. Ножка в виде спирали принимала причудливые формы, центральную ее часть иногда делали выпуклой. Такую модель подсвечников предпочитали голландские мастера.
Текучесть и непрерывность линий рококо в сочетании с декоративными элементами часто встречаются на двухрожковых подсвечниках и канделябрах с тремя или более рожками в виде стилизованных ветвей с листьями. Насадок же, в который вставляется свеча, зачастую принимал форму цветочного бутона или венчика. Гибкие выразительные линии использовались и в разных вариациях черенка подсвечника, выполненного порой в антропоморфической форме, например, кариатиды. Во Франции большой популярностью пользовался литой подсвечник в виде фигуры прекрасной девушки, словно выходящей из украшенной листвой подставки подсвечника. (Этот мотив повторяли и в Англии, особенно часто — мастера династии Ле Саж.) Внизу, непосредственно над основанием, подсвечник украшали красивыми скульптурами, например купидонами. Самые выдающиеся работы этого ряда — подсвечники знаменитого французского мастера Франсуа-Тома Жермена.
Благодаря использованию скульптур в качестве украшений подсвечники уже не выглядели составленными из разных частей — основания, черенка и верха — изделиями. Они уже отличались единой композицией, в чем можно убедиться, глядя на работы, сделанные по эскизам известного художника Жюста Ореля Мейссонье, гравюры которого сыграли большую роль в распространении рококо в Европе.
Декоративный набор рококо
Самый отличительный признак декора рококо — отсутствие прямых линий. Они — извилистые, волнистые, в виде «С» (вроде уха), вытянутые, расширенные, переплетенные. Два «С», переплетенные и развернутые в разные стороны, составляют «S», а это уже другой стилистический элемент
— завиток, который частично заимствован у растительного мира, частично
— у классической волюты.
На первый взгляд, декоративные элементы рококо — произвольное нагромождение сплетенных листьев, S-мотивов, завитков из растений, цветов и фруктов. Однако, рассмотрев их внимательно, мы увидим, что целое состоит из одинаковых, повторяющихся, но весьма причудливо расположенных элементов. Так, цветы и виноградные лозы соединяются с завитками из листьев и скульптурными волютами. Совершенно очевидно, что большое внимание уделялось деталям. Орнамент отличается динамизмом, который достигается благодаря обилию спиральных форм и перекручиванию, что оживляет поверхности и облегчает формы. Благодаря именно этим декоративным особенностям, стиль рококо легко можно узнать в многообразии произведений из серебра.
У серебряных дел мастеров был большой простор для творческой фантазии — использование декоративных элементов никак не ограничивалось, поэтому, как правило, орнаментальные композиции на серебре не повторялись. Возможно, это по- служило причиной того, что в своей последней фазе стиль рококо стал чересчур уж причудливым и перегруженным деталями, а потому неудивительно, что он начал отступать перед зарождавшимся новым стилем — неоклассицизмом.
В период рококо ими очень часто пользовались во время еды. Чтобы они не портили праздничный вид стола, кувшины и чашки для мытья рук, как и другую столовую посуду, украшали, благо, их немаленькие размеры позволяли это делать. Но самое главное — наличие на столе второстепенных серебряных предметов еще больше подчеркивало статус и финансовое положение хозяина дома Кувшины и чашки для мытья рук украшали традиционным декором, восходившим к моделям Испании, Италии и Португалии XVI века, в шлемообразных формах, типичных для сосудов Германии, Нидерландов и Англии. Основанием им служила куполообразная ножка, которую в ранних вариантах припаивали непосредственно к сосуду. Позже форма основания становилась шире и выше, к сосуду его присоединяли с помощью архитектурной детали в виде сплюснутого шара или шишки. От этого кувшин, например, становился гораздо изящнее. Но поскольку использовали все более сложные украшения, само основание уже представляло собой большой декоративный элемент, состоящий из извилистых асимметричных линий и завитушек, плавно переходивших на сосуд. При этом создавалось впечатление непрерывного движения вверх и подчеркивалась вертикальность кувшина. Емкость сосуда была двух вариантов: шлемовидной, с расширяющимся носиком, и более круглой моделью с широкой серединой и носиком, почти скрытым украшением. Второй тип предпочитали французские мастера, причем крышку кувшина они выполняли очень похожей на крышку кубка. Декорировался главным образом низ тулова, так что казалось, будто это венчик держит весь кувшин. Большая его часть была почти гладкой, украшались борта кувшина, имевшие чаще всего неровную, волнистую линию. Ручки могли крепиться к кувшину в двух точках — вверху и внизу либо в одной точке. В последнем случае ручка имела форму С, которая уравновешивала выступавший носик. Волнистые борта чашки для мытья рук всегда декорировали так же, как и кувшин, повторяя его орнаментальные мотивы.
Чайницы
Как уже упоминалось, в XVIII веке в Англии началось повальное увлечение чаем, и его стремительно возросшая популярность значительно повлияла на декоративно-прикладное искусство, особенно в области создания керамических и серебряных изделий. Приготовление чая и его потребление потребовали изобретения новых типов серебряных приборов. Кроме чайников для кипячения воды и заваривания чая, начали изготавливать и серебряные молочники, сахарницы и даже чашки (от которых, правда, скоро отказались, так как они сильно нагревались). Появились также чайницы для хранения сухого чая, которые представляли собой небольшие, весьма изящные предметы, дополнявшие сервизы и дорожные наборы.
Первые коробочки для чая в Англию завезли с Дальнего Востока. Их называли «caddy», поскольку хранить они могли только один catty чая (catty — азиатская единица веса). Чаще всего чайница представляла собой высокую коробочку, украшенную в стиле рококо в сочетании с восточными мотивами. Примером такого типа изделий могут служить работы Поля де Ламери, датированные 1748 годом, которым подражали многие мастера. Сохранились также чайницы, состоящие из трех коробочек: двух одинаковых — для разных сортов чая и одной — для сахара. Их форма очень подошла для декоративного украшения стилистическими мотивами рококо.
Кубки
В России в то время национальные формы русской утвари вытесняются из быта новыми формами посуды. Столичные серебряники изготавливали искусно декорированные резьбой, позолотой, чернью высокие стопы с гранеными или округлыми стенками, стаканы на фигурных ножках в виде птичьих лап, шариков, стилизованных плодов. В конце XVII века в придворном быту появились первые кубки и крркки, выполненные московскими мастерами по привозным европейским образцам. Среди изделий особо следует выделить кубок с крышкой. Он не был выразителем чистого стиля рококо, так как в некоторых чертах повторял традиционные кубки немецкой школы XVI—XVII веков, выполненные в стиле поздней готики и барокко и благодаря монументальности и пышности форм подчеркивавшие богатство и власть своих владельцев. Самый яркий пример изделий такого типа — так называемый «кубок Максимиллиана», высотой 56 см, изготовленный в Ню- ренберге в 1510 году. Русские модели очень похожи на немецкие, и хотя они, как уже было сказано, не отражают стиль рококо в чистом виде, их живописность и неудержимая фантазия сродни рококо.
Кубки делали двух типов: в виде грозди винограда либо из двух грушевидных чашек — одной большой и одной маленькой, служившей крышкой. Последний тип известен как «Кубок дружбы». Его основание в готическом стиле украшено многолистным орнаментом Характерная особенность такого кубка — элемент, соединяющий основание с туловом. Он зачастую выполнен в виде антропоморфной фигуры — ангела или амурчика, что делает переход от основания к кубку очень резким. Именно этот элемент близок стилю рококо. А отличительная черта русских кубков — почти всегда они увенчаны императорским орлом
Живой стиль рококо
С течением времени в украшениях стиля рококо уже существовавших форм произошло слияние декоративных элементов. Благодаря волнистым, струйчатым линиям и спиралям серебряные изделия казались текучими и подвижными. Пример тому — кофейники американского, фламандского, голландского и итальянского производства. До наших дней сохранилось большое количество предметов того периода. Интерес вызывают кофейники, сделанные нью-йоркским мастером Майером Майерсом (1723— 1795) в форме сужающегося цилиндра, популярной в конце XVII века. Мастер добавил элемент рококо в месте сочленения носика и тулова, а также в месте крепления ручки, особенно внизу, где кривизна ручки придает видимость движения. Во фламандских и голландских изделиях это ощущение достигается благодаря спиральным ребристым линиям, выполненным по всему грушевидному тулову сосуда. Ребристые линии вначале были широкими, затем стали более узкими, компактно расположенными, в результате чего усиливалось это ощущение движения. Итальянские мастера добивались этого, за счет того, что носики выполняли в виде лебединой шеи, а тулово украшали волнистыми рифлеными элементами. Именно эти текучие контуры носика, заметно выступающего из сосуда, придают ему сбалансированность.
Типы кофейников
В середине и конце XVIII века кофейники изготавливали практически по всей Европе. Популярными моделями были четыре основных типа: амфорообразные, грушевидные, грушевидные перекрученные и маленькие. Последний отличается от остальных лишь размером: вместо обычных 30—40 см высоты только — 13—20 см. Его в шутку называли «эгоистом», поскольку он предназначался для одной персоны. Эти кофейники встречались редко, как правило, в комплекте из двух кофейников с одинаковым украшением, один из которых был стандартного размера. Основанием ему служили массивный постамент или три ножки, чаще всего — в виде когтей. Носик мог быть отлит вместе с туловом либо выполнен отдельно, а затем припаен, но, как правило, он был вытянут вверх от округленной нижней части сосуда. Такие носики называются «горлышками птиц» или «лебединой шейкой». Крышки крепились к верху ручки или были съемными. На прикрепленных крышках были места для опоры пальца, наверху — маленький элемент, иногда в виде фигурки, не столько декоративный, сколько функциональный. Ручку, чаще всего деревянную, присоединяли в двух местах — у самого бортика кофейника и у самой широкой части ту- лова. Кофейник оценивается в зависимости от качества его исполнения, наличия украшений, оригинальности формы сосуда, ручки и носика, скульптурных элементов и их гармоничного сочетания.
(Продолжение следует.)
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 30 (сентябрь 2005), стр.58